Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРОГРАММА. Тема 1.1 Логика как наука и ее роль в деятельности юристовТема 1.1 Логика как наука и ее роль в деятельности юристов
Студент должен иметь представление: – о формах познания объективного мира человеком; – о правильном мышлении; знать: – предмет формальной логики; – основные понятия: предмет, закон, логическая культура, знание, истина, ложь; – основные этапы развития логики; – особенности языка логики; – значение логики для юристов; уметь: – различать основные логические формы; – правильно применять основные логические термины.
Понимание процесса познания. Чувственное познание и абстрактное мышление. Основные характеристики абстрактного мышления. Логическая форма мысли. Основные типы логических форм: понятие, суждение, умозаключение. Формальная логика как наука. Предмет логики. Логическая культура. Основные этапы формирования логической науки. Язык как знаковая система. Понятие знака. Виды знаков: знаки-индексы, знаки-образы, знаки-символы. Языки естественные и искусственные. Язык логики. Теоретическое и практическое значение логики для юристов. Логика и методология правового познания.
Тема 2.1 Понятие; объем, содержание и виды понятий
Студент должен иметь представление: – об основных логических приемах формирования понятий; – о связи понятий и слов; – о полной логической характеристике понятия; знать: – основные характеристики понятия как формы мышления; – закон обратного отношения объема и содержания понятий; – основные виды понятий; уметь: – определять объем и содержание понятия; – обобщать и ограничивать понятия.
Понятие как форма мышления. Способы образования понятий в естественном языке. Признаки предметов. Виды признаков: существенные и несущественные, отличительные и неотличительные. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между содержаниями и объемами понятий. Виды понятий. Единичные, общие и нулевые понятия; конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; безотносительные и соотносительные; собирательные и несобирательные понятия.
Тема 2.2 Отношения между понятиями; логические операции с понятиями Студент должен иметь представление: – о многообразии отношений между различными понятиями; – о возможностях использования различных операций с понятиями в практической деятельности юриста; знать: – характеристику сравнимых и несравнимых понятий; – виды отношений совместимости и несовместимости; – операции обобщения, ограничения, определения и деления понятий; уметь: – определять виды отношений между понятиями, изображать их в круговых схемах Л. Эйлера; – определять ошибки неправильных определений и делений понятий. Понятие об отношениях и видах отношений между понятиями. Круговые схемы Л. Эйлера. Сравнимые и несравнимые понятия. Отношения равнозначности, пересечения, подчинения, соподчинения, противоположности, противоречия. Определение понятий. Явные и неявные определения. Определение через род и видовое отличие. Контекстуальные определения и определения через отношение к противоположному. Требования, предъявляемые к определениям. Ошибки в определениях. Деление. Виды и правила деления понятий. Ошибки в делениях. Классификация как логико-гносеологическая процедура.
Тема 2.3 Суждение. Виды суждений. Модальность суждений Студент должен иметь представление: – об истинности и ложности суждений; – о связи суждений и предложений; – о модальности и ее видах; знать: – языковую форму выражения суждений; – состав и структуру суждений; – виды простых суждений; – объединенную классификацию простых категорических суждений по качеству и количеству; уметь: – определять в суждениях субъект, предикат и связку; – определять распределенность терминов в простых суждениях; – давать характеристику суждения.
Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Простые суждения. Структура простого категорического суждения. Виды суждений. Атрибутивные суждения. Суждения об отношениях. Распределенность терминов в суждениях. Модальность суждений. Алетическая, эпистемическая, деонтическая, темпоральная модальности. Тема 2.4 Отношения между суждениями. Виды вопросов
Студент должен иметь представление: – о преобразовании суждений; – о роли вопросов и ответов в практической деятельности юриста; – об "логическом квадрате"; знать: – виды отношений между простыми суждениями; – виды логических связок в сложных суждениях; – основные типы преобразования суждений; – основные виды вопросов и ответов; уметь: – производить основные преобразования суждений; – строить "таблицы истинности" сложных суждений; – находить ошибки при постановке вопросов и при ответе на них. Преобразование суждений. Обращение, превращение, противопоставление предикату; порядок, правила и практическое значение преобразований. Виды отношений между суждениями по логическим формам. Сравнимые и несравнимые суждения, совместимые и несовместимые. Суждения. Логический квадрат. Сложные суждения. Виды сложных суждений. Правила построения таблиц истинности сложных суждений. Вопрос как мысль особого типа. Логическая структура вопроса. Виды вопросов: по степени общности, по характеру предмета, объема, содержания, по синтаксической структуре, по целевому предназначению, по функциональной предназначенности. Виды ответов: сильные и слабые, полные и неполные. Тема 2.5 Законы логики Понятия закона логики и логического следования. Отношения между категорическими суждениями и суждениями об отношениях. Отрицание простых и сложных суждений.
Студент должен иметь представление: – о роли законов логики в познании; – об использовании их в практической деятельности юристов; знать: – содержание законов логики; уметь: – применять законы логики в практической деятельности.
Понятие логического закона. Общая характеристика законов логики. Сфера действий законов логики. Основные свойства мысли, выражаемые законами логики: определенность, непротиворечивость, обоснованность. Закон тождества как выражение определенности мысли. Логические ошибки при нарушении закона тождества: подмена понятия; подмена тезиса. Правила, которые необходимо соблюдать, чтобы не нарушать закон тождества. Закон непротиворечия. Понятие диалектического и формально-логического противоречия. Проявление противоречия во всех несовместимых суждениях: контрарных, контрадикторных. Недопущение противоречия во всяком правильном мышлении. Закон исключенного третьего и специфика его действия в юридической практике. Взаимосвязь закона исключенного третьего с законом непротиворечия. Невозможность признания двух противоречащих суждений одновременно истинными или ложными. Закон достаточного основания, как выражение требования обоснованности мысли. Достаточное обоснование как мысль, которая проверена и признана истинной, и из которой с необходимостью вытекает истинность выводного знания. Взаимосвязь законов логики и их роль в деятельности юристов. Тема 3.1 Умозаключение и его значение для юриста.
|