Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания по выполнению самостоятельной работы





Самостоятельная работа, ориентирована на более глубокое усвоение студентами изучаемого курса, формирование навыков и умения применять теоретические знания на практике.

Контрольная работа содержит необходимый минимум задач и уп­ражнений для активного усвоения всех разделов курса логики, преду­смотренного программой для высших учебных заведений.

Номера вариантов заданий контрольных работ должны соответствовать последней цифре номера зачетной книжки студента:

I вариант — № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 1, 6.

II вариант — № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 2, 7.

III вариант — № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 3, 8.

IV вариант — № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 4, 9.

V вариант — № зачетных книжек, оканчивающихся на цифры 5, 0. Контрольная работа выполняется на листах писчей бумаги формата А4, пронумерованных и скрепленных с левой стороны листа.

Титульный лист оформляется согласно образцу (см. Приложение).

Контрольная работа должна быть написана разборчивым почер­ком или выполнена в печатном варианте. Задания контрольной работы необходимо полностью переписывать.

 

При решении задач слушатель должен руководствоваться следую­щими методическими советами:

1. До решения задач необходимо усвоить теоретический материал. Кроме учебника могут быть использованы другие пособия по логике, указанные в программе курса.

2. Решение задач следует производить по мере последовательного изучения отдельных разделов всего теоретического курса. Переходить к решению задач следующего раздела нужно после того, как разобраны задачи предыдущего раздела.

Получив проверенную работу, слушатель обязан ознакомиться с замечаниями рецензента, проработать упражнения, вызвавшие критиче­ские замечания, и тщательно подготовиться к собеседованию, если это предусмотрено в рецензии. Если же работа не зачтена, то слушатель должен подготовить новую работу, в которой надлежит учесть все за­мечания, указанные в рецензии, и представить ее с обязательным при­ложением рецензии на предыдущую незачтенную работу.

 

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

I вариант

I. Дать полную логическую характеристику понятиям.

1) государство;

2) беззлобный.

 

II. Определить вид отношения между понятиями и изобразить его с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

1) хозяйственное преступление; обман покупателей; незаконное изго­товление спиртных напитков;

2) принципиальность; беспринципность.

 

III. Обобщить понятие. Героин.

IV. Ограничить понятие. Инспектор.

 

V. Укажите вид определения. Если это определение через род и видовое отли­чие, то проанализируйте его, указав определяемое и определяющее понятия, а в последнем – род и видовое отличие.

 

Мошенничество – преступление, заключающееся в овладении лич­ным имуществом граждан или государственным имуществом (или в приобретении права на имущество) путем обмана или злоупотребления доверием.

 

VI. Установите правильность следующих определений (в неправильных опреде­лениях укажите, какое правило нарушено).

1. Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к со­вершению преступления путем подкупа.

2. Шотландия – страна, где скупые мужья донашивают юбки своих жен.

 

VII. Укажите вид деления понятий, делимое понятие, члены деления, основание деления.

Политические партии могут быть правящими или оппозиционными.

VIII. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении укажите, какие правила нарушены.

Все преступления можно разделить на государственные, воинские, должностные и хозяйственные.

 

IX. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суж­дений с отношениями (если суждение атрибутивное, то найдите субъект, преди­кат и связку; определите количество и качество суждения, укажите кванторное слово, если оно есть, и приведите его схему и принятые в логике обозначения: А, Е, I, О).

1. «Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей» (Д. Дидро).

2. Не существует абсолютной повторяемости явлений.

 

X. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

«Если ты не глуп, как пробка, то не полезешь в бутылку» (М.Дружинина).

 

XI. Выразите комбинированные сложные суждения в явной логической форме. Приведите их символическую запись.

«Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть дос­тигнута никакими другими средствами» (ВА.Сухомлинский).

 

XII. Определите модальность суждений и запишите их с помощью модальных операторов (для алетической модальности установите, является ли суждение фактически необходимым или случайным, возможным или невозможным; эпи-стемичеекую модальность суждений запишите с помощью операторов «доказано» (V), «опровергнуто» (F), «вероятно» (Р), а деонтическую модаль­ность с помощью операторов «обязанность» – О (d), «запрещение» – F (d), «разрешение» – Р (d)).

1. Наличие причинной связи между действиями, совершенными дан­ным лицом, и наступившими общественно опасными последствиями -непременное условие привлечения его к уголовной ответственности.

2. Приговоры районного суда могут быть обжалованы в суде второй инстанции.

3. Желающие ознакомиться с достопримечательностями столицы, пройдите к автобусам экскурсионного бюро.

 

XIII. Сделайте вывод (если это возможно) путем превращения, обращения и противопоставления предикату; для проверки правильности вывода сформули­руйте посылку в явной логической форме. Составьте схемы выводов.

 

XIV. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.

1. Всякая потребность разума есть человеческая потребность. Всякая потребность нравственного совершенства есть потребность ума.

2. Всякая легитимная власть является законной властью. Некоторая власть не является законной властью.

3. Ничто великое не совершается без страсти. Некоторое великое есть великое преступление.

 

XV. Установите правильность силлогизма.

Лишь тот, кто храбр, достоин славы. Некоторые хвастуны не храб­ры. Значит, некоторые хвастуны не достойны славы.

 

XVI. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте его схему. Если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме (со связкой «если..., то...»). При решении задачи следует учесть, что некоторые посылки являются комбинированными сложны­ми суждениями.

«Слушай, – продолжал грабитель, крепко схватив Оливера за руку и приставив вплотную к его виску дуло пистолета, отчего мальчик не­вольно вздрогнул, – если ты хоть слово скажешь, когда мы выйдем из дому – разве что я сам с тобой заговорю, – пуля сразу же будет у тебя в голове. Стало быть, если ты вздумаешь говорить без разрешения, про­чти раньше свои молитвы» (Ч.Диккенс Приключения Оливера Твиста).

 

XVII. Укажите умозаключение полной или неполной индукции, в последней оп­ределите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»).

В слове «понедельник» содержатся три гласные буквы; в слове «пятница» – три гласные; в слове «суббота» – три гласные. «Понедельник», «пятница», «суббота» – название дней недели.

Следовательно, в названии каждого дня недели содержатся ровно три гласные.

 

XVIII. Насколько приведенные ниже аргументы являются корректными? «Когда товарищ прокурора сумел доказать, что подсудимый вино­вен и не заслуживает снисхождения; когда он уяснил для себя это и ска­зал: «Я кончил», – поднялся защитник». Все навострили уши. Воцари­лась тишина. Адвокат заговорил, и... пошли плясать нервы N-..ской публики!.

- Мы – люди, господа присяжные заседатели, будем же и судить по-человечески! – сказал, между прочим, защитник. – Прежде чем пред­стать перед вами, этот человек выстрадал шестимесячное предваритель­ное. В продолжение шести месяцев жена лишена была горячо любимого супруга, глаза детей не высыхали от слез при мысли, что около них нет дорогого отца! О, если бы вы посмотрели на этих детей! Они голодны, потому что их некому накормить, они плачут, потому что они глубоко несчастны... Да поглядите же! Они протягивают к вам свои ручонки, просят вас возвратить им их отца!..

В публике послышались всхлипывания... Заплакала какая-то девуш­ка с большой брошкой на груди. Вслед за ней захныкала соседка ее, старушонка.

Защитник говорил и говорил... Факты он миновал, а напирал боль­ше на психологию.

человека. Я понял человека... Каждое движение его души говорит за то, что в своем клиенте я имею честь видеть идеального человека.

Судебный пристав перестал глядеть угрожающе и полез в карман за платком... Прокурор, этот камень, этот лед, бесчувственный организм, беспокойно завертелся в кресле, покраснел и стал глядеть под стол. Сле­зы засверкали сквозь его очки.

«Было б мне отказаться от обвинения! – подумал он. – Ведь этакое фиаско потерпеть! А?».

- Взгляните на его глаза! – продолжал защитник (подбородок его дрожал, голос дрожал, и сквозь глаза глядела страдающая душа).

