Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Организационная структура управления предприятием





Под организационной структурой управления предприятием понимается состав отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подчиненности друг другу и высшему органу управления, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям [8, с.89].

Чем совершеннее организационная структура управления, тем эффективнее влияние управления на процесс производства. Для этого организационная структура должна отвечать следующим требованиям:

‒ адаптивность (способность приспосабливаться к переменам во внешней среде);

‒ динамизм, гибкость (способность чутко реагировать на изменение спроса, технологий и т.п.);

‒ адекватность (постоянное соответствие организационной структуры параметрам управляемой системы);

‒ специализация (ограничение и конкретизация сферы деятельности каждого управленческого звена);

‒ оптимальность (установление рациональных связей между уровнями и звеньями управления);

‒ оперативность (недопущение необратимых изменений в управляемой системе за время принятия решения);

‒ надежность (гарантия достоверности передачи информации);

‒ экономичность (соответствие затрат на содержание органов управления возможностям организации);

‒ простота (легкость для персонала в приспособлении к данной форме управления).

Все многообразие организационных структур управления можно разбить на две большие группы:

1. Бюрократические структуры.

2. Адаптивные (органические) структуры.

Бюрократические структуры характеризуются высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала [8, с.90].

Простейшим вариантом бюрократической структуры является линейная структура управления.

Рассмотрим линейную организационную структуру (рис. 1). Для нее характерна вертикаль: высший руководитель — линейный руководитель (подразделения) — исполнители. Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделения отсутствуют. Эта структура строится безе выделения функций.

Рисунок 1 - Линейная структура управления

Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей.
Недостатки: высокие требования к квалификации руководителей и высокая загрузка руководителя. Линейная структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией.

По мере роста предприятия, как правило, линейная структура преобразуется в линейно-штабную (рис.2). Она аналогична предыдущей, но управление сосредоточено в штабах. Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения.

Рисунок 2 - Линейно-штабная структура управления

Функциональная организациооная структура

При дальнейшем усложнении производства возникает необходимость специализации работников, участков, отделов цехов и т. д., формируется функциональная структура управления. Распределение работ происходит по функциям.

При функциональной структуре происходит деление организации на элементы, каждый из которых имеет определенную функцию, задачи. Она характерна для организаций с небольшой номенклатурой, стабильностью внешних условий. Здесь имеет место вертикаль: руководитель — функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) — исполнители. Присутствуют вертикальные и межуровневые связи. Недостаток — функции руководителя размыты.

Рисунок 3 - Функциональная структура управления

Преимущества: углубление специализации, повышение качества управленческих решений; возможность управлять многоцелевой и многопрофильной деятельностью.
Недостатки: недостаточная гибкость; плохая координация действий функциональных подразделений; низкая скорость принятия управленческих решений; отсутствие ответственности функциональных руководителей за конечный результат работы предприятия.

При линейно-функциональной структуре управления основные связи — линейные, дополняющие — функциональные (рис. 4).

Рисунок 4 - Линейно-функциональная структура управления

Дивизиональная организационная структура

В крупных фирмах для устранения недостатков функциональных структур управления используется так называемая дивизиональная структура управления. Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. В свою очередь в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству, сбыту и т. д. При этом возникают предпосылки для разгрузки вышестоящих руководителей путем освобождения их от решения текущих задач.

Децентрализованная система управления обеспечивает высокую эффективность в рамках отдельных подразделений.

Недостатки: рост расходов на управленческий персонал; сложность информационных связей.

Дивизионная структура управления строится на основании выделения подразделений, или дивизионов. Данный вид применяется в настоящее время большинством организаций, особенно крупными корпорациями, так как нельзя втиснуть деятельность крупной компании в 3-4 основных отдела, как в функциональной структуре. Однако длинная цепь команд может привести к неуправляемости. Создается также в крупных корпорациях.

Рисунок 5 - Дивизиональная структура управления

Дивизионы могут выделяться по нескольким признакам, образуя одноименные структуры, а именно:

‒ продуктовая. Отделы создаются по видам продукции. Характерна полицентричность. Такие структуры созданы в «Дженерал Моторс», «Дженерал Фудс», частично в «Русском Алюминии». Полномочия по производству и сбыту данного продукта передаются одному руководителю. Недостаток — дублирование функций. Такая структура эффективна для разработки новых видов продукции. Имеются вертикальные и горизонтальные связи;

‒ региональная структура. Отделы создаются по месту расположения подразделений компаний. В частности, если у фирмы есть международная деятельность. Например, Coca-Cola, Сбербанк. Эффективна для географического расширения рыночных зон;

‒ организационная структура, ориентированная на потребителя. Подразделения формируются вокруг определенных групп потребителей. Например, коммерческие банки, институты (повышение квалификации, второе высшее образование). Эффективна для удовлетворения спроса.

Матричная организационная структура

В связи с необходимостью ускорения темпов обновления продукции возникли программно-целевые структуры управления, получившие названия матричные (рис. 6). Суть матричных структур состоит в том, что в действующих структурах создаются временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений.

При матричной структуре управления формируются проектные группы (временные), реализующие целевые проекты и программы. Эти группы оказываются в двойном подчинении, создаются временно. Этим достигается гибкость в распределении кадров, эффективная реализация проектов. Недостатки — сложность структуры, возникновение конфликтов. Примером могут служить авиакосмическое предприятие, телекоммуникационные компании, выполняющие крупные проекты для заказчиков.

Рисунок 6 - Матричная структура управления

Преимущества: гибкость, ускорение внедрения инноваций, персональная ответственность руководителя проекта за результаты работы.
Недостатки: наличие двойного подчинения, конфликты из-за двойного подчинения, сложность информационных связей.

Корпоративная организация или корпорация рассматривается как особая система взаимосвязи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Корпорации как социальный тип организации представляют собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией, авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узко корпоративных интересов. Благодаря объединению ресурсов и, в первую очередь людских, корпорация как форма организации совместной деятельности людей представляет и обеспечивает возможность для самого существования и воспроизводства той или иной социальной группы. Однако объединение людей в корпорации происходит через их разделение по социальным, профессиональным, кастовым и другим критериям.

 

 

2 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУР НА ОАО ШАХТА «БОЛЬШЕВИК»

Открытое акционерное общество ОАО «Шахта «Большевик» (ОАО «Шахта «Большевик» - сокращенное название) является самостоятельным предприятием с частной формой собственности и входит в состав группы компаний ООО «Холдинг Сибуглемет».

Общество является юридическим лицом, действует на основании Устава, зарегистрированного в ИМНС по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка (свидетельство о регистрации от 29.10.03года, государственный регистрационным номер № 2034218004247).

Место нахождения и почтовый адрес: Российская Федерация, 654235, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Центральная, 27.

ОАО «Шахта «Большевик» введена в эксплуатацию в 1954 году. Она входит в состав ООО «Холдинг Сибуглемет» и является одним из старейших предприятий угольной промышленности Кузбасса, имеющие славные горнятские традиции. Основной вид деятельности –добыча угля подземным способом, ведение очистных и подготовительных работ в условиях повышенной опасности.

Уголь используется в основном для нужд металлургической промышленности России. Потребителями угля являются также предприятия коксохимпроизводства стран ближнего и дальнего зарубежья: Украина, Корея.

Основными видами деятельности ОАО «Шахта «Большевик» являются:

– переработка угля, выпуск и реализация концентрата;

– строительство, реконструкция, поддержание производственных мощностей акционерного общества;

– оказание услуг производственного характера;

– инвестиционная деятельность;

– осуществление внешнеэкономической, коммерческой и посреднической деятельности;

– организация сбыта продукции (маркетинг), торговая деятельность;

– перевозка грузов;

– содействие проведению научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных, технологических и внедренческих работ;

– выполнение работ связанных с рекультивацией используемых земель и использованием отходов основного производства;

– оказание методической, консультативной и других видов помощи;

– эксплуатация грузоподъемных сооружений (краны, лифты);

– организация питания трудящихся.

Виды деятельности акционерного общества не ограничиваются выше указанными. Общество в праве заниматься любой деятельностью, не запрещенной законодательством.








Date: 2015-11-13; view: 916; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.016 sec.) - Пожаловаться на публикацию