Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хронология творческой деятельности





Прежде чем перейти к конкретным произведениям и художественной эволюции А.К. Денисова-Уральского, представляется необходимым остановиться на некоторых фактах биографии художника, имеющих значение для рассматриваемого аспекта его творчества.

В ходе проведенных исследований, нам удалось уточнить ряд данных, приведенных предшественниками1, установить новые источники информации, проверить и конкретизировать некоторые из высказанных исследователями положений.

Так как изложение отдельных фактов не позволит создать ясную картину творческой жизни камнереза и ювелира, нам представляется разумным изложить собранный материал, поместив его в контекст биографии мастера, для чего мы будем использовать сведения, изложенные в трудах ведущих исследователей жизни Денисова-Уральского и российской культуры обработки камня и драгоценного металла рубежа 19-20 веков.

Насколько удалось установить биографам, род камнерезов и знатоков уральских недр Денисовых известен с деда художника -горнозаводского крестьянина-старообрядца Осипа Денисова. Его сын, Козьма Осипович Денисов более двадцати лет проработал в шахтах Березовского завода, потом переехал с семьей в Екатеринбург, где Денисовы купили дом на углу Покровского проспекта и Кузнечной улицы.2 Дом этот останется родовым гнездом Денисовых на многие годы - именно в нем будет открыт екатеринбургский магазин А.К. Денисова-Уральского.

Еще в Березовске Козьма Денисов освоил рельефное мастерство — изготовление «наборных» картин, «насыпных» икон, горок-колекций. Очевидно, его произведения пользовались определенным признанием, так как в 1872 году он экспонировал свои работы на Политехнической выставке в Санкт-Петербурге, а на следующий год «наборные картины» демонстрировал на Венской всемирной выставке.

В 1863 году в семье камнереза родился сын Алексей. Спорный вопрос о дате рождения Алексея Козьмича представляется решенным СВ. Семеновой: в книге «Очарован Уралом» она, опираясь на архивные документы, убедительно доказала, что художник появился на свет 6 февраля 1863 года.

Имея ввиду существовавшую в то время практику привлечения всех поколений семьи к камнерезному промыслу, нетрудно предположить, что с малых лет мальчик участвовал в разных видах работ, связанных с обработкой цветного камня. Дебютом молодого мастера стала Всероссийская художественно-промышленная выставка 1882 года в Москве, в которой он принимал участие вместе с отцом. Алексей Денисов представил на выставку «минералы с Уральского хребта, картину из уральских минералов, сталактитовый грот из них же».1 Подробнее о последнем из названных экспонатов сообщается в Горном журнале: «Коллекция г. Денисова, сгруппированная в виде горки с гротом, заключает в себе прекрасное собрание минералов, встречающихся на Урале, и представляет наглядно залегание некоторых коренных пород хребта Уральского».2 На той же выставке рельефную карту Урала приобрела одна из московских гимназий. О том, что работы А.К. Денисова были отмечены наградой на этой выставке мы узнаем из этикеток, маркирующих ряд крупных произведений4, и из каталога выставки «Урал и его богатства»: «...получены награды на выставках: В Москве 1882 г. За коллекции минералов, модели (Уральского хребта) и изделия из минералов».5 (СВ. Семенова ошибается, утверждая, что «работы Денисова-младшего не были ни отмечены критикой, ни поощрены наградами выставочного комитета»).

Смерть отца, Козьмы Осиповича, заставляет Алексея Денисова сосредоточится на изготовлении работ, приносящих доход. В. 1884 году он получает от Ремесленной управы звание цехового мастера рельефного мастерства.2

Следующим важным событием стала Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка 1887 года в Екатеринбурге. Художник представил на ней «Изделия из цветных камней: горки, насыпные картины и иконы». Обозреватель «Екатеринбургской недели» писал: «...Внимание же свежего человека будет приковано ко многим, действительно, выдающимся по своей красоте, изяществу и трудности исполнения, вещам, к числу которых нужно по справедливости отнести... насыпную картину из цветных камней Денисова из Екатеринбурга».4 Кроме работ, экспонировавшихся самим мастером, произведение А.К. Денисова «модель среднего южного Урала» представил А,В. Калугин.5 Об этом мы узнаем из периодики того времени следующее: «...на наш взгляд это - не модель строго научного характера, а просто агрегат всех почти уральских минералов, обыкновенная «горка» прекрасной работы (работы известного уже нам кустаря Денисова) могущая служить украшением письменного стола или кабинета любителя-минералога».1 По итогам выставки Алексей Козьмич был награжден Большой серебряной медалью «за художественные изделия из камня».

В следующем, 1888 году, экспонаты, представленные Денисовым, были отмечены жюри так называемой «Северной» выставки в Копенгагене (Скандинавская промышленная, сельскохозяйственная и художественная выставка)/

Из официального каталога русского отдела Парижской выставки 1889 года мы узнаем, что и в этом престижном форуме участвовал уральский мастер. В разделе «Класс 41. Горное дело и металлургия» под номером девять значится экспонент «Денисов (А.К.) в Екатеринбурге».4 И далее приводится список представленного на выставку: «1) Грот из сибирских минералов с петрографическим разрезом золото-содержащих пород и моделями машин; 2) Три пейзажа из минералов (Северный Урал); 3) Стол яшмовый; 4) Пресс-папье в виде грота; 5) Пресс-папье из малахита».1 За представленные экспонаты А.К. Денисов был награжден «Почетным отзывом».2

Следующий 1890 год ознаменован первым шагом в освоении столицы: по данным Б.В. Павловского, не позднее этого времени Денисов поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств. В этом же году Алексей Козьмич экспонирует рельефные картины из камня на Казанской научно-промышленной выставке4, и вновь его работы были отмечены жюри: как сообщает местная периодика, Денисов из Екатеринбурга награжден Малой серебряной медалью по отделу ювелирно-серебряного производства.5

Date: 2015-11-13; view: 444; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию