Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объем учебной дисциплины и виды учебной работыОбщая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), из них: - очная форма обучения: 12 часов – лекции, 24 часа – семинарские занятия, 36 часов – самостоятельная работа; - очно-заочная форма обучения: 12 часов – лекции, 8 часов – семинарские занятия, 52 часа – самостоятельная работа. Лекции содержат необходимый теоретический материал. Для лучшего его усвоения и углубления знаний, полученных на лекциях, необходима также самостоятельная работа студентов со специальной литературой по доработке лекций и по решению задач. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН учебной дисциплины «Логика» (очная форма обучения)
Примечание: *Знаком выделены темы, по которым проводятся активные и интерактивные занятия. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН учебной дисциплины «Логика» (очно-заочная форма обучения)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РАЗДЕЛ I. Логическая форма и язык Тема 1. Предмет и практическое значение логики Основные характеристики процесса познания. Эмпирическая и теоретическая ступени познания. Приемы познавательной деятельности: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. Основные логические формы отражения действительности. Мышление и язык. Роль мышления и познания. Понятие истины. Мышление как предмет формальной логики. Мышление и высказывание. Понятие о логической форме (структуре) мысли и логическом законе. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Соблюдение законов логики – необходимое условие достижения истины в процессе познания. Общие черты правильного мышления: определенность мышления; последовательность мышления; доказательность мышления. Основные этапы развития логики. Логика и философия. Логика и другие науки о мышлении. Логика и прикладные науки. Значение логики в развитии современных наук. Теоретическое и методологическое значение логики в становлении и развитии современной науки. Овладение и изучение логики – необходимое условие повышения культуры мышления. Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-8 Тема 2. Логический анализ языка Язык как информационная знаковая система. Функции языка. Понятие знака. Предметное и смысловое значение языковых выражений. Основные семиотические аспекты языка: семантический, синтаксический, прагматический. Естественные и искусственные языки. Основы теории именования. Основные виды языковых знаков: предложение, знаки предметов (имена), знаки свойств и отношений, логические термины (связки, кванторы, операторы). Предложение, его смысл и значение. Истинность и ложность предложений. Имена, их смысл и значение. Имена единичные (термы) и общие; имена простые и сложные (описательные). Принципы теории именования. Антиномия. Антиномии отношения именования. Экстенсиональные и интенсиональные контексты. *Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции: -лекция-беседа – форма обучения студентов, в рамках которой предполагается вовлечение слушателей в активную беседу с лектором с целью привлечь их внимание к наиболее важным вопросам изучаемой темы посредством обмена мнениями. Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-8
Тема 3. Понятие как логическая форма Понятие как форма отражения действительности. Языковые формы выражения понятий. Термины и понятия. Роль понятий в процессе передачи информации и в процессе познания. Логическая характеристика понятия. Содержание понятия. Предикаты и признаки предметов. Предикаты как логическая форма выражения содержания понятий. Виды признаков предметов: простые и сложные; положительные и отрицательные; существенные и несущественные; отличительные и неотличительные. Объем понятия. Классы (множества) и подклассы (подмножества). Элементы класса. Отношение принадлежности элемента к классу и включения класса в класс. Операции с классами: пересечение, объединение, дополнение, вычитание. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий. Операции обобщения и ограничения понятий. Значение операций в процессе передачи информации и практике познания. Виды понятий. Общие и единичные понятия. Понятия с нулевым и универсальным объемом. Относительные и безотносительные понятия. Положительные и отрицательные понятия. Собирательные и несобирательные понятия. Конкретные и абстрактные понятия. Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Виды сравнимых понятий: совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, частичное совпадение (пересечение), подчинение. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Практическое значение кругов Э. Эйлера как средство анализа отношений между понятиями. Операция определения понятий (дефиниция). Структура определения. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения. Виды явных определений. Определения через род и видовое отличие (атрибутивные, генетические, операционные). Неявные определения: через абстракцию, контекстуальные, индуктивные, аксиоматические, рекурсивные. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера др. Правила построения определений. Ошибки в определениях. Значение определений в науке и практическом рассуждении. Операции деления понятий. Логическая структура операции деления понятий. Виды деления: по видоизменению признака и дихотомическое деление. Классификация. Деление и расчленение. Естественная, искусственная и вспомогательная классификации. Правила деления. Возможные ошибки в делении. Значение деления и классификации в науке и практике. *Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции: -лекция-беседа – форма обучения студентов, в рамках которой предполагается вовлечение слушателей в активную беседу с лектором с целью привлечь их внимание к наиболее важным вопросам изучаемой темы посредством обмена мнениями. Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-8
Тема 4. Логический анализ высказываний (суждений) Общая характеристика и роль суждения в познании и в процессе передачи информации. Суждение, высказывание и предложение. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения и их логический смысл. Простые и сложные суждения. Вопрос как форма познания. Простые суждения. Состав простого суждения. Понятие субъекта суждения, предиката суждения, связки, кванторного слова. Виды простых суждений: атрибутивные суждения, суждения с отношениями (об отношениях), суждения существования. Категорические суждения и их виды. Выделяющие и исключающие суждения. Распределенность терминов в категорических высказываниях. Таблица распределенности терминов. Сложные суждения. Образование сложных суждений из простых. Типы логических связок между суждениями. Выделяющие и исключающие суждения. Понятие необходимого и достаточного условия. Выражение суждений в языке логики предикатов. Таблицы истинности. Понятие логически истинных, логически ложных и фактических суждений. Отношения между суждениями по истинности. Сравнимые и несравнимые суждения. Отношения совместимости: эквивалентность, субконтрарность, логическое подчинение (следование). Отношения несовместимости: противоречие (контрадикторность), противоположность (контрарность). Логический квадрат. Модальность суждений. Понятие модальности. Виды и типы модальностей: алетическая модальность; деонтическая модальность; эпистемическая модальность. Аксиологическая модальность и оценочные суждения. *Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции: -лекция-беседа – форма обучения студентов, в рамках которой предполагается вовлечение слушателей в активную беседу с лектором с целью привлечь их внимание к наиболее важным вопросам изучаемой темы посредством обмена мнениями. Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-8
Тема 5. Логический анализ вопросно-ответных процедур Вопрос как форма мысли. Логическая структура вопроса: предпосылка (базис) вопроса, оператор вопроса; содержание вопроса, объем вопроса. Предмет вопроса. Мотивация вопроса. Виды вопросов. Понятия синтаксической, семантической и эпистемической корректности вопроса. Гносеологическая и логическая характеристика вопросов. Риторический вопрос. Правила формулировки вопросов. Логическая сущность ответа. Логическая структура ответа. Содержание и объем ответа. Виды ответов. Семантическая, грамматическая, информационная и логическая характеристика ответов. Правила формулирования ответа. Принцип коррелятивности между вопросом и ответом. Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-8
Раздел 2. Дедуктивная логика
|