Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление системы валютного регулирования в РК





 

Формирование валютной политики независимого Казахстана началось в 1991 году одновременно с процессами становления рыночных отношений. В условиях распада СССР республика не смогла бы защитить свои экономические интересы без выработки собственной валютной политики. В связи с этим 11 июня 1991 года был принят Закон Казахской ССР "О валютном регулировании Казахской ССР". Законом был определен перечень текущих валютных операций и валютных операций, связанных с движением капитала, подлежащих лицензированию Государственным банком Казахской ССР. С введением закона все юридические лица независимо от форм собственности получили право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, одновременно были сняты ограничения на проведение валютных операций через уполномоченные банки, имеющие лицензию на проведение валютных операций. Это означало, что отныне нерезиденты получили возможность осуществлять валютные операции не только через специализированный Alem Bank Kazakstan, но и другие банки, имеющие лицензию на проведение валютных операций. Для стимулирования развития валютного рынка было разрешено открывать текущие валютные счета гражданам без представления сведений о происхождении валюты, а также отменено уголовное преследование за незаконные валютные операции.

В условиях формирования валютно-денежной системы Казахстана принятый 14 апреля 1993 года Закон Республики Казахстан "О валютном регулировании" определил принципы осуществления валютных операций в Республике Казахстан, разграничил права и обязанности субъектов валютных отношений, установил ответственность за нарушение валютного законодательства. В качестве основных задач системы валютного регулирования были признаны: поддержание определенного порядка расчетов в национальной валюте, подготовка и введение рыночного обменного курса для национальной валюты, обеспечение надлежащего порядка проведения валютных операций. После введения национальной валюты потребовалось принятие мер по совершенствованию системы валютного регулирования и контроля в целях поддержания устойчивости тенге.

В целях формирования ликвидного валютного рынка и поддержания обратимости тенге в другие иностранные валюты с января 1994 года для всех предприятий была временно введена обязательная продажа 50% выручки от экспорта товаров (работ, услуг). Данная норма с 10 июня 1995 года была снижена до 30%, а с 4 августа 1995 года отменена.

Законом Республики Казахстан "О валютном регулировании", принятым в 1996 году, определен конкретный перечень текущих валютных операций, осуществляемых без ограничений. Лицензированию подлежали операции, связанные с движением капитала, предусматривающие отток капитала, а регистрация операций по притоку велась с целью статистического учета.

Последствия российского финансового кризиса 1998 года привели к ускорению темпов девальвации тенге и особенно резким колебаниям курса тенге на рынке наличной иностранной валюты. Введение в апреле 1999 года режима свободного плавающего обменного курса тенге к иностранным валютам вызвало необходимость поддержания равновесного состояния финансового рынка, тем самым Национальный Банк повторно применил практику установления обязательства для экспортеров об обязательной продаже 50% выручки от экспорта товаров (работ, услуг).

После 1999 года совершенствование механизма валютного регулирования осуществлялось в направлении либерализации порядка проведения валютных операций и формирования адекватной законодательной и нормативной среды. Валютный контроль осуществлялся по следующим направлениям: экспортно-импортный валютный контроль, контроль за обменными операциями с наличной иностранной валютой, контроль за операциями, связанными с движением капитала; инспектирование субъектов валютного рынка.

В разработанной в 2002 году Концепции либерализации валютного режима (одобрена Постановлением Правления НБРК от 11.09.2002г. № 369) была предложена поэтапная либерализация валютного режима, которая предполагала полную отмену валютных ограничений на движение капитала и переход к полной конвертируемости тенге по текущим и капитальным операциям к 2007 году.

Нормами Закона Республики Казахстан "О валютном регулировании и валютном контроле", вступившего в силу с 1 января 2007 года, были осуществлены следующие изменения: - отменено требование репатриации валюты по экспортно-импортным сделкам в установленный срок, срок репатриации определяется, исходя из условий контракта; - отменен режим лицензирования по операциям, связанным с движением капитала, открытием счетов за рубежом, инвестициям за границу и операции с ценными бумагами, установлены требования по предоставлению информации в рамках режимов регистрации и уведомления; - введена новая упрощенная схема экспортно-импортного валютного контроля, в которой упрощены процедуры паспортизации внешнеторговых сделок, исключены излишние административные барьеры и элементы бюрократического бремени; - сняты ограничения на цели покупки иностранной валюты юридическими лицами-резидентами.

С начала 2007 года валютный контроль осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Контроль за соблюдением порядка осуществления платежей и переводов денег по валютным операциям на основе информации, представляемой при осуществлении валютных платежей и переводов через уполномоченные банки, для целей финансового мониторинга.

2. Контроль за репатриацией валютной выручки по экспорту и неиспользованного аванса по импортным операциям (экспортно-импортный валютный контроль) в сроки, которые определяются экспортером или импортером самостоятельно, исходя из условий внешнеторгового контракта.

3. Контроль за своевременным и достоверным предоставлением сведений в рамках режимов валютного регулирования - регистрации и уведомления - в целях получения информации о характере и природе проводимой сделки.

Переход к полной конвертируемости тенге с 1 января 2007 года создал условия для того, чтобы тенге стал свободно-конвертируемой валютой.

В условиях роста давления на обменный курс национальной валюты тенге за 2006-2009 годы Национальный Банк принимал значительные усилия по обеспечению стабильности обменного курса и сохранению неявного коридора в пределах 117-123 тенге за доллар США (120 тенге +/-2%). Это позволило обеспечить экономическую и финансовую стабильность. Однако, необходимость сохранения текущего уровня золотовалютных резервов и поддержания конкурентоспособности отечественных производителей, требовало пересмотра подходов к валютной политике со стороны Национального Банка.

С 4.02.2009 года Национальный банк уходит от поддержания тенге в прежнем неявном коридоре, и новый коридор обменного курса находится на уровне 150 тенге за доллар с колебанием +/-3% или 5 тенге.

Основные причины корректировки коридора:

1. Снижение цен на нефть

Нефть занимает около 60% всего экспорта Казахстана и служит основным источником валютной выручки на финансовом рынке. Снижение стоимости нефти более чем в 3 раза за второе полугодие 2008 года вынудило пересмотреть курсовые ориентиры. Конечно, в случае возобновления роста цен на нефть или повышения ценовых уровней предполагается адекватное изменение курса национальной валюты в сторону укрепления.

2. Девальвация национальных валют в странах - торговых партнерах Казахстана и в странах, экономика которых зависит от экспорта сырья.

Для примера за период с начала 2008 года по январь 2009 года девальвация национальных валют к доллару США составила в России 44%, в Беларуси - 28%, в Украине - 53%, в Великобритании - 38%, Еврозоне - 13%, в Норвегии - 28%, в Бразилии - 31%, Австралии - 27%, в Канаде - 26%. В результате за 11 месяцев 2008 года укрепление реального эффективного обменного курса тенге по отношению к валютам стран торговых партнеров составило 13%, а с учетом данных января 2009 года - 16%. С 2000 по 2008 год укрепление реального курса тенге составило 30%.

Для обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей необходима соответствующая корректировка обменного курса. Опыт Казахстана 1998 года и начала 1999 года, а также других стран, столкнувшихся с ухудшением конкурентоспособности, свидетельствует о неэффективности других мер поддержки товаропроизводителей, кроме девальвации национальной валюты.

Уровень одномоментной девальвации тенге не превысил 23%, что ниже среднего уровня девальвации национальных валют в других странах региона. Это с одной стороны позволило восстановить конкурентоспособность, с другой послужило дополнительным фактором, ограничивающим дальнейшее ослабление курса тенге.

3. Банки второго уровня, имеющие наибольшую нагрузку по обслуживанию внешнего долга в текущие годы, получили реальную государственную поддержку и должны функционировать без нарушения пруденциальных нормативов. Более того, государство предпринимает жесткие меры по сокращению внешних активов банковской системы, находящихся за рубежом, чтобы обеспечить выполнение обязательств по внешнему долгу банковского сектора.

4. Сохранение золотовалютных резервов Национального Банка

Начиная с IV квартала 2008 года по 4 февраля 2009 года, Национальный Банк потратил 6 млрд. долл. США для обеспечения стабильности на валютном рынке и поддержания обменного курса в текущем диапазоне.

Законом Республики Казахстан от 4.07.2009г. №167-IV "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля" (Закон №167 IV от 4.07.09г.) предусмотрено смягчение режимов валютного регулирования и упрощение, связанных с ними административных процедур, уточнение и упрощение требований репатриации валютной выручки и усилие действенности норм, предусматривающих ответственность за соблюдение требования репатриации, расширение спектра мер валютного регулирования, которые могут быть применены в случае угроз безопасности страны и стабильности ее финансовой системы и др.

С 1 июля 2010г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, который изменил правила ввоза товаров из-за рубежа в страны ТС.

30 января 2011 года вступил в силу Закон Республики Казахстан "О ратификации Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза" за № 389 (далее - Договор).

Договор, подписанный главами государств - участников Таможенного союза 5 июля 2010 года в г. Астане, устанавливает единый порядок для ввоза или вывоза физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через границы государств-участников Таможенного союза в третьи страны. Для граждан Республики Казахстан принятый Договор дал следующие преимущества в сравнении с действовавшим порядком: порог обязательного декларирования валюты увеличен до эквивалента 10 тысяч долларов США, перемещение наличных денежных средств, дорожных чеков и ценных бумаг между государствами-членами Таможенного союза осуществляется без ограничений, не требуется представления документов, подтверждающих легальность происхождения, при вывозе наличной иностранной валюты на сумму свыше эквивалента 10 тысячам долларов США в третьи страны.

Реализация программы либерализации в республике привела к снижению издержек участников внешнеэкономической деятельности, связанных с выполнением требований валютного законодательства, к стимулированию экспансии казахстанского капитала за рубеж, к более активному использованию инструментов хеджирования рисков, связанных с изменениями курсов валют, товарных цен и процентных ставок. Таким образом, с момента приобретения независимости республики и образования валютного рынка сделаны значительные шаги в достижении основных целей валютного регулирования, устойчивости национальной валюты и развития внутреннего валютного рынка.

На заседании правления Национального банка 25 февраля 2011 года принято решение об отмене коридора колебаний обменного курса тенге и переходе к режиму управляемого плавающего обменного курса тенге с 28 февраля 2011 года.

Отказ от валютного коридора в пользу управляемого плавания позволит тенге укрепиться, при необходимости, на равновесном, "комфортном" для экономики уровне, увеличить золотовалютные активы и обеспечить долгосрочную стабильность на валютном рынке.

Валютный коридор, введенный как временная мера, направленная на стабилизацию ситуации на валютном рынке и снижение девальвационных ожиданий населения, в условиях усиливающейся тенденции к укреплению тенге утратил свою необходимость. Это обусловлено благоприятной ценовой конъюнктурой на основные позиции казахстанского экспорта на мировых рынках и состоянием платежного баланса.

В течение последних полутора лет наблюдается тенденция повышения мировых цен на нефть, металлы и зерно. В результате увеличение предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке оказывает давление на обменный курс в сторону укрепления тенге.

Национальный банк в целях предотвращения значительного укрепления тенге в течение последних месяцев покупает в значительных объемах иностранную валюту на внутреннем рынке, тем самым сокращая ее предложение и увеличивая объемы золотовалютных активов.

Так, если в течение всего 2010 года Национальный банк в целях предупреждения укрепления тенге купил на рынке 2 миллиарда долларов, то только в январе и феврале текущего года - около 4,5 миллиарда долларов США, что более чем в два раза больше годового объема прошлого года.

 

Date: 2015-11-13; view: 593; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию