Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы организации детского досугаПринцип в педагогике - генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации воспитательного назначения, в данном случае досуга. Принципы есть то, чем руководствуется воспитатель в своей работе. Они - как правила техники безопасности. Назовем главные: Первый принцип - принцип "красной линии". "Красная линия" - это грань риска, грань меры, грань разумного и допустимого во всем: - в отношениях содружества воспитателя и детей, приятельски-товарищеских контактах и связях, которые создает демократическая сфера досуга; - в демократических основах "субординации", самоуправлении в сфере досуга; - в информации любого толка, которой мы обогащаем ребят; - в организации деятельности, особенно связанной с риском для жизни, здоровья, психики. Второй принцип - принцип "могучей кучки". Для успеха нужна "могучая кучка", союз единомышленников, спаянных и вдохновленных сознанием важности выполняемой задачи. Можно понимать под таким союзом ядро детского коллектива во главе с воспитателем, можно - группу взрослых, друзей коллектива. В "могучей кучке" всегда высокое притяжение человечности, взаимовыручки и чувства локтя, взаимодоверия. Здесь все делается и созидается вместе. Третий принцип - "принцип фельдмаршала Кутузова". Он может вызвать улыбку. Но иногда, чтобы иметь успех и естественное развитие событий, надо терпеливо подождать, не форсировать эти события, ничего не предпринимать. Четвертый принцип - "принцип горы". В работе, сотрудничестве с детьми, как в горах, нельзя терять высоты. Пятый принцип - "принцип антиканонов". У детей есть чрезвычайно важное - это их энергетика. Принцип антиканонов ориентирован на то, чтобы дети учились переступать ограничительные флажки казарменной педагогики, выходили за стереотипы. Разрушение "канонов" подавления личности и "канонов" торжествующей бессмыслицы школьных дел, скуки и "зеленой тоски" - вот задача и принцип педагогики организации летнего отдыха. Шестой принцип - "принцип камня, брошенного в воду". Любой ребенок должен реализоваться. Личная реализация общих ценностей - регулятор социального поведения. Седьмой принцип - принцип опоры на положительные эмоции ребенка. Положительное и прекрасное рождает добро.
Методы досуговой педагогики. Методы игры и игрового тренинга: игра - самостоятельный и законный для детей, очень важный вид их деятельности, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела. Игра понятна и близка, в ней дети выражают свою интересную, оригинальную сущность, самовыражаются без внешнего побуждения. - игрою легко выверить симпатии и антипатии детей, их выбор, предпочтения в среде сверстников ("третий лишний", "ручеек", "садовник", "каравай", "колечко" и др.); - игра выявляет знания, интеллектуальные силы (викторины "Что? Где? Когда?", "Поле чудес" и др.); - игры показывают уровень организаторских способностей детей. Игры "проявляют" физические способности: ловкость, силу, выносливость, координацию и т.п. Метод театрализации: досуг детей имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни. Метод состязательность: состязание - чисто детская привилегия, состязание - внутренняя "пружина" раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, побед над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребенка, кроме нравственной. Метод равноправного духовного контакта: он основан на совместной деятельности детей и взрослых "на равных" во всем. Педагоги и дети - равноправные члены клубов, драмколлективов, хоров, творческих объединений, основанных на демократическом, гуманизированном общении. Метод воспитывающих ситуаций: то есть вызванных к жизни (специально создаваемых) процедур самореализации, доверия, мнимого недоверия, организованного успеха, саморазвивающего дела и т.п. Метод импровизации: в импровизации заложен механизм имитационного поведения. Импровизация - действие, не осознанное и не подготовленное заранее, так сказать, экспромт. Импровизация выводит на практическую и творческую предприимчивость. Импровизация базируется на синдроме подражания с применением своего авторского начала.
Методические подсказки организатору детского досуга. Досуг - дело деликатное, даже интимное. Стало быть, и методика должна быть очень демократичной и гуманной. Выбор дела. Это прерогатива детей. У них достаточно развитое чутье на то, чем хочется заниматься. Здесь нельзя "давить на психику", можно лишь заинтересовать, заинтриговать, увлечь. Выбор - это предпочтение. Значит, надо сделать так, чтобы было из чего выбирать. Вопрос ставится просто: Что будем делать? У кого есть идеи и предложения? А не провести ли нам...? Пусть авторами идей будут все дети. В досуговой практике педагоги должны опираться на две тенденции поиска и отбора формы и содержания.
|