Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Трудоголизм и гонка за успехом
С самого детства общество распоряжается временем ребенка. Его заставляют делать то, что считают нужным другие. Он хо- дит в детский сад и школу, где подчиняется жесткому расп о- рядку, навязанному извне. Ребенка приучают постоянно быть чем-то занятым. Принуждение вызывает протест в душе ребен- ка. Он сопротивляется: капризничает, не делает того, что ему говорят. Родители и учителя пытаются сломить это сопротивл е- ние, и чаще всего им это удается. Сначала ребенок находится в хорошем контакте со своим внутренним миром. Он ощущает свои желания и свои эмоцио- нальные реакции на ситуацию. Если он чего-то хочет, то берет или просит. Если ему что-то не нравится, он выплевывает. К о- гда сопротивление сломлено, ребенок покорно принимает то, что ему дают, и делает то, чего от него хотят. Он теряет свое собст- венное направление. Отныне его жизнь состоит из множества дел и задач, придуманных кем-то другим и ненужных ему са- мому. Так живут почти все люди. Но в выходные дни и во время отпуска человек предоставлен сам себе. Он вдруг оказывается наедине с миром и своей душой, но не находит в мире стимулов, вызывающих интерес, а в душе — живых чувств, зовущих вперед и дарящих радость. Он ока- зывается в ситуации неопределенности: непонятно кто, неп о- нятно где, непонятно зачем... Человек в такой ситуации испы-
тывает тревогу. Он стремится вернуться к работе или создать себе новые занятия. В конечном счете оказывается, что даже в период отдыха он загружает себя по максимуму. Таких людей называют трудоголиками. Трудоголизм, или навязчивая потребность быть занятым, — замечательное средство для достижения успеха в обществе, если с умом распоряжаться этой потребностью. Часто трудоголизм рационализируется. Человек объясняет свою фанатическую приверженность работе ее привлекательностью, стремлением достичь мастерства или заботой о благополучии семьи. Но на деле оказывается, что такой работник часто испытывает скуку и усталость от работы, он и так уже профессионал, а у семьи все есть. Чтобы способности человека были признаны и возна- граждены, недостаточно быть способным, талантливым и обла- дать мастерством — нужно еще выиграть в гонке с конкурента- ми. Причем конкуренция не гарантирует, что качество чего- либо соответствует общественной оценке. К победе приводит не качество, а реклама и интриги. Эта борьба отнимает массу вре- мени и сил. Она является долгоиграющей пилюлей против скуки и неудовлетворенностью жизнью. Гармоничный человек живо и непосредственно ощущает ценность своей личности. Это переживание похоже на впечат- ление от красивого заката или пейзажа. Он прекрасен и поэто- му ценен и значим сам по себе. Его нельзя разрушать. Но таких людей не много. Обычно человек не ощущает собственной ценности. Чтобы почувствовать ее, он стремится соотнести себя с каким-то внешним критерием. Например, получить наивысшую оценку, выиграть на соревнованиях. Он ждет, что общество в той или иной форме скажет ему: ты лучше всех. Он испытывает смутное чувство, что это признание разрешит все его эмоциональные трудности, что они закончатся. Но трудности не кончаются, и человек карабкается на новые вершины. Многие люди, ощущая собственную никчемность и пустоту, пытаются замаскировать их какими-то достижениями: они за- рабатывают все больше денег, тренируются ради новых рекор- дов, заводят новых любовников. Они словно стремятся к сове р- шенству, причем каждый понимает его по-своему. Они пытают- ся доказать другим, но прежде всего самим себе, что чего-то
стоят. Но от этого пустота в душе не заполняется, а жизнь не становится достойной. Недооценивающий себя человек часто испытывает чувство, будто он ничтожество, пустое место, от него ничто не зависит. Он пытается возвеличить себя за счет сравнения с другими. И для того чтобы получить повод, участвует во всех гонках, кото- рые встречаются в его жизни.
|