Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания. [1] Св. Грааль, Легенда о Святом Граале (от старофранц






[1] Св. Грааль, Легенда о Святом Граале (от старофранц. San Gral — Святая Чаша) Средневековая легенда о чаше из драгоценного камня, из которой, по преданию, Иисус Христос пил вино с апостолами в последний раз на Тайной Вечере и в которую позже евангельский праведный Иосиф Аримафейский собрал святую кровь распятого Спасителя Миф о Святом Граале несет в себе возможность различных толкований и вопросов. «Некоторая неясность, что же такое “Грааль” — конструктивно-необходимая черта этого образа. Грааль — это табуированная тайна, невидимая для недостойных, но и достойным являющаяся то так, то иначе, с той или иной мерой “прикровенности”» (С. Аверинцев Статья в Энциклопедии «Мифы народов мира», т. 1, с. 317.) Здесь и далее примеч. переводчика.

[2] трансгрессия (лат transgressio — переход) — естественнонаучный термин, относящийся, собственно, к геологии в процессе сдвигов геологической природы означает переход моря за линию берега. В качестве термина, обозначающего преодоление некой границы или барьера, употребляется в этнологии и антропологии.

[3] Принцип дополнительности — великий принцип научного познания Согласно сформулированному Нильсом Бором «принципу дополнительности», при экспериментальном исследовании микрообъектов могут быть получены точные данные либо об их энергиях и импульсах, либо о поведении в пространстве и времени.

Эти две взаимоисключающие картины энергетически-импульсная и пространственно-временная, дополняют друг друга.

Именно в эти годы в размышлениях Гротовского впервые возникает ассоциация с открытиями отнюдь не в зрелищной сфере с именем великого ученого современности Нильса Бора, сформулировавшего этот принцип. Еще раз он вернется к примеру Бора, когда будет задумывать создание Института Актера, который, собирая и концентрируя у себя эмпирические материалы и результаты исследований, мог бы служить «банком данных», по аналогии с Институтом Нильса Бора в Копенгагене.

[4] Любопытная деталь никогда ни в одном спектакле Гротовского дело не доходило до «кровавых рубцов». Но шоково должно было быть впечатление от происходящего, и зритель ему полностью поддался зрители в Театре-Лаборатории тоже режиссировались, только по-иному.

[5] Название спектакля восходит к серии гравюр немецкого художника начала XVI века Альбрехта Дюрера, изображающих некоторые эпизоды из евангельского Откровения ев Иоанна Богослова. В литературе о Дюрере встречается перевод латинского названия серии и как «Апокалипсис с фигурами», и как «Апокалипсис с вариациями».

[6] К этому же времени — лету 1970 года, после пребывания в Индии — относится и разительное изменение внешности, о котором тоже ходили легенды. Из человека «тяжелой» конституции Гротовский превратился в «легкого» человека. (Его не узнали не только актеры Театра-Лаборатории, но и родной брат, узнала лишь мать.) Избегая произвольных домыслов, отметим только, что в поражающем изменении внешнего облика, вероятно, не последнюю роль сыграли как исследовательские познания о возможностях собственного организма, так и внутренняя готовность к изменению.

[7] Имеется в виду сентябрь 1939 года, начало второй мировой войны и оккупации Польши.

[8] Речь идет о периоде подъема движения «Солидарности».

[9] В разные годы и в разных программах с Гротовским сотрудничали артисты-практики, профессиональные знатоки различных исполнительских техник балийские танцоры, мастера восточных боевых искусств, исполнительница индийского «катакхали», суфийский дервиш-танцор.

Консультантами являлись медики психотерапевты и психиатры, специалисты по акустике, по истории религии, этнологии, а также фониатрии.

[10] Значение латинского слова vehicul (буквально транспортное средство, экипаж, повозка, франц. vehicule, англ. vehicle, итал. veicolo) может быть переведено, в переносном смысле, как проводник-посредник, передатчик, переносчик, проводник-вещество, в том числе проводящее средство (звука, света), как связующий материал. Если П. Брук склоняется к смыслу «проводник-переносчик», то Т. Бужинский предпочитает «носитель», а Л. Фляшен употребляет слово «капсула» (переносящая в себе содержимое). Ввиду многозначности понятия «vehicul» Гротовский предлагал сохранять его в оригинале (вэикул), применяя в качестве неологизма.

[11] Выступление Питера Брука на конференции с участием Гротовского, состоявшейся во Флоренции 14 марта 1987 года.

[12] Ответом Питеру Бруку стало выступление Гротовского, которое было опубликовано под названием «PERFORMER».

[13] via negativa (лат.) — путь отрицания.

[14] Eros (греч.) — Любовь, Charitas (греч.) — Милосердие.

[15] parodia sacra (лат.) — священная пародия.

[16] элиминация (от лат. elimino — выношу за порог, удаляю) — удаление, исключение.

[17] in statu nascendi (лат.) — в состоянии рождения.

[18] ITD — название польского журнала, выходящего в Варшаве.

[19] «Редута» («Reduta», польск., — редут, форпост) — театр-студия, основанный в 1919 г. в Варшаве актером и режиссером Юлиушем Остэрвой (1885 – 1947) и театральным деятелем Мечиславом Лимановским (1876 – 1948). Просуществовал до второй мировой войны.

[20] hic et nunc (лат.) — здесь и сейчас.

[21] coniunctio oppositomm (лат.) — сопряжение противоречий.

[22] Respicio (лат.) — буквально: обращать взоры на кого-то, принимать с уважением.

[23] «экуменичных» — связанных с разными религиями.

[24] «Planète» — парижский авангардистский журнал.

[25] coniunctio oppositorum (лат.) — сопряжение противоречий.

[26] фониатрия — раздел вокальной педагогики, изучающий физиологию и патологию голосового аппарата.

[27] От лат. amplificatio — расширение.

[28] Primum non nocere (лат.) — Главное — не навреди.

[29] Первый из трех компонентов, выделяемых Фрейдом в структуре личности средоточие слепых инстинктов. Создателем понятия «Оно», которым пользовался Фрейд, был немецкий врач и ученый Георг Гродек.

[30] ordo temporanus и ordo aeternus (лат.) — порядок временный и порядок вечный.

[31] ignotum per ignotius (лат.) — здесь: объяснять неизвестное через неизвестное.

[32] аутопенетрация — погружение, проникновение в себя, интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики через усвоение структур внешней социальной деятельности. Гротовский называет эти модные термины современной психоаналитики не без иронии.

[33] В польских средних школах (в особенности до войны) не рекомендовалось самостоятельное чтение Библии и Евангелия. Дети узнавали о Священном Писании со слов ксендза-катехизатора.

[34] ашрам (от санскр. «ашрама» — «убежище», «дом») — лесная обитель, место уединения аскетов-отшельников.

[35] психомахия (от греч. psyche — душа; психика, и machae — борьба) — психическая борьба.

[36] intermundus (от лат. «между» и «мир») — здесь: междуцарствие.

[37] В обоих случаях Гротовский имеет в виду подражателей его спектаклей «Акрополь» и «Стойкий принц».

[38] «homo erectus» (лат., антропол. термин) «человек прямоходящий» (стадия развития человеческого вида, предшествующая стадии «homo sapiens»).

[39] «рептильный мозг» — биологический термин, другой термин «ринэнцефалин» — мозг, который находится внутри всякого мозга.

[40] осмос (греч. osmos — толчок, давление) — проникновение, «просачивание» сквозь тонкую перегородку, препятствующую растворяемым веществам.

[41] Don’t improvise, please! (англ.) — Не импровизируйте, пожалуйста!

[42] Гротовский приводит слова из «Проповедей» Мейстера Экхарта (Eckhart, Johannes, Meister Eckhart, ок. 1260 – 1327), немецкого философа и теолога, монаха ордена доминиканцев, представителя средневекового мистицизма, отвергал внешние формы религии, провозглашая так называемую религию сердца.

Интересующихся отсылаем к изданию на русском языке:

Мейстер Экхарт. Проповеди и рассуждения / В пер. с верхне-средненемец. М. В. Сабашниковой. М.: Мусагет, MCMXII (1912 г.) С. 29, 30, 129, 131, 134. Или: Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991. (Репринт с указанного издания 1912 г.)

[43] Выступление Гротовского сопровождалось демонстрацией кинофильма, снятого любительской камерой по спектаклю «Стойкий принц».

[44] performing arts (англ.) — перформативные искусства.

[45] impromptu (франц.) — экспромт.

[46] impact (франц.) — здесь попадание в цель.

[47] higher connection (англ.) — высшее сознание.

[48] Вавель — королевский замок и архитектурный комплекс XV – XVII веков, средоточие светской и религиозной жизни Кракова, старинной столицы Польши. Расположен на взгорье над городом, что вызвало у Выспянского ассоциации с Акрополем, античным архитектурным храмовым комплексом Афин, также расположенным на холме.

[49] Освенцим был организован нацистами в нескольких километрах от Кракова, жемчужины многовековой культуры Польши, также как Бухенвальд — вблизи Веймара, символа художественной культуры Германии.

[50] Художник по костюмам — Юзеф Шайна.

[51] министрант — в польской католической службе помощник ксендза, обычно сопровождающий его в проходе по костелу и во время крестного хода.

[52] Девушкой (Магдалиной) в спектакле была уроженка Латинской Америки Элизабет Альбахака.

[53] Святой Иоанн Креста (Св. Хуан де ла Крус) — испанский монах-мистик XVI века.

[54] Имеется в виду персонаж пьесы английского драматурга Сэмюэля Бекетта «В ожидании Годо», который, несмотря на долгое ожидание, на сцене так и не появляется.

[55] «Kyrie eleison» — «Господи помилуй», «Sursum corda» (лат.) — «Возвысимся сердцем» — слова католических молитв.

[56] «Cogitavit Dominus dissipare…» (лат.) — «И помыслил Господь рассеять…» — слова католической молитвы.

[57] «… convertere ad Dominum, Deum tuum» (лат.) — «… отвернулся ты от Бога, Бога твоего» — слова католической молитвы.

[58] imitatio (лат.) — подражание, изображение, копия.

[59] creatio (лат.) — создание, порождение.

[60] В указатель не внесены бегло упомянутые и не установленные лица, а также те критики и деятели театра, чьи имена и фамилии поясняются в самом тексте книги.


[i] Dziewulska M. Ogmokrad // Teatr Warszawa, 1992. № 13. S. 14.

[ii] Grotowski J. Teatr Źródeł // Zeszyty Literackie Pans, 1987. № 19. S. 105.

[iii] Z Jerzym Grot owskim o teatrze (Wywiad) // Współczesność W., 1958. № 30/20.

[iv] Grotowski J. Listy do Aliny Obidniak z 1956 r. // Notatnik Teatralny. Wrocław, 2000. № 20 – 21. S. 21.

[v] Ibid. S. 25.

[vi] Timoszewicz J. Po XIII Sesji Rady Kultury i Sztuki Kłopoty z teatrem // Poprostu. W., 1954. № 42 – 43.

[vii] Ibid.

[viii] Krzemiński Wl. // Współczesność. W., 1958. № 30/20.

[ix] Falkowski J. Niektóre twarze naszego pokolenia // Ibid.

[x] Z Jerzym Grotowskim o teatrze (Wywiad) // Ibid.

[xi] Grotowski J. Z impresji reżysera Teatr i «Graal» [В программе] «Teatr 13 Rzędów». Opole. Sezon 1958/59. Настоящим редким библиографическим источником автор статьи обязана проф. Збигневу Осинскому. См.: Osmski Z. Grotowski i jego Laboratorium. W., 1980. S. 320.

[xii] Z Jerzym Grotowskim o teatrze // Współczesność. W., 1958. № 30/20.

[xiii] Grotowski J. Teatr a człowiek kosmiczny // Tribune Internationale (dodatek do «Divadelni Noviny»). Praha, 1959, 18 mars.

[xiv] Grotowski J. Impresje zapisane w Szwajcarii // Dziennik Polski. 1959. № 3.

[xv] Goście Starego Teatru Spotkanie dziesiąte z Ludwikiem Flaszenem rozmawia Jerzy Jarocki // Teatr. 1994. № 10. S. 6 – 7.

[xvi] Kelera J. Grotowski w mowie pozornie zależnej [Reportaż z nagrania] // Odra. Wrocław, 1974. № 5. S 39.

[xvii] Grotowski J. O genezie «Apocalypsis» // Teatr-Laboratorium. Décennale. Wr., 1969/70.

[xviii] Zapiski ze zpotkań z J. Grotowskim i L. Flaszenem z l. l. 1962 – 1963 // Notatnik Teatralny. Wr., 2000. № 20 – 21. S. 122.

[xix] Grotowski J. Możliwości teatru. Materiały warsztatowe «Teatru 13 Rzędów». Opole, luty, 1962 // Ibid. S. 123.

[xx] Ibid. S. 125.

[xxi] Institute de Recherches sur le Jeu de l’Acteur Théâtre-Laboratoire. Wr., 1967. S. 10, 21.

[xxii] Ibid. S. 21.

[xxiii] Nya Pressen. Helsinki. 29.VI.1963 г. Годом раньше эта же газета уже писала о Гротовском. См.: «Teater ar ehtkonst». Nya Pressen. Helsinki. {332} 13.VIII.1962 // Teatr-Laboratorium «13 Rzędów». Opole, 1963. S. 22 (архивный машинописный экземпляр).

[xxiv] Dzieduszycki W. Co o tym myślę? // Odra. 1965. № 6.

[xxv] Korewa A. Teatr żarliwy // Argumenty. 1965. № 37.

[xxvi] Raszewski Z. Teatr 13 Rzędów // Pamiętnik Teatralny. W., 1964. zesz 3. S. 241.

[xxvii] Styks M. Ostateczność możliwości // Życie Literackie. Krakow, 1965. № 38.

[xxviii] Obserwator Dziękuję, nie skorzystam z pentaamaksylenu // Kierunki. 1965. № 236.

[xxix] Grotowski J. List do Zbigniewa Osińskiego (28 grudnia 1964, Opole) // Osiński Z. Grotowski i jego Laboratorium. W., 1980. S. 128.

[xxx] Bentley E. Dear Grotowski: An Open Letter // The New York Times. 1969. 30 November.

[xxxi] Bowman A. Teatr Grotowskiego w USA // Ameryka. W., 1970. № 142.

[xxxii] Papp J. Grotowski — odpowiedz poruszonego teatru amerykańskiego // Kultura USA. 1970. № 4.

[xxxiii] Flaszen L. Po awangardzie // Odra. 1967. № 4. S. 39.

[xxxiv] Grotowski J. Listy do Natelly Baszyndzagian [Письмо от 16 января 1973 г. автору вступительной статьи] // Notatnik Teatralny. Wr., 2000. № 22 – 23. S. 166.

[xxxv] Bez gry. Rozmowa z Ryszardem Cieslakiem // Kultura. W., 1975. № 11 (613). 16 marca. S. 11.

[xxxvi] Grotowski J. Przedsięwzięcie Góra (Project The Mountain of Flame) // Odra. 1975. № 6. S. 27.

[xxxvii] Ibid.

[xxxviii] Ibid. S. 24.

[xxxix] Dąbrowski К. Mistenum rozwojowe // Odra. 1975. № 11. S. 39, 40.

[xl] Slommski A. Gadatliwa kanapa // Tygodnik Powszechny. W., 1976. 29 lutego.

[xli] Karpiński M. Anty-Grotowski // Kultura. W., 1975. № 44.

[xlii] Ibid.

[xliii] Kornaś T. Co w nas zostato? // Notatnik Teatralny. Wr., 1997. № 1 (14). S. 142.

[xliv] Grotowski J. Teatr Zrodel // Zeszyty Literackie. P., 1987. № 19. S. 105.

[xlv] Kelera J. Grotowski wielokrotnie. Wr., 1999. S. 64 – 65.

[xlvi] Burzyński T. Grotowski — jedność życia, mysh, dzieła // Teatr. 1989. № 10. S. 14.

[xlvii] Kolankiewicz L. Dramat Objektywny Grotowskiego // Dialog. W., 1989. № 5. S. 128. См. также: Wolford L. Grotowski’s Objective Drama Research. 1996.

[xlviii] Richards T. The Edge-point of Performance. Pontedera. 1997 // Dialog. 1999. № 6. S. 117. См. также: Richards T. Travailler avec Grotowski sur les actions physiques. P.: Actes Sud, 1995, Idem. At Work with Grotowski on Physical Action. L.: Routledge, 1995.

[xlix] Burzynski T. Wehikuł Grotowskiego // Odra. 1991. № 6. S. 75.

[l] Grotowski J. Przemówienie doctora Honoris causa // Notatnik Teatralny. Wr., 1992. № 4. S. 23.

[li] {333} Kijowski A. Grotowski jest geniuszem // Tygodnik Powszechny. 1971. № 41.

[lii] Prokopmk J. Noc z Grotowskim // Notatnik Teatralny. Wr., 1992. № 4. S. 119 – 120.

[liii] Goście Starego Teatru. Spotkanie dziesiąte: z Ludwikiem Flaszenem rozmawia Jerzy Jarocki // Teatr. 1994. № 10. S. 6.

[liv] Grotowski J. Listy do Zbigniewa Cynkutisa. (List z dnia 15 maja 1964) // Notatnik Teatralny. Wr., 2000. № 20 – 21. S. 162.

[lv] Burzyński T. Grotowski -jedność życia, myśli, dzieła // Teatr. 1989. № 10. S. 16.

[lvi] Grotowski w Recamier // Odra. 1974. № 5.

[lvii] Ibid.

[lviii] Цит. по кн.: Osiński Z. Jerzy Grotowski Zrodła, inspiracje, konteksty. Gdansk, 1998. S. 222.

[lix] Grotowski J. Mim i s wiat // Ekran. 1959. № 10.

[lx] Письмо автору вступительной статьи. Прислано из Вроцлава, из Театра-Лаборатории не позднее 1972 г. Архив Натэллы Башинджагян, Москва.

[lxi] Только в 1997 г. было издано наиболее полное собрание текстов — источников авторства Гротовского: The Grotowski Sourcebook. L.; N. Y.: Routledge, 1997.

[lxii] Имеется в виду предполагаемая публикация статьи Е. Гротовского об Антонене Арто в сборнике сочинений Арто издательства «Искусство» (не осуществлено).

[lxiii] Выступление (на франц. яз.) на творческой конференции с участием Гротовского, проходившей в марте 1987 г. в Италии, во Флоренции, в Зале Старейшин.

Впервые опубликовано на итал. яз. в «Teatro e Storm» (Bologna, 1988 № 2/5).

На польск. яз. впервые опубликовано в альманахе «Театральные записки» (Notatnik Teatralny. Wr., 1992. № 4).

Перевод дается по франц. оригиналу выступления, присланному Гротовским переводчику.

[lxiv] Статья впервые опубликована в польском журн. «Одра» (Odra Wrocław, 1965 № 9/55).

Вошла в первое издание кн. «К Бедному Театру» (Grotowski J. Towards a Poor Theatre. Holstebro, 1968).

Перевод дается по изд.: Grotowski J. Teksty z lat 1965 – 1969. Wybór (Seria «Mysi teatralna w Polsce w XX wieku»). Wrocław, 1990.

[lxv] {334} Впервые опубликовано в польском журн. «Театр» (Teatr. Warszawa, 1965. № 17).

Перевод дается по изд.: Grotowski J. Teksty…

[lxvi] Впервые опубликовано в польском еженедельнике «ITD». 1966. № 28.

Перевод дается по изд.: Grotowski J. Teksty…

[lxvii] Впервые опубликовано в польском журн. «Одра» (Odra. 1967. № 1/71).

Перевод дается по изд.: Grotowski J. Teksty…

[lxviii] Впервые опубликовано на франц. яз. под названием «Les techniques de l’acteur» в парижском еженед. «Les Lettres Françaises» (P., 1967. 16 – 22 mars.).

Первая польская публикация в журн. «Одра» (Odra. 1968. № 4 (86)).

Перевод дается по изд.: Grotowski J. Teksty…

[lxix] Текст выступления Гротовского на научной конференции, состоявшейся 15 октября 1968 г. в Париже, в Центре Польской Академии наук.

Впервые опубликован на франц. яз. под названием «Le Théâtre d’aujour d’hui à la recherche du rite» (France-Pologne). 1968. № 28 – 29.

Первая польская публикация в журн. «Диалог» (Dialog. W., 1969. № 8).

Перевод дается по изд.: Grotowski J. Teksty…

[lxx] В мае 1969 г., считая свою работу над пластическими и голосовыми упражнениями на определенном этапе завершенной, Гротовский подвел итоги в беседах с польскими и иностранными стажерами Театра-Лаборатории. Эти беседы легли в основу статей «Упражнения» и «Голос».

Впервые опубликовано на франц. яз. под названием «Exercices» (Action Culturelle du Sud Est Anex). 1971. № 6.

Перевод дается по указанному франц. изд., присланному Гротовским переводчику в 1972 г. и сверенному с публикацией в книге Grotowski J. Teksty…

[lxxi] {335} Первая польская публикация в варшавском журн. «Диалог» (Dialog. 1980. № 1).

Перевод дается по изд.: Grotowski J. Teksty…

[lxxii] Текст выступления, состоявшегося 22 ноября 1969 г. в Нью-Йорке, в Бруклинской Академии музыки.

Первая польская публикация в журн. «Диалог» (Dialog. 1980. № 5).

Перевод дается по изд.: Grotowski J. Teksty…

[lxxiii] Выступление на научном конгрессе под названием «Гротовский‑1», посвященном первому двадцатилетию существования Театра-Лаборатории (1959 – 1979) и организованном в январе 1979 г. в Милане итальянским Центром театральных исканий.

На польском языке опубликовано в журн. «Диалог» (Dialog. 1980. № 3). Заголовок статьи в оригинале «О практиковании романтизма» (О praktykowaniu romantyzmu).

Перевод статьи дается по этому польскому изданию.

[lxxiv] Выступление на Международном театральном симпозиуме в Италии (Вольтерра, 1984 г.)

Впервые опубликовано на итал. яз. в 1986 г. в журн. «Teatro Festival» (Parma, 1986. Aprile. № 3). На польск. яз. не публиковалось.

Перевод дается с итал. яз. оригинала, присланного Гротовским переводчику. (Перевод Карины Арутюновой, редакция Натэллы Башинджагян).

[lxxv] Текст выступления на творческой конференции в Италии, во Флоренции, в Зале Старейшин, 15 июля 1985 г.

Впервые опубликовано на итал. яз. в 1986 г. в журн. «Linea d’ombra» (1986. Dicembre. № 17).

Перевод дается по авторизованному франц. тексту, опубликованному в парижском журн. «Европа» (Europe. P., 1989. Octobre. № 726) и присланному Гротовским переводчику.

[lxxvi] Выступление на творческой конференции в Италии, во Флоренции, в марте 1987 г.

{336} Первая версия текста этого выступления была опубликована в Париже на франц. яз. (Art-Press, P., 1987. № 114). В 1989 г. Гротовский сам перевел с франц. яз., дополнил и авторизовал текст «Performer’a» для первой польской публикации в кн. Grotowski J. Teksty…

Предлагаемый читателю русский перевод сделан с указанного издания.

[lxxvii] Текст выступления на франц. яз. на вечере памяти Ришарда Чесляка, состоявшемся 9 декабря 1990 г. в Париже, в зале Театра Европы — театра Одеон на творческой сессии, носившей название «Тайна актера».

Впервые опубликовано на франц. яз. в кн. «Ryszard Cieslak, acteur-emblème des années soixante». P.: Actes Sud, 1992.

На польск. яз. опубликовано в альманахе «Театральные записки» (Notatnik Teatralny. Wr., 1995. № 10).

Перевод дается по указанному польск. изд.

[lxxviii] Текст сведен Гротовским воедино из текстов двух выступлений на творческих конференциях в октябре 1989 г. в Модене (Италия) и в мае 1990 г. в Калифорнийском университете в Ирвине (США).

На польск. яз. впервые опубликован в альманахе «Театральные записки» (Notatnik Teatralny. Wr., 1992. № 4).

Перевод дается по указанному польск. изд.

[lxxix] Впервые опубликовано на польск. яз. в альманахе «Театральный Дневник» (Pamiętnik Teatralny. Warszawa, 1964. zesz. 3).

Перевод дается по указанному польск. изд.

[lxxx] Статья написана для настоящего издания. Публикуется впервые.

[lxxxi] Единственная запись партитуры спектакля «Стойкий принц», сделанная в 1967 г. одним из иностранных стажеров Гротовского, Сержем Уакнином. Эта французская запись партитуры была опубликована в 1970 г., в Париже, в сборнике «Пути театрального {337} творчества»: Ouaknine S. Théâtre Laboratoire. Wroclaw. Jerzy Grotowski «Le Prince Constant» // Les Voies de la Creation Théâtrale. P., 1970. P. 50.

[lxxxii] Перевод стихов драмы автора статьи.

[lxxxiii] Указанная запись партитуры спектакля: Ouaknine S. Op. cit. P. 64.

[lxxxiv] Barba E. Le Canoe de papier Traite d’anthropologie théâtrale // Bouffonneries. № 28 – 29. P., 1993. P. 124.

[lxxxv] Указанная запись партитуры спектакля. Р. 79.

[lxxxvi] Ibid.

[lxxxvii] Ibid. P. 41.

[lxxxviii] Kelera J. Teatr w stanie łaski // Odra. 1965. № 9. S 74.

[lxxxix] Barba E. Op. cit. P. 124.

[xc] Гротовский раскрывал некоторые особенности работы с актером. В этой связи стоит привести его слова о трех прагматических законах в исполнительском искусстве.

На I Международной сессии театральной антропологии (ISTA, 1980, Бонн), в беседе с итальянским историком театра профессором Франко Руффини, Гротовский говорил о трех прагматических законах, определяющих вне -обыденные, экстраординарные техники исполнителя (законе расширенного равновесия, законе противоречия между направлениями импульсов и контримпульсов, законе энергии тела в пространстве и во времени). Особое внимание Гротовский уделил третьему прагматическому закону: «Третий прагматический закон, — говорил он, — состоит в том, что процесс действия, совершаемый актером, может быть выполнен и рассмотрен в двойной перспективе с точки зрения энергии в пространстве или с точки зрения энергии во времени». (Конечно, можно затеять терминологическую пикировку о том, что такое энергия и что означает энергия в пространстве и во времени, — добавляет он не без иронии.) «Разница, во всяком случае, ясна. Дело заключается в том, чтобы либо выразить процесс в движении, то есть через кинетическое качество, проявляющееся в пространстве, либо спрессовать то, что лежит в основе потенциального движения в пространстве — утаивая его под кожей. Импульсы возникают, “трогаются с места”, но они, в определенной мере, удерживаются. Тогда видно, что тело — живое, что с ним что-то происходит в пространстве, но как бы сохраняясь под кожей. Тело — живое, оно делает что-то исключительно точное, но видимый поток протекает в царстве времени кинетика в пространстве отступает на задний план. Это и есть энергия во времени» (Barba E. Savarese N. L’Energie qui danse. L’art secret de l’acteur // Bouffonneries. № 32 – 33. 1995. P. 220).

[xci] Из семи диаграмм, приложенных к партитуре «Стойкого принца», мы выбрали для воспроизведения только одну, дающую поминутный и посекундный хронометраж времени действия.

{338} Насколько нам известно, сам Гротовский не фиксировал свои репетиции и спектакли такими диаграммами. В архиве вроцлавского Театра-Лаборатории их нет. Он пользовался своей записью партитуры действия, «смонтированным текстом». Однако всегда придавал большое значение точности временной партитуры спектакля.

{339}

 

 

a) Entrée du Prince   Translumination II
a-b) Passivité f-g) Relaxation
b-c) Ascension I g-h) Action
c) Sommet psychique I g'-g") Perturbation psychique
  Translumination I h-i) Ascension III
c-d) Relaxation i) Climax Sommet de la
d-e) Action   partition et du spectacle
e-f) Ascension II i-j) Relaxation
f) Sommet psychique II j) Fin de l'acte

{340}

 

 

а) Выход Принца   Транслюминация II
а-b) Пассивность f-g) Ослабление
b-c) Восхождение I g-h) Активное действие
c) Психическая вершина I g'-g") Психическое потрясение
  Транслюминация I h-i) Восхождение III
c-d) Ослабление i) Climax Вершина партитуры
d-e) Активное действие   и спектакля
e-f) Восхождение II i-j) Ослабление
f) Психическая вершина II j) Конец действия

 

[xcii] {341} Впервые опубликовано: Teatr. 1969. № 22.

[xciii] Впервые опубликовано: Teatr. 1970. № 14.

Перевод статей дается по изд.: Grotowski J. Teksty…

[xciv] Впервые опубликовано на польск. яз., в разделе Приложение, в кн.: Ежи Гротовский. Тексты 1965 – 1969 гг. (Grotowski J. Teksty…)

Перевод дается по указанному польск. изд. с небольшими сокращениями.

[xcv] Osterwa J. Raptularz 1918 – 1923. Рукопись. Театральный музей в Варшаве. Д. 5.211. к. 103. § 2 (3.III.1921) и к. 105.51 (5.II.1921) На приведенные здесь фрагменты мое внимание обратил Ежи Гротовский (примеч. автора статьи).

[xcvi] Drake S. Stage watch Grotowski to set scene at UС Irvine // Los Angeles Times. 1983. September 29. Calendar. P. 1, 5.

[xcvii] Sullivan D. A prophet of the far aut comes to Orange County // Los Angeles Times. 1983. October 2. Calendar. P. 1, 42.

[xcviii] Drake S. Op. cit.

[xcix] Ход занятий в Объективной Драме описывает ее участник Роберт Финдлей в очерке «Необходимое послесловие»: Findlay R. 1976 – 1986: A Necessary Afterword // Osinski Z. Grotowski and his Laboratory. NY., 1986.

[c] Grotowski J. Teatr Zrodel // Zeszyty Literackie. P., 1987. № 19. S. 107.

[ci] Ibid. S. 110.

[cii] Eliade M. Joga Nieśmiertelność i wolność. W., 1984. S. 217.

[ciii] Grotowski J. Co było Kolumbia — lato 1970. Festiwal Ameryki Łacińskiej // Dialog. 1972. № 10. S. 118.

[civ] Listy Juliusza Osterwy. W., 1968. S. 52.

[cv] Grotowski J. Teatr Zrodel // Op. cit. S. 108.

[cvi] Eliade M. Joga. S. 292.

[cvii] Ibid. S. 293.

[cviii] Tatarkiewicz Wl. Histona estetyki. W., 1989. T. 2. S. 267.

[cix] Flaszen L. Po awangardzie // Odra. 1967. № 4. S. 39 – 42.

Date: 2015-11-13; view: 315; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию