Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объем учебной дисциплины и виды учебной работы





Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), из них:

- очная форма обучения: 12 часов – лекции, 24 часа – семинарские занятия, 36 часов – самостоятельная работа;

- очно-заочная форма обучения: 12 часов – лекции, 8 часов – семинарские занятия, 52 часа – самостоятельная работа.

Лекции содержат необходимый теоретический материал. Для лучшего его усвоения и углубления знаний, полученных на лекциях, необходима также самостоятельная работа студентов со специальной литературой по доработке лекций и по решению задач.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины «Логика»

(очная форма обучения)

№ п/п Раздел дисциплины Аудиторные занятия
Всего Лекции Семинары
РАЗДЕЛ I. Логическая форма и язык      
  Тема 1. Предмет и практическое значение логики      
  Тема 2. Логический анализ языка 3/3* 1* 2*
  Тема 3. Понятие как логическая форма 5/1* 1*  
  Тема 4. Логический анализ высказываний (суждений) 3/3* 1* 2*
  Тема 5. Логический анализ вопросно-ответных процедур 3/3    
РАЗДЕЛ II. Дедуктивная логика      
  Тема 6. Традиционная силлогистика: умозаключения 3/2*   2*
  Тема 7. Традиционная силлогистика: умозаключения из сложных суждений (умозаключения логики суждений)   3/2*   2*
РАЗДЕЛ III. Логические методы познания      
  Тема 8. Логика правдоподобных (недедуктивных) умозаключений как методов эмпирического познания 4/2* 2*  
  Тема 9. Некоторые специальные методы теоретического познания      
  Тема 10. Логические и методологические основы аргументации и критики      
  Тема 11. Законы и основные принципы логики      
  Итого аудиторных часов 36/16* 12/8* 24/8*

Примечание: *Знаком выделены темы, по которым проводятся активные и интерактивные занятия.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины «Логика»

(очно-заочная форма обучения)

№ п/п Раздел дисциплины Аудиторные занятия
Всего Лекции Семинары
РАЗДЕЛ I. Логическая форма и язык      
  Тема 1. Предмет и практическое значение логики      
  Тема 2. Логический анализ языка 1* 1*  
  Тема 3. Понятие как логическая форма 2* 1* 1*
  Тема 4. Логический анализ высказываний (суждений)   2/1* 1*  
  Тема 5. Логический анализ вопросно-ответных процедур      
РАЗДЕЛ II. Дедуктивная логика      
  Тема 6. Традиционная силлогистика: умозаключения 2/1*   1*
  Тема 7. Традиционная силлогистика: умозаключения из сложных суждений (умозаключения логики суждений) 2/1*   1*
РАЗДЕЛ III. Логические методы познания      
  Тема 8. Логика правдоподобных (недедуктивных) умозаключений как методов эмпирического познания 3/2* 2*  
  Тема 9. Некоторые специальные методы теоретического познания      
  Тема 10. Логические и методологические основы аргументации и критики      
  Тема 11. Законы и основные принципы логики      
  Итого аудиторных часов 20/8* 12/5* 8/3*

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ I. Логическая форма и язык

Тема 1. Предмет и практическое значение логики

Основные характеристики процесса познания. Эмпирическая и теоретическая ступени познания. Приемы познавательной деятельности: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. Основные логические формы отражения действительности. Мышление и язык. Роль мышления и познания. Понятие истины.

Мышление как предмет формальной логики. Мышление и высказывание. Понятие о логической форме (структуре) мысли и логическом законе. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Соблюдение законов логики – необходимое условие достижения истины в процессе познания. Общие черты правильного мышления: определенность мышления; последовательность мышления; доказательность мышления.

Основные этапы развития логики. Логика и философия. Логика и другие науки о мышлении. Логика и прикладные науки.

Значение логики в развитии современных наук. Теоретическое и методологическое значение логики в становлении и развитии современной науки. Овладение и изучение логики – необходимое условие повышения культуры мышления.

Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-8

Тема 2. Логический анализ языка

Язык как информационная знаковая система. Функции языка. Понятие знака. Предметное и смысловое значение языковых выражений. Основные семиотические аспекты языка: семантический, синтаксический, прагматический. Естественные и искусственные языки.

Основы теории именования. Основные виды языковых знаков: предложение, знаки предметов (имена), знаки свойств и отношений, логические термины (связки, кванторы, операторы). Предложение, его смысл и значение. Истинность и ложность предложений. Имена, их смысл и значение. Имена единичные (термы) и общие; имена простые и сложные (описательные). Принципы теории именования. Антиномия. Антиномии отношения именования. Экстенсиональные и интенсиональные контексты.

*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции:

-лекция-беседа – форма обучения студентов, в рамках которой предполагается вовлечение слушателей в активную беседу с лектором с целью привлечь их внимание к наиболее важным вопросам изучаемой темы посредством обмена мнениями.

Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-8

 

Тема 3. Понятие как логическая форма

Понятие как форма отражения действительности. Языковые формы выражения понятий. Термины и понятия. Роль понятий в процессе передачи информации и в процессе познания.

Логическая характеристика понятия. Содержание понятия. Предикаты и признаки предметов. Предикаты как логическая форма выражения содержания понятий. Виды признаков предметов: простые и сложные; положительные и отрицательные; существенные и несущественные; отличительные и неотличительные.

Объем понятия. Классы (множества) и подклассы (подмножества). Элементы класса. Отношение принадлежности элемента к классу и включения класса в класс. Операции с классами: пересечение, объединение, дополнение, вычитание.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий. Операции обобщения и ограничения понятий. Значение операций в процессе передачи информации и практике познания.

Виды понятий. Общие и единичные понятия. Понятия с нулевым и универсальным объемом. Относительные и безотносительные понятия. Положительные и отрицательные понятия. Собирательные и несобирательные понятия. Конкретные и абстрактные понятия.

Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Виды сравнимых понятий: совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, частичное совпадение (пересечение), подчинение.

Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Практическое значение кругов Э. Эйлера как средство анализа отношений между понятиями.

Операция определения понятий (дефиниция). Структура определения. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения. Виды явных определений. Определения через род и видовое отличие (атрибутивные, генетические, операционные). Неявные определения: через абстракцию, контекстуальные, индуктивные, аксиоматические, рекурсивные. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера др. Правила построения определений. Ошибки в определениях. Значение определений в науке и практическом рассуждении.

Операции деления понятий. Логическая структура операции деления понятий. Виды деления: по видоизменению признака и дихотомическое деление. Классификация. Деление и расчленение. Естественная, искусственная и вспомогательная классификации. Правила деления. Возможные ошибки в делении.

Значение деления и классификации в науке и практике.

*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции:

-лекция-беседа – форма обучения студентов, в рамках которой предполагается вовлечение слушателей в активную беседу с лектором с целью привлечь их внимание к наиболее важным вопросам изучаемой темы посредством обмена мнениями.

Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-8

 

Тема 4. Логический анализ высказываний (суждений)

Общая характеристика и роль суждения в познании и в процессе передачи информации. Суждение, высказывание и предложение. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения и их логический смысл. Простые и сложные суждения. Вопрос как форма познания.

Простые суждения. Состав простого суждения. Понятие субъекта суждения, предиката суждения, связки, кванторного слова. Виды простых суждений: атрибутивные суждения, суждения с отношениями (об отношениях), суждения существования. Категорические суждения и их виды. Выделяющие и исключающие суждения. Распределенность терминов в категорических высказываниях. Таблица распределенности терминов.

Сложные суждения. Образование сложных суждений из простых. Типы логических связок между суждениями. Выделяющие и исключающие суждения. Понятие необходимого и достаточного условия. Выражение суждений в языке логики предикатов. Таблицы истинности. Понятие логически истинных, логически ложных и фактических суждений.

Отношения между суждениями по истинности. Сравнимые и несравнимые суждения. Отношения совместимости: эквивалентность, субконтрарность, логическое подчинение (следование). Отношения несовместимости: противоречие (контрадикторность), противоположность (контрарность). Логический квадрат.

Модальность суждений. Понятие модальности. Виды и типы модальностей: алетическая модальность; деонтическая модальность; эпистемическая модальность. Аксиологическая модальность и оценочные суждения.

*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции:

-лекция-беседа – форма обучения студентов, в рамках которой предполагается вовлечение слушателей в активную беседу с лектором с целью привлечь их внимание к наиболее важным вопросам изучаемой темы посредством обмена мнениями.

Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-8

 

Тема 5. Логический анализ вопросно-ответных процедур

Вопрос как форма мысли. Логическая структура вопроса: предпосылка (базис) вопроса, оператор вопроса; содержание вопроса, объем вопроса. Предмет вопроса. Мотивация вопроса. Виды вопросов. Понятия синтаксической, семантической и эпистемической корректности вопроса. Гносеологическая и логическая характеристика вопросов. Риторический вопрос. Правила формулировки вопросов.

Логическая сущность ответа. Логическая структура ответа. Содержание и объем ответа. Виды ответов. Семантическая, грамматическая, информационная и логическая характеристика ответов. Правила формулирования ответа. Принцип коррелятивности между вопросом и ответом.

Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-8

 

Раздел 2. Дедуктивная логика

Date: 2015-11-13; view: 238; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию