Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3. Логические операции с понятиямиПлан 1.Отношения между понятиями по объему и по содержанию 2.Ограничение и обобщение понятий 3.Определение понятий, его виды и правила 4.Деление и классификация понятий, их виды и правила Литература С.184-214 С.37-123 С.77-100 С.135-157 С.23-57 С.40-57,58-66 С.26-45,47-103 Методические рекомендации: Первый вопрос. Отношения между понятиями отражают отношения между реальными обозначаемыми ими предметами, а также отношения между мыслями о предметах. Отношения между понятиями по содержанию связаны со сравнением признаков, характеризующих предмет. Разберите сравнимые и несравнимые, совместимые понятия. Проанализируйте два вида сравнимости понятий по содержанию: совместимость и несовместимость. Затем переходите к анализу отношения понятий по объему, разберите основные виды этих отношений: совпадение, частичное совпадение, исключение, соподчинение. В заключение свяжите отношения между понятиями по объему и по содержанию друг с другом. При рассмотрении отношений между понятиями используйте опорную схему №1. Второй вопрос. Ограничение и обобщение – две противоположные операции, связанные с переходом от родового понятия к видовому и наоборот. Охарактеризуйте правило последовательности обобщения и ограничения, переходя от рода к ближайшему видовому отличию. Укажите верхние и нижние пределы обобщения и ограничения понятий. При этом обратите внимание на то, что категории, как предел обобщения не могут быть обобщены, а индивидуальные понятия, как предел ограничения не могут быть ограничены. Осветите значение этих операций в познании. Третий вопрос. Наиболее сложной операцией с понятиями является определение понятий. Нужно чётко уяснить разницу между реальными и номинальными определениями, а также между явными и неявными определениями. Рассмотрите основные способы определения понятий: определение через род и видовое отличие, генетическое определение, описание, характеристика и др. Особое внимание следует уделить определению через род и видовые отличия. Разберите его структуру, правила и типичные ошибки. Следует продемонстрировать значение логически грамотных определений в процессе познания и учебной деятельности. Четвертый вопрос. Разберите сущность и структуру деления понятий. Обратите внимание на важность правильного выбора основания деления. Разберите виды деления (простое и дихотомическое). Рассмотрите основные правила деления. Особым видом деления, играющим важную роль в познании, является классификация. Эта операция представляет собой комплексное, многоступенчатое деление. Проанализируйте проблему установления порядка критериев классификации, а также различие естественных и искусственных классификаций. Продемонстрируйте значение классификаций на примере конкретных научных дисциплин. Тема 4. Суждение План 1.Суждение, его содержание и форма 2. Свойства и структура суждения 3.Классификация суждений
Литература С.124-202 С.101-119 С.38-73 С.58-11 С.40-57 С.28-34,56-76 Методические рекомендации: Первый вопрос. Суждение является основной формой выражения мыслей, связи понятий, которая доступна любому человеку. Однако, логические знания о типах суждений, их структуре, позволят более эффективно использовать суждения. При изучении первого вопроса очень важно понять как связь, так и различие между суждением и предложением, которая выражается в том, что предложение является формой выражения суждения. Но нужно различать предложение как форму выражения суждений и логическую сущность или содержание суждений. Содержанием суждений является информация о действительности, которая может быть выражена различными способами. Проанализируйте повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения как формы выражения суждений. При этом обратите внимание на то, что не всякое предложение может выражать суждение, а, с другой стороны, кроме явных форм выражения суждений, существует выражение суждения неявным, не речевым способом, в контексте общения. Второй вопрос. Поскольку содержанием суждений является информация о действительности, постольку основным свойством суждения является значение его истинности. Рассмотрите, как определяется значение истинности суждений, которое зависит от контекста или связи с другими суждениями. Разберите гибкость логической формы суждения и условия ее корректности. Обратите внимание на то, что в зависимости от содержания изменяется и формальная структура суждений. Выделите основные элементы структуры суждения: субъект, предикат, логическая связка, кванторные и модальные операторы. Третий вопрос. Классификация суждений должна учитывать их различие по содержанию, а затем по структуре. Соответственно, сначала рассмотрите три основных типа суждений по содержанию: атрибутивные, реляционные (суждения с отношениями) и экзистенциальные (суждения существования). Рассмотрите, каким образом изменяется структура суждения в зависимости от его содержания. Выделите способы символического обозначения различных типов суждений и их элементов. Разделив суждения на три вида по содержанию, далее рассмотрите разделение каждого из них на простые и сложные. При анализе разновидностей сложных суждений обратите внимание на два источника разнообразия сложных суждений: а) различие типов логических связок между элементами сложных суждений, б) различие количества простых элементов сложного суждения и его формальной структуры.
|