- Неужели эти кроткие, нежные глаза могут равнодушно глядеть на преступление? О, нет! Они, эти глаза, плачут! Под этими калмыцкими скулами скрываются тонкие нервы! Под этой грубой, уродливой грудью бьется далеко не преступное сердце! И вы, люди, дерзнете сказать, что он виноват?!

Тут не вынес и сам подсудимый. Пришла и его пора заплакать. Он замигал глазами, заплакал и беспокойно задвигался.

- Виноват! – заговорил он, перебивая защитника. – Виноват! Сознаю свою вину! Украл и мошенства строил! Окаянный я человек! Деньги я из сундука взял, а шубу краденую велел свояченице спрятать... Каюсь! Во всем виноват!»

 

 

II вариант

I. Дать полную логическую характеристику понятиям.

1)законность; 2) невежда.

 

II. Определить вид отношения между понятиями и изобразить его с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

1) наказуемое деяние, преступление, оскорбление, оскорбление сло­вом, хулиганство;

2) свободный, несвободный.

 

III. Обобщить понятие.

Адвокат, который ведет дело, связанное с обманом покупателя.

 

IV. Ограничить понятие. Винтовка.

 

V. Укажите вид определения. Если это определение через род и видовое отли­чие, то произведите его анализ, указав определяемое и определяющее понятия, а в последнем – род и видовое отличие.

Девиз – краткое изречение, выражающее руководящую идею поведе­ния, деятельности.

 

VI. Установите правильность следующих определений (в неправильных опреде­лениях укажите, какое правило нарушено).

1) кража – тайное похищение какого-либо имущества;

2) арба – это повозка, на которой третье колесо является пятым.

 

VII. Укажите вид деления понятий, делимое понятие, члены деления, основание деления.

Гражданский иск может быть направлен на возврат имущества, воз­мещение убытков, уплату неустойки, устранение препятствий к пользо­ванию имуществом, уплату алиментов.

 

VIII. Проверьте правильность деления понятия; в неправильном делении ука­жите, какие правила нарушены.

Сделки бывают двусторонними, многосторонними и завещаниями.

 

IX. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суж­дений с отношениями (если суждение атрибутивное, то найдите субъект, преди­кат и связку; определите количество и качество суждения, укажите, если оно есть, кванторное слово и приведите его схему и принятые в логике обозначения: А, Е, I, О).

Нет адъютанта без аксельбанта (Козьма Прутков). Царь-колокол установлен восточнее колокольни Ивана Великого.

 

X. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужой славой (Н.М.Карамзин).

 

XI. Выразите комбинированные сложные суждения в явной логической форме. Приведите их символическую запись.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется обя­зательными работами, исправительными работами или арестом.

 

XII. Определите модальность суждений и запишите их с помощью модальных операторов (для алетической модальности установите, является ли суждение фактически необходимым или случайным, возможным или невозможным; эпистемическую модальность суждений запишите с помощью операторов «доказано» (V), «опровергнуто» (F), «вероятно» (Р), а деонтическую модаль­ность с помощью операторов «обязанность» – О (d), «запрещение» – F (d), «разрешение» – Р (d)).

1. Обвиняемый может быть оправдан.

2. Есть основания предполагать, что Н. не был соучастником пре­ступления.

3. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

 

XIII. Сделайте вывод (если это возможно) путем превращения, обращения и противопоставления предикату; для проверки правильности вывода сформули­руйте посылку в явной логической форме. Составьте схемы выводов.

Каждый французский солдат носит в своем ранце маршальский жезл.

 

XIV. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.

1. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной от­ветственности. Гражданин Н. невиновен.

2. Всякая ненависть – разрушительна. Ни одна любовь не является ненавистью.

3. Всякий шовинизм есть крайний национализм. Некоторый шови­низм есть фашизм.

 

XV. Установите правильность силлогизма.

У каждого судьи есть честолюбие. Тот, кто честолюбив – ищет пути для самоутверждения. Значит, каждый судья ищет пути для самоутвер­ждения.

 

XVI. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте его схему. Если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме (со связкой «если..., то...»). При решении задачи следует учесть, что некоторые посылки являются комбинированными сложны­ми суждениями.

«Кто находится в нищете, тот не может развить своих умственных сил, в ком не развиты умственные силы, тот не способен пользоваться властью выгодным для себя образом; кто не пользуется политической властью, тот не может спастись от угнетения, т.е. от нищеты и от неве­жества» (Н.Г.Чернышевский).

 

XVII. Укажите умозаключение полной или неполной индукции, в последней оп­ределите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»).

«Что мне не нравится в тебе, – говорит молодая жена мужу, – так это непостоянство. В понедельник тебе понравилась картошка, во вторник тебе понравилась картошка, в среду тебе понравилась картошка, в чет­верг тебе понравилась картошка, в пятницу тебе понравилась картош­ка, в субботу тебе понравилась картошка, а вот в воскресенье ты вдруг заявил, что она тебе не нравится».

 

XVIII. Насколько приведенные ниже аргументы являются корректными? А.Шопенгауэр считал единственной целью спора победу над про­тивником и рекомендовал не особенно ограничивать себя в способах ее достижения. Нужно показать, советовал Шопенгауэр, что утверждение противника, видимость опровержения которого вы хотите создать, противоречит тому, что он сам делает или не делает: «Например, если противник отрицает самоубийство, обязательно нужно спросить его, почему он сам до сих пор не повесился.

 

 

III вариант

 

I. Дать полную логическую характеристику понятиям.

1) министерство юстиции;

2) апатия.

 

П. Определить вид отношения между понятиями и изобразить его с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

1) автомобиль «Москвич-2141»; автомобиль «Москвич», выехавший на встречную полосу движения; автомобиль, нарушивший правила до­рожного движения;

2) виновность, невиновность.

 

III. Обобщить понятие.

Курсант средней специальный школы МВД.

 

IV. Ограничить понятие. Терроризм.

 

V. Укажите вид определения. Если это определение через род и видовое отли­чие, то произведите его анализ, указав определяемое и определяющее понятия, а в последнем – род и видовое отличие.

Реформа – преобразование какой-либо стороны общественной жиз­ни, не уничтожающее основ существования социальной структуры.

 

VI. Установите правильность следующих определений (в неправильных опреде­лениях укажите, какое правило нарушено).

1. Донос – следственное или судебное действие, состоящее в получе­нии от свидетеля или потерпевшего устного показания об известном ему обстоятельствах данного дела.

2. Фонтан – водопровод в экстазе.

 

VII. Укажите вид деления понятия, делимое понятие, члены деления, основание деления.

Социальные революции бывают мирные и немирные.

 

VIII. Проверьте правильность деления понятий; в неправильном делении ука­жите, какие правила нарушены.

Приговоры бывают обвинительными, оправдательными и неспра­ведливыми.

 

IX. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суж­дений с отношениями (если суждение атрибутивное, то найдите субъект, преди­кат и связку; определите количество и качество суждения, укажите, если оно есть, кванторное слово и приведите его схему и принятые в логике обозначения: А, Е, I, О).

1. Все модные пороки слывут добродетелями (Ж.-Б.Мольер).

2. Раньше Тверь называлась Калининым.

 

X. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

Познанья путь и долог, и тяжел...

 

XI. Выразите комбинированные сложные суждения в явной логической форме. Приведите их символическую запись.

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на непри­косновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию (Всеобщая декларация прав человека).

 

XII. Определите модальность суждений и запишите их с помощью модальных операторов (для алетической модальности установите, является ли суждение фактически необходимым или случайным, возможным или невозможным; эпистемическую модальность суждений запишите с помощью операторов «доказано» (V), «опровергнуто» (F), «вероятно» (Р), а деонтическую модаль­ность с помощью операторов «обязанность» – О (d), «запрещение» – F (d), «разрешение» – Р (d)).

1. Парадокс в широком смысле – это высказывание, резко расходя­щееся с общепринятыми, устоявшимися мнениями, отрицание того, что представляется «безусловно правильным».

2. Машина ВАЗ-2110 № ММУ 12-41, остановитесь!

3. Нисколько не отвергая показаний свидетелей, мне кажется, что этому обстоятельству можно дать гораздо более простое объяснение, нежели то, которое дает товарищ прокурора (из речи К.К.Арсеньева по делу А.Рыбаковской).

 

XIII. Сделайте вывод (если это возможно) путем превращения, обращения и противопоставления предиката; для проверки правильности вывода сформули­руйте посылку в явной логической форме. Составьте схемы выводов.

Лицо, захватившее заложника, подлежит уголовному наказанию по ст. 206 УК РФ.

 

XIV. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.

1. Некоторые полководцы были непобедимыми. Некоторые военные люди были полководцами.

2. Лица, уклоняющиеся от уплаты налога, привлекаются к уголовной ответственности по ст. 198 УК РФ. В действиях М. нет состава преступ­ления, предусмотренного ст. 198 УК РФ.

3. Всякое испытание есть трудность. Всякое испытание требует силы духа.

XV. Установите правильность силлогизма.

Некоторые преступники имеют высшее образование. Ни один сту­дент не имеет высшего образования. Значит, ни один студент не пре­ступник.

 

XVI. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте его схему. Если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме (со связкой «если..., то...»). При решении задачи следует учесть, что некоторые посылки являются комбинированными сложны­ми суждениями.

Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными. Если брак расторгается, то суд выносит решение о расторжении брака. Если суд выносит такое решение, то в необходимых случаях он прини­мает меры к защите интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспо­собного супруга.

 

XVII. Укажите умозаключение полной или неполной индукции, в последней оп­ределите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»).

В квартире № 37 проживает семья Федоровых, состоящая из шести человек: С.И.Федоров, его жена И.А.Федорова, их сыновья Сергей и Игорь, родители С.И.Федорова – И.С. и Е.П.Федоровы. Сергей окон­чил юрфак МГУ и работает следователем, Игорь призван в армию. Зна­чит, все проживающие в квартире № 37 совершеннолетние.

 

XVIII. Насколько приведенные ниже аргументы являются корректными? Профессор Н. говорит, что студенты недостаточно много работают, но Н. сам ленив, и потому нет оснований полагать, что он прав в отношении студентов.

 

 

IV ВАРИАНТ

 

I. Дать полную логическую характеристику понятиям.

1) невиновность;

2) любовь.

 

П. Определить вид отношения между понятиями и изобразить его с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

1) пистолет, огнестрельное оружие, нож, финский нож;

2) прямая линия, кривая линия.

 

III. Обобщить понятие. Отделение милиции.

 

IV. Ограничить понятие. Свидетель.

 

V. Укажите вид определения. Если это определение через род и видовое отли­чие, то произведите его анализ, указав определяемое и определяющее понятия, а в последнем – род и видовое отличие.

Сепаратизм – политическое движение за отделение части государст­ва и создание нового государственного образования.

 

VI. Установите правильность следующих определений (в неправильных опреде­лениях укажите, какое правило нарушено):

1) произвол – отсутствие свободы;

2) метла – летательный аппарат, на котором женщина впервые под­нялась в воздух.

 

VII. Укажите вид деления понятия, делимое понятие, члены деления, основание деления.

В законодательстве демократических государств предусмотрены санкции за нарушение социально-экономических, политических или личных прав граждан.

 

VIII. Проверьте правильность деления понятия; в неправильном делении ука­жите, какие правила нарушены.

Высшие учебные заведения делятся на университеты, академии и ин­ституты.

 

IX. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суж­дений с отношениями (если суждение атрибутивное, то найдите субъект, преди­кат и связку; определите количество и качество суждения, укажите, если оно есть, кванторное слово, приведите его схему и принятые в логике обозначения: А,Е, I, О).

1. Поэт в России больше, чем поэт (Е.Евтушенко).

 

X. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

Либо в стремя ногой, либо в пень головой.

 

XI. Выразите комбинированные сложные суждения в явной логической форме. Приведите их символическую запись.

Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если бу­дет установлено, что вследствие изменения обстановки это лицо или совер­шенное им деяние перестали быть общественно опасными.

 

XII. Определите модальность суждений и запишите их с помощью модальных операторов (для алетической модальности установите, является ли суждение фактически необходимым или случайным, возможным или невозможным; эпи-стемическую модальность суждений запишите с помощью операторов «доказано» (V), «опровергнуто» (F), «вероятно» (Р), а деонтическую модаль­ность с помощью операторов «обязанность» – О (d), «запрещение» – F (d), «разрешение» – Р (d)).

1. Кратковременные расстройства сна могут возникать у вполне здо­ровых людей от переутомления.

2. Он (полицмейстер Иванов) имел, по-видимому, повадку в подоб­ных случаях жестикулировать кулаком более выразительно, чем это обыкновенно принято.

3. Граждане, пользуйтесь услугами носильщиков, не доверяйте свои вещи случайным людям.

 

XIII. Сделайте вывод (если это возможно) путем превращения, обращения и противопоставления предикату; для проверки правильности вывода сформули­руйте посылку в явной логической форме. Составьте схемы выводов.

Ряд стран, формально получивших политическую независимость, не являются фактически самостоятельными.

 

XIV. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.

1. Каждый участник общей долевой собственности имеет право на отчуждение своей доли другому лицу. Гражданин Н. не является участ­ником общей долевой собственности.

2. Всякая глупость есть лень ума. Некоторые дела не являются ленью ума.

3. Ни одна война не обходится без жертв. Некоторые войны – крат­косрочные войны.

 

XV. Установите правильность силлогизма.

Все участники семинара по криминалистике – следователи. Некото­рые участники семинара не работают в прокуратуре. Значит, некоторые следователи не работают в прокуратуре.

 

XVI. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте его схему. Если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме (со связкой «если.., то...»). При решении задачи следует учесть, что некоторые посылки являются комбинированными сложны­ми суждениями.

Родители, уплачивающие алименты на несовершеннолетних детей, мо­гут быть привлечены к участию в дополнительных расходах, вызванных исключительными обстоятельствами (тяжелая болезнь, увечье ребенка и т.д.). Размеры участия в таких расходах определяются судом с учетом материального и семейного положения родителей.

 

XVII. Укажите умозаключение полной или неполной индукции, в последней оп­ределите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»).

Крестьянская война 874-901 гг. в Китае потерпела поражение. Кре­стьянская война 1524-1526 гг. в Германии потерпела поражение. Потер­пела поражение и крестьянская война в Китае 1628-1645 гг., а также крестьянская война в России в XVII в. и крестьянская война под предво­дительством Е.Пугачева в 1773-1775 гг. Следовательно, все крестьян­ские войны терпели поражение.

 

XVIII. Насколько приведенные ниже аргументы являются корректными?

«Во времена инквизиции, – пишет СИ. Поварнин в книге «Спор»,-были возможны такие споры: вольнодумец заявляет, что Земля вертится около Солнца; противник возражает: «А вот в псалмах написано: Ты поставил землю на твердых основах, не поколеблется она в веки и веки. Как вы думаете, – спрашивает он многозначительно, – может ли Св. Писание ошибаться или нет?».

Вольнодумец вспоминает инквизицию и перестает возражать. Он даже для большей безопасности «убеждается»; иногда даже трогательно благодарит «за научение».

 

 

V ВАРИАНТ

 

I. Дать полную логическую характеристику понятиям.

1) судимость;

2) чувство.

 

П. Определить вид отношения между понятиями и изобразить его с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

1) адвокат, юрист, прокурор, свидетель;

2) обвинительный приговор, оправдательный приговор.

 

III. Обобщить понятие.

Верховный суд автономной республики.

 

IV. Ограничить понятие. Наказание.

 

V. Укажите вид определения. Если это определение через род и видовое отли­чие, то произведите его анализ, указав определяемое и определяющее понятия, а в последнем – род и видовое отличие.

Коллизионная норма – правовая норма, определяющая, право како­го государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому и иному правоотношению международного характера.

 

VI. Установите правильность следующих определений (в неправильных опреде­лениях укажите, какое правило нарушено).

1) сравнение – не доказательство;

2) торос – это продукт ледяных отношений.

 

VII. Укажите вид деления понятия, делимое понятие, члены деления, основание деления.

Общественная опасность в конкретных условиях рассматривается законодательством или как преступление, или как правонарушение ад­министративное, гражданско-правовое, трудовое.

 

XIII. Проверьте правильность деления понятия; в неправильном делении ука­жите, какие правила нарушены.

Речь бывает устной, письменной, путаной и заумной.

 

IX. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суж­дений с отношениями (если суждение атрибутивное, то найдите субъект, преди­кат и связку; определите количество и качество суждения, укажите, если оно есть, кванторное слово и приведите его схему и принятые в логике обозначения: А, Е, I, О).

1. Троицкая башня Московского Кремля построена раньше осталь­ных его башен.

2. Волк овце не товарищ.

 

X. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суж­дения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.

Ответственность за правонарушение может быть дисциплинарной, административной или уголовной.

 

XI. Выразите комбинированные сложные суждения в явной логической форме. Приведите их символическую запись.

Кабы молодость да знала,

Кабы старость да могла,

Жизнь так часто не хромала,

Жизнь бы иначе пошла (П.А.Вяземский).

 

XII. Определите модальность суждений и запишите их с помощью модальных операторов (для алетическои модальности установите, является ли суждение факти­чески необходимым или случайным, возможным или невозможным; эпистемическую модальность суждений запишите с помощью операторов «доказано» (V), «опровергнуто» (F), «вероятно» (Р), а деонтическую модальность с помощью опера­торов «обязанность» – О (d), «запрещение» – F (d), «разрешение» – Р (d)).

1. Может быть завтра немного потеплеет.

2. Для некоторой группы населения стало возможным получение второго образования.

 

XIII. Сделайте вывод (если это возможно) путем превращения, обращения и противопоставления предикату; для проверки правильности вывода сформули­руйте посылку в явной логической форме. Составьте схемы выводов.

Не всякому офицеру мундир к лицу (Козьма Прутков).

 

XIV. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и больший термины, меньшую и большую посылки.

1. Ни один мудрый не является глупцом. Некоторые умные люди -мудрецы.

2. Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уго­ловной ответственности. Гражданин Н. привлекается к уголовной от­ветственности.

3. Некоторые законы ограничивают права граждан. Всякий закон является правовым актом.

 

XV. Установите правильность силлогизма.

Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают (Г.Лихтенберг).

Руководителю нашего отдела всегда некогда. Значит, руководитель нашего отдела ничего не делает.

 

XVI. Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте его схему. Если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме (со связкой «если..., то...»). При решении задачи следует учесть, что некоторые посылки являются комбинированными сложны­ми суждениями.

В случае, когда ребенок не проживает совместно с родителями и по­следние уклоняются от обязанностей по его воспитанию, над ребенком устанавливается опека или попечительство. Органы опеки и попечи­тельства в этом случае вправе требовать по суду лишения родителей родительских прав.

 

XVII. Укажите умозаключение полной или неполной индукции, в последней оп­ределите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно», «более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»).

Русские юристы последней трети XIX в. Александров и Спасович были выдающимися судебными ораторами. То же можно сказать и о юристах этого периода – Арсеньеве, Андреевском, Карабачевском, Плевако, Урусове. Из этого следует, что все русские юристы последней тре­ти XIX в. были выдающимися ораторами.

 

XVIII. Насколько приведенные ниже аргументы являются корректными?

В старой гимназии ученик спрашивает: «Господин учитель, кто та­кой был Диоген?» «Диоген?.. Хм, Диоген... Ну, ты мал, чтобы задавать

 

 


Date: 2015-11-13; view: 888; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию