Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 5 Сложное предложение. Сложноподчиненное предложение





 

 

Вариант 1

Прочитайте текст. Задания 1–2 выполните по данному тексту.

1. Укажите номера сложноподчиненных предложений. 1) Гете пишет в «Поэзии и правде» о временах своего детства (середине XVIII в.): «Тогда еще не были в заводе собрания детских книг. 2) Старики сами были еще настроены достаточно по‑детски, и им было нетрудно передавать свои знания подрастающему поколению…». 3) Но уже при жизни Гете положение изменилось. 4) Чем дальше шло развитие человечества, тем больше детство осознавалось как значительный, представляющий самостоятельный интерес этап жизни. 5) Воспитание детей в первые 10 лет перестает быть исключительно женской заботой, становится предметом мужского интереса и теоретических раздумий. 6) Эпоха Просвещения задалась целью снабдить маленьких читателей (или слушателей) предназначенной специально для них, отвечающей их потребностям литературой. 7) Но это не значит, что дети (даже во дворцах и замках) сразу и получили то, в чем нет сегодня недостатка в любой средней семье, – бесчисленные волшебные сказки и невероятные приключения. 8) Напротив, задача состояла в том, чтобы отвлечь ребенка от нянькиных сказок, засевающих юные умы суевериями, и дать ему в руки нечто более серьезное, назидательное и познавательное.

 

...

(По М. Сокольской)

 

2. Выпишите все союзы из 4 предложения текста.

3. Укажите номер предложения с придаточным определительным. 1) Смелый там найдет, где робкий потеряет.

2) Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.

3) У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз.

4) Одинокое дерево ветра боится, одинокий человек людей страшится.

4. Укажите номер предложения с придаточным изъяснительным. 1) Сидит лягушка под скорлупой кокосового ореха и думает, что там весь мир.

2) И камень лопнет, если раскалить его.

3) Если человек стал хуже, то ему все хуже кажется. (М. Лермонтов)

4) Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.

5. Укажите номер предложения с придаточным места. 1) Где упадет яблоко, там вырастет яблоня.

2) Поклонись той земле, где родился и вырос.

3) Дом, что стоял на окраине, казался нежилым.

4) Посмотри и ты увидишь, как прекрасна ранним утром земля.

6. Укажите номер предложения с придаточным сравнения. 1) Он смотрит на планету, как будто небосвод относится к предмету его ночных забот. (Б. Пастернак)

2) Едва мы вышли, как начался сильный дождь.

3) И камень лопнет, если раскалить его.

4) Слезы девушки что утренняя роса, быстро высыхают.

7. Укажите номер предложения с придаточным образа действия. 1) Леса шумели так, будто океаны прорвали плотину.

2) Чтобы врага бить, надо силы крепить.

3) Старик говорил так, как будто ему было очень холодно.

4) Светает раньше, чем вчера светало.

8. Укажите номер предложения с придаточным условия. 1) Когда люди дружны, тогда даже простая вода кажется сладкой.

2) Ю. Бондарев утверждал, что искусство призвано сохранять человеческое в человеке.

3) Ночь была светлая, хотя луны не было.

4) Хотя было еще рано, ворота оказались запертыми.

9. Укажите номер предложения с придаточным причины. 1) Какой бы ни была богатой природа, возможности ее не безграничны.

2) Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

3) Чтобы врага бить, надо силы крепить.

4) Ю. Бондарев утверждал, что искусство призвано сохранять человеческое в человеке.

10. Укажите номер предложения с придаточным уступительным. 1) Как бы ни была длинна шея, голова выше.

2) Чтобы ответить на этот вопрос, потребуется время.

3) Я люблю тебя, жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала.

4) Сделалась такая метель, что он ничего не видел.

11. Укажите номер(‑а) предложения(‑ий), которое(‑ые) соответствует(‑ют) данной характеристике: сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных, придаточного изъяснительного и определительного.

1) Рассказывают, что легендарный спартанский законодатель Ликург издал закон, по которому ни одна спартанская невеста не получала приданого. 2) Когда его спросили о причине такого странного постановления, он ответил: «Чтобы ни одна девушка не засиделась вследствие того, что у нее мало приданого».

3) В результате оказалось, что красивые девушки приобрели мужей, а некрасивые так и остались старыми девами. 4) Поэтому царь Агис изменил закон так, что приданое давали только некрасивым. 5) Тогда и выяснилось, что во всей Спарте не нашлось ни одной невесты, которая согласилась бы выйти замуж на таких условиях.

12. Напишите о литературной сказке (детской книге), которая произвела на вас наибольшее впечатление. Используйте сложноподчиненные предложения с различными видами придаточных. Объем сочинения должен составлять не менее 60 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Вариант 2 Прочитайте текст. Задания 1–2 выполните по данному тексту.

1. Укажите номера сложноподчиненных предложений. 1) Собирание сказок, в особенности те творческие усилия, которые требовались от собирателей, чтобы передать в своих пересказах сам дух народного творчества, послужили не только фольклористическим целям, но и внесли свежую струю в «профессиональную» литературу. 2) Вскоре в Дании нашелся человек, который смог использовать новые возможности удивительно полно и оригинально.

3) Ханс Кристиан Андерсен с детства хорошо знал и любил народные сказки и предания, хотя по темпераменту и по самоощущению он был не ученым, а художником. 4) Его не занимала проблема точного воспроизведения духа крестьянского рассказа; он учился у фольклора, чтобы использовать его приемы в свободной импровизации, вкладывая в сказочный сюжет собственный опыт – опыт образованного европейца середины XIX в., литератора в гуще литературного процесса, горожанина, живо заинтересованного происходящим на его глазах фантастическим прогрессом науки и техники. 5) От Андерсена ведет свое начало литературная сказка; сказки Андерсена остаются в этом жанре точкой отсчета, мерилом и недосягаемым образцом. 6) Он сумел с большой естественностью вместить в них мировоззренческие раздумья, социальную критику и сатиру, литературную пародию, познавательный рассказ.

 

...

(По М. Сокольской)

 

2. Выпишите все союзы из 4 предложения текста.

3. Укажите номер предложения с придаточным определительным. 1) Там, где роза растет, ее не ценят.

2) Не от воды, которая утекла, будет вертеться мельница.

3) Я рано встал, недолги были сборы, я вышел в путь, чуть занялась заря. (Н. Некрасов)

4) По мере того, как поднималось солнце, день теплел и веселел. (И. Бунин)

4. Укажите номер предложения с придаточным изъяснительным. 1) У него глаза такие, что запомнить каждый должен… (А. Ахматова)

2) Едва мы вернулись домой, как началась сильная гроза.

3) Обнаружилось, что развитие навыков управления во многом связано с особенностями темперамента человека.

4) Ночь последовала за днем без промежутка, как это бывает на юге.

5. Укажите номер предложения с придаточным места. 1) Куда сердце летит, туда и око глядит.

2) Уже было поздно, когда отряд подходил к крепости.

3) Сидит лягушка под скорлупой кокосового ореха и думает, что там весь мир.

4) Береза, что росла у калитки, вспомнилась ему внезапно.

6. Укажите номер предложения с придаточным сравнения. 1) По мере того, как поднималось солнце, день теплел и веселел. (И. Бунин)

2) Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. (М. Лермонтов)

3) Когда разговаривают пушки, музы молчат. (Цицерон)

4) Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, будто бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду. (С. Есенин)

7. Укажите номер предложения с придаточным образа действия. 1) Каждую вещь надо писать так, как будто она последняя в вашей жизни. (К. Паустовский)

2) Жучок на солнышке горит как драгоценный камень.

3) Внезапно в зелень вкрался красный лист, как будто сердце леса обнажилось. (Д. Самойлов)

4) И это был такой большой закат, какого видеть мне не доводилось. (Д. Самойлов)

8. Укажите номер предложения с придаточным цели. 1) Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

2) Я люблю тебя, жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала.

3) Коль голова пуста, так голове ума не придадут места. (И. Крылов)

4) Снег становился все белее и ярче, так что слепило глаза.

9. Укажите номер предложения с придаточным следствия. 1) Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворять свои желания, а в том, чтобы их иметь. (М. Зощенко)

2) Кругом было тихо, так что был слышен каждый шорох.

3) Если человек стал хуже, то ему все хуже кажется. (М. Лермонтов)

4) Нельзя было представить, чтобы он не сдержал своего обещания.

10. Укажите номер предложения с придаточным уступительным. 1) Надо было торопиться, так как скоро отдел закроется.

2) Когда разговаривают пушки, музы молчат. (Цицерон)

3) Как волка не корми, он все в лес смотрит.

4) Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь. (А. П. Чехов)

11. Укажите номер(‑а) предложения(‑ий), которое(‑ые) соответствует(‑ют) данной характеристике: сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

1) Рассказывают, что легендарный спартанский законодатель Ликург издал закон, по которому ни одна спартанская невеста не получала приданого. 2) Когда его спросили о причине такого странного постановления, он ответил: «Чтобы ни одна девушка не засиделась вследствие того, что у нее мало приданого».

3) В результате оказалось, что красивые девушки приобрели мужей, а некрасивые так и остались старыми девами. 4) Поэтому царь Агис изменил закон так, что приданое давали только некрасивым. 5) Тогда и выяснилось, что во всей Спарте не нашлось ни одной невесты, которая согласилась бы выйти замуж на таких условиях.

12. Напишите о литературной сказке (детской книге), которая произвела на вас наибольшее впечатление. Используйте сложноподчиненные предложения с различными видами придаточных. Объем сочинения должен составлять не менее 60 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Вариант 3 Прочитайте текст. Задания 1–2 выполните по данному тексту.

1. Укажите номера сложноподчиненных предложений. 1) Как обстоит дело с воспитательным влиянием литературной сказки? 2) Назидательность, которая со времен просветителей считалась непременным признаком книги для детей, к ХХ веку перестала быть обязательным атрибутом. 3) Сказки Андерсена принято хвалить за отсутствие назидательности. 4) Но разве родителям больше не хочется, чтобы книги положительно влияли на детей? 5) Конечно, хочется, и любое предисловие непременно уверяет их, потенциальных покупателей, что сказки Андерсена воспитывают веру в красоту, добро, человечность, неприятие лицемерия и фальши и т. д. 6) Притом, на взгляд современного читателя – как ребенка, так и взрослого, моральная тенденция в сказках Андерсена выражена очень прямо и отчетливо. 7) Сказки учат быть осторожными, благоразумными, всегда приветливыми, сметливыми, трудолюбивыми и незаносчивыми – и обещают за это достаток, спокойствие, а при случае и полцарства в придачу. 8) Однако эпоха романтизма выставила новое отношение к ценностям самосохранения и жизненного успеха. 9) «Серьезная» литература открыла, что, отказавшись от «сумасбродства» юности, отрезвев и остепенившись, человек больше теряет, чем приобретает. 10) «Настоящий человек» теперь как раз тот, кто не вписался в окружающую среду, вечный юноша, вечный бунтарь, вечный влюбленный. 11) Именно эту романтическую мораль самопожертвования и героической любви, бессребреничества преподают детям сказки Андерсена.

 

...

(По М. Сокольской)

 

2. Выпишите все союзы из 4 предложения текста.

3. Укажите номер предложения с придаточным определительным. 1) Нет реки, через которую нельзя переправиться.

2) Еще Чехов сказал, что краткость – сестра таланта.

3) Матч продолжался долго, так как никто из соперников не хотел уступать.

4) Воздух так чист, что видна каждая ветка.

4. Укажите номер предложения с придаточным изъяснительным. 1) Опытный ястреб знает, как настичь фазана.

2) Чтобы быть счастливым, нужно стремиться к счастью каждый день.

3) Едва мы вышли, как начался сильный дождь.

4) В доме, что стоял на окраине, зажгли свет.

5. Укажите номер предложения с придаточным времени. 1) Не будет добра, коли между своими вражда.

2) Не заводи седла, пока коня нет.

3) Я люблю тебя, жизнь, и хочу, чтобы лучше ты стала.

4) Чтобы врага бить, надо силы крепить.

6. Укажите номер предложения с придаточным сравнения. 1) И тополя, как сдвинутые чаши, над нами сразу зазвенят сильней, как будто пьют за ликованье наше на брачном пире тысячи гостей. (А. Ахматова)

2) Путешественники забрели туда, где не ступала нога человека.

3) Дом – это там, где живет твое сердце.

4) Посмотри и ты увидишь, как прекрасна ранним утром земля.

7. Укажите номер предложения с придаточным образа действия. 1) Как аукнется, так и откликнется.

2) Когда разговаривают пушки, музы молчат. (Цицерон)

3) Левитан стремился писать так, чтобы был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку. (К. Паустовский)

4) Спой нам песню, чтоб в ней прозвучали все весенние песни земли.

8. Укажите номер предложения с придаточным цели. 1) Надо было торопиться, так как скоро отдел закроется.

2) Чтобы поймать муху, паук плетет паутину.

3) Хоть будешь ты еще любить, но к чувствам прежним нет возврата. (М. Лермонтов)

4) Пусть роза сорвана, она еще цветет. (С. Надсон)

9. Укажите номер предложения с придаточным следствия. 1) Он так смеялся, что невозможно было не рассмеяться, глядя на него.

2) Невозможно усидеть дома, если на улице такая благодать.

3) В классе было светло и солнечно, так что освещение не требовалось.

4) Хоть юность в нем кипит, но не жесток в нем дух державный. (А. С. Пушкин)

10. Укажите номер предложения с придаточным уступительным. 1) Не будет добра, коли между своими вражда.

2) Как мудро не шей, а все шов виден.

3) Чтобы врага бить, надо силы крепить.

4) Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворять свои желания, а в том, чтобы их иметь. (М. Зощенко)

11. Укажите номер(‑а) предложения(‑ий), которое(‑ые) соответствует(‑ют) данной характеристике: сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных.

1) Рассказывают, что легендарный спартанский законодатель Ликург издал закон, по которому ни одна спартанская невеста не получала приданого. 2) Когда его спросили о причине такого странного постановления, он ответил, что хотел обеспечить всем равные права. 3) По его мнению, тогда ни одна девушка не засиделась бы вследствие того, что у нее мало приданого.

4) В результате оказалось, что красивые девушки приобрели мужей, а некрасивые так и остались старыми девами. 5) Поэтому царь Агис изменил закон так, что приданое давали только некрасивым. 6) Тогда и выяснилось, что во всей Спарте не нашлось ни одной невесты, которая согласилась бы выйти замуж на таких условиях.

12. Напишите о литературной сказке (детской книге), которая произвела на вас наибольшее впечатление. Используйте сложноподчиненные предложения с различными видами придаточных. Объем сочинения должен составлять не менее 60 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Вариант 4 Прочитайте текст. Задания 1–2 выполните по данному тексту.

1. Укажите номера сложноподчиненных предложений. 1) Грусть от несоединимости детской беззаботности и взрослой мудрости, от неизбежности потерь и приобретений будет едва ли не во всех известнейших детских книжках следующих десятилетий: и в «Карлсоне», и в «Пэппи», и в «Винни‑Пухе», и в историях о Мумми‑троллях. 2) Вообще, кажется, лучшие книжки для детей ХХ века – грустные, каждая на свой лад. 3) Впрочем, «Винни‑Пух», сочиненный английским писателем и журналистом А. А. Милном для своего сына, Кристофера Робина, читается большую часть времени очень весело, несмотря даже на печального ослика Иа‑Иа. 4) Здесь нет психологических подводных течений, развития характеров, зато все очень внятно и убедительно. 5) Какая мать не приговаривала, вынимая своего ребенка из ванны: «Я знаю Пятачка, он совершенно другого цвета!». 6) И какой ребенок не отвечал при случае: «Того и другого. А хлеба можно вообще не давать!». 7) Заключительная сцена все же привносит меланхолическую ноту: Кристоферу Робину предстоит пойти в школу, поэтому ему уже нельзя будет ничего не делать (а это – его любимое занятие). 8) Он пытается выразить свои чувства Пуху: «Пух, обещай, что ты меня никогда не забудешь». 9) Конечно, Пух обещал. 10) «И они пошли. Но куда бы они ни пришли и что бы ни случилось с ними по дороге, здесь, в Зачарованном месте на вершине холма в Лесу, маленький мальчик будет всегда играть со своим медвежонком».

 

...

(По М. Сокольской)

 

2. Выпишите все союзы из 7 предложения текста.

3. Укажите номер предложения с придаточным определительны м. 1) Если человек стал хуже, то ему все хуже кажется. (М. Лермонтов)

2) Продает лису, которая еще в лесу.

3) Ночь последовала за днем без промежутка, как это бывает на юге.

4) Он верил, что Россию ожидает великое будущее.

4. Укажите номер предложения с придаточным изъяснительным. 1) Он вспомнил тот рассказ, что читал в детстве.

2) Слезы девушки что утренняя роса, быстро высыхают.

3) С необыкновенной в то утро зоркостью Чайковский заметил, что сосновые стволы тоже отбрасывают свет на подлесок.

4) Он так смеялся, что невозможно было не рассмеяться, глядя на него.

5. Укажите номер предложения с придаточным времени. 1) Не считай цыплят, пока они не вылупились.

2) Истинная человеческая сущность выражается в человеке тогда, когда его поступками движет не кто‑то, а его собственная совесть. (В. Сухомлинский)

3) Если на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа.

4) Он вспомнил, когда видел ее в последний раз.

6. Укажите номер предложения с придаточным сравнения. 1) Посмотри и ты увидишь, как прекрасна ранним утром земля.

2) Когда выглянуло солнце, на небе величаво вспыхнула семицветная радуга.

3) И март разбрасывает снег на паперти толпе калек, как будто вышел человек, и вынес, и открыл ковчег… (Б. Пастернак)

4) Расскажи мне, как прошли соревнования.

7. Укажите номер предложения с придаточным образа действия. 1) Я вернусь, когда раскинет ветви по‑осеннему наш белый сад. (С. Есенин)

2) Народ умирает тогда, когда становится населением. (Ф. Абрамов)

3) Ю. Бондарев утверждал, что искусство призвано сохранять человеческое в человеке.

4) Надо жить так, как велит совесть.

8. Укажите номер предложения с придаточным условия. 1) Считай труд за отдых, когда перед тобой великая цель.

2) Чтобы врага бить, надо силы крепить.

3) Мечта тогда ведет вперед, когда она отталкивается от действительности. (А. Казанцев)

4) Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворять свои желания, а в том, чтобы их иметь. (М. Зощенко)

9. Укажите номер предложения с придаточным причины. 1) Если на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа.

2) Счастлив медведь, что не попался стрелку, и стрелок счастлив, что не попался медведю.

3) Когда разговаривают пушки, музы молчат. (Цицерон)

4) Он смотрит на планету, как будто небосвод относится к предмету его ночных забот. (Б. Пастернак)

10. Укажите номер предложения с придаточным уступительным. 1) Истинная человеческая сущность выражается в человеке тогда, когда его поступками движет не кто‑то, а его собственная совесть. (В. Сухомлинский)

2) Он смотрит на планету, как будто небосвод относится к предмету его ночных забот. (Б. Пастернак)

3) Сколько дождь не льет, камень всходов не дает.

4) Чем проще слово, тем более оно точно. (М. Горький)

11. Укажите номер(‑а) предложения(‑ий), которое(‑ые) соответствует(‑ют) данной характеристике: сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных.

1) Рассказывают, что легендарный спартанский законодатель Ликург издал закон, по которому ни одна спартанская невеста не получала приданого. 2) Когда его спросили о причине такого странного постановления, он ответил, что хотел обеспечить всем равные права. 3) По его мнению, тогда ни одна девушка не засиделась бы вследствие того, что у нее мало приданого.

4) В результате оказалось, что красивые девушки приобрели мужей, а некрасивые так и остались старыми девами. 5) Когда царь Агис изменил закон так, что приданое давали только некрасивым, выяснилось, что во всей Спарте не нашлось ни одной невесты, которая согласилась бы выйти замуж на таких условиях.

12. Напишите о литературной сказке (детской книге), которая произвела на вас наибольшее впечатление. Используйте сложноподчиненные предложения с различными видами придаточных. Объем сочинения должен составлять не менее 60 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Date: 2015-11-13; view: 2860; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию