Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






От переводчиков





Сунь Сюй

ИСКУССТВО СИНЪИЦЮАНЬ

 

Эта книга - первый том из 4-томного издания, охватывающего уче­ние, практику и «закрытые» техники стиля синъицюань. Автор, один из самых известных мастеров традиционного ушу в современном Ки­тае, воссоздает изначальное, истинное учение синъицюань, объясняя суть древней традиции современным, простым языком. Впервые в истории стиля публикуются многие секретные методы, передававши­еся только «внутренним ученикам», в частности, способы наработки «темного» и «мягкого» типов усилий в практике «пяти первостихий». К каждому тому автором подготовлен видеокурс на DVD, который можно будет приобрести отдельно.

Синъицюань - один из самых древних и «закрытых» стилей китайского ушу. Это и эффективное боевое искусство, и уникальное средство гармонизации и оздоровления и тела, и души, и сознания.

Для широкого круга читателей.

 

ОТ ПЕРЕВОДЧИКОВ

«Я десять лет ждал, прежде чем смог опубликовать эту книгу, - говорил нам мастер Сунь Сюй, торжественно вручая две книги из только-только полученных от издательства авторских экземпляров. - Мой учитель считал, что публиковать подобные техники, которые всегда считались «закрытыми», - нельзя». «Но как же тогда книга оказалась напечатан­ной?» - осторожно поинтересовались мы. «Учитель умер несколько лет назад, - спокойно сказал Сунь, - спрашивать стало не у кого. Теперь решения принимаю я - а я считаю, что искусство синъицюань может быть безвозвратно утрачено, если мы не начнем публиковать подобные книги...».

Три иероглифа, составляющие название стиля «синъицюань», на русский можно перевести несколькими способам: «кулак формы и волн», «воля, явленная в кулачном искусстве», «стиль воплощенного намерения». Синъицюань - один из древнейших стилей традиционного ушу, сформи­ровавшийся в первой половине XVII века. Он отличался простотой и эф­фективностью, быстротой в нападении и защите, собранными и концен­трированными ударами.

Легендарным основателем и «небесным покровителем» синъицюань называют военачальника эпохи Сун по имени Юэ Фэй. Историю его жиз­ни, военных побед и гибели по навету предателей знает любой китаец. В «небесной канцелярии» Юэ Фэй - адъютант бога войны Гуань Юя (тоже, кстати, исторический персонаж, знаменитый военачальник эпохи Трое- царствия). Стратег и военный наставник, Юэ Фэй учил, что победу в бою обеспечивает «следование волению Неба», тем самым обозначив один из важнейших принципов синъицюань.

Реальным основателем стиля считается Цзи Цикэ, живший в середине XVIII века в провинции Шаньси. Он происходил из зажиточной семьи, был образованным человеком, служил армейским наставником по военному делу и славился на всю округу своим бесподобным владением копьем. Легенды утверждают, что он был человеком высочайших духовных до­стоинств, владел искусством врачевания и даосской наукой «пестования жизненности». В горах Нуннаншань, в кумирне Юэ Фея, Цзи Цикэ ми­стическим образом обретает древние трактаты по боевому искусству и, по­стигнув их учение, создает новый стиль, перенеся принципы боя с копьем на кулачное искусство. С технической стороны в его основе лежат методы боя с копьем, а с теоретически-философской - даосская схема пяти первостихий. По представлениям даосизма, весь мир состоит из пяти первостихий: металл, дерево, вода, огонь, земля, которые, взаимодействуя между собой, рождают все бесчисленное множество вещей, в том числе и самого человека. В синъицюань каждому из этих элементов соответствует один прием. Например, элементу «металл» соответствует рубящий удар ладо­нью или кулаком, который называется пи. Второе движение, бэн - прямой удар вперед - соответствует дереву. Буравящий удар цзуань соотносится с водой. Пао, или «взрывающаяся хлопушка» - это удар одной рукой с одно­временным блоком другой это огонь. Хэн - «отводящий», или «диагональ­ный», удар - соответствует элементу «земля». Традиционные комплексы синъицюань строились по имевшимся в даосизме схемам взаимодействия пяти первостихий: «взаимопорождения», «взаимоподавления», «взаимо­действия». Таким образом, выполняя любой комплекс синъицюань, мы словно воспроизводим рождение и развитие мироздания.

Синъицюань построен очень логично и имеет четкую структуру. Изу­чение начинается с раздела усинцюань (пяти первостихий) - основопо­лагающего для всей практики синъицюань. Формы «пяти первостихий» позволяют освоить основные принципы стиля и постичь суть мастерства. Пять элементов синъицюань (пицюань, бэнцюань, цзуаньцюань, паоцюань, хэнцюань) соответствуют пяти первостихиям учения инь-ян (металл, дерево, вода, огонь, земля). «Внутри»> человека пять первостихий соот­ветствуют пяти внутренним органам, «снаружи» - пяти органам чувств. Традиционная китайская медицина строится научении об инь-ян и пяти первостихиях; считается, что восстановление баланса между ними изле­чивает болезни. Именно «пять первостихий» старинные трактаты и тек­сты называли важнейшим, что есть в синъицюань. Следующий раздел называется шиэрсинцюань, «12 форм (животных)». В практике шиэрсинцюань мы учимся воплощать образ действий других живых существ и тем самым осваиваем способы внутренних трансформаций. Шиэрсинцюань и усинцюань взаимосвязаны. В усинцюань осваиваются типы уси­лий - это методы достижения мастерства; в шиэрсинцюань осваиваются способы воплощения всего сущего на земле - это средства достижения высшей цели.

Однако за приемами и движениями синъицюань скрывается намного более глубокий смысл, чем обучение кулачному бою. Осваивая конкрет­ные приемы нападения и защиты, человек учится владеть своим телом, контролировать дыхание, управлять сознанием. Синъицюань - это не только боевые действия - удары и блоки, но и постижение «внутренне­го искусства» - нэйгун или цигун. Нэйгун - это и искусство управления энергии ци, и тренировка сознания, умение регулировать свой волевой импульс. «Внутреннее искусство» является важнейшей составной частью синъицюань. Постепенно, учась управлять собственными энергетически­ми ресурсами, боец переходит от использования физической силы к при­менению импульса, идущего изнутри тела. Сами движения весьма просты, но, поскольку они непосредственно связаны с дыхательной практикой и управлением сознанием, то синъицюань можно практиковать не только как боевое искусство, но и как уникальный метод физического воспитания и укрепления здоровья. Умение побеждать в синъицюань неотделимо от умения понимать, «слышать» своего противника. Л умение вслушиваться в окружающее - это первый шаг к построению гармоничных отношений с миром, к «следованию общему потоку мироздания» - к тому, что в Китае называется «гунфу». Синъицюань, формировавшийся прежде всего как боевая система, оказался уникальным средством гармонизации и оздоров­ления и тела, и души, и сознания.

Ушу конкретно и практично: это боевые приемы для нападения и за­щиты, разделенные на отдельные формы и собранные во взаимоувязанные комплексы, упражнения для тренировки силы, ловкости, гибкости, вынос­ливости, техники правильного дыхания, расслабления и сосредоточения. И акробатические трюки шаолиньцюань, и плавные, текучие движения тайцзицюань, и быстрые, резкие движения синъцюань, при всей их внеш­ней несхожести, решают одни и те же задачи - «укрепляют жизненные силы организма» и учат, как защищать организм от любых неблагоприят­ных воздействии, в том числе и от прямого физического насилия. Но, по­мимо этого «внешнего» содержания, в ушу всегда присутствовало «высшее мастерство» - «гунфу». Оно считалось сакральным, а способы его дости­жения были священной тайной школы. Неудивительно, что каждая школа стремилась скрыть от посторонних свою сокровенные корни, истинные приемы практики.

Освоение синъицюань с древних времен подразделяли на три этапа, каждый соответствовал одному из применяемых типов усилий: светлому, темному, изменчивому. Первый этап практики синъицюань (светлое уси­лие) считался общедоступным, именно он рассматривается в современных книгах по кулачному искусству, однако в большинстве из них сводится к чисто техническому описанию основных движений. Однако, после того как практикующий запомнит и выучит движения в канонических формах и комплексах, он должен осмыслить их, понять, что такое целостное дви­жение и целостная передача усилия, научиться расслабляться и применять прямое, жесткое усилие. Эта часть практики обычно не рассматривается в современных пособиях. Методы тренировок на втором и третьем этапах в прежние времена преподавались только внутри клана, «за закрытыми воротами». Оберегая секреты «истинного мастерства», учителя предше­ствующих поколений не передавали его людям «внешним» и строго от­бирали тех, кто достоин обучения. Даже принадлежности к клану могло быть недостаточно - далеко не всех учеников «внутренних ворот» обучали высшим ступеням мастерства.

Такой способ передачи «истинного мастерства» существовал столе­тиями. Ситуация изменилась, когда из-за изменений в общественно- политическом и экономическом положении страны ушу стало распро­страняться среди широких народных масс, а по всему Китаю во множестве стали появляться всевозможные организации по изучению ушу, которые стремились к росту собственных доходов и авторитета в обществе. Ушу начало развиваться «вширь», утрачивая «глубину» - подлинных мастеров и носителей истинной традиции, на первый план вышло изучение возмож­но большего числа стилей и комплексов-таолу, а не освоение высших сту­пеней мастерства. Способы внутренней работы в синъицюань, например работы с даньтянь, из поколения в поколение передавались только внутри школы. Поскольку суть этих движений и позиций не открывалась нико­му, кроме посвященных, а по внешнему виду смысл их оставался непоня­тен, во многих школах эти методы «внутреннего искусства» либо вообще опускали, либо преподавали только внешнюю сторону. Изучать темное и изменчивое усилие сложно еще и потому, что эта практика затрагивает на­много более глубокие и тонкие структуры человека. Специальные методы тренировки, например, направлены на самосовершенствование (то, что в даосской практике называется «выплавлением пилюли бессмертия»), на управление сознанием, на изменение природных свойств человека, а прак­тиковать их без руководства опытного наставника попросту невозможно.

В результате в современном синъицюань эти методы оказались прак­тически утрачены, хотя сами приемы сохранились и хорошо известны. В настоящее время большинство практикующих синъицюань могут узнать о методах «внутреннего искусства» только из старых трактатов и кано­нических текстов, которые малодоступны и малопонятны современному читателю. Эту задачу и решает первая из четырех книг, посвященных ис­кусству синъицюань, которую вы сейчас держите в руках. Мастер Сунь Сюй, получивший передачу «внутренней традиции» в трех разных шко­лах синъицюань, более 20 лет изучал и обобщал методики преподавания

и «внутреннее искусство» этого стиля. Он общался со знаменитыми ма­стерами современности, собирал и изучал древние трактаты, преподавал и проверял на практике воссозданные методики и опыт преподавания старых мастеров. «Больше всего на свете я люблю две вещи, -говорит он, - зани­маться синъицюань и преподавать синъицюань». У него учится несколько сотен человек - из Китая, Корен, Японии, США, Чили. У него двадцать пять «внутренних» учеников, среди них - русские, переводчики этой кни­ги. К настоящему времени в Китае опубликованы три из четырех томов «Искусства синъицюань». По каждому тому имеется видеокурс с демон­страцией всех рассматриваемых техник. Эти книги в Китае неоднократно переиздавались и уже стали бестселлерами.

Публикацию четырехтомника «Искусство синъицюань» на русском языке мастер Сунь Сюй считает делом первостепенной важности. В Рос­сии много любителей ушу, и, кроме китайцев, именно русские, как считает мастер, способны полностью воспринять все секреты и тонкости древне­го китайского искусства. Именно поэтому, по его настоянию, для изданий на русском, английском и других европейских языках практику «светло­го усилия» в четвертой главе этой книги демонстрирует М. А. Андреев. При работе над переводом мы имели уникальную возможность выяснить все непонятные моменты непосредственно у автора. Нередко его объ­яснения вроде бы очевидных мест или фраз из канонических трактатов становились для нас подлинным откровением. Русское издание не повто­ряет китайское - специально для русского издания отдельные моменты объясняются более подробно, а какие-то специфически китайские детали, наоборот, опущены, чтобы сделать текст максимально понятным для лю­дей другой культуры. Автор подготовил новый учебный видеокурс по со­держанию этой книги, он будет выпущен отдельно.

Мы хотели бы выразить здесь свою благодарность всем тем, кто помогал нам в этой работе: нашему Учителю Сунь Сюю; А. А. Маслову - первому наставнику, открывшему нам путь ушу; В. А. Ларину и его очаровательной супруге Ирине - за дружескую помощь и поддержку, и в Китае, и при работе над этой книгой; А. Г. Юркевичу - за бесценные консультации; Да Вэю - за помощь при переводе особенно трудных мест; и многим другим.

Мы надеемся, что эта книга откроет читателям путь к постижению ис­тинного искусства синъицюань.

 

Михаил Андреев

Наталья Григорьева

Date: 2015-11-13; view: 540; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию