Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. Становление и развитие древнерусского государства





(IХ-XII вв.)

 

План лекции:

1. Исторические условия и особенности образования древнерусского государства. Роль норманнского влияния.

2. Принятие христианства на Руси и его исторические последствия.

3. Политическая раздробленность на территории Руси, ее причины и последствия.

 

1. С V в. начинается период раннего средневековья. Старая геополитическая структура Европы, включавшая в себя Римскую империю и «варварские» племена (германские, славянские, балтские и т.д.) ушла в прошлое. В результате завоевания германцами территории Римской империи в Западной Европе возникло новое феодальное общество на основе синтеза элементов разлагавшегося родоплеменного строя германцев и остатков античных общественных отношений. Так возникли современные государства – Франция, Италия, Испания, Великобритания, Германия. Народы этих стран в той или иной степени унаследовали римское право, отношения собственности, существовавшие в античности, достижения римской культуры.

Территория, на которой сложилось древнерусское государство, не входила в зону влияния античной цивилизации, поэтому феодальные отношения здесь формировались «бессинтезным», а потому – замедленным путем. Киевская Русь возникает в IХ в. Это событие породило длительную дискуссию между норманистами и антинорманистами, в которой важную роль играют политико-идеологические соображения. Норманисты с ХVIIIв. (немецкие историки Г.- Ф. Миллер и Г.- 3.Байер) утверждали, что государство на Руси было создано варягами (норманнами), что свидетельствует, якобы, об исконной отсталости русского народа, который не способен к самостоятельному историческому развитию. Их противники (М.Ломоносов в ХVIIIв., акад. Рыбаков Б.А.) считали, что государство возникло как закономерный результат внутреннего развития славянского общества. Нередко те и другие отождествляли происхождение государства с происхождением правящей в нем династии, что на самом деле далеко не одно и то же.

Спорной является и проблема происхождения названия «Русь». Скандинавская версия исходит из того, что в основе слова «Русь» лежит древнескандинавский глагол «грести», означавший вначале воинов-гребцов, а затем княжеских дружинников. Высказываются также предположения об иранской, балтской или славянской этимологии этого слова. Так, Рыбаков Б.А. считал, что слово это произошло от названия племени росов, жившего по берегам реки Рось (приток Днепра).

В настоящее время не вызывает сомнения как автохтонное (т.е. на местной славянской основе) формирование государства Русь, так и значительное участие в этом процессе выходцев из Скандинавии, которые сыграли активную роль в образовании господствующего слоя. Варяги не создали на Руси новых политических структур, а лишь включились в шедшие здесь процессы образования государства.

Киевская Русь – это раннефеодальная монархия, историю которой делят на три периода. Первый (IX - сер. Х в.) – время первых киевских князей. Второй (втор. пол. Х - перв. пол. XI в., время Владимира I и Ярослава Мудрого) – эпоха расцвета Киевской державы; третий период (втор. пол XI- начало ХII в.) – переход к территориально-политической раздробленности.

Основные киевские князья: Олег (982-912), Игорь (912-945), Ольга (945-957), Святослав (957-972), Владимир Святой (980-1015), Ярослав Мудрый (1019-1054), Владимир Мономах (1113-1125).

В 1Х – Х вв. киевские князья постепенно подчиняли восточнославянские союзы племенных княжеств. Ведущую роль играла в этом процессе военно-служилая знать – дружина киевских князей. Структура государства оформилась при князе Владимире, который посадил на княжение в девяти крупных городах своих сыновей в качестве наместников. При нем укрепляется государственный аппарат, строятся крепости на южных границах для защиты от набегов печенегов. Важнейшей реформой Владимира явилось принятие христианства.

 

2. До сер. Х в. в Киевской Руси господствовало язычество, которое не соответствовало развивающимся феодальным отношениям и усилению княжеской власти, так как местные языческие культы поощряли сепаратистские настроения. Уже в 980 г., сразу после вступления на престол Владимир провел реформу язычества, выделив из большого количества языческих богов шесть главных во главе с Перуном – богом грозы, которому поклонялись княжеские дружинники. Кроме Перуна, в этот пантеон вошли: Хорс, Стрибог, Даждьбог, Семаргл, Макошь. Но через несколько лет князь решительно разрывает со старой традицией, приняв монотеистическую религию.

В 988г. при князе Владимире господствующей официальной религией становится христианство, заимствованное из Византии. Причины принятия христианства: 1) необходимость укрепления государственности, политической власти князя; 2) необходимость сплочения разрозненных племен; 3) необходимость укрепления положения Руси на международной арене.

Распространение христианства шло медленно, приходилось преодолевать сопротивление населения, особенно на окраинах. Но в целом принятие новой веры имело важные последствия для Руси. Укрепилась государственная власть, положение князя, территориальное единство Руси. Расширились международные связи, теперь уже Русь не считалась «варварской». Большую роль сыграло христианство в развитии русской культуры (появление письменности – кириллица, строительство храмов, развитие иконописи, создание школ при монастырях). Церковь опекала нищих, больных, убогих, воздействовала на нравственность славян. С другой стороны, церковь преследовала дохристианскую культуру, негативным являлось и то, что православная Русь оказалась в определенной идейно-политической изоляции, не могла стать полноправным членом католической Европы.

Следует отметить, что феодальный строй Руси отличался от «классических» западно-европейских образцов. Прежде всего, это проявлялось в огромной роли государственного сектора в экономике страны – наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти. Феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Это позволяет говорить о раннеклассовом, близком к варварским государствам характере Киевской державы.

 

3. На рубеже XI – XII вв. единое древнерусское государство распалось на ряд полусамостоятельных княжеств и земель. Наступил период, который историки называют по-разному - феодальная раздробленность, государственная раздробленность, удельные века.

Причины раздробленности многоплановы. Это:

1). Появление и распространение частного землевладения, княжеского и боярского. В результате сформировалась главная политическая и экономическая сила - местное боярство, опираясь на которое укрепились местные князья.

2). Рост городов и развитие отдельных земель, что делало их независимыми от Киева. Вместо одного центра появилось несколько.

3). Отсутствие прочных экономических связей между регионами, господство натурального хозяйства;

4). Племенная рознь, которая сохранилась и в период Киевской Руси.

Кроме того, дореволюционные историки называли такие причины, как неотрегулированность порядка престолонаследия, распри внутри правящей династии, амбиции местной знати, большое количество детей у князей.

Историки называют две даты начала раздробленности. Первая – 1097 г., съезд князей в г.Любече, на котором был установлен новый принцип организации власти на Руси – «каждый да держит отчину свою». Таким образом, русская земля не считалась больше единым владением всего княжеского дома, а становилась совокупностью отдельных вотчин. Установление этого принципа юридически закрепляло раздробленность, хотя и оговаривалось, что перед лицом внешней опасности князья будут соблюдать единство.

Но есть и другая дата, связанная с деятельностью одного из наиболее выдающихся древнерусских князей – Владимира Мономаха. Этого авторитетного переяславльского князя пригласили на великий киевский престол киевские бояре в 1113 г., во время мощного народного восстания. Своими авторитетными решениями он сумел не только успокоить массы, но и объединить под своей властью все земли, заселенные древнерусской народностью. После смерти Владимира Мономаха (он княжил в Киеве в 1113-1125 гг.) его дело продолжил сын, Мстислав Великий (1125-1132 гг.). Киев вновь стал столицей огромного, крупнейшего в Европе государства. Но после смерти Мстислава в 1132 г. государство вновь распадается на долгий период. Первоначально на территории бывшей Киевской державы образовалось 15 земель, ко времени монголо-татарского нашествия их было уже около 50-ти, а к концу ХIV в. – около 250. Дальше дробиться уже просто было некуда, поэтому начинает проявляться обратная тенденция – к объединению земель, но произойдет это нескоро: раздробленность просуществует до второй половины ХV века.

В то же время следует обратить внимание на то, что раздробленность не означала окончательного распада Древнерусского государства, а лишь превращение его в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем киевским, хотя его власть стала номинальной. Связь отдельных земель в рамках федерации обеспечивалась следующими моментами: осознанием единства русской земли, общими законами, общей религией (церковь выступала как связующее начало), единством языка, традиций, культуры.

Последствия раздробленности для Руси имели двоякое значение. С одной стороны, Русь ослабла перед лицом внешней угрозы, стала легкой добычей для монголо-татар. К негативным последствиям можно отнести и постоянные усобицы князей, которые своими распрями разоряли и ослабляли русские земли.

Но, с другой стороны, были и положительные последствия, прежде всего, значительный подъем экономики и культуры в наиболее крупных землях (Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества, Новгородская боярская республика и др.) в домонгольский период.

Раздробленность - закономерный этап в развитии Древней Руси (через него прошли и страны Западной Европы). Этот период был вызван вступлением феодализма в зрелую стадию, когда сформировались его экономические и социально-политические институты (феодальное землевладение и хозяйство, средневековые города и ремесла, зависимость крестьян). Период раздробленности был временем тяжелых испытаний для Руси, но он имел и свое историческое значение - переход от Руси Киевской к Руси Московской.

 

Date: 2015-11-13; view: 335; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию