Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности монологической речи





 

Как уже упоминалось, монологическая речь реализуется как устный рассказ, репортаж с места события, лекция ученого и т. д. Однако представляется, что в наибольшей

полноте культура монологической речи проявляется в ораторской речи; именно в ней используется большинство стилистических приемов, с помощью которых достигаются ясность, четкость, стройность и другие качества, являющиеся неотъемлемыми признаками речевой культуры.

В связи с этим рассмотрим правила и приемы ораторской речи, которые, по нашему мнению, вбирают в себя правила и приемы любой хорошей монологической речи.

Риторика – это теория и искусство красноречия, подготовки и произнесения убедительных и красочных речей. Убедительность и красочность – обязательные признаки ораторской речи; при их отсутствии высказывание будет иметь вид сообщения или доклада, имеющих другие особенности и построенных в соответствии с иными правилами. Информация, содержащаяся в ораторской речи, непременно должна сопровождаться выражением эмоций – это повышает убедительность информации. Кроме того, должны быть использованы эффектные приемы – только тогда речь может произвести хорошее впечатление, а значит, стать эффективной. Главная задача оратора – полностью завладеть вниманием слушателей и заставить их верить ему, переживать, волноваться, возмущаться, восторгаться, плакать.

 

Цель и содержание речи

 

Сочиняя речь, необходимо сразу определить ее главную цель. Сформулировав ее, нужно постоянно помнить о ней – это облегчает дальнейшую работу над речью, поскольку в таком случае будущий оратор станет подбирать только те факты и данные, которые способствуют достижению поставленной цели.

Например, цель поздравительной речи – сказать человеку что‑то доброе и приятное, в связи с чем нужно использовать в речи комплименты, упомянуть о положительных для этого человека обстоятельствах, воздержаться от критических замечаний и намеков; цель выступления на митинге, собрании, перед возмущенными чем‑то людьми – успокоить и обнадежить их; значит, надо признать какие‑то недочеты, в чем‑то оправдаться, используя мягкие выражения, пообещать что‑то реальное.

Содержание речи – это информация, вводимая в нее: факты, доводы, рассуждения, объяснения, элементы рассказа о чем‑либо, элементы описания. Количество составных элементов содержания речи должно быть достаточным для раскрытия темы. Следует соблюдать и определенное количественное соотношение этих элементов. В частности, факты обязательно должны присутствовать в речи, иначе она станет голословной, а обсуждаемые положения или рассуждения оратора не будут в полной мере понятны слушателям. В то же время не рекомендуется перегружать речь многочисленными фактами, тем более однородными, – это ослабляет внимание слушателей и вызывает их раздражение. Из обилия фактов нужно выбирать самые интересные, важные и доходчивые – то же можно сказать и об использовании доводов (аргументов) и других элементов содержания речи.

Приведем несколько рекомендаций относительно отбора и представления фактов: новые, неизвестные аудитории факты будут восприниматься с большим интересом, чем известные; не стоит злоупотреблять статистическими данными – необходимо приводить только самые убедительные цифры, стараться включать в речь редкие, малодоступные для широких масс факты; можно приводить и всем известные факты, но раскрывать их с неожиданной стороны, выявлять их особый, ранее не замечавшийся смысл, подчеркивать их неожиданную связь с другими явлениями. Например: Во многих наших загсах регистрируют брак обычно в субботу. А знаете ли вы, что до революции браки в субботу не заключались, потому что это противоречит церковным правилам?

Принципиальное значение имеет удачная подача фактов. Можно пользоваться уже давно выработанными словесными формулами введения или комментирования фактов, а можно изобрести собственные словесные формулы для придания оригинальности стилю речи. Так, сообщая убедительные яркие факты, часто употребляют следующие словесные формулы: Не буду голословным (чтобы не быть голословным), приведу некоторые факты…; Факты говорят сами за себя (комментарии, как говорится, излишни); сообщая малодоступные сведения: Я думаю, не всем известно, что… или Готовясь к сегодняшнему выступлению, я заглянул(а) в последние номера британских газет, и там меня поразило такое сообщение… Важные, значительные факты нуждаются в подобной подаче, как драгоценные камни – в хорошем обрамлении.

Любая речь должна содержать аргументы, т. е. приемы убеждения. Можно убедить слушателей, доказав что‑либо, но можно убедить, не приводя строгих доказательств, что чаще всего характерно для ораторской практики. Строгие научные, многословные, сложные по содержанию доказательства в ораторской речи не применяются и даже противопоказаны ей, поскольку большинство людей не склонны или не могут воспринимать сложные доказательства, их внимание рассеивается. Учитывая это, целесообразно использовать не сложные логические доказательства, а краткие логико‑психологические приемы убеждения. Рассмотрим некоторые из них.

Аргументы к делу основаны на подлинных обстоятельствах дела, подтверждены фактами и практикой – например, такой‑то человек не совершил такое‑то преступление, потому что находился в это время в другом месте (алиби); или такой‑то человек совершил преступление, потому что он, по утверждению некоторых лиц, договаривался с сообщником о его совершении. Это, разумеется, не строгие доказательства, но для большинства людей весьма убедительные.

Аргументы к человеку часто используются ораторами. Такие аргументы не имеют прямого отношения к объективному рассмотрению дела, установлению истины, но призваны воздействовать на чувства слушателей, а следовательно, и на их дальнейшие действия, их отношение к происходящему. Оратор, например, может стараться вызвать чувство жалости, воздействовать на самолюбие слушателей, в результате чего они могут изменить свое отношение к рассматриваемому вопросу. Например, адвокат, будучи не в силах доказать невиновность подзащитного, стремится убедить судей в том, что ему нельзя выносить обвинительный приговор, поскольку современная тюрьма способствует лишь дальнейшей деградации личности, или использует в качестве убеждения сведения о плохом состоянии здоровья матери подсудимого и т. д. Это может произвести определенный эффект, т. е. обвиняемому может быть вынесен приговор о его условном наказании.

Аргументы к пользе побуждают людей отклониться от сути дела в целях защиты своих интересов, своей выгоды. Например, на собрании коллектива предприятия обсуждаются нерентабельность работы цеха и необходимость закупить новое оборудование, что в пять раз повысит объем выпускаемой продукции, однако кто‑то поясняет, что это повлечет за собой сокращение половины работников цеха, – в этом случае коллектив вряд ли примет положительное решение о закупке более совершенного оборудования.

Аргументы – ссылки на признанные авторитеты для многих очень убедительны и вполне заменяют доказательства. Услышав, что такого‑то мнения придерживается известный ученый‑экономист, многие слушатели, не разбирающиеся в рассматриваемом экономическом вопросе, могут поддержать его точку зрения; чтобы реклама какого‑то вида косметики была успешной, достаточно сказать, что им пользуется знаменитая артистка, и т. п.

Аргументы – ссылки на здравый смысл рассчитаны на обыкновенный житейский опыт и не более того: Вы утверждаете, что А. избил Б., но этого не может быть, потому что А. гораздо слабее физически; или: Вы говорите, что он много ворует и богат. А посмотрите, как он скромно живет, как бедно одевается! Разве богатый так живет?

 

Date: 2015-11-13; view: 755; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию