Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синергетика как новое системное видение Мира сущего. Основные идеи и принципы синергетики и ее роль в





Развитие противоречия в «Тождестве» есть источник объективного движения. Абсолютного тождества нет. Есть различия, перерастающие затем в противоположности, в которых различие имеет перед собой не «иное вообще», а «свое иное». Противоречие – вот что на самом деле движет миром и смешно говорить, что противоречие невозможно мыслить в Понятии. Понятие, по Гегелю, это единство бытия и Сущности. Это царство субъективности или свободы, и вообще «истина бытия».

Особое место в диалектической методологии Гегеля занимает понятие отрицания и вытекающий из его осмысления «закон отрицания отрицания». Раскрывая противоречия Сущего, познающий субъект прослеживает его бытийную эволюцию и обнаруживает, что развитие Всего осуществляется через «упраздняющее преодоление и обновление» одних качественных состояний другими. Под отрицанием Гегель понимает результат разрешения бытийных противоречий, «момент связи «старого» с «новым», условие развития нового из старого.

В истории послегегелевской философии были реализованы разные стратегии осмысления «негативности Сущего», его творческих, либо деструктивных характеристик. Можно, с известными оговорками, выделить два альтернативных мировоззренческих подхода к тому, каковы сферы реализации отрицания, и его диалоговые режимы «несогласия со старым»:

1) По одной мировоззренческой версии, отрицание оказывается результатом возмущающего воздействия «извне» и носит «тотальный» (абсолютно упраздняющий) характер, ликвидируя саму возможность преемственности в существовании некоего Сущего (природных, социальных или духовных образований). Бытие в данной оптике, выглядит собранием бессвязно и произвольно сосуществующих Инаковостей, столкновения которых чреваты для них катастрофами небытия.

2) Иная (собственно диалектическая) интерпретация сущностной природы отрицания, исходит из того, что «негативность» есть органичное проявление естественноисторичности всякого Сущего, динамики его самоизменения в результате разрешения внутренне обусловленных противоречий, вызревающих под «фоновым воздействием» его бытийного окружения. Отрицание объективно и всеобще, так как имеет место во всех сферах Сущего. Представители данной точки зрения полагают, что сопряженными «моментами» всякого (само)отрицания выступают: А) момент упразднения некоторым («относительно») новым качественным образованием отдельных сторон и(ли) тенденций «старого»; Б) момент сохранения и возобновления (возрождения) в новом отдельных, бытийно приемлемых для него, характеристик сбывшегося старого; В) момент преобразования (и «преображения») сохранённого применительно к эволюционным потребностям нового. При этом, «новое» (т.е. «вступившее в бытие») отнюдь не всегда и не обязательно «прогрессивнее» старого («отбывшего в небытие»). Всякое новое, лишь «допущенная к существованию» одна из «возможностей» бытия, «проба разнообразия».

«Отрицание отрицания» характеризует процессуальную направленность всякого процесса развития, его итоговую (качественно определившуюся) форму, а также присущие любому саморазвивающемуся образованию поступательность, цикличность и повторяемость. Визуальным аналогом процессов отрицания отрицания выступает в этой связи мыслеобраз «спирали». Спираль иносказательно символизирует не только основополагающие «направленности» любого развития (прогресс, регресс), но и характеризует его как возвратно-поступательный и относительно необратимый переход к новым качественным состояниям. Каждый очередной виток спирали, «как бы повторяет» и воспроизводит на новом уровне развития определенные элементы и тенденции наследуемого и преобразуемого старого. «Цикличность» же есть отображение скачкообразности развития. Отрицание отрицания показывает, что развитие обнаруживает себя во внешне хаотичном и неупорядоченном появлении и исчезновении «отношений отрицания» между противоположностями; в порождении качественных многообразий, в их бытийной конкуренции и переходе друг в друга.

После Гегеля в философской традиции утвердилось понимание «развития», как центральной диалектической «проблемы», а под развитием стали понимать систему взаимосвязанных, относительно необратимых, направленных к а ч е с т в е н н ы х изменений, порождаемых столкновением, внутренне присущих всем объектам, процессам и явлениям бытия отношений различия и противоположности.

 

Маркс полагает, что у Гегеля диалектика «стоит на голове». Надо поставить ее на почву исторической действительности, где живут «повседневные люди» и тем самым освободить гегелевскую интерпретацию от умозрительных мистификаций.

Предметом теории марксистской (материалистической) диалектики выступают всеобщие взаимосвязи, глубинные противоречия и закономерности саморазвития всякого бытия, духовно схватываемые человеческим мышлением. В «Философских тетрадях» В.И.Ленин указывал, что всеобщий принцип развития надо соединить, совместить с всеобщим принципом материального единства мира, природы. По мнению представителей материалистической диалектики, специфика ее мировоззренческой функции состоит в ориентации человеческой мысли на коренные и драматические проблемы человеческого отношения к миру. Исходными принципами построения системы категорий марксистской диалектики являются: восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического, тождество диалектики, логики и теории познания.

Задача диалектического мышления состоит для Маркса в том, чтобы, погружаясь в реальную жизнь людей, в их социально оформленные «отношения», отыскивать и осмысливать такие изменения «общественного бытия», которые за витриной «превращенных форм» идеологических видимостей, продвигают человечество к подлинной истории такого общежития, где «свободное развитие каждого (и на уровне общественного бытия, и на уровне индивидуального сознания) станет условием и средством свободного развития всех и всего.

Особое внимание в марксистской диалектике обращается на мировоззренческий анализ закона единства и борьбы противоположностей, как «центрального и основного» закона диалектического мышления. «Д и а л е к т и к а есть учение о т ом, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности, - при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, - почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую» (В.И. Ленин). Единство и борьба противоположностей:

а) представляют собой источник и движущие силы л ю б о г о процесса изменения и развития;

б) характеризуют всякий процесс как внутренне обусловленное саморазвитие;

в) составляют предметно-смысловое основание других диалектических закономерностей, в содержании которых отражено взаимодействие всеобщих противоречий Сущего (причины и следствия, необходимости и случайности, содержания и формы, сущности и явления, части и целого, возможности и действительности, единичного и всеобщего);

г) способствуют пониманию преходящего характера той или иной социальной реальности, выявляя те противоречия, посредством разрешения которых осуществляется социальный прогресс.

В диалектически ориентированных концепциях осмысления бытия, категориями, задающими содержательное пространство данной закономерности, выступают:

· Тождество – характеризует совпадение и взаимопредставленность сторон, элементов и тенденций бытия друг в друге, а также эквивалентность (идентичность) себе самой той или иной качественной определенности на всем протяжении ее существования и саморазвития;

· Различие – знаменующее неравновесность, внутреннюю подвижность, изменчивость и разнонаправленность элементов и тенденций, либо А) одного и того же («всё ещё самотождественного») объекта, явления или процесса, либо Б) взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом «бытийных инаковостей», каждая из которых одновременно «тождественна/нетождественна» Другому (и) Всему в качестве бытийной «уникальности». При этом данная «уникальность» еще не служит основанием к конфликту между «различным».

· Противоположность – момент, сторона, элемент, тенденция и стадия бытийной трансформации «различия» в «противоречие». Противоположность символизирует собой «рождение противоречия», предполагает взаимообусловленность и взаимоотрицание, ранее безразличных и безотносительных друг к другу «различий» (инаковостей). Противоположность – это различие, обретшее бытийного конкурента в облике некоего Другого, сосуществование с которым определяет отныне его «место» в Сущем, границы и перспективы саморазвития. Не существует противоположности в «единственном числе». Всякая противоположность оказывается следствием «совмещения различного», взаимопроникновением «инородного», свидетельством неустранимого (с диалектической точки зрения) «раздвоения» бытия (на: добро и зло, инь и ян, притяжение и отталкивание, истину и ложь, ассимиляцию и диссимиляцию, Единое и многое, любовь и ненависть, прерывное и непрерывное, смысл и абсурд, Космос и Хаос и т.д.).

· Противоречие – способ согласования «единства и борьбы противоположностей», в контексте которого «единство противоположностей» (как аспект и проявление борьбы противоположностей) характеризует «относительную» (во времени и по смыслу) целостность, эволюционную стабильность и динамическую равномощность противоположно направленных сторон и ориентаций бытия, а «борьба противоположностей» служит первоисточником изменчивости и (само)развития всего существующего.

Борьба противоположностей (в рамках любого противоречия) носит «абсолютный» характер, ибо именно «взаимоотрицание различного» (т.е. «борьба» за вытеснение Другого с его бытийных территорий) обусловливает собой как возникновение самого противоречивого «тождества противоположностей», так и сменяющие друг друга ритмы развертывания противоречия (тождество равновесия – нарастание несовместимых сущностных различий – конфликт за «обладание бытием Другого» - разрешение противоречия и выход в новое качественное состояние).

Согласно диалектическим представлениям, если противоречие своевременно (стихийно, либо социально и личностно осознанно) не разрешается, оно из фактора, стимулирующего позитивное саморазвитие чего-либо, превращается в препятствие к его дальнейшему качественному обновлению. Строго говоря, развитие есть там и только там, где наличествуют разрешающиеся (и разрешаемые) противоречия, а « разрешение противоречий» и есть то событие, откуда начинается продолжение бытия в его новых противоречивых формах и структурах.

Под «Социальными противоречиями» в марксизме понимаются общественнозначимые отношения между исторически сложившимися «общностями» людей (коллективами, этносами, расами, племенами, религиозными конфессиями, национальными образованиями и т.п.), в ходе которых они заявляют свои претензии на монопольное обладание теми или иными культурными «статусами» и властными полномочиями. Своеобразие социальных противоречий заключается в том, что они:

а) выступают условием и следствием человеческой жизнедеятельности;

б) представляют собой личностно окрашенное столкновение индивидуальных, национальных, классовых и иных человеческих «воль» или «произволов»;

в) имеют в качестве «объектов», по поводу которых возникают и разрешаются отношения собственности; личностный или государственный суверенитет; идеологически аранжированные версии социального бытия; культурные традиции; религиозные системы мироустройства; альтернативные политические проекты «прав» и «свобод», равенства и социальной справедливости.

Социальные противоречия распадаются на два подтипа: антагонистические и неантагонистические.

Антагонизм как форма существования социальных противоречий вырастает из конфликта отношений людей к средствам производства и системам ценностных ориентаций. Данный конфликт носит конкретно-исторический характер, религиозно, этнически и(ли) классово обусловлен. Способами разрешения антагонистических противоречий могут стать революции, гражданские и религиозные войны, национально-освободительные движения. Следствием же (и субъектной «целью») разрешения подобных противоречий, нередко является прекращение исторического существования одной из противоположных социальных сил.

Неантагонистические социальные противоречия предполагают взгляд на своего бытийного соперника, как на допущенную к существованию культурно-историческую и личностную «самобытность», чьё право на бытие не подлежит сомнению и насильственному отрицанию. О дновременно выдвигается принципиально новая стратегия осмысления и разрешения социальных противоречий. Формулируется запрет на возведение в ранг противоположностей любых «различий». Предлагается не смешивать противоречия и «трудности». Следует также, по возможности, избегать при оценке тех или иных социальных противоположностей, оценочного диагноза их в качестве «хороших» или «плохих». Рекомендуется анализировать развитие всякого социального противоречия не только в его «современном» состоянии, но и в исторической ретроспективе. Неантагонистический вариант разрешения социальных противоречий опирается на ряд нетривиальных методологических технологий поведения:

· поиска и нахождения «промежуточных звеньев» (бытийных «посредников»), опосредующих конфликтующие противоположности (например: частная собственность – аренда – государственная собственность);

· технология «соединения противоположностей», при которой вызревшие противоположности не разводятся на «полюса», а в режиме творческого взаимодействия, позволяют друг другу проявить свои скрытые прогрессивные «системные» качества (например: личность + коллектив = коллектив Личностей);

· осмысление новой (компромиссной) формы «сосуществования противоположностей» в контексте сохраняющегося противоречия интересов и опасений (например: «гонка вооружений» и, как альтернатива ее самоубийственным крайностям, концепция «разумной достаточности», согласно которой рост военных арсеналов юридически ограничен масштабами, необходимыми для эффективной обороны, но недостаточными для «победоносного» превентивного нападения на другую сторону).

Для русского и советского философа М.Бахтина, наша бытийная «вненаходимость» (незаместимость никем Другим) предполагает желательность слияния различных мировоззренческих «кругозоров». Диалог и есть диалектическая способность мыслить «совместно. Мир должен быть наполнен для философствующего человека чужими голосами и интонациями, говорящим молчанием, смысловыми тональностями. В малом и большом времени культуры в диалектический диалог вступают вещи, тексты, бытовые, научные, художественные, проповеднические, исповедальные, авторские и безымянные воплощения человеческого духа. Смыслы не есть нечто изолированное: место их рождения – не «здесь или там», а «между».

Российский философ и культуролог В.С.Библер полагает, что Культура есть наше «диалектическое бытие», относительно отделенное от нас в виде наших «воплощений» и адресованное в «белый свет» полифонии иных смыслов. Понятие культуры, как базовое диалектическое понятие включает в себя при этом несколько принципиальных аспектов:

· Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных (в пространстве и времени человеческой Истории) культур. Культура - всегда открытый во все исторические стороны «субъект возможного общения».

· Культура – это форма бытийного самоопределения индивида в горизонте Личности. Вступая в нелинейный диалог с различными формами общественного сознания, «культурный человек» диалектически сосредотачивается всякий раз в «началах их смыслов», где граничат культурные возможности иных способов понимания и духовного освоения бытия, обучается искусству «мыслить мировоззренчески предельно».

· Мир культуры – это «мир впервые». Культура в целом, и органичная ей «культура мышления», каковой и является диалектика, в своих воплощениях (произведениях) позволяет человеку «как бы заново» и, авторски, порождать мир, бытие предметов, людей, собственное бытие, бытие своей мысли в фактуре полотна, красок, ритмов стиха, философских апорий, мгновений морального выбора, т.е. «философствовать вживую». Быть «произведением культуры» - значит наткнуться своим мышлением и существованием на некие дрейфующие в культуре и синонимичные друг другу «первообразы», либо на драматические и трагические коллизии смысла, данные нам в житиях святых, в экзистенциальном героизме художественных персонажей, в анонимном подвижничестве человеческого бунта против обыденности абсурдного прозябания в бытии.

Диалектическая логика (разумения Иного) есть логика сомнения и логика парадокса, есть «диалогика» начинания мысли из Хаоса противоречий бытия, в ситуации спиралевидного «возвращения к Началу» и с мучительным осознанием своей личной ответственности за всю человеческую культуру, историю и Мысль!

Таким образом, исторически и методологически, диалектическое мышление включает в себя два направления духовного освоения различных «содержаний бытия» в интеллектуальной практике философских построений. С одной стороны, диалектика – особая форма мировоззренчески ориентированного мышления, предполагающая понятийное освоение и категориальный синтез основополагающих бытийных и смысловых оппозиций развивающегося Сущего. С другой же стороны, диалектика представляет собой универсальный духовный диалог с бытийной самобытностью иных культурных традиций и присущих им «образов мира».

Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории. Ее основные принципы: развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности); всеобщей связи (характеризует отношения зависимости, су­ществующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами). Традиционно законы диалектики подразделяют на: «основные» (раскрывают сущность развития) и «неосновные» (дополняющие картину развития). Единство и борьба противоположностей служат «источником» и «первопричиной» развития всего сущего (в том числе, и абсолютно Сущего). Количественные и качественные характеристики бытия задают в своей диалектической взаимосвязи механизмы и «архитектуру» бытийного разнообразия, его насыщенность качественно нетождественным «многим». Наконец, отрицание и отрицание отрицания фиксируют бытийную фактуру «отношений» между старым и новым, как способов «канализации» тех или иных изменений Сущего в векторы «тенденций и направленностей». Неосновные законы диалектики выражают отношения между: причиной и следствием; необходимостью и случайностью; возможностью и действительностью; содержанием и формой; частью и целым; сущностью и явлением.

 

Методология познания в современной культуре.

Методология, - явление историческое. Для современного этапа развития человеческого общества характерны следующие основные методологические новации:

· Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных, комплексных программ в их изучении.

· Осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир. Отсюда - сближение естественных и социальных наук, восточного и западного мышления, рациональных и иррациональных, научных и вненаучных подходов и т.п. Все более характерным становится методологический плюрализм.

· Выдвижение на передовые позиции таких понятий, как неопределенность, схоластичность, вероятность, порядок и хаос, нелинейность, информация и др., которые выражают характеристики нашего неравновесного, нестабильного мира в целом и каждой из его сфер. Обрели вторую жизнь и плодотворно работают в современной науке категории случайности, возможности, развития и противоречия, причинности.

· Внедрение параметров Времени во все научные дисциплины.

· Соединение объективного мира и человека, разрушение жесткого разграничения естественных и социальных наук, сближение и взаимодействие их методов, все более растущее значение "антропного принципа", устанавливающего связь между Вселенной и эволюции жизни человека на Земле.

Синергетика как новое системное видение Мира сущего. Основные идеи и принципы синергетики и ее роль в

Date: 2015-11-13; view: 440; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию