Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Камни, песок, глина
· Знают ли дети свойства песка? (Сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду.)
· Знают ли дети свойства глины? (Плотность, вязкость, пластичность.)
· Как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка)?
· Знают ли дети, какие бывают камни? (Твердые, не рассыпаются, разные.)
· Умеют ли дети использовать природные материалы в жизни, в быту?
· Воспитано ли у них бережное отношение к природным материалам и сделанным их них предметам?
Методика диагностики: Рассмотреть картины о природе, коллекции камней, песок и глину, спросить об их свойствах. Рассмотреть разнообразные предметы – посуду, игрушки, песочные часы, - чтобы выяснить применение природного материала в жизни.
Почва
· Знают ли дети, что такое почва? (Верхний слой земли, «живая земля».)
· Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком.
· Сформировано ли понятие о необходимости охраны почвы?
· Выработаны ли навыки ухода за растениями (копка, рыхление, уход за комнатными растениями)?
· Сформированы ли основы понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителям?
Методика диагностики: Беседа с детьми, рассматривание картин о природе; чтение и беседа по экологическим сказкам; наблюдение в уголке природы, на огороде, в парке; работа с наглядными пособиями.
Критерии оценки ответов (баллы начисляются по каждой позиции)
Высокий уровень (13-15 балов) Знания носят обобщенный, системный характер. Дошкольник уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.
Средний уровень (8-12 баллов) Имеется определенный объем фактических знаний, системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребенок у, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.
способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя.
Низкий уровень (5-7 баллов) Ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания. Неуверенно, подолгу задумывается; с помощью наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов, не умеет выделить существенное в них; не способен к установлению связей и зависимостей.
Результаты диагностики (начало и конец учебного года)
ФИО
ребенка
| Уровень сформированности начал экологической культуры
| Результат диагностики
| Животные
| Растения
| Человек
| Неживая Природа
| Балл
| Уровни
| Балл
| Уровни
| Балл
| Уровни
| Балл
| Уровни
| Балл
| Уровни
| | | | | | | | | | | |
Календарно-тематический план
Дата
| №
п/п
| Тема занятия
| Материал
| Форма организации
Примечание
|
| Сентябрь
| 1.
| «Что такое природа»
| Объекты природы и сделанные руками человека предметы (например, кусочек гранита, кирпича, букет живых цветов и искусственные растения и т.д.) и рисунки с изображением объектов природы и «неприроды».
| Игра с мячом «Природа – «неприрода». Игра с ящиком ощущений. Наблюдение на прогулке. Н.А. Рыжова Программа «Наш дом – природа» стр.140
|
| 2.
| «Живая и неживая природа»
| Карточки с изображением объектов живой и неживой природы, репродукции картин (пейзажей).
| Беседа. Игра с мячом «живое – неживое». Рассматривание репродукций пейзажей. Наблюдение на прогулке. Н.А. Рыжова Программа «Наш дом – природа» стр.146
|
| 3.
| Вода вокруг нас (вода в природе, водоемы, осадки).
| Пластиковые бутылки для воды.
| Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Волшебница вода (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар, вода).
| Вода в жидком состоянии, намороженный лед, картинки снежинок, сосулек, дождя.
| Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. Дидактическая игра. «Какой вода бывает?»
|
| Октябрь
| 5.
| Ходит капелька по кругу (круговорот воды в природе).
| Мисочки для воды,
план – схема «Круговорот воды в природе, альбомы, краски, кисти
| Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Стихотворение
Г. Люшнина
«Капелька» См. Н.А. Рыжова
«Волшебница вода» стр.25
|
| 6.
| Водные растения и животные. Загрязнение водоемов.
| Рисунки, фотографии водоёмов и водных растений.
| Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в в одной среде. Прививать навыки экологически грамотного поведения по отношению к воде, как к природному ресурсу.
|
| 7.
| Воздух и его свойства.
| Надувные резиновые шарики, тазик с водой, картинки: водолаз под водой, над ним пузырьки воздуха; спокойное море; море во время шторма, стаканчики с водой и соломинки для коктейля на каждого ребенка.
| Вопросы воспитателя. Введение сказочных персонажей. Опыты. Наблюдение на прогулке (обратить внимание на выдыхаемый воздух, на ветер, который дует и колышет ветви деревьев). Игры с мячами. Н.А. Рыжова «Воздух – невидимка» стр.8 Н.Е. Веракса «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» стр.61
|
| 8.
| Воздух вокруг нас.
| Стакан, вода в аквариуме, камушек, бумага, игрушечная ветряная мельница. Картинки: корабль под надутыми парусами, ветряная мельница, самолет, птицы.
| Беседа с детьми в ходе экспериментирования. Изготовление бумажных самолетиков. Игра «Почему летает». Чтение художественной литературы (сказки, в которых упоминается ветер «Сказка о царе Салтане…», «Соловей – Разбойник» и т.д.). Взаимодействие с родителями (предложить ребенку во время купания надувную игрушку, погружая в воду, наблюдать, как из нее выходит воздух, зарисовать). Н.Е. Веракса «Поисково – исследовательская деятельность с дошкольниками»
|
| Ноябрь
| 9.
| «Вот труба – над нею дым»
| Пылесос, картинки с изображением автомобилей, заводов с трубами. Рассказ «Экологическая тревога. Дымоловка» из книги А. Дитрих «Почемучка».
|
Введение сказочного персонажа. Наводящие вопросы воспитателя. Предположения детей. Н.А. Рыжова «Воздух – невидимка» стр.97.
|
| 10.
| Роль света в жизни растений, животных, человека.
Сезонные изменения в природе.
| Горшочки для посадки растений
(для дальнейшего наблюдения за ними во время роста в светлом и тёмном местах.)
| Беседа в уголке природы и практические занятия в уголке экспериментирования
|
| 11.
| Солнце источник света и тепла. Сезонные изменения в природе.
| Карта солнечной системы, глобус и лампа для освещения шапочки с изображением солнца, мел, верёвка.
| Беседа в уголке комнаты природы и практические занятия в уголке экспериментирования Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе.
|
| 12.
| Легенды и сказки о солнце.
| Художественные произведения: легенды и сказки о солнце.
| Чтение художественной литературы с последующим обсуждением
|
| Декабрь
| 13.
| Что у нас под ногами. Песок, глина.
| Песок, глина, емкости, песочные часы, лупы, деревянные палочки. Банка с плотно закрывающейся полиэтиленовой крышкой, изделия из глины (игрушки, посуда, поделки), салфетки для рук, лист бумаги, доски для лепки.
| Опытно – исследовательская деятельность, беседа, вопросы-ответы, загадки, рассматривание, выводы, сюрпризный момент.
Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами».
|
| 14.
| Удивительные камни.
| Фотографии, картины гор и горных ландшафтов. Сундучок ощущений. Набор схем – рисунков. Шапка ученого. Набор камней на каждого ребенка. Лупы. Стакан с водой, ложка. Большие подносы. Салфетки маленькие. Салфетки большие. Коробка с ячейками.
| Опытно – исследовательская деятельность. Беседа. Вопросы, ответы. Загадки. Рассматривание. Выводы. Сюрпризный момент. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами» стр. 77.
|
|
|
| 15.
| Магнит и его свойства.
| Металлические и пластмассовые предметы, крупа, стеклянные стаканы с водой, бабочки, рыбки на магнитах, скрепки, магниты по количеству детей.
| Опытно – исследовательская деятельность. Беседа. Вопросы – ответы. Загадки. Рассматривание. Выводы. Сюрпризный момент. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами» стр. 112
|
|
| 16.
| Почва – живая земля.
| Таблицы, схемы, указатели. Карандаши. Толковый словарь. Для опытов: образцы почвы, стаканы, кувшины, стеклянные палочки, спиртовка, лупа, вата, стаканы с водой.
| Словарная работа: «почва», «плодородная», «перегной». Беседа, рассказ педагога, рассказы детей (описание, обоснование, рассуждение, обобщение).
Решение проблемных ситуаций, исследование.
Рассматривание предметов исследования, схем, моделей;
Выполнение опытов, составление схем-моделей.
|
| Январь
| 17.
| Жители подземного царства.
| Мешочек с землей. Ключ. Совочек, презентация. Для опытов: земля, стакан с водой, спиртовка, стекло, лупы, комочки сухой почвы. Иллюстрации дождевых червей, крота, полевой мыши, муравьев, 2 веревки, обручи.
| Вопросы. Указания. Художественное слово. Показ презентации. Игры, пальчиковая гимнастика. Отгадывание загадок. Проведение опытов. Чтение стихов. Гимнастика для глаз.
|
| 18.
| Загрязнение почвы, ее влияние на жизнь обитателей «подземного царства».
| Образцы почвы: рыхлая и плотно утрамбованная почва. Комочки влажной и рыхлой земли. Большая банка. 2 банки с чистой и грязной водой (раствор стирального порошка или мыла), баночки на каждого ребенка с наклеенными этикетками (стопа ноги и цветок), картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка), стаканчики с землей (по количеству детей), семена, наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт обруч-4 шт.
| Рассказ воспитателя, опыт «Как происходит загрязнение почвы», работа с иллюстрированным материалом, практическая деятельность детей совместно с воспитателем.
|
| 19.
| Разнообразие видов растений в природе.
| Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», дидактическая игра «Лото».
| Сюрпризный момент (посылка от лесных зверей), Обобщающая беседа. Дидактическая игра лото. Моделирование.
|
| 20.
| Как узнать растения (части растений).
| Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», гербарий
|
|
| Февраль
| 21.
| Распространение семян ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром.
| Семена с клёна, репейника, одуванчика; карточки с рисунками листьев; семена бобовых и подсолнечника.
| Занятие на тему:
«Крылатые семена» Н.А. Рыжова
«Воздух-невидимка стр.51
|
|
| 22.
| Влияние света, тепла и воды на жизнь растений.
| Влияние света, тепла и воды на жизнь растений.
| Экспериментирование. Беседа «Растения теневыносливые и светолюбивые». Наблюдение.
|
| 23.
| Растения – пища для животных и человека.
| Иллюстрации трав, овощей, фруктов, злаков. Дидактическая игра. Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром.
| Беседа по вопросам и иллюстрациям. Дидактическая игра «Кто что ест?»
|
|
| 24.
| Понятие о дикорастущих и культурных растениях. Лекарственные и ядовитые растения.
| Иллюстрации лекарственных и ядовитых растений,
Гербарий этих растений. Кукла Айболит.
| Игра – путешествие в страну «Полезных и вредных растений»
«Секреты Лесовичка» - рассказ о лекарственных растениях. См. «Конспекты занятий в старшей группе. Экология.» стр. 90
|
| Март
| 25.
| Разнообразие животного мира. Знакомство с различными представителями животного мира.
| Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Животные».
| Рассматривание иллюстраций животных разных широт, беседа по содержанию.
|
| 26.
| Рыбы (аквариумные, пресноводные – прудовые, речные, морские, океанические).
| Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Рыбы в картинках», «Обитатели океана в картинках».
| Рассматривание иллюстраций с видами рыб и мест их обитания, наблюдение за рыбами в аквариуме, рисование рыб цветными карандашами, беседа по содержанию.
|
| 27.
| Земноводные.
| Демонстрационный материал «Земноводные».
| Рассматривание иллюстраций с видами земноводных и мест их обитания, беседа по содержанию.
|
| 28.
| Пресмыкающиеся.
| Демонстрационный материал «Пресмыкающиеся»
| Рассматривание иллюстраций с видами пресмыкающихся и мест их обитания, беседа по содержанию.
|
| Апрель
| 29.
| Насекомые.
| Демонстрационный материал «Насекомые в картинках», сачки, коробочки - садки для насекомых.
|
Экскурсия по территории детского сада. Наблюдения за насекомыми. Рассматривание картинок с изображением насекомых, беседа по содержанию.
|
| 30.
| Птицы.
| Наглядный материал «Птицы».
| «Какая птица, где живет» дидактическая игра. Рассматривание иллюстраций с видами птиц и мест их обитания. Беседа по содержанию.
|
| 31.
| Звери.
| Наглядный материал «Звери».
| «Звери, какие они?» Рассматривание иллюстраций. Группировка по общим признакам.
|
| 32.
| Животные разных континентов. Красная книга Природы.
| Наглядный материал по теме.
| Научить детей осознавать значение животных не только для человека, но и в природе.
Познакомить детей с Красной книгой.
Помочь детям осознать, что исчезновение животных на Земле приведет к гибели всей природы, в том числе и человека.
|
| Май
| 33.
| Лес - как пример сообщества.
| Иллюстрации с видами леса, его обитателями.
| Занятие – беседа с использованием иллюстраций с видами леса, его обитателями. Иллюстрации, вопросы к детям, чтение стихотворения» В лесу» И. Белоусова. Н.А. Рыжова
«Кто в доме природе живёт» материалы блока «Лес».
Хрестоматия для детского сада.
(Стихи о природе. Стр.97.
|
| 34.
| Лес и человек. Охрана леса.
| Наглядный материал. Карандаши, бумага.
| Экскурсия по территории детского сада. Наблюдения в природе. Вопросы. Моделирование (Заповеди правильного поведения в лесу).
|
| 35.
| Десять заповедей друзей природы.
| Наглядный материал. Карандаши, бумага.
| Дидактическая игра «Угадай правило». Моделирование (Заповеди правильного поведения в лесу).
|
| 36.
| Нужны все на свете
(Обобщение знаний)
| Костюмы по содержанию.
| Экологический вечер развлечений:
«Земля наш общий дом»
|
|
Литература
1. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». – М.: «Карапуз – Дидактика»,2005.
2. Рыжова Н.А., Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни». – М.: «Карапуз – Дидактика», 2005.
3. Рыжова Н.А. Почва – живая земля: Блок занятий «Почва». – М.: «Карапуз – Дидактика», 2005.
4. Рыжова Н.А., Экологический проект «Мое дерево». – М.: «Карапуз – Дидактика», ТЦ «Сфера», 2006.
5. Рыжова Н.А. Деревья: от Акации до Ясеня. – М.: «Карапуз – Дидактика», ТЦ «Сфера», 2006.
6. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М.: АРКТИ, 2004.
7. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998.
8. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.
9. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2014
|