Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А по большому счету, - подытоживает Сережа, - в культуре я вообще ничего не понимаю»





В книге много фотографий из архивов матери Курехина, Зинаиды Леонтьевны; старшей дочери Курехина от первого брака Юлии; Анастасии Курехиной; Сергея Летова, Александра Липницкого, Джоанны Стингрей и многих других. Снимками, плакатами, вырезками из газет, письмами, рисунками делились архивариусы и журналисты, фотомастера и фаны-любители.

Книга основана на воспоминаниях людей, знавших Сергея Курехина лично. Художники и музыканты, философы и критики, приятели и родственники в течение пяти лет дали для «Безумной механики русского рока» многие десятки интервью. Впервые под одной обложкой собрано все самое значительное.

Издание поделено на четыре больших части, каждая из которых, в свою очередь, состоит из нескольких небольших глав.

Эта книга содержит сведения о детстве Сергея, о его замечательной родительской семье. Сергей учился в общеобразовательной и музыкальной школах, занимался настольным теннисом, а дома «подсел» сразу на несколько семейных увлечений, например, собирание домашней библиотеки, и, более экзотическое, выращивание кактусов.

Книга полна фактами от рождения до смерти Капитана. Но если кому-то захочется чего-то более эмоционального, основанного на личном знакомстве с Курехиным, то предлагаю вам прочитать тридцать страниц, ему посвященных, в книге Лео Фейгина «All That Jazz. Автобиография в анекдотах», СПб.: Амфора, 2009. Фейгин, конечно, знал Курехина не так хорошо, как Кан, но это даже интереснее.

« Это книга воспоминаний, мемуары о жизни в джазе. Лео Фейгин — мастер спорта по прыжкам в высоту и автор первого в СССР спортивного словаря, который так и не был выпущен в связи с его эмиграцией в Англию. Там из любимого джаза он сделал профессию: создал замечательную программу авангардной музыки на Русской службе Би-Би-Си. Эту джазовую передачу все время порывались закрыть, но Лео Фейгин сумел отстоять ее. В этом ему помогал коллега и джазовый саксофонист Сева Новгородцев. Затем родилась его частная независимая компания Leo Records - единственная на Западе, выпускавшая нелегально вывезенные из СССР записи советских («антисоветских») музыкантов-авангардистов. Однако в каталоге Leo Records постепенно собрались сотни дисков десятков замечательных музыкантов со всего мира. Лео Фейгин общался с этими мировыми звездами и пишет об этом в своей книге»[4].

Среди таких звезд Сергей Курехин, о котором он пишет: «Это особый, индивидуальный, неповторимый мир, в котором глубокое раздумье и карикатура постоянно сталкиваются друг с другом».

В книге описано событие, которое могло бы поставить Сергея в один ряд «с самыми известными музыкантами и превратить его в звезду мирового масштаба». Речь идет о кураторстве крупнейшего фестиваля Дэвида Сэфтона, художественного директора Royal Festival Hall, «Meltdown» - главное музыкальное событие Великобритании. Но, к сожалению, и сам Фейгин не знает, почему этому не суждено было случиться.

Также в этом небольшом воспоминании о Курехине можно прочитать либретто к «Подземной Культуре: Третьей Русской Опере». Еще есть несколько слов о том, как, возможно, зародилась идея «Поп-механики», этого музыкального шоу с вовлечением зрителей. Здесь замешан всемирно известный мим, клоун и театральный постановщик Слава Полунин.

Необходимо сказать и о книге петербургского писателя, драматурга Николая Якимчука "Курехин, Пикассо и др.", которая вышла в 2010 году в питерском издательстве «Петрополис». В новую книгу поэта, драматурга и издателя вошли воспоминания автора о встречах с выдающимися деятелями искусства - Сергеем Курехиным, Давидом Самойловым, Евгением Гришковцом и др., а также остроумные, парадоксальные портреты-зарисовки (среди персонажей книги Андрей Белый, Бертольт Брехт, Даниил Хармс, Джеймс Джойс и др.)

В интервью «Российской газете» ( 18.03.2010) на вопрос «Почему книга называется "Курехин, Пикассо и др."?» Якимчук ответил: «Потому что Сергей Курехин, как мне кажется, - это Пикассо наших дней. Человек, который был способен на яркие, экстравагантные поступки, приводившие к неожиданным результатам»[5].

Николай Якимчук - один из учредителей двух художественных премий - Царскосельской и "Петрополь". Фильм, где он был соавтором сценария ("Черный крестный. Дело Иосифа Бродского"), получил премию "Ника" (1992 год). Автор более 10 книг. Его пьесы поставлены в театрах России и Латвии.

Есть несколько моментов в этой книге, на которые хотелось бы обратить внимание. Якимчук рассказывает, как однажды из Бельгии приехала молодая одаренная пианистка Полина. Несмотря на свою огромную занятость, концерты, записи для кино, Курехин находит время для этой, казалось бы, совершенно ненужной ему встречи. Якимчук это объясняет так: «Метафизический интерес и жадность ко всем уголкам и потаенным моментам нашего земного существования? Наверное, только это. Иначе, по-другому, и объяснить не умею». Кажется, это важно для понимания Курехина.

Еще история из книги о том, как придумали в Царском Селе ежегодно вручать Царкосельскую художественную премию. В инициативную группу, кроме автора, входил, в том числе Курехин. «На одном из первых вручений Сергей «свою «тронную» речь начал с того, что в последнее время увлекается микробиологией и, мол, когда он рассматривает в микроскоп комара, то у него возникает ощущение целостного и абсолютного постижения мира культуры и искусства.

А по большому счету, - подытоживает Сережа, - в культуре я вообще ничего не понимаю».

Когда заболевание достигло своего пика и нужны были большие деньги для пересадки сердца и легких во Франции, Якимович придумал аукцион картин питерских художников. Картины дали многие известные художники: Глеб Богомолов, Тимур Новиков, Виктор Тихомиров, другие «Митьки». Длился он три дня – каждый житель города мог приехать и купить картину – в пользу лечения Курёхина.

На отпевании священник сказал: «Сережа пытался играть на всех клавишах рояля в нашем мироздании: и на черных, и на белых. Это очень трудно, почти невозможно. Вот сердце и не выдержало».

На сайте «Проза.ру» есть комментарий Якимчука, датированный 17 июня 2009 года: «Вчера был день рождения Курехина. В Комарово, на кладбище, служил священник. Во время службы подлетел близко дятел и выдал свои синкопы авангардные. Привет от Сережи?»[6].

И, наконец, самая новая книга из подборки – «Поп-механика. Иллюстрированная история группы» авторства А. Кана издательства «Амфора» 2014 год, серия: "Легенды нашего рока". Издание имеет интересный дизайн. Многочисленные фотографии дадут яркое представление об истории «Поп-механики».

Если вы заглянете в эту книгу, то узнаете об интересном сравнении Курехина с Джоном Зорном - американским композитором-авангардистом, саксофонистом, музыкальным продюсером.

Все различные музыкальные стили органично связаны друг с другом. Я человек сложения – все хранилище моих знаний и моего опыта сказывается во всем, что я делаю» - это высказывание Зорна в полной мере подходит и Курехину… Объединяли Зорна и Курехина энциклопедическая музыкальная образованность, впитанное на уровне подсознания огромное количество самых разных, зачастую кажущихся антагонистичными музыкальных стилей, течений и направлений и феноменальная способность всем этим богатством легко и играючи оперировать. Плюс дерзость мышления, осознание своей силы и своего лидерства – не только в собственных ансамблях и проектах, но и в огромном пласте музыкальной и художественной культуры их среды и их поколения. Было, однако, и принципиальное отличие, которое, собственно, и помогает вскрыть концептуальную суть явления «Популярная механика». Об этом вы прочитаете в книге.

Говоря об этой книге, хочется обратить ваше внимание на сотрудничество Курехина с разными известными и не очень людьми. Все музыканты играли в «Поп-механике» подчиненную роль. На соавторство, сотворчество, сколько-нибудь полноценный вклад в общую структуру поп-механических шоу могли претендовать, на взгляд автора книги, лишь два человека: Тимур Новиков и Сергей «Африка» Бугаев.

Новиков по складу своей личности и по роли в ленинградском андеграунде и вовсе был родным братом Курехина. Такая же широкая образованность в вопросах современного искусства, столь же острый и чуткий нюх на все актуальное, та же жадность до западных контактов и умение полностью, на всю катушку, их использовать для продвижения себя и своего дела. Такая же несомненная склонность и способность к лидерству, к сплочению вокруг себя нескольких кругов соратников, единомышленников, учеников. Такое же неистощимое фонтанирование идеями – яркими, смелыми, неортодоксальными, остроумными и по содержанию, и по форме».

Их сотрудничество началось еще до образования «Поп-механики». Придуманные Новиковым разные направления и движения в творчестве – «Новые дикие», «Новые художники», «Клуб друзей Маяковского» - гармонично вписывались в «Поп-механику», например, перформансы и акции. В Медиатеке можно ознакомиться с научным изданием, приуроченным к персональной выставке работ Тимура Новикова в честь пятидесятилетнего юбилея мастера. (Тимур: Каталог / Куратор Екатерина Андреева; Место и даты проведения: Москва, ММСИ, март - апрель 2013. - М.: Московский музей современного искусства, 2013. - 264 с.: ил.)

С одной стороны, все это отдавало капустником, милым, забавным и невинным дуракавалянием. С другой – достойные ученики и продолжатели русского футуризма («Клуб друзей Маяковского»), кейджевского концептуализма и уорхоловского релятивизма Тимур с Курехиным и вместе, и поодиночке умело балансировали на грани между искусством и неискусством. «Черный квадрат» Малевича, «4:33» Кейджа, писсуар Дюшана и консервные банки «Campbell Soup» Уорхола были для них мерилом тотальной открытости искусства и заодно индульгенцией для любых самых иногда безответственных – чисто в эстетическом смысле, - художественных экспериментов. Я восторгался их дерзостью и смелостью, но не мог не видеть стоящего за этим зачастую холодного расчета. Хотя о каждом конкретном случае можно спорить до бесконечности и прийти к любому выводу».

Книга познакомит вас с западным телепроектом с участием Курехина. «В сентябре 1988 года Нам Джун Пайк – считающийся основателем видеоарта американско-корейский художник – проводил в связи с Олимпийскими играми в Сеуле грандиозную телеакцию под названием «Wrap Around the World» («Оборот вокруг света»)… Представлять СССР в этом престижном глобальном телемосте было поручено Курехину».

После акции «Ленин – гриб» Курехин стал модным персонажем культурной тусовки обеих столиц. В 1994 году Курехин написал музыку к фильму Сергея Соловьева «Три сестры» и в книге вы узнаете, каким решением Курехина был совершенно ошеломлен Сергей Соловьев.

Есть еще несколько изданий, которые будут интересны при изучении феномена Сергея Курехина и его «Поп-механики». Это «Музыкальные игры» (изд-во «Красный матрос», 2014), «Антология российского видеоарта» (М., 2002), каталоги премий Курехина (2009 и 2013 гг.).

В заключение хотелось бы привести отрывки из статьи Капитана, опубликованной в российском молодёжном журнал е «ОМ» в январе-феврале 1997 года посмертно[7]:

« В «Поп-механике» моё дело – вносить в одно элементы другого. Это – чистая форма собственного представления, собственного мышления. Глубинной, морфологической связи между различными музыкальными культурами нет, но они уживаются, сосуществуют. Возникает в результате взаимодействия новая морфология.

«Поп-механика» - это способ мышления, это не группа. Всё, что я делаю, - пишу музыку, сочиняю для кино, просто думаю, - я делаю согласно принципу «Поп-механики». Это моя органика, это – я. «Поп-механика» - это ритуал, посвящённый тайным богам. Кстати, религиозные культы и исторические события также могут быть составляющими «Поп-механики». Главное – не углубляться в морфологию и внутреннюю логику. И так всё понятно.

Главное – работа со звуком. Для меня нет особой разницы, низкое или высокое искусство, нет особой разницы между умением играть и неумением играть, и то, и другое – органично.

Нет разницы между высоким и низким, потому что – это совмещённые в едином временном пространстве разные участки эволюции. Эволюций несколько, и в какой-то момент они соединились. «Поп-механика» появилась в тот момент, когда господствовал романтический подход к искусству. Всё воспринималось предельно серьёзно, джазмены безумно любили свой сраный джаз, а рокеры готовы были за рок свой долбанный глотку другому перегрызть. Никакой самоиронии. Сейчас же, в эпоху постмодернизма, всё это стало нормой. Основной принцип постмодернизма – любить и ненавидеть одновременно».

 

Научный сотрудник информационного отдела Е. Корыгина


[1] М. Борзыкин, лидер группы "Телевизор" (http://www.svoboda.org/content/article/25423634.html)

 

[2] Там же

[3] http://kulturmultur.com/project/78/Urok_literatury_04_10_2013/

[4] http://apetrochenkov.livejournal.com/64797.html

[5] http://www.rg.ru/2010/03/18/reg-szapad/yakimchuk.html

[6] http://www.proza.ru/comments.html?2009/06/16/80

[7] http://kuryokhin.livejournal.com/155096.html

Date: 2015-11-13; view: 247; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию