Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь терминов





Адресант – субъект, производящий речь.

Адресат – тот (те), к кому обращается речь.

Адресованность речи – активная и четкая направленность речевого акта на конкретного адресата, достаточно ясно представляемого адресантом в отношении возможностей понимания предлагаемой ему речи, ее содержания, возможностей речевого воздействия на него. Это противоречит расплывчатому представлению говорящего или пишущего об адресате речи, незнанию или игнорированию его особенностей и возможностей восприятия, противостоит сосредоточению субъекта речи преимущественно или только на лучшем раскрытии темы, развитии содержания для какого-то идеального или среднестатистического слушателя, или такого, к которому говорящий больше всего привык, – с упущением из виду находящихся перед ним сию минуту слушателей, их особенностей, их реакции. Это один из серьезных недостатков речи, ее культуры. Адресованность речи целесообразно понимать и как стремление адресанта установить с адресатом личностный, даже духовный, контакт, а не только как задачу избежать каких-то неадекватностей общения низшего порядка – взять не тот тон, нарушить субординацию, излагая перед начальником неподобающее содержание и т.п. Адресованность как компонент речевого акта должна всегда закладываться в предстоящую речь, готовящийся текст, заметно присутствовать в них. Речь должна быть обязательно в расчете на кого-то – с созданием этому лицу, этим лицам всех условий, всех удобств для понимания.

Агрессивность речевая – речевая грубость по отношению к собеседнику, проявляющаяся в отборе резких, оскорбительных слов, насмешливых интонаций, в повышенной громкости голоса, в резко отрицательных оценках собеседника, неприятных для него намеках и др. Некультурное речевое поведение.

Беседа – всякого рода диалог, особенно в житейской ситуации, в том числе в ситуации обсуждения дела, в ситуации отдыха.

Бонтон – манеры, обычаи, принятые в хорошем обществе, светскость, умение держать себя в приличном обществе, в том числе в речевом отношении. В частности, это стремление создавать приятную атмосферу общения, избегать какого-либо дискомфорта для общающихся. Способствует речевому общению и нередко, особенно в прошлом, признается за его образцовость. Нередко, однако, приобретает черты искусственности, ритуальности и содержательной речевой поверхностности и не подходит для многих ситуаций. Ср. описание светского вечера у Анны Шерер в начале романа Л. Толстого «Война и мир».

Вежливость – соблюдение стандартных правил этикета, использование его формул (спасибо, пожалуйста, извините и т.п.), исключение из речи любого рода грубых слов (жаргонизмов, вульгаризмов, просторечных), грубых или сомнительных интонаций голоса. Вежливость необходима не только в общении между собой культурных людей, но и в общении, например, высокообразованного человека с малообразованным. Ее важно соблюдать будучи и в плохом настроении, и в острых ситуациях. Но она не столь целесообразна в чрезвычайных ситуациях (пожар, наводнение, террористический акт).

Вы вежливости… На вы обращаются к взрослым и незнакомым, малознакомым и достаточно знакомым людям, которые еще не стали друзьями. Социальное положение их не играет роли. Вы ли старше по положению, собеседник ли ваш, общее правило требует и от вас, и от него обращения на вы. В некоторых случаях и друзья долгое время (или вообще до самой смерти) не переходят на ты, но здесь уже действуют не правила хорошего тона, этикета, а психологические особенности личности. Обращение на вы к человеку в его первой молодости предполагает особое уважение к нему. В других случаях это означает официальность. И наоборот – обращение к юноше или девушке на ты со стороны не очень близких людей указывает на некоторое пренебрежение, недооценку личности.

Вызывающий тон – подчеркнуто конфронтационный, часто с провокационным намерением, при большом недовольстве субъекта речью или поведением собеседника. Может быть знаком самоуверенности субъекта, осознания им своей неуязвимости. Обычно расценивается как отрицательное речевое поведение. Наиболее целесообразная ответная речевая реакция – выдержка, сдержанность; не следует поддаваться психологической индукции (заражению таким тоном).

Дипломатичность речи – обтекаемость, уклончивость высказываний, утверждений, оценок, обещаний, осторожность и расчетливость в подборе выражений, осуществляемые с целью страховки себя от ответственности. Сюда же относится и определенное смягчение резких или очень точных выражений. Ср.: Я обещаю, что подобные безобразные случаи бюрократической волокиты у нас больше не повторятся и Я сделаю все от меня зависящее, чтобы изжить бюрократизм в нашем учреждении; Я знаю, что этот наш сотрудник берет взятки и Если верить некоторым сведениям, этот наш сотрудник не всегда ведет себя достойно. В целомположительное коммуникативное явление. В определенных случаях, однако, это доходит до излишней неопределенности и двусмысленности.

Дразнить – умышленно сердить насмешниками. Привычка невоспитанных детей, которая подчас переходит к человеку и в его взрослое состояние или заменяется на злоречивость за глаза. Объекту этого действия следует достойно заметить: «Я вас не понимаю!», «Вы взяли со мной не тот тон» и т.д. Дразнение со стороны взрослого индивида следует расценивать как его незрелость или как нравственный сублимированный садизм.

Ехидничать – зло насмехаться над кем-либо. Отрицательное речевое поведение. Может вызвать серьезные обиды и ухудшение отношений. Недопустимо по отношению к старшим по возрасту и по положению, со стороны начальника по отношению к подчиненному. Ср. высмеивать.

Жестикуляция – выражение чувств и мыслей посредством жестов, в том числе непроизвольными движениями. По правилам культуры речевого общения нельзя в беседе допускать чрезмерной жестикуляции; это производит впечатление излишне экспансивного или, что хуже, недостаточно воспитанного человека. В частности, идя с кем-то по улице и обсуждая что-то, нельзя широко и резко размахивать руками.

Заносчивый тон. Нарушение культуры общения. Может быть обусловлен желанием показать свою значимость, являться результатом чванливости, выражением обиды, возмущения. В любом случае от заносчивости лучше воздержаться, заменив ее сухостью или строгостью тона, ироничностью или подчеркнутой вежливостью.

Занудливость – надоедливость, вызывающая скуку. Отрицательное коммуникативное качество, не осознаваемое субъектом. Производит скуку и раздражение и снижает эффективность речевого общения. Его характерные проявления – длинноты в рассуждениях, манера «начинать от Адама», сообщая о чем-то, нравоучительность, банальные фразы, пустословие, длинные отклонения от темы.

Иронизировать – производить высказывания, в которых под внешним положительным смыслом подразумевается отрицательный. Различают обычный юмор и иронию: первое расценивают как стилистически сниженное речевое поведение (ср. шут, гаер), а второе – как более достойное поведение, особенно тонкую иронию. Нельзя злоупотреблять иронией.

Инициация разговора – завязывание речевого общения, например, обращаясь на улице к незнакомому человеку, к сослуживцу, сидящему с вами в одном кабинете, и т.д. Человек, к которому вы обращаетесь, должен почувствовать необходимость этого с вашей стороны, поэтому не надо обращаться к нему по мелочам. Подчас ваше обращение отвлекает его от каких-то мыслей, дел, следовательно, никогда при этом нелишне извиниться («Простите, извините…»). Не надо инициировать разговор слишком умело, с развязным видом.

Капризничать – вести себя своевольно, своенравно, прихотливо, в том числе в речевом отношении (проявлять явный эгоизм, ставить свои неадекватные условия, неоправданно упрямиться и т.д.). Нарушение культуры общения со стороны взрослого – результат избалованности и недостаточного воспитания у ребенка.

Коммуникативная компетенция – умение, способность решать задачи общения, реализовать цели общения посредством данного языка. Подразумеваются лингвопрагматические умения соотносить производимую речь с соответствующими речевыми событиями, учитывая условия и принятые правила общения. Ср. языковая компетенция, речевая компетенция.

Корректность – вежливость и тактичность в общении с людьми в соответствии с правилами культуры общения. В различных ситуациях общения есть определенные специфические правила корректности. Корректность в беседе состоит в том, что культурный человек не употребляет грубых и неправильных слов, выражений, не допускает оскорбительных ироний, двусмысленностей, даже несмотря на некультурное речевое поведение собеседника. Председательствующий на собрании проявляет корректность, не прерывая выступающего замечанием о превышении регламента в момент, когда тот подвергает кого-то критике, также если он делает замечание оратору, нарушающему нормы этики в нейтральных, а не в грубых выражениях.

Лаконизм – немногословие в беседе, краткость реплик, диалога («неболтлив»). Это не должно быть постоянной манерой речи во время общения. Хороши отдельные лаконичные реплики на фоне высказываний (своих и собеседника) обычной, средней длительности. Постоянный лаконизм внушает мысль о том, что субъект плохо владеет речью, не привык говорить и размышлять.

Ласковый тон способен расположить собеседника (ребенка, подчиненного к начальнику и др.). Ласковая речь, будучи контрастной на обычном фоне неласкового обращения с субъектом речи, нередко указывает на то, что он нуждается в помощи, участии собеседника. Естественно, обращаясь с просьбой, целесообразно быть более ласковым.

Многоречивость, многословие – излишне длинные реплики в диалоге; затяжные объяснения, описания, рассуждения в диалогической или монологической речи. Нарушение культуры общения. Это утомляет и раздражает собеседника, лишает его возможности сказать в полной мере свое слово. Ср. замучить разговором.

Начётничество – показ в речи своей эрудиции, начитанности посредством ссылок на различных авторов, но без критического или творческого осмысления чужих мнений и мыслей. Если это делается «в больших дозах», часто, то вызывает подозрение в догматическом характере мышления субъекта, в несамостоятельности суждений.

Невежливость – несоблюдение норм вежливости, особенно элементарных, общеизвестных – иногда в связи с их незнанием, а чаще как умышленное нарушение, как недостаточный учет личности адресата. Во всех случаях представляет субъекта такой речи в отрицательном свете и не способствует целям общения, отталкивает от субъекта.

Нарушения правил речевого этикета. Сюда относится масса разнородных случаев: обращение на ты к собеседнику в неадекватной для этого ситуации; неуважительное наименование лица (например, географичка об учителе географии в устах школьника или родительницы; ее отпрыск и др.); обозначение местоимением он, она присутствующего при разговоре лица и др. Воздержание от произнесенных необходимых по ситуации формул этикета также является нарушением стиля, как и вообще «взятие не того тона»: Послушайте, дайте мне десять рублей (не очень хорошо знакомому человеку) вместо: Извините, у меня к вам просьба: не одолжите вы мне десять рублей?).

Несвязность речи – один из видов невладения речью, в частности монологической (устной и письменной). Следствие недостаточной образованности или недостаточной логичности как качества ума. Сильно затрудняет восприятие мыслей, их хода.

Патетичность речи – чрезмерная воодушевленность, приподнятость тона. Она уместна при декламации стихов, произнесении очень возвышенных мест ораторской речи, но не в обычной разговорной речи.

Подстраиваться под собеседника – это умение соответствовать любому собеседнику, быстро приспосабливаться к нему (чуткий учет его психологических, социальных и других особенностей), лабильность. В целом положительное качество, которое должно быть в достаточной мере присуще культурному человеку.

Радушие. Положительное поведение. Ср. несколько устаревшее слово радушничать, означающее «притворяться радушным». При общении нужно задавать самим себе вопрос, имеем мы дело с радушием или с радушничанием, и вести себя в соответствии с тем, что мы решим… Не следует слишком долго пользоваться чьим-то радушием. По окончании радушного приема следует поблагодарить кратко и сердечно, но с достоинством, не чрезмерно; хозяин должен понять, что вы оценили его радушие (нельзя вести себя так, будто в этом нет ничего особенного для вас).

Речевой этикет – речевая вежливость, проявляющаяся в стандартных формулах и правилах общения. Во многом имеет ритуальный оттенок и применяется подчас механически. Так, имеются определенные речевые правила и вежливые формулы приветствия при встрече, для ситуации знакомства, утешения в неудачах, соболезнования при утрате близкого человека, поздравления, принесения извинения, прощания и др.

Свободная речь (свободное говорение) – речь без затруднений, без мучительных поисков слов в течение затягивающихся или неуместных пауз, невымученная, льющаяся без задержек и без речевых ошибок, логически стройная, складная, связная. Один и тот же носитель языка как родного (или неродного) на некоторые темы может говорить свободно, а на другие – несвободно. Например, все свободно говорят на многие бытовые темы, но несвободно на занятиях в школе или вузе. Ср. речевая компетенция. Культурному человеку необходимо владеть свободной речью в любых условиях общения.

Ситуативность речи – одно из слагаемых прагматически правильной организации речевого и коммуникативного акта. Это мысленная направленность субъекта речи на учет ситуации речи, умение анализа, оценки и использование ее для обеспечения успешности речевого общения.

Ситуация речи – это совокупность различного рода обстоятельств, условий, в которых происходит или может (должен) происходить речевой или коммуникативный акт, осознаваемых с точки зрения адекватности–неадекватности им его содержания и стиля. Сюда включаются: конкретное место речевого акта; время, в которое он происходит, обстановка речи в узком смысле слова, социальная обстановка, особенности личности собеседника (аудитории), социальные особенности говорящего. Эти компоненты речевой ситуации, разумеется, каждый раз «работают», дают о себе знать все вместе, определяя, обусловливая речевые тактики и остальное речевое поведение участников коммуникативного акта, в том числе саму его возможность или отказ от него. Во многих случаях речевой ситуации тот или иной из перечисленных компонентов, например место разговора, имеет наибольшее значение, а другие – меньшее; одни из компонентов бывают адекватны теме и стилю разговора, монолога, а другие – неадекватны.

Тактичность – речевое поведение человека, старающегося так наладить общение с собеседником, чтобы тому не было стыдно, и он не испытывал затруднения в ответе, а также не выдавать о нем информации, неизвестной другим присутствующим и т.д. Нужно быть осведомленным в правилах тактичности в целом и чутко учитывать ситуацию общения.

Ты покровительственное. Нередко наблюдается в общении начальника с подчиненным. Это не грубость, не нетактичность с его стороны, а намеренная демонстрация своего расположения, сочувствия к такому подчиненному; это обычно понятно из прочих обстоятельств, а следовательно не надо путать это с наглостью, невоспитанностью и т.п. Другое дело – такому шефу, важному лицу нужно заботиться о том, чтобы его добрые чувства, выражаемые таким способом, не были приняты за грубость, за желание показать свою собственную значимость.

Ты фамильярное – неоправданное тыканье малознакомого или незнакомого человека, манера, свидетельствующая о невоспитанности и наглости субъекта.

Ты дружеское. Друзья-ровесники в неофициальной обстановке обычно говорят друг другу ты, но в официальной нередко нужно переходить на вы: на совещаниях, собраниях, где много малознакомых людей. Тем более, если ваш друг или очень хороший давний знакомый – ваш начальник, большой или маленький. В присутствии посторонних лиц говорите ему вы: иначе вы будете принижать его авторитет. Всех, с кем мы вместе росли, с кем учились в школе, вузе, мы имеем право называть на ты спустя много лет, даже неожиданно встретив кого-то из них, ставшего очень важной персоной. Обратиться к такому человеку на вы – это с нашей стороны значит уронить свое достоинство.

Уклончивость – склонность не высказывать своих мыслей, убеждений. Излишняя уклончивость внушает недоверие, мысль об отрицательном отношении уклоняющегося к предмету обсуждения, о его несогласии с собеседником, его сомнениях. Это может быть вежливой формой отказа, которую собеседнику надо понять правильно и не настаивать далее на своих предложениях.

Фразы народного этикета – это такие выражения, как Садись – гостем будешь, С легким паром, Наше вам с кисточкой (приветствие) и т.п. Их употребление не всегда уместно.

Церемониться – соблюдать внешнюю, ложную и притворную светскую вежливость; заставлять просить себя – при угощении, при преподнесении подарка и др. Это нарушение правил речевого этикета, указывающее на недостаточные коммуникативные навыки и воспитанность.

Шокировать – бессознательно или сознательно смущать собеседника. Целесообразная реакция культурного человека – внешне не показывать, что шокирован, вести себя как ни в чем не бывало.

Эгоцентризм – сосредоточенность человека на себе и относительная нечувствительность к другим, поглощенность самим собой, оценка всего сквозь призму своей личности. Это проявляется и в речевом поведении такого индивида. Не надо слишком много говорить о себе, о своих интересах, болезнях, своей прошлой жизни и т.п.

Эмпатия – во время коммуникативного акта – это понимание эмоционального состояния речевого партнера, переживаний, которые проявляются через его речь, и выражение ему в своих репликах этого понимания, какого-то сочувствия, хотя и не обязательно согласия со всем, что он говорит. Можно, например, слушая, понять затруднительность, трагичность положения человека, его радость от каких-то жизненных успехов, но все же не быть согласным с его словами и поведением во всем.

 

Date: 2015-11-13; view: 756; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию