Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Камни, песок, глина





· Знают ли дети свойства песка? (Сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду.)

· Знают ли дети свойства глины? (Плотность, вязкость, пластичность.)

· Как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка)?

· Знают ли дети, какие бывают камни? (Твердые, не рассыпаются, разные.)

· Умеют ли дети использовать природные материалы в жизни, в быту?

· Воспитано ли у них бережное отношение к природным материалам и сделанным их них предметам?

Методика диагностики: Рассмотреть картины о природе, коллекции камней, песок и глину, спросить об их свойствах. Рассмотреть разнообразные предметы – посуду, игрушки, песочные часы, - чтобы выяснить применение природного материала в жизни.

Почва

· Знают ли дети, что такое почва? (Верхний слой земли, «живая земля».)

· Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком.

· Сформировано ли понятие о необходимости охраны почвы?

· Выработаны ли навыки ухода за растениями (копка, рыхление, уход за комнатными растениями)?

· Сформированы ли основы понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителям?

Методика диагностики: Беседа с детьми, рассматривание картин о природе; чтение и беседа по экологическим сказкам; наблюдение в уголке природы, на огороде, в парке; работа с наглядными пособиями.

Критерии оценки ответов (баллы начисляются по каждой позиции)

Высокий уровень (13-15 балов) Знания носят обобщенный, системный характер. Дошкольник уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.

Средний уровень (8-12 баллов) Имеется определенный объем фактических знаний, системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок у, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.

способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя.

Низкий уровень (5-7 баллов) Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания. Неуверенно, подолгу задумывается; с помощью наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.

 

Результаты диагностики (начало и конец учебного года)

ФИО ребенка Уровень сформированности начал экологической культуры Результат диагностики
Животные Растения Человек Неживая Природа
Балл Уровни Балл Уровни Балл Уровни Балл Уровни Балл Уровни
                     

 


Календарно-тематический план

Дата № п/п Тема занятия Материал Форма организации Примечание  
Сентябрь 1. «Что такое природа» Объекты природы и сделанные руками человека предметы (например, кусочек гранита, кирпича, букет живых цветов и искусственные растения и т.д.) и рисунки с изображением объектов природы и «неприроды». Игра с мячом «Природа – «неприрода». Игра с ящиком ощущений. Наблюдение на прогулке. Н.А. Рыжова Программа «Наш дом – природа» стр.140  
2. «Живая и неживая природа» Карточки с изображением объектов живой и неживой природы, репродукции картин (пейзажей). Беседа. Игра с мячом «живое – неживое». Рассматривание репродукций пейзажей. Наблюдение на прогулке. Н.А. Рыжова Программа «Наш дом – природа» стр.146  
3. Вода вокруг нас (вода в природе, водоемы, осадки). Пластиковые бутылки для воды. Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.  
         
4. Волшебница вода (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар, вода). Вода в жидком состоянии, намороженный лед, картинки снежинок, сосулек, дождя. Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. Дидактическая игра. «Какой вода бывает?»  
Октябрь 5. Ходит капелька по кругу (круговорот воды в природе). Мисочки для воды, план – схема «Круговорот воды в природе, альбомы, краски, кисти Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Стихотворение Г. Люшнина «Капелька» См. Н.А. Рыжова «Волшебница вода» стр.25  
6. Водные растения и животные. Загрязнение водоемов. Рисунки, фотографии водоёмов и водных растений. Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в в одной среде. Прививать навыки экологически грамотного поведения по отношению к воде, как к природному ресурсу.  
7. Воздух и его свойства. Надувные резиновые шарики, тазик с водой, картинки: водолаз под водой, над ним пузырьки воздуха; спокойное море; море во время шторма, стаканчики с водой и соломинки для коктейля на каждого ребенка. Вопросы воспитателя. Введение сказочных персонажей. Опыты. Наблюдение на прогулке (обратить внимание на выдыхаемый воздух, на ветер, который дует и колышет ветви деревьев). Игры с мячами. Н.А. Рыжова «Воздух – невидимка» стр.8 Н.Е. Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» стр.61  
8. Воздух вокруг нас. Стакан, вода в аквариуме, камушек, бумага, игрушечная ветряная мельница. Картинки: корабль под надутыми парусами, ветряная мельница, самолет, птицы. Беседа с детьми в ходе экспериментирования. Изготовление бумажных самолетиков. Игра «Почему летает». Чтение художественной литературы (сказки, в которых упоминается ветер «Сказка о царе Салтане…», «Соловей – Разбойник» и т.д.). Взаимодействие с родителями (предложить ребенку во время купания надувную игрушку, погружая в воду, наблюдать, как из нее выходит воздух, зарисовать). Н.Е. Веракса «Поисково – исследовательская деятельность с дошкольниками»  
Ноябрь 9. «Вот труба – над нею дым» Пылесос, картинки с изображением автомобилей, заводов с трубами. Рассказ «Экологическая тревога. Дымоловка» из книги А. Дитрих «Почемучка».   Введение сказочного персонажа. Наводящие вопросы воспитателя. Предположения детей. Н.А. Рыжова «Воздух – невидимка» стр.97.    
10. Роль света в жизни растений, животных, человека. Сезонные изменения в природе. Горшочки для посадки растений (для дальнейшего наблюдения за ними во время роста в светлом и тёмном местах.) Беседа в уголке природы и практические занятия в уголке экспериментирования  
11. Солнце источник света и тепла. Сезонные изменения в природе. Карта солнечной системы, глобус и лампа для освещения шапочки с изображением солнца, мел, верёвка. Беседа в уголке комнаты природы и практические занятия в уголке экспериментирования Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе.  
12. Легенды и сказки о солнце.   Художественные произведения: легенды и сказки о солнце. Чтение художественной литературы с последующим обсуждением  
Декабрь 13. Что у нас под ногами. Песок, глина. Песок, глина, емкости, песочные часы, лупы, деревянные палочки. Банка с плотно закрывающейся полиэтиленовой крышкой, изделия из глины (игрушки, посуда, поделки), салфетки для рук, лист бумаги, доски для лепки. Опытно – исследовательская деятельность, беседа, вопросы-ответы, загадки, рассматривание, выводы, сюрпризный момент. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами».  
14. Удивительные камни. Фотографии, картины гор и горных ландшафтов. Сундучок ощущений. Набор схем – рисунков. Шапка ученого. Набор камней на каждого ребенка. Лупы. Стакан с водой, ложка. Большие подносы. Салфетки маленькие. Салфетки большие. Коробка с ячейками.   Опытно – исследовательская деятельность. Беседа. Вопросы, ответы. Загадки. Рассматривание. Выводы. Сюрпризный момент. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами» стр. 77.    
 
15. Магнит и его свойства. Металлические и пластмассовые предметы, крупа, стеклянные стаканы с водой, бабочки, рыбки на магнитах, скрепки, магниты по количеству детей. Опытно – исследовательская деятельность. Беседа. Вопросы – ответы. Загадки. Рассматривание. Выводы. Сюрпризный момент. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами» стр. 112    
16. Почва – живая земля. Таблицы, схемы, указатели. Карандаши. Толковый словарь. Для опытов: образцы почвы, стаканы, кувшины, стеклянные палочки, спиртовка, лупа, вата, стаканы с водой.   Словарная работа: «почва», «плодородная», «перегной». Беседа, рассказ педагога, рассказы детей (описание, обоснование, рассуждение, обобщение). Решение проблемных ситуаций, исследование. Рассматривание предметов исследования, схем, моделей; Выполнение опытов, составление схем-моделей.    
Январь 17. Жители подземного царства. Мешочек с землей. Ключ. Совочек, презентация. Для опытов: земля, стакан с водой, спиртовка, стекло, лупы, комочки сухой почвы. Иллюстрации дождевых червей, крота, полевой мыши, муравьев, 2 веревки, обручи.   Вопросы. Указания. Художественное слово. Показ презентации. Игры, пальчиковая гимнастика. Отгадывание загадок. Проведение опытов. Чтение стихов. Гимнастика для глаз.    
18. Загрязнение почвы, ее влияние на жизнь обитателей «подземного царства». Образцы почвы: рыхлая и плотно утрамбованная почва. Комочки влажной и рыхлой земли. Большая банка. 2 банки с чистой и грязной водой (раствор стирального порошка или мыла), баночки на каждого ребенка с наклеенными этикетками (стопа ноги и цветок), картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка), стаканчики с землей (по количеству детей), семена, наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт обруч-4 шт.   Рассказ воспитателя, опыт «Как происходит загрязнение почвы», работа с иллюстрированным материалом, практическая деятельность детей совместно с воспитателем.  
19. Разнообразие видов растений в природе. Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», дидактическая игра «Лото».     Сюрпризный момент (посылка от лесных зверей), Обобщающая беседа. Дидактическая игра лото. Моделирование.  
20. Как узнать растения (части растений). Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», гербарий    
Февраль 21. Распространение семян ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром.   Семена с клёна, репейника, одуванчика; карточки с рисунками листьев; семена бобовых и подсолнечника. Занятие на тему: «Крылатые семена» Н.А. Рыжова «Воздух-невидимка стр.51    
22. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений.   Экспериментирование. Беседа «Растения теневыносливые и светолюбивые». Наблюдение.  
23. Растения – пища для животных и человека. Иллюстрации трав, овощей, фруктов, злаков. Дидактическая игра. Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром. Беседа по вопросам и иллюстрациям. Дидактическая игра «Кто что ест?»      
24. Понятие о дикорастущих и культурных растениях. Лекарственные и ядовитые растения. Иллюстрации лекарственных и ядовитых растений, Гербарий этих растений. Кукла Айболит. Игра – путешествие в страну «Полезных и вредных растений»   «Секреты Лесовичка» - рассказ о лекарственных растениях. См. «Конспекты занятий в старшей группе. Экология.» стр. 90  
Март 25. Разнообразие животного мира. Знакомство с различными представителями животного мира. Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Животные». Рассматривание иллюстраций животных разных широт, беседа по содержанию.  
26. Рыбы (аквариумные, пресноводные – прудовые, речные, морские, океанические). Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Рыбы в картинках», «Обитатели океана в картинках». Рассматривание иллюстраций с видами рыб и мест их обитания, наблюдение за рыбами в аквариуме, рисование рыб цветными карандашами, беседа по содержанию.  
27. Земноводные. Демонстрационный материал «Земноводные». Рассматривание иллюстраций с видами земноводных и мест их обитания, беседа по содержанию.  
28. Пресмыкающиеся. Демонстрационный материал «Пресмыкающиеся» Рассматривание иллюстраций с видами пресмыкающихся и мест их обитания, беседа по содержанию.  
Апрель 29. Насекомые. Демонстрационный материал «Насекомые в картинках», сачки, коробочки - садки для насекомых.   Экскурсия по территории детского сада. Наблюдения за насекомыми. Рассматривание картинок с изображением насекомых, беседа по содержанию.  
30. Птицы. Наглядный материал «Птицы». «Какая птица, где живет» дидактическая игра. Рассматривание иллюстраций с видами птиц и мест их обитания. Беседа по содержанию.  
31. Звери. Наглядный материал «Звери». «Звери, какие они?» Рассматривание иллюстраций. Группировка по общим признакам.  
32. Животные разных континентов. Красная книга Природы. Наглядный материал по теме. Научить детей осознавать значение животных не только для человека, но и в природе. Познакомить детей с Красной книгой. Помочь детям осознать, что исчезновение животных на Земле приведет к гибели всей природы, в том числе и человека.    
Май 33. Лес - как пример сообщества. Иллюстрации с видами леса, его обитателями. Занятие – беседа с использованием иллюстраций с видами леса, его обитателями. Иллюстрации, вопросы к детям, чтение стихотворения» В лесу» И. Белоусова. Н.А. Рыжова «Кто в доме природе живёт» материалы блока «Лес». Хрестоматия для детского сада. (Стихи о природе. Стр.97.  
34. Лес и человек. Охрана леса. Наглядный материал. Карандаши, бумага. Экскурсия по территории детского сада. Наблюдения в природе. Вопросы. Моделирование (Заповеди правильного поведения в лесу).  
35. Десять заповедей друзей природы. Наглядный материал. Карандаши, бумага. Дидактическая игра «Угадай правило». Моделирование (Заповеди правильного поведения в лесу).  
36. Нужны все на свете (Обобщение знаний) Костюмы по содержанию. Экологический вечер развлечений: «Земля наш общий дом»  

 

 


Литература

1. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». – М.: «Карапуз – Дидактика»,2005.

2. Рыжова Н.А., Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни». – М.: «Карапуз – Дидактика», 2005.

3. Рыжова Н.А. Почва – живая земля: Блок занятий «Почва». – М.: «Карапуз – Дидактика», 2005.

4. Рыжова Н.А., Экологический проект «Мое дерево». – М.: «Карапуз – Дидактика», ТЦ «Сфера», 2006.

5. Рыжова Н.А. Деревья: от Акации до Ясеня. – М.: «Карапуз – Дидактика», ТЦ «Сфера», 2006.

6. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М.: АРКТИ, 2004.

7. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998.

8. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.

9. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2014

Date: 2015-11-13; view: 1882; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию