Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Электрические машины постоянного тока





1. ПРОЦЕСС ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ

В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИНАХ. РЕЖИМЫ ИХ РАБОТЫ

Электрические машины разделяют по назначению на два основных вида: электрические генераторы и электрические двигатели. Генера­торы предназначены для выработки электрической энергии, а электро­двигатели — для приведения в движение колесных пар электрических локомотивов, вращения валов вентиляторов, компрессоров и т. п.

В электрических машинах происходит процесс преобразования энергии. Генераторы преобразуют механическую энергию в электри­ческую. Это означает, что для работы, генератора надо вращать его вал каким-либо двигателем. На тепловозе, например, генератор при­водят во вращение дизелем, на тепловой электростанции — паровой турбиной, на гидроэлектростанции — водяной турбиной. Электриче­ские двигатели, наоборот, преобразуют электрическую энергию в ме­ханическую. Поэтому для работы двигателя его надо соединить прово­дами с источником электрической энергии, или, как говорят, включить в электрическую сеть.

Принцип действия любой электрической машины основан на ис­пользовании явлений электромагнитной индукции и возникновения электромагнитных сил при взаимодействии проводников с током и маг­нитного поля. Эти явления имеют место при работе как генератора, так и электродвигателя. Поэтому часто говорят о генераторном и двигательном режимах работы электрических машин.

Во вращающихся электрических машинах в процессе преобразова­ния энергии участвуют две основные части: якорь и индуктор со сво­ими обмотками, которые перемещаются относительно друг друга. Ин­дуктор создает в машине магнитное поле; в обмотке якоря индуктиру­ется э. д. с. и возникает ток. При взаимодействии тока в обмотке якоря с магнитным полем создаются электромагнитные силы, посредством которых реализуется процесс преобразования энергии в машине.

Принцип действия электрического генератора. Простейшим электрическим генератором является виток, вращающийся в магнитномполе (рис. 68, а). В этом генераторе виток 1 представляет собой обмотку якоря. Индуктором служат постоянные магниты 2, между которыми вращается якорь 3. При вращении витка с некоторой частотой вращения п его стороны (проводники) пересекают магнитные силовые линии потока Ф и в каждом проводнике индуктируется э. д. с. е. При принятом на рис. 68, а направлении вращения якоря э. д. с. в проводнике, расположенном под южным полюсом, согласно правилу правой руки, направлена от нас, а э. д. с. в проводнике, расположенном под северным полюсом — к нам. Если подключить к обмотке якоря прием­ник электрической энергии 4, то по замкнутой цепи пойдет электриче­ский ток i. В проводниках обмотки якоря ток i будет направлен также как и э. д. с. е.

Выясним, почему для вращения якоря в магнитном поле прихо­дится затрачивать механическую энергию, получаемую от дизеля или турбины (первичного двигателя). Как было установлено, при прохождении тока i по расположенным в магнитном поле провод­никам на каждый проводник действует электромагнитная сила F. При указанном на рис. 68, а направлении тока согласно правилу ле­вой руки на проводник, расположенный под южным полюсом, будет действовать сила F, направленная влево, а на проводник, расположен­ный под северным полюсом, — сила F, направленная вправо. Ука­занные силы создают совместно электромагнитный момент М, направ­ленный по часовой стрелке.

Из рассмотрения рис. 68, а видно, что электромагнитный момент М, возникающий при отдаче генератором электрической энергии, на­правлен в сторону, противоположную вращению проводников, поэтому он является тормозным моментом, стремящимся замедлить вращение якоря генератора. Для того чтобы предотвратить остановку якоря, требуется к валу якоря приложить внешний вращающий момент Мвн, противоположный моменту М и равный ему по величине. С учетом же трения и других внутренних потерь в машине внешний вращающий момент должен быть больше электромагнитного момента М, созданного током нагрузки генератора. Следовательно, для продолже­ния нормальной работы генератора к нему необходимо подводить из­вне механическую энергию — вращать его якорь каким-либо двига­телем 5.

При отсутствии нагрузки (при разомкнутой внешней цепи генера­тора) имеет место режим холостого хода генератора. В этом случае от дизеля или турбины требуется только такое количество механиче­ской энергии, которое необходимо для преодоления трения и компенса­ции других внутренних потерь энергии в генераторе. При увеличении нагрузки генератора, т. е. отдаваемой им электрической мощности Рэл, увеличивается сила тока i, проходящего по проводникам обмотки якоря, и создаваемый им тормозящий момент М. Следовательно, долж­на быть соответственно увеличена и механическая мощность Рмх, которую генератор должен получить от дизеля или турбины, для про­должения нормальной работы.

Таким образом, чем больше электрической энергии потребляется, например электродвигателями тепловоза от тепловозного генератора, тем больше механической энергии забирает он от вращающего его дизеля и тем больше топлива необходимо подавать дизелю.

Из рассмотренных выше условий работы электрического генератора вытекает, что характерным для него является:

· совпадение по направлению тока i и э. д. с. е в проводниках об­мотки якоря; это указывает на то, что машина отдает электриче­скую энергию;

· возникновение электромагнитного тормозного момента М, направ­ленного против вращения якоря; из этого вытекает необходимость получения машиной извне механической энергии.

Принцип действия электрического двигателя. Принципиально элек­трический двигатель выполнен так же, как генератор. Простейший электродвигатель представляет собой виток 1 (рис. 68, б), расположен­ный на якоре 3, который вращается в магнитном поле полюсов 2. Проводники витка образуют обмотку якоря. Если подключить виток к источнику электрической энергии, например к электрической сети 6, то по каждому его проводнику начнет проходить электрический ток i. Этот ток, взаимодействуя с магнитным полем полюсов, создает элек­тромагнитные силы F. При указанном на рис. 68, б направлении тока на проводник, расположенный под южным полюсом, будет действовать сила F, направленная вправо, а на проводник, лежащий под северным полюсом, — сила F, направленная влево. В результате совместного действия этих сил создается электромагнитный вращающий момент М, направленный против часовой стрелки, приводящий якорь с про­водниками во вращение с некоторой частотой п. Если соединить вал якоря с каким-либо механизмом или устройством 7 (колесной парой тепловоза или электровоза, станком и пр.), то электродвигатель будет приводить это устройство во вращение, т. е. отдавать ему механическую энергию. При этом внешний момент Мвн, создаваемый этим уст­ройством, будет направлен против электромагнитного момента М.

Выясним, почему при вращении якоря электродвигателя, работаю­щего под нагрузкой, расходуется электрическая энергия. Как было установлено, при вращении проводников якоря в магнитном поле в каждом проводнике индуктируется э. д. с. направление которой опре­деляется по правилу правой руки; следовательно, при указанном на рис. 68, б направлении вращения э. д. с. е, индуктированная в провод­нике, расположенном под южным полюсом, будет направлена от нас, а э. д. с. е, индуктированная в проводнике, расположенном под се­верным полюсом, будет направлена к нам. Из рис. 68, б видно, что э. д. с. е, индуктированные в каждом проводнике, направлены против тока i, т. е. они препятствуют его прохождению по проводникам.

Для того чтобы ток i продолжал проходить по проводникам яко­ря в прежнем направлении, т. е. чтобы электродвигатель продолжал нормально работать и развивать требуемый вращающий момент, не­обходимо приложить к этим проводникам внешнее напряжение U, направленное навстречу э. д. с. и большее по величине, чем суммарная э. д. с. Е, индуктированная во всех последовательно соединенных про­водниках обмотки якоря. Следовательно, необходимо подводить к электродвигателю из сети электрическую энергию.

При отсутствии нагрузки (внешнего тормозного момента, прило­женного к валу двигателя) электродвигатель потребляет от внешнего источника (сети) небольшое количество электрической энергии и по не­му проходит небольшой ток холостого хода. Эта энергия расходуется на покрытие внутренних потерь мощности в машине.

При возрастании нагрузки увеличивается потребляемый электро­двигателем ток и развиваемый им электромагнитный вращающий мо­мент. Следовательно, увеличение механической энергии, отдаваемой электродвигателем при возрастании нагрузки, вызывает автоматиче­ски увеличение электрической энергии, забираемой им от источника.

Из рассмотренных выше условий работы электрического двига­теля вытекает, что характерным для него является:

· совпадение по направлению электромагнитного момента М и ча­стоты вращения п; это характеризует отдачу машиной механиче­ской энергии;

· возникновение в проводниках обмотки якоря э. д. с. е, направленной против тока i и внешнего напряжения U. Из этого вытекает необхо­димость получения машиной извне электрической энергии.

Принцип обратимости электрических машин. Рассматривая прин­цип действия генератора и электродвигателя, мы установили, что уст­роены они одинаково и что в основе работы этих машин весьма много общего. Процесс преобразования механической энергии в электриче­скую в генераторе и электрической энергии в механическую в двига­теле связан с индуктированием э. д. с. во вращающихся в магнитном поле проводниках обмотки якоря и возникновением электромагнитных сил в результате взаимодействия магнитного поля и проводников с током. Отличие генератора от электродвигателя заключается только во взаимном направлении э. д. с. тока, электромагнитного момента и частоты вращения.

Обобщая рассмотренные процессы работы генератора и электродвигателя, можно установить принцип обратимости электрических машин. Согласно этому принципу:

· любая электрическая машина может работать и в качес­тве генератора и в качестве электродвигателя и перехо­дить из генераторного ре­жима в двигательный и наоборот.

Для выяснения этого по­ложения рассмотрим работу электрической машины по­стоянного тока при различных условиях. Если внеш­нее напряжение U больше суммарной э. д. с. Е во всех последователь­но соединенных проводниках обмотки якоря, то ток I будет проходить в указанном на рис. 69, а направлении и машина будет работать элек­тродвигателем, потребляя из сети электрическую энергию и отдавая механическую. Однако, если по какой-либо причине э. д. е. Е станет больше внешнего напряжения U, то ток I в обмотке якоря изменит свое направление (рис. 69, б) и будет совпадать с э. д. с. Е. При этом изменится и направление электромагнитного момента М, который бу­дет направлен против частоты вращения п. Совпадение по направле­нию э. д. с. E и тока I означает, что машина стала отдавать в сеть элек­трическую энергию, а появление тормозного электромагнитного мо­мента М говорит о том, что она должна потреблять извне механиче­скую энергию. Следовательно, когда э. д. с. Е, индуктированная в проводниках обмотки якоря, становится больше напряжения сети U, машина переходит из двигательного режима работы в генераторный. Иными словами, при Е < U машина работает в качестве двигателя; при Е > U — в качестве генератора.

Перевод электрической машины из двигательного режима в генераторный можно осуществить различными способами: уменьшая на­пряжение U источника, к которому подключена обмотка якоря, или увеличивая э, д. с. Е в обмотке якоря.

Date: 2015-11-13; view: 788; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию