Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи и упражнения





1. Выделите из заданных предложений те, которые выражают суж­дения:

1) Прекрасное начало!

2) Регенерация является процессом восстановления поврежденной или утраченной части тела.

3) Вступает ли инертный газ в химические реакции?

4) Добросовестность не уживается с ленью.

5) Делайте людям добро.

6) И кто над морем не философствовал?

2. Выделите из заданных суждений атрибутивные суждения, сужде­ния об отношениях, суждения существования:

1) Воспитание без дружбы с ребенком - это блуждание в потемках.

2) Неверное решение еще можно исправить.

3) Среди преступлений имеются особо опасные.

4) Луна меньше Земли.

5) Нет безнадежных положений.

6) Ни один подложный документ не является доказательством.

7) Одни звезды ярче других.

8) Среди математиков есть гении.

9) Всякое суждение является формой мышления.

10) Объем подчиняющего понятия шире объема подчиненного.

3. В приведенных суждениях выделите субъект и предикат:

1) Некоторые сделки являются многосторонними.

2) Не всякое наступление является успешным.

3) Некоторые практические занятия не являются формой самостоя­тельной работы.

4) Государственным достоянием являются все сокровища Оружей­ной палаты.

5) Древнейшим языком мира является санскрит (литературно обра­ботанная разновидность древнеиндийского языка).

4. Определите вид заданных атрибутивных суждений. Перепишите их в стандартной форме соответствующего вида:

1) Ряд мировых проблем является общечеловеческим.

2) Конституция является основным законом государства.

3) Все студенты группы, за исключением Н., являются донорами.

4) Кто-то из людей счастлив.

5) Дискриминация женщин не является законной.

6) Любая библиотека является просветительским учреждением.

7) Огромное число станков является устаревшим.

8) Немало свободомыслящих людей не были революционерами.

9). Во многих случаях преступления являются результатом неосто­рожности.

10) Большая часть Нобелевских лауреатов является западными уче­ными.

5. Определите значения истинности суждений, входящих в «логиче­ский квадрат», при условии:

1) истинности общеутвердительного суждения;

2) ложности общеотрицательного суждения;

3) истинности частноотрицательного суждения;

4) ложности частноутвердительного суждения.

6. Определите вид сложного суждения и выразите символически его структуру:

1) С правой стороны удалось прервать распространение пожара, а влево он распространялся все шире.

2) Дело к весне, а мороз все жестче.

3) Не легли еще тени вечерние, а луна уж блестит на воде.

4) Изредка вдали чернеет кибитка да идет косяк степных лошадей.

5) С улицы доносились детские голоса да осторожное гудение ма­шины.

6) Матушка ваша ко мне благоволила, зато ваша тетушка просто ме­ня терпеть не могла.

7) Капитан появился в совхозе не случайно, однако это никого не насторожило.

8) Начинаю понемногу поправляться, хотя лекарств не принимал.

9) Когда я проснулся, на дворе было уже темно.

10) Мне было девять лет, когда началась война.

11) Она приезжала ко мне, а не то так и просто присылала за мной.

12) Извини нас, коли мы в чем перед тобой провинились.

13) Что-то необычайное светилось в ее взоре, когда язык ее лепетал

самые пустые речи.

14) Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

15) Майор Ковалев был не прочь жениться только в таком случае, когда за невестой случится двести тысяч капиталу.

3.10. Суждение и вопрос

Особой формой мышления, связанной с суждением, является во­прос. Как и суждение, всякий вопрос обращен к некоторой предметной области мысли. Это видно уже из того, что в формулировку вопроса вхо­дят те же имена индивидов, объектов, классов, свойств, отношений, что и в суждения. Сравним вопрос «Является ли Канада материком?» с суж­дением «Канада не является материком». Вопрос и суждение формули­руются с использованием одних и тех же имен «Канада», «материк», от­носящихся к предметной области географии, и логического термина «яв­ляется». Уже из этого факта общности имен ясно, что вопрос характери­зуется определенной мерой знания (хотя бы проблематичного) соответ­ствующей предметной области. Такое знание представлено смыслами и значениями входящих в вопрос имен. Вопрос, однако, выражает и опре­деленную меру незнания, неопределенности, проблематичности знания предметной области. Без этого незнания, неопределенности не было бы в мышлении места вопросу.

Незнание, неопределенность, проблематичность возникают всякий раз, когда появляются альтернативы, различные возможности, из кото­рых необходимо выбрать одну или несколько. Альтернативность при этом может касаться познания объектов, свойств и отношений из пред­метной области, а также познания характера связи свойств и отношений с объектами. Вопрос «Позитрон или протон является античастицей для электрона?» выражает альтернативность, касающуюся индивидов соот­ветствующей предметной области. Вопрос «Прямым или косвенным яв­ляется измерение массы тел с помощью гирь?» выражает альтернатив­ность, касающуюся свойств. Вопрос «Одно и то же ли лицо В. Шекспир и Ф. Бэкон?» выражает альтернативность, касающуюся отношений. Во­прос «Является ли М. Планк основателем квантовой механики?» выра­жает альтернативность, касающуюся характера связи (является - не яв­ляется) некоторого признака с объектом. Вопрос ставится тогда, когда не известно, какая из альтернатив имеет место в действительности. И он ставится для того, чтобы установить реализующуюся в действительности альтернативу, чтобы получить знание, снимающее или уменьшающее познавательную исходную неопределенность.

Всякий вопрос возникает на основе некоторой предшествующей со­вокупности знаний. Такое знание образует полную предпосылку вопро­са. Частью полной предпосылки является позитивная предпосылка, кон­статирующая истинность по крайней мере одного из суждений, фикси­рующих исходные альтернативы. В вопросе «Позитрон или протон явля­ется античастицей для электрона?» имеются в виду две альтернативы, выражаемые суждениями р1 = «Позитрон является античастицей для электрона» и р2 = «Протон является античастицей для электрона». Пози­тивная предпосылка этого вопроса предполагает истинность одного из суждений р1, p2 и поэтому может быть записана в виде р^р2. В вопросе «Является ли угол Минск - Москва - Киев острым, прямым или тупым?» присутствует уже три альтернативы: р1 = «Угол Минск - Москва - Киев является острым», р2 = «Угол Минск - Москва - Киев является прямым», р3 = «Угол Минск - Москва - Киев является тупым». Позитивная пред­посылка этого вопроса имеет вид р^ р2у р3. Вообще, для некоторого оп­ределенного числа n альтернатив, задаваемых вопросом, позитивная предпосылка вопроса записывается в виде р\у p2v p3v...v рп.

Частью полной является также негативная предпосылка вопроса, констатирующая ложность, по крайней мере, одного из суждений, фик­сирующих альтернативы. В случае вопроса о позитроне и протоне как античастице для электрона негативная предпосылка имеет вид — р-v р2. В случае вопроса о величине угла между Минском, Москвой и Киевом негативная предпосылка примет вид —p1v—р2v—р3. При обобщении на конечное число альтернатив негативная предпосылка будет записывать­ся в следующем виде: —p1v—р2v—p3v...v—рn. Существование позитивной и негативной предпосылок показывает, что вопросы ставятся, когда не все указываемые в них альтернативы реализуются (негативная предпо­сылка), но среди указанных альтернатив обязательно есть и реализуемые (позитивная предпосылка).

К предпосылкам вопроса может принадлежать также предпосылка единственности, констатирующая существование одной и только одной из заданных альтернатив, реализующейся в действительности. Предпо­сылка единственности не указывает на то, какая именно альтернатива реализуется, она лишь говорит о том, что реализуема либо та, либо дру­гая из них. В вопросе «Закончил ли Г. Каспаров свою последнюю шах­матную партию выигрышем, ничьей или поражением?» предпосылка единственности утверждает реализуемость только одной из трех альтер­натив: р1 = «Свою последнюю шахматную партию Г. Каспаров закончил выигрышем», р2 = «Свою последнюю шахматную партию Г. Каспаров закончил вничью», р3 = «Свою последнюю шахматную партию Г. Каспа­ров закончил проигрышем». Иногда к предпосылкам вопроса относят также предпосылку достижимости ответа, утверждающую эмпириче­скую проверяемость ответа на вопрос.

Существенным для анализа вопроса является подразделение его предпосылок на первичные и вторичные. Первичные предпосылки логи­чески не следуют из других предпосылок. Вторичные предпосылки - это суждения, логически вытекающие из других предпосылок и дающие ин­формацию о положении дел в предметной области познания. К вторич­ным предпосылкам относятся, прежде всего, онтологические постулаты о существовании в предметной области определенных объектов. Так, из вопроса «Позитрон или протон является античастицей для электрона?» видно, что в предметной области предполагается существование пози­трона, протона, электрона, античастиц. Поэтому суждения «Существует позитрон», «Существует протон», «Существует электрон», «Существует античастица» относятся к вторичным предпосылкам данного вопроса. Точно так же суждения «Существует Минск», «Существует Москва», «Существует Киев», «Существует угол Минск - Москва - Киев» отно­сятся к вторичным предпосылкам вопроса «Является ли угол Минск - Москва - Киев острым, прямым или тупым?».

Кроме онтологических допущений вопрос имеет и другие вторич­ные предпосылки. Они также логически вытекают из первичных предпо­сылок и сообщают информацию о положении вещей в предметной об­ласти, хотя и не в форме постулатов существования. Рассмотрим вопрос «Почему наступает ночь?». Его вторичной предпосылкой будет сужде­ние «Существует ночь». Это постулат существования. Вторичной пред­посылкой этого же вопроса будет и суждение «Ночь наступает» (в смыс­ле регулярно повторяющегося события), которое уже не относится к по­стулатам существования. Точно так же суждение «Металл плавится при нагревании» будет вторичной предпосылкой, отличной от постулата су­ществования, для вопроса «Почему металл плавится при нагревании?». Более многочисленны вторичные предпосылки у вопроса «Как быстро N пробежал вчера на городских легкоатлетических соревнованиях пятики­лометровую дистанцию?». К числу таких предпосылок относятся сужде­ния «Вчера состоялись городские легкоатлетические соревнования», «Во вчерашние городские легкоатлетические соревнования была включена пятикилометровая дистанция», «N бежал пятикилометровую дистан­цию».

Предпосылки, истинность которых устанавливается эмпирически, называются фактическими. Предпосылка «Вчера состоялись городские легкоатлетические соревнования» относится к числу фактических пред­посылок. Предпосылки, истинность которых устанавливается аналитиче­ски, логически, называются формальными. В случае вопроса «Какое се­годня число?» предпосылка «Сегодняшний день имеет число» будет формальной, поскольку ее истинность устанавливается ее логическим выведением из истинного общего суждения «Каждый день имеет свое число».

Истинность предпосылок вопроса является условием корректности постановки вопроса. Если хотя бы одна из фактических предпосылок во­проса ложна, постановка вопроса будет фактически некорректной, во­прос будет фактически некорректным. Если будет ложной фактическая предпосылка «Вчера состоялись городские легкоатлетические соревно­вания», то вопрос «Как быстро N пробежал вчера на городских легкоат­летических соревнованиях пятикилометровую дистанцию?» будет фак­тически некорректным. Если ложной будет хотя бы одна из формальных предпосылок, то вопрос окажется формально некорректным. Предпо­сылка «Материальная точка имеет размеры» относится к ложным фор­мальным предпосылкам вопроса «Какие размеры имеет материальная точка?», поскольку она противоречит определению материальной точки. Эта предпосылка делает формально некорректным указанный вопрос о размерах материальной точки. Итак, корректность, правильность или не­корректность, неправильность постановки любого вопроса устанавлива­ется проверкой истинности его предпосылок. Если корректность вопроса установлена, то это означает, что существует истинный ответ на постав­ленный вопрос.

Вопросы, указывающие в своей предпосылке точное конечное число альтернатив и осуществимость в действительности только одной из них, называются вопросами к решению (ли-вопросами). Такие вопросы наце­ливают на решение об истинности только одного из суждений, выра­жающих исходные альтернативы. Наиболее простым видом вопросов к решению являются так называемые дихотомические вопросы («да-нет- вопросы»). Их предпосылка формируется из двух взаимно отрицающих друг друга суждений р и — р. Примером дихотомического вопроса явля­ется вопрос «Одно и то же ли лицо В. Шекспир и Ф. Бэкон?» с двумя аль­тернативами: р1 = «В. Шекспир и Ф. Бэкон - одно и то же лицо» и —р2 = «Неверно, что В. Шекспир и Ф. Бэкон - одно и то же лицо». Существу­ют, разумеется, вопросы к решению и с большим числом альтернатив.

Имеются вопросы, которые явно не задают все альтернативы в от­дельности. Множество альтернатив задается такими вопросами обоб­щенно с помощью функции-высказывания (матрицы), в которой имеют­ся переменные для индивидов или свойств. Такой способ задания аль­тернатив особенно удобен в случае большого числа альтернатив. Рас­смотрим вопрос: «Понедельником, вторником, средой, четвергом, пят­ницей, субботой или воскресеньем является 1 сентября 2100 г.?» Пере­числение столь большого числа альтернатив делает вопрос громоздким. В иных случаях подобное перечисление делает его и труднопонимае- мым. По сути, тот же вопрос можно поставить проще: «Каким днем не­дели является 1 сентября 2100 г.?» Здесь альтернативы задаются не их перечислением, а обобщенно функцией-высказыванием «х является 1 сентября 2100 г.», где областью значений переменной х является множе­ство дней недели.

Функция-высказывание вида «х есть Р» называется основой вопроса, а переменная х, входящая в функцию-высказывание, именуется перемен­ной вопроса. Из основы вопроса можно получить необходимое число суждений, выражающих отдельные альтернативы, путем подстановки на место переменной х ее значений. При этом в основу вопроса может вхо­дить одновременно несколько различных переменных.

В естественном языке задание множества альтернатив через функ­цию-высказывание осуществляется путем использования вопроситель­ных местоимений и наречий: кто? что? какой? чей? который? как? куда? откуда? отчего? почему? когда? сколько? и т. п. Вопрос «Кто является основателем логики как науки?» предполагает задание альтернатив функцией-высказыванием «х является основателем логики как науки». Вопросительное местоимение «кто?» отсылает к области значений пере­менной х, состоящей из всех людей (местоимение «кто?» адресуется только к людям). Вопрос «Сколько дней стоит нелетная погода?» пред­полагает задание альтернатив функцией высказывания «х есть число дней нелетной погоды», а вопросительное наречие «сколько?» отсылает к области значений переменной, состоящей из натурального ряда чисел. Вопрос «Чей сегодня день рождения?» задает множество альтернатив функцией-высказыванием «сегодня день рождения Икса», а вопроси­тельное местоимение «чей?» отсылает к области значений переменной х, состоящей из всех людей.

Использование в вопросе ничем не ограниченных вопросительных местоимений и наречий является признаком слишком широко постав­ленных вопросов. Вернемся к вопросу «Кто является основателем логики как науки?». Множество альтернатив задается в нем функцией- высказыванием «х является основателем логики как науки», а вопроси­тельное местоимение «кто?», используемое без каких-либо ограничений, определяет область значений переменной вопроса как множество всех живших людей, т.е. универсум. Основателя логики при этом надлежит отыскивать среди всех живших людей, что делает указанный вопрос чрезмерно широким. Вопрос можно сделать более точным, сопроводив местоимение «кто?» ограничением, суживающим область значений пе­ременной вопроса: «Кто из древних греков является основателем логики как науки?». Но даже с этим ограничением вопрос остается все еще очень широким. Его можно существенно уточнить, наложив более жест­кие ограничения: «Кто из выдающихся древнегреческих философов яв­ляется основателем логики как науки?». Подобное же уточнение вопроса мы получим введением ограничения к вопросительному наречию «сколько?» в вопросе «Сколько дней стоит нелетная погода?»: «Сколько дней января стоит нелетная погода?», к вопросительному местоимению «чей?» в вопросе «Чей сегодня день рождения?»: «Чей в нашем классе сегодня день рождения?».

Кроме задания множества альтернатив с помощью функции- высказывания второй вид вопросов характеризуется тем, что не предпо­лагает, вообще говоря, конечности числа альтернатив и осуществимости только одной из них. В предпосылке такого вопроса предполагается осуществимость по меньшей мере одной из альтернатив и обязательная неосуществимость хотя бы одной из них. Вопросы, которые ставятся на основе предпосылки, задающей множество альтернатив с использовани­ем функции-высказывания, не предполагающей обязательной конечно­сти числа альтернатив, утверждающей осуществимость по меньшей мере одной из альтернатив и неосуществимость по крайней мере одной из них и не включающей в себя предпосылки единственности, называются во­просами к пополнению (какой-вопросами).

Ответом на правильно поставленный вопрос является множество суждений, полностью или частично устраняющее исходную для вопроса познавательную неопределенность. Уже сам вопрос в своих предпосыл­ках содержит формулировки возможных правильных ответов. Каждый член позитивной предпосылки вопроса к решению является потенциаль­но прямым ответом на вопрос. Вопрос «Закончил ли Г. Каспаров свою последнюю шахматную партию победой, ничьей или поражением?» имеет три члена своей позитивной предпосылки: р1 = «Свою последнюю шахматную партию Г. Каспаров закончил победой», р2 = «Свою послед­нюю шахматную партию Г. Каспаров закончил вничью», р3 = «Свою по­следнюю шахматную партию Г. Каспаров закончил поражением». В со­ответствии с предпосылкой единственности, действующей для вопросов к решению, каждое из трех суждений является потенциально правиль­ным прямым ответом на приведенный вопрос. Для ответа на вопрос не­обходимо, конечно, установить, какое именно из этих трех суждений яв­ляется правильным прямым ответом.

Негативная предпосылка рассматриваемого вопроса включает три отрицательных суждения: — р1 = «Неверно, что свою последнюю шах­матную партию Г. Каспаров закончил победой», — р2 = «Неверно, что свою последнюю шахматную партию Г. Каспаров закончил вничью», — р3 = «Неверно, что свою последнюю шахматную партию Г. Каспаров за­кончил поражением». Каждое из суждений —I р1, —I р2, —рз считается кос­венным потенциально правильным ответом на вопрос. Таким образом, если ответ на вопрос к решению является суждением, входящим в пози­тивную предпосылку, то ответ является прямым, если же ответом явля­ется суждение, входящее в негативную предпосылку, то ответ будет кос­венным.

Вопросы к пополнению своей основой (функцией-высказыванием) задают лишь форму правильного ответа: «х есть Р» является формой правильного прямого ответа, «Неверно, что х есть Р» - формой правиль­ного косвенного ответа. Предпосылка единственности не принимается для вопросов к пополнению, и потому для таких вопросов может быть сразу несколько правильных прямых (косвенных) ответов. Так, напри­мер, вопрос «Какой год между 1990 и 2005 годами является високос­ным?» имеет своей основой функцию-высказыванне «х есть високосный год между 1990 г. и 2005 г.», где областью значений переменной х будет множество календарных годов между 1990 г. и 2005 г. Функция- высказывание «х есть високосный год между 1990 г. и 2005 г.» дает ис­тинное суждение при подстановке на место переменной х имен 1992, 1996, 2000, 2004. Таким образом, четыре суждения: р1 = «1992 г. является високосным между 1990 г. и 2005 г.», р2 = «1996 г. является високосным между 1990 г. и 2005 г.», p3 = «2000 г. является високосным между 1990 г. и 2005 г.», р4 = «2004 г. является високосным между 1990 г. и 2005 г.» - бу­дут правильными прямыми ответами на вопрос. Подстановка на место переменной имен 1991, 1993, 1995, 1997, 1999, 2001, 2003 дает 7 истин­ных суждений вида «Неверно, что х является високосным годом между 1990 и 2005 г.». Каждое из этих семи суждений будет правильным кос­венным ответом на вопрос. Например, суждение «Неверно, что 1991 г. является високосным между 1990 г. и 2005 г.» является правильным кос­венным ответом на вопрос «Какой год является високосным между 1990 г. и 2005 г.?».

Всякий прямой ответ на вопрос к решению является полным отве­том на вопрос. Если верно суждение «Свою последнюю шахматную пар­тию Г. Каспаров завершил вничью», то это будет не только прямой, но и полный ответ на вопрос: «Свою последнюю шахматную партию Г. Кас­паров завершил победой, вничью или поражением?» Полным ответом на этот же вопрос будет и конъюнкция двух отрицательных суждений, яв­ляющихся косвенными ответами на этот вопрос: — р1 = «Неверно, что свою последнюю шахматную партию Г. Каспаров завершил победой», р3 = «Неверно, что свою последнюю шахматную партию Г. Каспаров за­вершил поражением» (разумеется, этот полный ответ будет верным, если свою последнюю шахматную партию Г. Каспаров завершил вничью).

Для вопросов к решению всякий отдельный косвенный ответ явля­ется частичным. Частичным ответом на такого рода вопросы будет и не­полная конъюнкция косвенных ответов. Полным ответом на вопрос к решению является не только каждый прямой ответ, но и конъюнкция правильных прямых и косвенных ответов. Для вопроса о последней шахматной партии Г. Каспарова это может быть одна из трех конъюнк­ций: (р1 л — р2л — р3); (— р1л р2 л— р3); (— р1 л p2 л р3). К полным ответам на вопрос к решению относится также всякое непротиворечивое выска­зывание, из которого следуют все правильные прямые и косвенные отве­ты на этот вопрос.

Для вопросов к пополнению сохраняют свой смысл понятия прямо­го и косвенного ответа: прямой ответ является суждением вида «х явля­ется Р», косвенный - суждением вида «Неверно, что х является Р». Но для таких вопросов прямой ответ уже не является полным, т. к. для по­добных вопросов предпосылка единственности не имеет места. Ответ «Петрозаводск является столицей республики в составе России» будет прямым, но не полным ответом на вопрос «Какие города являются сто­лицами республик в составе России?». Неполным будет и ответ в виде любой конечной конъюнкции прямых ответов, если множество значений переменной из основы вопроса, задающих прямые ответы, будет неогра­ниченным.

Полный ответ на вопрос в логике отличают от исчерпывающего от­вета. Непротиворечивое суждение, из которого следует каждый истин­ный ответ на вопрос, является исчерпывающим ответом на соответст­вующий вопрос. Всякий исчерпывающий ответ, конечно, является пол­ным, но не всякий полный ответ оказывается исчерпывающим.

Недопустимым, некорректным ответом на всякий вопрос к пополне­нию будет суждение, не согласующееся с основой вопроса или с обла­стью значений переменной (неизвестной) вопроса. Ответ «Петрозаводск является экономическим центром Карелии» является недопустимым для вопроса «Какие города являются столицами республик в составе Рос­сии?», так как он не согласуется с основой вопроса «х является столицей республики в составе России». Ответ «Луна не является обитаемой» бу­дет недопустимым для вопроса «Какие планеты Солнечной системы яв­ляются обитаемыми?», так как он не согласуется с областью значений переменной вопроса. Ответом на неправильно (некорректно) поставлен­ный вопрос в логике предлагается считать отрицание предпосылки во­проса.

Существует особый вид вопросов, которые на самом деле вопросами не являются. Это так называемые риторические вопросы. Коротко о них уже сказано выше. Еще одним специфическим видом являются учебные вопросы. К ним относятся вопросы, ответы на которые известны задаю­щему вопрос и должны быть известны также тому, кому предназначен вопрос. Учебные вопросы ставятся для контроля за усвоением учебного материала. Среди учебных вопросов могут быть так называемые прово­кационные вопросы, которые специально ставятся в некорректной форме с целью проверки компетентности отвечающего.

При поиске ответа на вопрос оптимальной можно считать следую­щую стратегию: 1) определение вида вопроса (вопрос к решению, вопрос к пополнению); 2) формулировка всех предпосылок вопроса - первич­ных и вторичных, фактических и формальных; 3) проверка истинности предпосылок: при уверенности в корректности постановки вопроса про­верку начать с первичных предпосылок (из истинности первичных пред­посылок вытекает истинность вторичных), при сомнении в корректности постановки вопроса проверку начинать со вторичных предпосылок (из ложности вторичных предпосылок вытекает ложность первичных); 4) определение требуемой меры полноты искомого ответа на вопрос (частичный, полный или исчерпывающий ответ); 5) поиск ответа с опо­рой на эмпирические и теоретические процедуры и критерии; 6) отказ от поиска ответа на вопрос при обнаружении некорректности вопроса. Осуществляя эту стратегию, следует помнить, что всякая предпосылка с логической точки зрения является следствием любого из ответов на во­прос. Логический анализ вопроса и осуществление предложенной стра­тегии способствует эффективному участию в спорах, полемике, дискус­сии, а также в решении познавательных, исследовательских проблем.

Таким образом, вопрос формулируется с помощью тех же имен, что и суждения; вопрос содержит определенную меру знания и незнания предметной области; незнание, присутствующее в вопросе, связано с не­определенностью, проблематичностью, вытекающей из необходимости выбора одной или нескольких из заданных альтернатив; всякий вопрос опирается на свою предпосылку, включающую в себя позитивную часть (утверждение истинности по крайней мере одного из суждений, выра­жающих заданные альтернативы) и негативную часть (утверждение ложности по меньшей мере одного из суждений, выражающих заданные вопросом альтернативы); предпосылки подразделяются на первичные и вторичные (вытекающие из других предпосылок), фактические (прове­ряемые эмпирический путем) и формальные (проверяемые аналитиче­ски); истинность предпосылок является условием корректности поста­новки вопроса, ложность хотя бы одной из предпосылок свидетельствует о некорректности постановки вопроса; вопросы делятся на вопросы к решению (задают конечное множество альтернатив и предполагают ис­тинность только одного из суждений, фиксирующих альтернативы) и вопросы к пополнению (не предполагают конечности множества альтер­натив, задают множество альтернатив с помощью формы-высказывания и не предполагают истинность только одного из суждений, фиксирую­щих альтернативы); ответом па вопрос считается суждение или множе­ство суждений, устраняющих полностью или частично познавательную неопределенность, породившую вопрос; ответы подразделяются на пря­мые и косвенные, на частичные, полные и исчерпывающие.

В настоящем разделе рассмотрены только простые вопросы и отве­ты на них. Кроме простых существуют сложные вопросы - конъюнктив­ные, дизъюнктивные, условные и др. Логическая теория таких вопросов в учебном пособии не затрагивается.

Date: 2015-11-13; view: 281; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию