Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3 Прекрасная жизнь





 

Любовь

В массовом сознании господствует представление о любви как о

комфортных отношениях. Если люди нравятся друг другу и у

них есть общие интересы, если они удовлетворяют друг друга

сексуально и эмоционально, если их отношения продолжитель-

ны и они сохраняют друг другу верность, если они считаются

друг с другом и умеют преодолевать возникающие конфликты,

говорят, что это — любовь.

Если понимать любовь как комфортные отношения, то мож-

но учить людей любви. Можно учить сексуальным техникам,

приемам и принципам правильного общения, нравственности и

этике. Именно этим зарабатывают деньги многие психологи и

писатели.

Для большинства людей проблема любви сводится к тому,

чтобы их любили. К этой цели стремятся по-разному. Мужчины

стараются преуспеть в жизни, добиться богатства, власти и вы-

сокого социального статуса. Женщины — быть красивыми и со-

блазнительными. И те и другие стремятся быть привлекатель-

ными: иметь хорошие манеры, уметь поддерживать разговор.

Большинство людей под способностью внушать любовь пони-

мают смесь обаяния и сексуальной привлекательности.

При выборе партнера оцениваются его физические и психо-

логические качества, а также финансовые возможности. Внут-

реннее содержание, неповторимость и своеобразие личности

чаще всего остаются за кадром. При таком подходе выбираю-

щий стремится исключительно к сексуальному удовольствию и

психологическому комфорту. Привязанность, глубокая интим-

ность и близость пугают его.

Часто за любовь принимается симбиоз. Человек не может

жить без другого потому, что ему самому чего-то не хватает:

уверенности, способности справляться с житейскими трудно-

стями, умения понимать и быть нежным. Недостающие качест-


 

ва он находит в партнере и буквально прирастает к нему. В та-

ких случаях расставание кажется катастрофой.

Человек — многоаспектное существо. У него есть тело и ха-

рактер. Он имеет собственность и положение в обществе. А еще

в каждом человеке есть сокровенная глубина, духовное ядро,

которое и является его истинной сущностью. Можно «любить»

человека за его физическую привлекательность и наслаждаться

сексом. Можно «любить» его за душевные качества, характер —

и испытывать радость от общения. Можно «любить» в человеке

его банковский счет или престижную должность. Но настоящая

любовь открывает и прикасается к самой сути человека, к его

неповторимой, незаменимой уникальности.

Наша обыденная жизнь чаще всего состоит из того, что не

имеет подлинной ценности для нас. Мы все сильнее погружаем-

ся в неудовлетворенность и скуку. Мы не видим выхода. И

вдруг происходит то, чего мы не могли ожидать. Мы влюбляем-

ся. Это всегда происходит помимо нашей воли и наших планов.

Среди людей, с которыми мы общаемся, мы открываем для

себя одного или одну — объект нашей любви. Мы можем знать

этого человека несколько лет и ничего особенного в нем не за-

мечать. Но однажды мы видим его другими глазами и открыва-

ем для себя, как он прекрасен. Он становится для нас высшей

ценностью, предметом страстного желания. Мы хотим только

одного: чтобы он любил нас так же, как мы любим его.

Мы не можем жить без любимого человека. Без ответной

любви мы становимся безнадежно несчастными. Мы теряем

свою независимость и самодостаточность. Любимый человек

может причинить нам непереносимые страдания, но совсем не

потому, что он садист. Просто для нас и жизни нет ничего до-

роже любимого. Поэтому он обретает огромную власть над на-

ми.

Наши чувства звучат как прекрасный орган, а все остальное

затихает на их фоне. Мы забываем о пустоте и бессмысленно-

сти жизни, да и о многом другом тоже. Все перестает быть

важным по сравнению с одним — человеком, которого мы лю-

бим. Он становится средоточием смысла и полноты нашего бы-

тия.

Отношения с миром перестраиваются вокруг центра, в ко-

тором находится любимый человек. Чувства меняются, преж-


 

ние правила перестают быть необходимыми. Поэтому, влюбив-

шись, человек может легко бросить все и вся. Оставить прежне-

го партнера, семью и детей.

В обыденной жизни сексуальность человека аналогична по-

требности в пище: человек удовлетворяет желание и тут же ус-

покаивается. Влюбившись, он вдруг обнаруживает в себе неис-

тощимый источник сексуальной энергии. Он может дни и ночи

напролет проводить в объятиях любимого человека, и ему будет

мало.

Влюбленность — одно из самых волнующих и радостных пе-

реживаний в жизни. Она высвобождает огромную энергию,

скрытую в человеке. Человек может до неузнаваемости изме-

нить свой жизненный мир, открыть в себе поразительные твор-

ческие способности. Многие личностные проблемы, с которыми

годами не справлялись психологи, растворяются за несколько

минут. Раны, которые нанесла человеку жизнь, исцеляются.

О такой любви пишут поэты, о ней снимают фильмы. Но в

реальной жизни общество не приемлет такой любви. В психоло-

гической литературе содержится масса критических выпадов

против влюбленности как явления. Считается, что такая влюб-

ленность — достояние юношеского, а иногда — преклонного

возраста. Взрослый человек должен любить по-другому. Более

того, такая влюбленность считается неврозом.

Почему же общество ополчается против влюбленности? Дело

в том, что влюбленность основывается на иных принципах, не-

жели общество. Она отрицает и даже разрушает некоторые из

них.

Прежде всего, общество стремится быть предсказуемым и

стабильным. А влюбленность непредсказуема, ее невозможно

запланировать и создать искусственно. Она врывается в нашу

жизнь, не спрашивая разрешения. Она оказывается фактором,

который невозможно учесть в планах и прогнозах. Она может

нарушить любые планы и заставить влюбленного действовать

не так, как от него ждут.

Общество внушает человеку представления о ценностях, с

помощью которых управляет им. Для влюбленного высшей цен-

ностью становится любимый, а все остальные ценности обна-

руживают свою второстепенность и иллюзорность. Влюбленный


 

может совершить любые действия ради любимого, даже те, что

считаются предосудительными.

Одной из функций общества является воспроизводство —

рождение и воспитание детей. Это происходит в семьях. Влюб-

ленный хочет только одного — быть с любимым. И если чувство

взаимно, он часто уходит из семьи. Так влюбленность разруша-

ет ячейку общества.

Почему отдельные люди ополчаются против влюбленности?

Дело в том, что большинство людей стремятся контролировать

свою жизнь: самого себя, свое окружение, детей и карьеру — в

общем, все, что можно. Влюбившись, человек теряет контроль.

Он становится зависимым от любимого. Люди стремятся жить с

максимальным комфортом. А влюбленность содержит в себе

возможность непереносимого страдания, в случае если чувство

останется безответным.

Для психологов и всех тех, кто учит правильно жить, есть

еще одна причина. Можно научить строить отношения — гра-

мотно общаться, играть роли, демонстрировать уважение, —

зарабатывая деньги и авторитет. А во влюбленности научить

ничему нельзя: ни тому, как влюбиться, пи тому, как не стра-

дать, влюбившись. Специалисты оказываются бессильными,

они занимаются тем, чем могут, а влюбленность остается вне их

компетенции, и они фактически объявляют ее патологией.

Несчастная любовь причиняет человеку невыносимую боль, в

ответ на которую он нередко испытывает либо непреходящее

чувство обиды, протест и бунт против судьбы, либо озлобление

и отрицание ценности любви вообще. Обе реакции лишают че-

ловека возможности испробовать свой шанс. Не стоит искать

любви, стремиться к ней и придумывать ее. Лучше отказаться,

но не безвозвратно, от попыток добиться успеха и счастья в

любви. И тогда любовь придет сама.

 

 

Дружба

 

Мы употребляем слово «друзья» в различных значениях.

Знакомые. Большинство из тех, кого мы называем своими

друзьями, — всего лишь наши знакомые. Это те, кого мы выде-

ляем из окружающей нас безликой массы. Между нами сущест-


 

вует определенная близость, могут быть прекрасные отноше-

ния. Мы знаем об их заботах и проблемах, можем обратиться к

ним за помощью и сами им помогаем. Но между нами нет пол-

ной откровенности, мы не доверяем им самого сокровенного,

что есть в нашей душе. Часто к отношениям такого рода при-

мешиваются зависть и вражда.

Приятели. Это люди, по отношению к которым мы испыты-

ваем симпатию и дружелюбие. Нам приятно и хорошо вместе,

иногда мы даже восхищаемся ими. Однако такие эмоциональ-

ные связи часто оказываются поверхностными и непродолжи-

тельными.

Партнеры. Сюда входят профессиональные отношения ме-

жду коллегами по работе, между партнерами по бизнесу и поли-

тическими деятелями. В основе этих отношений лежит соци-

альная функция; они длятся лишь до тех пор, пока существует

общий интерес.

Соратники. Товарищи по партии или верующие в одного бо-

га. Фанатики, почитающие общего кумира, и солдаты, сра-

жающиеся с одним врагом. В основе таких отношений лежит

коллективная солидарность. В ней, однако, нет ничего личного.

Мы можем считать соратника своим, но ничего не знать о нем

— даже имени.

При этом мы знаем, что возможны другие отношения. Мы

часто мечтаем о душевном друге, который полностью понял бы

нас и с которым мы могли бы быть самими собой. Иногда мы

разочаровываемся в людях, и порой кажется, что любые отно-

шения проникнуты, в той или иной степени, корыстью и фаль-

шью.

Однако дружба все-таки возможна. Главное в том, чтобы не

обманывать себя, принимая за подлинную дружбу другие виды

отношений. Полезно помнить о характерных особенностях,

свойственных настоящей дружбе.

Откровенность. В общении с приятелями и знакомыми мы

не говорим всего того, о чем думаем, стараемся не касаться не-

которых тем, не стремимся сделать беседу более откровенной.

Обычно мы говорим на какие-нибудь нейтральные житейские

темы. Но иногда возникает потребность поговорить по душам,

сбросить на время груз условностей и правил. Нам нужен друг.

С ним мы можем быть полностью откровенными. Мы можем

говорить о чем угодно, буквально — мыслить вслух, без цензу-


 

ры. Друг понимает нас, мы чувствуем это. И мы еще лучше по-

нимаем самих себя.

Взаимность. В отличие от влюбленности дружба всегда вза-

имна, или это не дружба. Невозможно быть другом человеку,

который не считает вас своим другом, а себя — вашим. Дружба

очевидна для обоих друзей. Если хотя бы один из них начинает

сомневаться в искренности другого, дружба оказывается под

угрозой.

Равенство и свобода. Дружба — это отношения между рав-

ными, когда один не стремится господствовать над другим.

Друзья уважают свободу друг друга и не покушаются на нее.

Более того, если из-за жизненных обстоятельств один из друзей

стал зависеть от другого, надо освободить его, вернуть ему сво-

боду.

Индивидуальность. Равенство не означает одинаковости.

Друзья обязательно в чем-то похожи друг на друга. Похожими

могут быть их жизненные ценности и стремления, отношение к

миру и интересы. Но они не стремятся к одинаковости и вос-

принимают многое чуть-чуть по-разному. Это различие позво-

ляет каждому из друзей открывать в мире то, чего он раньше не

видел. Дружба может изменить наши убеждения и ценности.

Переживая опыт дружбы, человек сам становится другим.

Объективность. Общаясь с другом, мы не притворяемся и не

пытаемся казаться тем, кем не являемся на самом деле. С дру-

гом мы можем позволить себе быть самими собой. Поэтому друг

знает нас очень хорошо. Возможно, так хорошо, как никто ни-

когда нас не знал. Друг видит нас такими, какие мы есть на

самом деле, без масок и личин. И мы его тоже. Друг видит нас

примерно так же, как мы сами видим себя. Мнение друга о нас

сходно с нашим мнением о нас самих.

Любовь. Мы любим друга, и друг любит нас. Мы желаем дру-

гу добра, и он нам тоже. Когда у друга все хорошо, мы радуемся

вместе с ним. Когда у него проблемы, мы переживаем и вос-

принимаем их как свои собственные. На настоящего друга

можно положиться.

Нравственность. Мы знаем друга таким, каков он есть. И

оцениваем его согласно нашим представлениям о добре и зле.

Друг должен быть достойным, мы уважаем его. Без уважения

могут обходиться соучастники, собутыльники, но не друзья.

Друзья относятся друг к другу хорошо, корректно, по их этиче-


 

ским представлениям. Если друг совершает подлость по отно-

шению к нам, мы перестаем быть друзьями.

Радость. Друзьям хорошо друг с другом. Они улыбаются и

искренне радуются при встрече. А при расставании не страда-

ют. Друзья вообще не причиняют друг другу страданий. Такое

бывает с влюбленными, и любовь на этом не кончается. А

дружба разрушается, если один страдает по вине другого.

Принято считать, что дружба начинается с поверхностного

знакомства. Потом люди начинают ходить друг к другу в гости,

все лучше узнают друг друга, привыкают доверять и помогают

в трудные моменты. Так они становятся друзьями... В действи-

тельности мы редко становимся друзьями тем, с кем чаще всего

общаемся.

Дружба возникает неожиданно. Мы вдруг испытываем при-

лив симпатии, интереса к другому человеку. Даже если мы дав-

но знакомы, появляется чувство, будто мы впервые его увидели.

Этот человек становится нам близок, между нами устанавлива-

ется живой контакт. Мы бываем очень откровенны, а когда

расстаемся, то хотим встретиться вновь, чтобы продолжить на-

чатый разговор. Дружба и есть серия таких встреч.

 

 

Date: 2015-11-13; view: 218; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию