Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс. 1. История как наука, ее предмет





 

План лекции:

1. История как наука, ее предмет.

2. Основные концепции исторического процесса.

3. Факторы самобытности русской истории.

 

1.Слово«история» в переводе с древнегреческого языка означает «повествование о событиях». Встречается до 30 определений предмета истории как науки (в соответствии со взглядами автора). В советское время господствовала сталинская установка на то, что «история должна быть историей идей, а не историей людей». На Западе, наоборот, господствует убеждение, что главный объект изучения в истории – человек (антропологизированная история). Сейчас и в нашей стране совершается поворот к изучению места и роли человека, личности в истории.

Одни ученые считают историю наукой собирательной (собирает и описывает факты), другие – наукой упорядочивающей (не только описывает события, но и выводит общие закономерности).

Предметом истории следует считать исследование специфической, всякий раз неповторимой формы связи всеобщего, особенного и единичного в историческом развитии. Можно сказать, что история - это важнейший способ самопознания общества, средство ориентации людей в социальном пространстве. На крутых поворотах история помогала заново осознать, что представляет из себя российское общество, понять, кто мы и куда идем.

История – это форма социальной памяти человечества. Нам всем сегодня нужно понять, что общество, лишенное памяти, становится легким объектом для всякого рода манипуляций.

Основу исторического знания составляют факты, которые рассматриваются в исторической науке в двух смыслах:

1) как явление, имевшее место в истории;

2) как отражение этого явления в исторической науке.

Только историк дает факту определенный смысл, зависящий от его научных и идейно-теоретических взглядов. Таким образом, между фактом – событием и соответствующим ему научно-историческим фактом стоит интерпретация, которая превращает факты истории в факты науки.

Источник информации для историка – исторические памятники, источники, которые дают необходимый фактический материал, составляющий основу исторического знания. Источники делятся на шесть групп: а) письменные; б) вещественные; в) этнографические; г) фольклор; д) лингвисти­ческие; е) кинофотодокументы.

Изучение истории – сложный процесс реконструкции прошлого, состоящий из соединения сообщений источников и собственных представлений ученого об истории. Строго говоря, история непознаваема, так как в прошлый век попасть невозможно, но непознаваема лишь в абсолютном смысле, так как от каждого периода остается немало источников. При этом следует иметь в виду, что историки, которые моделируют прошлое, «задают» вопросы источникам, подвержены влиянию своего общества, времени, в котором они живут. Таким образом, с изменением общества, его мировоззрения меняется и понимание истории. Отсюда можно сделать вывод, что процесс познания истории бесконечен, во всяком случае, насколько бесконечна сама история человечества.

2. Существуют многочисленные концепции исторического процесса. Для нас наиболее интересны две основные – марксистская материалистическая (ею руководствовалась советская историческая наука) и культурно-историческая, или цивилизационная (распространена на Западе, сейчас приходит и к нам).

Согласно марксистской, или формационной, теории, общественное развитие – это обусловленный объективными закономерностями процесс существования и смены общественно-экономических формаций (пять формаций составляют историю человечества: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая). Главной причиной и движущей силой всех событий, процессов считается труд, способ производства. Эта концепция достаточно логично объясняла развитие исторических событий, хотя не все исторические явления укладываются в эту схему.

В основе цивилизационной теории лежит идея локальных цивилизаций. История человечества рассматривается как пространство, заполненное самобытными цивилизациями, каждая из которых проходит стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. Все цивилизации развиваются по собственному пути. Разработчиками этой концепции являются Н. Данилевский (Россия), О. Шпенглер (Германия), А. Тойнби (Англия).
В настоящее время популярна «теория пассионарности» Л. Гумилева. В качестве базы исторического процесса он выделяет этнос – общность людей, населяющих определенную территорию и объединенных действием пассионарного духа (пассионарность – это биопсихическая жизненная энергия, которая порождается сочетанием этнических, климатических, географических условий жизни данной общности). Этносы проходят фазы подъема, перегрева и медленного спада за 1200 – 1500 лет, после чего рассыпаются или сохраняются как реликты. Каждый этнос несет печать самобытности и неповторимости.

 

3. Существуют три основные точки зрения на проблему особенностей русской истории.

Первая. Все страны проходят один путь; особенности России рассматриваются как проявление ее отсталости (или задержки ее развития). Отсюда возникла концепция догоняющего типа развития.

Вторая. Сторонники теории локальных цивилизаций считают, что каждая страна идет своим путем, в том числе и Россия (русская, или славянская цивилизация).

Третья. Промежуточная. Суть ее в том, что историческое развитие России идет в том же направлении, что и на Западе, но со своими особенностями (ведь и на Западе страны отличаются друг от друга).

Но сторонники всех концепций признают наличие мощных факторов, которые привели к значительному отличию истории России от истории других государств. Историки выделяют четыре группы факторов самобытности русской истории:

1). Природно-климатический (суровый климат, малоплодородные земли, короткий цикл сельскохозяйственных работ, низкая урожайность, зависимость от общинных институтов, экстенсивный характер земледелия и экономики в целом и др.). Отсюда вытекают и такие особенности русского национального характера, как способность к крайнему напряжению сил, но отсутствие привычки к тщательности, аккуратности в работе из-за вечного дефицита времени. Тяжелые условия труда, сила общинных традиций развили в русском человеке чувство доброты, коллективизма, готовности придти на помощь.

2). Геополитический фактор – обширная, слабо заселенная территория, незащищенная естественными преградами граница, оторванность от морей, а значит и от морской торговли. Отсюда необходимость содержания огромной армии, длительная борьба за моря, что требовало на протяжении веков колоссальных человеческих и материальных ресурсов. Обширность территории приводила к тому, что государство постоянно усиливало контроль за личностью (крепостное право). Осложняла историю России и естественная открытость границ и с Востока, и с Запада. Вспомним постоянные набеги кочевников с востока, а также притязания на пограничные территории со стороны Литвы, Польши, Швеции и других европейских стран.

3). Религиозный фактор – различия между православием и католичеством также сыграли очень важную роль в нашей истории. Если в Европе вера толкала человека к активной экономической деятельности (как залог грядущего индивидуального спасения), то перед русским православным человеком открывался не экономический, а политический путь «спасения», причем не в одиночку, а в коллективе. В результате в России широкое развитие получили идеи коллективного движения к лучшему будущему, идеи социальной справедливости.

Также следует указать, что разногласия между православием и католичеством привели в средние века к ограничению связей между Россией и Западной Европой, церковь их осуждала как уступки «латинству».

4). Фактор социальной организации – огромная роль государства, которое являлось не надстройкой над гражданским обществом, как на Западе, а основой, творцом гражданского общества; государство и общество, личность не разделены, как на Западе, а целостны, едины. Первичной социально-экономической ячейкой является не частная собственность, а коллектив, корпорация (община, артель, колхоз).

 

Date: 2015-11-13; view: 247; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию