Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема определения слова





А всего существует обычно 300 определений, которые были даны в разное время и разными учёными. Поэтому чаще всего учёные говорят о так называемых рабочих определениях слова. В них перечисляются наиболее важные с точки зрения данного лингвиста признаки слова. Проблема заключается в том, что слово является как бы центральной языковой единицей, на которую замыкаются все остальные единицы языка. Поэтому признаки, которыми должно будет располагать слово неизбежно будут связаны с другими признаками. Поэтому число этих признаков было очень велико и перечислить их в рамках одного определения не представляется возможным. Чаще всего учёные берут I аспект освещения. Поэтому в учебной литературе можно встретить такие определения «фонетическое слово», «словарное слово», «графическое слово» и т.п. Такие термины как бы берут один определённый набор признаков.

 

 

В разных учебных пособиях учёные называют различное количество признаков слова в рабочих определениях (от двух до двенадцати). Например, Д.Н. Шмелёв называет всего два признака: 1 - слову присуще грамматическая цельнооформленность; 2 - непроницаемость. Все остальные признаки он считает не основными.

 

Лексемный ярус включает большое количество единиц (примерно 200 тыс.). Поэтому возникает вопрос: Какие другие способы организации единиц существует внутри этого яруса? или На какие подсистемы делится лексическая система языка? Этот вопрос давно волновал учёных, и они давно чувствовали, что язык в его словаре - это не хаотическое скопление, а их упорядоченное единство. Впервые эту мысль высказал Вильгельм Гумбольдт - основоположник общего языкознания. Но только в XX в. лексикология стала разрабатывать вопрос о внутренней организации лексического яруса языка.

 

Было выдвинуто несколько гипотез. Из них наиболее распространёнными стали две:

гипотеза тематических полей

гипотеза лексико-семантических полей.

 

Гипотеза тематических полей считает, что все слова в словаре группируются по логическому признаку, т.е. общее - частное. Например: дерево - берёза, дуб - клён и т.п. Но, признавая справедливость этой гипотезы, следует подчёркнуть, что она охватывает только определению лишь часть слов, которые легко могут быть уложены в эту схему. Но есть и такие слова, которые трудно объединить по этому признаку. Более гибкой является гипотеза лексико-семантических полей. Согласно ей слова на лексическом уровне группируются по признаку семантической близости, и все они как бы располагаются в делении на «центр» и «периферию». В центре такого поля находятся слова, обозначающие наиболее важные понятия и поэтому чаще всего встречаемые. А на периферии - слова, вышедшие из употребления или же не обозначающие жизненно необходимых понятий. Эта гипотеза получила в лексикологии большое признание и автором её является академик Покровский.

 

С одной стороны эта гипотеза интересна, т.к. она помогает сгруппировать слова на основе их семантической близости, но с другой стороны в этой гипотезе есть недостаток: она опирается не на собственно языковые факторы, а на экстралингвистические (находящиеся за пределами языка). поэтому в противовес этим двум гипотезам была выдвинута другая гипотеза, то есть второй подход, где группировка слов осуществляется на основе учёта собственно языковых факторов. Иначе говоря, здесь объединяются сами слова, а не понятия, которые за ними стоят. Всё богатство лексического состава характеризуется по нескольким параметрам. Например:

можно выделить слова однозначные и многозначные. Здесь учёных интересует, как возникают многозначные слова;

можно классифицировать лексику с точки зрения соответствий планов содержаний и планов выражений слов. При этом выделяются следующие группы:

слова синонимы (здесь общий план содержания);

слова омонимы (тут общий план выражений);

слова антонимы (здесь различия при плане и содержания, и выражения, но соотносительно);

слова паронимы (здесь обманчивая близость в плане выражения и различие в плане содержания);

лексику можно изучать и с точки зрения её происхождения. Здесь выделяем 2 основные группы: слова исконные и заимствованные.

лексику можно классифицировать с точки зрения её стилевого расслоения. С этой точки зрения существуют как бы 3 стиля: разговорная лексика - нейтральная - книжная.

 

Таким образом, лексический ярус - это как бы центральный ярус языковой системы, поскольку слово признано основной единицей языка. поэтому не случайно, что проблема лексики находится в центре целого ряда научных дисциплин: таких как семасиология, стилистика, фразеология и др.

Date: 2015-11-13; view: 979; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию