Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История и традиции ручного вышивания. 1. История развития искусства вышивания





 

1. История развития искусства вышивания.

2. Художественные традиции белорусской вышивки.

3. Региональные особенности белорусской вышивки.

Литература

1. Еременко Т.,И. Рукоделне.-М.: Легпромбытнздат, 1992.-159 с.

2. Каплан н.и., Мнтлянская Т.Б. Народные художественные прОМЫCJ,ы.-Мн.: Народная асвета, 1990.-186 с.

3. Красичкова И.Н. Юиой вышивальщице.-Мн.: Полымя, 1992.-133 с.

4. Основы художественного ремесла I Под ред. В.А.Бородулина.-М, Просвещеиие, 1978.

5. Прекрасное своими руками: Народные художествеllные ремеслal Сост. С.Газарян.-М.: Дет.лит., 1987.-] 57 с.

6. Селивончик в.и., Винникова М.Н. ВОЗРОЖдеllие ремесла.-Мн.: Полымя, 1993

 

 

1. История развития искусства вышивания

Издревле вышивка украшала одежду человека и тканевые изделия домашнего обихода (скатерти, полотенца, занавески, салфетки). Для женщины - матери и хозяйки - вышивание было наиболее доступным видом прикладного творчества, и она сочетала свои эстетические потребности, жажду творческой деятельности с пользой для семьи и дома. Разглядывая старинные предметы быта, мы не можем не любоваться ярко расшитыми сарафанами, жилетами, кокошниками, вышитыми бисером сумками, кисетами, кошельками. И даже в крестьянской блузе или рубахе из простого холста с незамысловатыми, но удивительно выразительным орнаментом обнаруживается бездна вкуса и таланта неизвестной мастерицы.

Сегодня искусство вышивания переживает второе рождение. Стало модным вышитое столовое и постельное белье, панно и картины для интерьера, отделка одежды различных стилей. Так же, как и раньше, вышиванием создаются уникальные произведения декоративно-прикладного искусства, занимающие достойное место в музеях и на выставках всего мира.

Возникновение вышивки восходит к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Усовершенствование ее техники обусловлено переходом от каменного и костяного шила, костяной, затем бронзовой и позже стальной игле, а также развитием прядения, ткачества, красильного искусства.

Эволюция вышивки прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивок различных времен и народов.

Наиболее древние вышитые изделия, дошедшие до наших дней, относятся к 4­ - 5 векам до н.э.. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком­-сырцом, а также волосом, золотыми и серебряными нитями.

В Древнем Египте вышивками украшали шерстяные, пеньковые и льняные ткани. Когда в Индии научились делать легкую белоснежную хлопчатобумажную материю, то стали расшивать ее шерстяными, хлопчатобумажными и золотыми нитями. В Японии, вышивали цветными шелками. В переливах нежных красок возникали причудливые растения и птицы, дивные картины природы. Широкое распространение в Иране, Индии, Турции, Китае и Японии получило шитье золотом. На Востоке в вышивке использовали блестящих цветных жучков, птичьи перья и змеиную кожу. Индейцы вышивали даже окрашенными в различные цвета травами по березовой коре.

С возникновением государства и классовым расслоением вышивка первоначально была направлена на удовлетворение запросов феодальной знати и духовенства. В вышивке появляется много элементов, отражающих религиозные мотивы. Большое распространение вышивка получила в 14-18 веках в оформлении культового убранства, одежды высшего сословия и знати, зажиточных слоев городского и сельского населения.

Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве в Андреевском монастыре сестрой Владимира Мономаха княгиней Анной, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотом и серебряными нитями.

Во все времена вышивка была тесно связана с историческими и культурными особенностями эпохи и различных периодов развития каждого народа, а также с его трудовой деятельностью, в ее основу положены национальные мотивы, колорит и орнаменты. В народной вышивке сохранились следы времен, когда люди одухотворяли окружающую природу. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, дерева жизни, птиц, женской фигуры как символов жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что тем самым приносят в свой дом благополучие. Так, часто народная вышивка выполнялась красной нитью, поскольку этот цвет в народном представлении был связан с солнцем, дарующим тепло и свет, которые необходимы для плодородия земли. Равноконечный крест означал светящее на все 4 стороны солнце; ромб почитали символом плодородия.

Сложившиеся в древности и средние века у отдельных народностей и этнических групп традиции узорной вышивки дольше всего сохраняются и развиваются в украшении бытовых предметов.

 

 

2. Художественные традиции белорусской вышивки.

Белорусская вышивка возникла в глубокой древности, когда красными шерстяными нитями начали орнаментироваться льняные рубашки. При раскопках старинных курганов на территории Беларуси (Посожье, Витебщина) и Украины были обнаружены остатки шерстяной и шелковой одежды, украшенные многоцветными и золотыми вышивками, металлическими блестками, датируемые 1ст. до н.э. - 1-3 ст. н.э. Узоры на найденных изделиях были выполнены в виде символов засеянного поля (квадрат, поделенный на 4 части с точкой в центре каждой ячейки) и других магических знаков. В кургане возле дер. Нисимковичи Чечерского района в женском захоронении найдена иголка, обкрученная нитками с нанизанными бисерными бусинами. Это - захоронение древней мастерицы ­вышивальщицы.

Вышивание на Беларуси считалось ремеслом исключительно женским, хоть и с определенными возрастным и ограничениями. Вышивание было делом девушки в тот период ее жизни, когда все мысли и желания направлялись на свадебный сундук, на то, чтобы заготовить нужное количество ритуальных предметов, Девочка начинала осваивать процесс орнаментации тканей с 12-15 лет (дома, на вечорках).

Белорусская народная вышивка, достигнув высокого декоративного уровня тем не менее существовала лишь в форме домашних занятий, удовлетворяющих потребности семьи. Лишь иногда, учитывая способности и быстроту мастерицы, выполнялась вышивка по просьбе сельчан, превращаюсь тем самым, в дополнительный заработок. Иногда вышивку выполняли и коллективно (невеста, в случае скорого срочного замужества, рушники - для защиты своей деревни от бедствий и напастей)

Белорусская вышивка обладает особенными чертами. Она отличается строгостью орнамента, четкостью геометрического узора, сдержанностью колорита. Вышивка в основном красно-белая с небольшим добавлением черного и серого цветов. Часто встречаются растительные мотивы и сюжетные композиции. В то же время нет ни одного сюжетного узора, который получил бы повсеместное распространение.

Все виды вышивки выполнялись на белом льняном полотне красным цветом. Данная колористика объяснялась тем, что серебристо белый - естественный цвет льняного полотна. А красный цвет у славян считался символичным как цвет солнца, жизни. Но поскольку жизнь не вечна, в вышивку вводили немного черного цвета.

УЗОРЫ традиционной вышивки обычно геометрические и складываются из разнообразных сочетаний ромбов, крестов, розеток и других несложных фигур, которые обозначали понятия и явления, значимые для крестьянской жизни. Встречаются также стилизованные растительные мотивы, фигурки человека, птиц, животных, решенные в той же символичной стилистике.

Наиболее древние и распространенные швы - строчка, счетная гладь, набор, а в более позднее время эти приемы почти полностью вытеснила вышивка крестом. Одним из наиболее древних является двvстороний шов «роспись», когда нить протягивается то по лицевой, то по изнаночной стороне рисунка, обозначая контур рисунка, а обратным ходом иглы заполнялись пробелы (Поднепровье, Подвиное). Лишь на Витебщине можно найти старинные рушники с силуэтными рисунками животных и растений. Роспись встречается и на древних вышивках Могилевщины, на рушниках геометрическим орнаментом, а на одежде сочетается с набором, дополняя шитье легким зигзагообразным под узором. В северным регионах росписью выполнялись известные мифологические сюжеты с деревом жизни, птицами, антропоморфным образами.

Широкое распространение получила узорная вышивка с преобладание геометрического орнамента, идентичного тканому - «набор». Узоры геометрического характера выстилают лицевую и изнаночную стороны изделия, причем изнаночная сторона дает негативное лицевой изображение.

Более поздней была вышивка крестом, которая давала возможность получать рисунок не только геометрический, но и растительный, даже сюжетно­-тематический. быстрому распространению крестика способствовали многочисленные узорники и др. виды печатной продукции, пропагандировавшие его (конец 19-нач.20 века). С начала 20 века стал распространяться и двойной крест.

Помимо шитья по целой ткани, существовало также строченое шитье, однако оно не получило широкого распространения, встречалось в основном в восточных районах республики.

В начале 20 в. Известно было шитье превитью. Такая вышивка хлопковыми или льняными нитками с крупными растительными, иногда орнитоморфными И упрощенно-геометрическими мотивами присутствовала на концах рушника. В Поднепровье стародавние традиции имела строчка-вырезы.

В наиболее чистом виде национальные особенности вышивки проявились в декоре рушников и одежды.

В традиционной одежде вышивкой украшали рубахи, (верхняя часть рукава, плечевые вставки, воротник, манишку на передней части). Вышивкой украшали и праздничные передники, узор которых соответствовал узорам рубах. На безрукавках (горсетах), части праздничного костюма, богато украшали переднюю часть или всю поверхность изделия гладьевым, тамбурным швами в сочетании с другими техниками вышивки и нашивками из лент или тесьмы, аппликацией. На праздничных мужских сорочках вышитый узор располагали на манишке, воротничке, манжетах, реже - на подоле. Техника выполнения, как правило ­«крест»нитками красного или красного и черного цветов. В большом количестве изготавливались свадебные полотенца, украшенные вышивками красного цвета.

Шелковыми и золотыми нитями вышивали воротники, манжеты, головные уборы богатых людей. Золотыми нитями был украшен шелковый воротник, найденный в кургане около дер. Лисна Верхнедвинского района. Бронзовыми спиральными пронизками в 4 ряда был вышит фрагмент одежды, найденный в одном из курганов Рогачесвкого района. Бисером расшивали головные уборы (раскопки в дер. Чарея Чашницкого р-на и дер Вензавщина Щyчинского р-на).. Вышивали и обувь, где богато расшивался нос ботинка. Кожаную обувь вышивали в основном шерстяными нитками красного, синего, зеленого и желтого цветов стебельчатым швом. Поверхность геометрических фигур полностью покрывалась вышивкой. Наиболее распространенным мотивом на обуви было изображение клина (знака плодородия). Вышивкой также украшали кошельки, сумочки, ножны, футляры.

Рушник для белоруса был не только куском ткани, которым вытирают. В быту белорусов ручники издавна выполняли разнообразные обрядовые функции, они сопровождали белоруса от рождения до смерти. На ручник принимали новорожденного, подносили хлеб-соль, им украшали угол с образами, на нем опускали гроб в могилу. Особенно важную роль выполняли рушники в свадебных обрядах. Многие обрядовые, праздничные функции рушников продолжают свою жизнь и в наше время. Такая важная роль в народном быту (практическая, декоративная, обрядовая) не могла не повлиять на художественную сторону этих изделий.

Не смотря на различие в оформлении рушников различных регионов, они имеют и общие черты.

Выделяют 1 группу белых рушников с вышитым или вытканным геометрическим узором традиционного красного цвета. Узор обычно размещается на концах рушника, как будто стекает с него. Самые широкие полосы при этом - у концов, те, что ближе к середине, уже и расположены реже.

На северо-западе (гроденщина, север минщины) декор может ограничиваться одной-двумя узкими без узроными полосками. Южнее орнамент становится гуще, ромбический рисунок занимает большую площадь. (с.Неглюбка на Гомельщине ­вишнево-черный узор закрывает почти все поле рушника).

2 группа - рушники, тканые в бело-серый рисунок по всему полю. Используются суровые и отбеленные нитки. Колористика серебристая. Рисунок мерцающий, мотивы геометрические - квадраты, шашечки, ромбы, восьми угольные розетки. На Случчине бытуют рушники, затканные по всему полую силуэтами голубков, петухов, павлинов, колорит - бело-голубой, бело-зеленый, бело­коричневый.

В послевоенные годы массовое распространение получила полихромная вышивка гладью. Разноцветные букеты, гирлянды цветов вышивали на накидках, шторах, наволочках и др.

В 50-60 годах распространилась полихромная вышивка крестиком, которой выполняли переснятые с журналов сюжетные сцены и переводили в нее картины профессиональных художников. В связи с имитацией других видов ДПИ это явление нельзя считать самостоятельным художественным явлением.

Позже на гроденщине, западе витебщины появились сетчатые скатерти и накидки, при изготовлении которых на раме вяжут сетку из толстых нитей, а затем вышивают по ней шерстяными нитками яркий сочный полихромный узор.

 

3. Региональные особенности белорусской вышивки.

Для различных регионов республики был характерен свой стиль вышивания.

Региональные особенности объясняются разным уровнем экономического развития областей, местными традициями, влиянием искусства соседних стран и народностей.

На западе Брестского Полесья (Кобринский, Жабинковский, р-ны) женская одежда выделяется орнаментальным богатством и одновременно колористической сдержанностью. Орнамент насыщенного красного цвета из мелких геометрических элементов собранный в узкие полоски обычно одинаковой ширины, которые равномерно покрывают всю поверхность рукава вдоль или поперек. Такие же полосы и по всему фартуку - горизонтально. Завершенность здешней одежде придавала белоснежная намитка, украшенная по краям деликатным узорным пояском красного цвета - для защиты головы.

На юго-западе брестского полесья темно-красный орнамент ромбического характера заполняет верхние части рукавов и почти все поле фартуков. Такой же декор покрывает и толстые серо-белые шерстяные юбки (бурки), самая широкая полоса идет по краю, каждая последующая - более узкая, что придает зрительную устойчивость и монументальность.

В направлении на восток насыщенность орнамента приметна снижается. Достигая крайней деликатности в Ивановском районе. Узкие, почти безузорные полоски размещаются только на плечах, манжетах, по нижнему краю фартука.

В орнаменте Приднепровья часто встречается мотив дерева жизни. Вышивка красного или красно-черного цвета соседствует с ароматичной гаммой белого или черного узора на серебристом фоне льняного полотна.

Буда-Кошелевский район отличается белым или черным колоритом вышивки. Для Восточного Полесья характерной особенностью вышивки является использование растительных узоров в орнаменте. Цветы деревца, отдельные веточки сплошь заполняют длинный ручник. В Турово-Мозырском регионе для вышивания растительных узоров мастерицы использовали чаще счетную гладь.

Характерные особенности вышивки сложились на Туровщине. В вышивках Житковичского, Лельчицкого районов ярко прослеживаются три орнаментальные пласта, которые последовательно заменяли друг друга. В начале 20 века монохромное (красное, белое) геометрическое вышивание вытеснялось вышивкой растительных узоров в виде крупных декоративных роз красно-черного цвета, с 1930 - 40 гг. распространены полихромные узоры растительного характера в технике произвольной глади.

На Гомельском Полесье более приметна растительная орнаментика.

На Восточном Полесье, соседнем с Украиной в начале 20 века появилась цветная гладь, за время своего существования она успела выработать определенные местные отличия, органично включившись в общую картину народной культуры.

Вышитые крестиком или гладью разноцветные растительные узоры покрывают рукава рубах, фартуки, переходя на платки, украшают короткие гарсеты ярких оттенков.

В женской одежде востока Беларуси преобладает белый цвет. Тут даже вышивали белыми нитками на белым фоне.

В особую зону выделяют вышивку Центрального региона. В центральной Белоруссии вышивка в одежде почти полностью отсутствует. Орнамент на предметах домашнего обихода - геометрический и для его выполнения использовались лишь черные, красные и белые нити.

В Понеманье вышивка была счетной с четкими геометрическими узорами. Она отличается склонностью к зеленому, имеет много общего с вышивкой центральных регионов Белоруссии.

В собственном стиле выполнялась вышивка в района Западного Полесья. Так, для Кобринского района характерна виртуозная разработка орнамента.

Для Мотальского района характерна сдержанность орнамента; он преимущественно геометрический.

Для большинства районов Беларуси характерна сдержанность в выборе цветовых сочетаний вышивки, и только в Наддвинье (Дубровенский и Лепельский районы) вышивка часто была многоцветной. Красно-бордовый цвет часто дополнялся голубым и желтым в однотканых или пестротканых юбках. Помимо этого в вышивке присутствует черный цвет.

С течением времени технические приемы традиционного народного белорусского вышивания обогатились новыми, более декоративными швами, легко выполняющимися на тканях с крупной структурой типа редины или рогожки.

Основанные на счетных швах, простых и сложных мережках, с использованием цветных продержек и швов в самых разнообразных сочетаниях, они создают декоративный узор, который по цвету, ритму и фактуре отвечают современному направлению в оформлении изделий и интерьера. В настоящее время изделия с ручной и машинной вышивкой помимо индивидуальных мастеров, выпускают 18 предприятий, наиболее крупные из которых расположены в Минске, Витебске, Гомеле, Слониме, Бобруйске, Гродно, Полоцке, Мозыре.

 

 

Date: 2015-11-13; view: 829; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию