Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическое объединение страны, усиление грузинского государства и его экономический подъем создавали благоприятные условия для дальнейшего развития грузинской культуры





 

1. Просвещение. В Грузии всегда большое внимание уделялось просвещению. В этот период были созданы два крупных учебно‑просветительских центра – Гелатская и Икалтойская академии.

 

 

В 1106 году по указу Давида Агмашенебели началось строительство Гелатского монастыря. Руководителем академии был наставник‑наставников, пользующийся большим влиянием и авторитетом. Примечательно, что наставник‑наставников всегда фигурировал рядом с католикосом и Чкондидели. В Совете Дарбази наставника‑наставников приветствовал сам царь. Для руководства академией Давид Агмашенебели пригласил из Петрицони известного философа и ученого Иоане Петрици. Иоане получил образование в Тао‑Кларджети, затем продолжил его в Византии, в Манганской академии. Своей научной деятельностью Иоане Петрици занимался в Петрицонском монастыре. Им созданы оригинальные произведения, а также переводы сочинений Аристотеля, Прокла Диадоха и многих других.

В Гелатской академии в определенное время работал и другой известный грузинский ученый Арсен Икалтоели. Образование он также получил в Манганской академии. Затем его деятельность протекала на Черной горе под руководством Ефрема Мцире. После работы в Гелатской академии Арсен Икалтоели основал в Кахети, в Икалто академию. Последний период своей жизни Арсен Икалтоели провел в монастыре Шио‑Мгвиме. Среди переведенных им трудов следует отметить «Великий номоканон».

Большую роль в культурной жизни страны играл значительный просветительский центр – монастырь Шио‑Мгвиме. Широкую просветительскую деятельность осуществляли грузинские к ультурные центры за пределами Грузии: Афонский Иверский монастырь, Иерусалимский Крестовый монастырь, Петрицонский монастырь и основанные на Синайской и Черной горах монастыри. Грузины получали образование в Византии. Давид Агмашенебели для получения образования отправил в Византию 40 способных юношей.

Царская власть Грузии всячески заботилась и покровительствовала монастырям как внутри страны, так и за рубежом.

 

2. Историография. При царе Давиде и царице Тамар Грузия достигла своего наивысшего могущества.

Жизнь и деятельность этих великих царей Грузии занимала умы многих писателей и историков, которые посвятили им свои труды. Неизвестный автор, условно названный историком Давида Агмашенебели, написал сочинение «Жизнь царя царей Давида». В нем описано царствование Георгия II‑го и Давида Агмашенебели. Историк являлся не только сторонником царя и членом его группы, но и был приближенным к царю лицом. Он описывает деятельность Давида и объясняет читателю значение каждого его шага и решения. Летописец рассматривает почти все сферы разносторонней деятельности Давида.

До нас дошли два сочинения, в которых описывается царствование царицы Тамар. Автор первого сочинения «История и восхваление венценосцев» неизвестен. Повидимому, он был приближенным при царском дворе лицом. Второе сочинение «Жизнь царицы царей Тамар», по мнению Иванэ Джавахишвили, написал Басили Эзосмодзгвари. Оба автора восхваляют Тамар и современную ей Грузию.

Сочинение, написанное историком Давида Агмашенебели, уже в XII веке было внесено в «Картлис Цховреба» и тогда же оно было переведено на армянский язык.

 

3. Литература. В XII–XIII веках были созданы замечательные памятники грузинской литературы. Следует отметить «Покаянный канон» Давида Агмашенебели. Это песнопение – блестящий образец высокой поэзии, выделяющийся по глубине содержания и по своей художественной форме. В нем Давид кается в своих личных грехах, но его переживание и покаяние принимают общечеловеческое звучание.

До нас дошло также несколько ямбических стихов Деметре I‑го (в монашестве‑Дамиане), из которых популярным стал посвященный богородице ямб «Шен хар венахи» («Ты, лоза виноградная»).

 

 

Замечательным памятником светской литературы является роман «Амирандареджаниани», написанный Мосе Хонели. В нем рассказывается о героических похождениях Амирана и его друзей (сюжет произведения построен в таком плане, что повествование ведется от имени соратника Амирана – глубокого старца Саварсамисдзе, рассказывающего о себе и Амиране индийскому царю Абесалому). Это – написанный в прозе богатырский эпос, в котором переплетаются мифологические и сказочные мотивы, но в то же время в нем отражаются нравственные идеалы современного грузинского общества, его устои и традиции. «Амирандареджаниани» был чрезвычайно популярным романом. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в Сванети стена одного из храмов расписана (правда, это было позднее, в XIV–XV веках) сценами из этого произведения.

Значительными литературными памятниками являются «Тамариани» (автор – Чахрухадзе) и «Абдул‑Мессия» Иоанэ Шавтели («Абдул Масих» по‑арабски значит «раб Христа»).

В «Тамариани» воздается хвала замечательным личным качествам царицы Тамар, ее душевной чистоте, прекрасной внешности, разуму и таланту государственного деятеля. Вместе с Тамар, автор восхваляет Давида Сослана и Георгия‑Лашу.

В «Абдул‑Мессии» воспеваются деяния Давида Сослана и царицы Тамар.

 

 

В XII веке на грузинский язык был переведен роман «Висрамиани», в основе которого лежит персидская поэма XI века «Вис о Рамини» о любви Виса и Рамина.

Вершиной грузинской поэзии является гениальная поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Шота Руставели был родом из месхетского Рустави. Во время царствования царицы Тамар в течение определенного времени занимал должность мечурчлетухуцеса (государственного казначея). Последние годы жизни Шота Руставели провел в Иерусалимском Крестовом монастыре. При его содействии монастырь был реконструирован, а стены покрыты росписью. Здесь же, на стене монастыря сохранилось его фресковое изображение.

 

 

4. Искусство. В указанный период были построены прекрасные памятники архитектурного искусства Грузии. Ярким примером высокого строительного искусства является Большой Гелатский храм святой Богородицы. Его алтарь украшает замечательная мозаичная фреска Богородицы.

 

 

В Картли в этот период были построены церкви: Икорта, Бетаниа, Кватахеви, в ТбилисиЛурджи Монастери. До нас дошли лишь развалины некогда великолепного Гегутского дворца.

 

 

Уникальным памятником XII века является высеченный в скале монастырский комплекс Вардзиа в Джавахети. Это город‑крепость, который состоит из нескольких сот пещер. Поблизости от Вардзии расположен также высеченный в скале Ваханский монастырь. О высоком уровне инженерного искусства свидетельствуют Беслетский, Рконский мосты и мост Дандало.

 

О развитии златокузнечества в Грузии указывает блестящий образец златоваянияикона Хахули. В этот период творили выдающиеся мастера чеканки по золоту Бека и Бешкен Опизари. Золотой оклад Анчисхатской иконы и Цхароставского Евангелия выполнен Бекой Опизари, а золотой оклад Бертского Евангелия принадлежит работе Бешкена Опизари.

Большое впечатление производят прекрасные фресковые росписи в Вардзии, Бетании и Кинцвиси.

 

 

Date: 2015-11-13; view: 401; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию