Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания для самостоятельной работы. Задание 1.Почему повествовательные, вопросительные, побудительные предложения называют функциональными или коммуникативными типами предложений?





 

Задание 1.Почему повествовательные, вопросительные, побудительные предложения называют функциональными или коммуникативными типами предложений? (См.: Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 422).

Задание 2.Почему обычный порядок членов предложения чаще можно встретить в повествовательных предложениях? (См.: Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 423).

Задание 3.Сообщение, содержащееся в повествовательном предложении, может представлять собой описаниеили повествование.

Подтвердите это иллюстрациями, подобрав тексты из художественной литературы или из публицистических материалов.

Задание 4.Как может оформляться побуждение в побудительных предложениях? (См.: А. В. Дудников. Современный русский язык. – М., 1990. – С. 339 – 340). Как выражается побуждение в следующих предложениях?

1. Пётр Андреевич! Алексей Иваныч! Подайте сюда ваши шпаги, подавайте, подавайте! (П.). 2. Садись в лодку. Поехали (К. П.). 3. Ты бы ложилась, нянечка (Ч.). 4. Принять его, позвать, просить, сказать, что дома… (Гр.). 5. К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам (Гр.). 6. – Прибор сюда! – закричал Кирилла Петрович (П.). 7. – Скорей! – повелительно крикнул кто-то с крыльца (Гайд.). 8. – Пусть говорит! – кричали со всех сторон (М. Г.).

Задание 5.Не всякое предложение, вопросительное по форме, заключает в себе вопрос. Поэтому вопросительные предложения делятся на собственно вопросительныеи на предложения, не заключающие в себе вопроса, но имеющие вопросительную форму, которые, в свою очередь, могут быть разделены на вопросительно-риторические и вопросительно-побудительные.

Определите типы вопросительных предложений в данных ниже предложениях. Какими языковыми средствами выражается вопросительное значение в каждом предложении?

1) Вялый, рыхлый, всегда покорный – неужели это может нравиться женщине? (Ч.). 2) – Не хотите ли чаю? – предложил Самгин (М. Г.). 3) Отчего у вас такое недоверие к фактам? (М. Г.). 4) Вы кончили здешнюю гимназию? (Ч.). 5) А разве воздействовать на людей – не великое искусство? (Фед.). 6) Да ведь мы видели сегодня друг друга? (М. Г.).



Задание 6.Каким способом выражается отрицание в данных ниже предложениях? Какие из них относятся к общеотрицательным, а какие – к частноотрицательным?

1. Этой зимой прогноз погоды не обещает ничего хорошего. 2. Ничто человек так не прячет, как свою мечту (Пауст.). 3. Обалдуй не умел ни петь, ни плясать, отроду не сказал не только умного, даже нужного слова (Т.). 4. Куда он только не обращался! 5. Писательство не ремесло и не занятие. Писательство – призвание. Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости (Пауст.). 6. Где вам торговаться! Вы человек возвышенных сфер жизни (Пауст.).7. Правда, большинство этих увлечённых читателей были не дети (Пауст.).

Задание 7.Прочитайте текст. Определите предложения по структуре: двусоставные / односоставные, нераспространенные / распространенные; полные / неполные.

Интерес к мельницам велик повсюду. Голландия сохранила во множестве эти постройки и называется страной мельниц. Путешествуя в позапрошлом году по сельской Франции, мы без большого труда обнаружили мельницы ветряные и водяные. На одной из них задержались на целый день.

Встретил нас мельник явно веселого нрава. «Из России ко мне, на мельницу?.. Заходите! Мельница, знаете, когда построена? В 1400 году! От неё мне достались, правда, лишь стены…»

Мельник Ален Добис оказался местным часовщиком, а мельницы – большая («огромная!») страсть человека. «Все было в руинах, все заросло тут кустами, где ютились дикие кабаны. Восстанавливал все своими руками, на свои деньги -- выправил стены, постелил пол, починил крышу, подвел по давно заброшенному руслу воду из нашей маленькой речки, вымостил камнем дорогу, по которой все сюда едут, ну и самое главное – восстановил мельницу».

Не терпелось увидеть, как мельница действует. Из жилой части, где тикает сотня разных часов, Ален ведет нас наружу, поднимает затворы плотины. От воды, побежавшей по желобу, мельничное колесо дрогнуло, белая грива воды потекла по ребристой его округлости, а за каменной стенкой что-то с ускорением завертелось и заскрипело. Часовщик-мельник поглядел на нас торжествующе: «Работает, как часы! Если бы вы привезли машину пшеницы, мы бы сегодня её смололи…»

(По В. Пескову)

Задание 8.Какие свойства имеют подлежащее и сказуемое как структурно-семантические компоненты предложения? (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 460 – 461). Прочитайте текст. Найдите подлежащее и сказуемое в каждом предложении и назовите их свойства.

Наконец я отважился приступить к работе. Мне досталась группа туристов из Прибалтики. Это были сдержанные, дисциплинированные люди. Удовлетворённо слушали, вопросов не задавали. Я старался говорить коротко и не был уверен, что меня понимают.

(С. Довл.).

 

Задание 9.В приведенных ниже отрывках из «Автобиографических заметок» И. Соколова-Микитова найдите подлежащее и сказуемое; укажите, как они выражены. Определите тип сказуемого.



 

В судьбе, вкусах и характере человека огромное значение имеет его детство, влияние людей, среди которых воспитывался он и вырастал. Слова, которые слышали мы от своей матери, цвет увиденного над землей неба, ласковое тепло земли, березки под окном родного дома навеки остаются в памяти нашей.

Я родился и вырос в простой трудовой семье, прадеды и деды мои вековечно связаны с землёю. Раннее детство прошло среди лесных просторов Смоленщины, её милой, скромной и очень женственной природы. В те времена в смоленской деревне ещё сохранялся старинный быт и уклад, и первыми сильнейшими впечатлениями были праздники, гулянья, деревенские ярмарки и хороводы. Первые услышанные мною слова были народные яркие слова, первые сказки – народные устные сказки, первая музыка, которую я услышал, – крестьянские песни, быть может, те самые песни, которыми был некогда вдохновлён великий русский композитор Глинка, родившийся в нашем смоленском краю.

 

***

 

Почти с первых лет революции, оказавшейся для нас великим обновляющим испытанием, с некоторыми перерывами я занимаюсь литературным трудом. Основой и радостью этого труда всегда оставалась и остаётся любовь к людям, к родной стране, к её природе, живому светлому миру, частицей которого я чувствовал себя неизменно.

Темой моих первых рассказов был деревня, родная природа, которую знал с детства, морские мои путешествия. Источником словесного мастерства – народные сказки, живое народное слово, книги великих русских писателей, особенно Аксакова, Тургенева, Толстого, у которых, по мере сил и способностей, я учился писать правдиво.

Зажжённая моим отцом любовь к природе никогда во мне не погасала. С охотничьим ружьём в руках много раз побывал я в самых далёких краях нашей страны.

 

Задание 10. В каких случаях наблюдаются затруднения в выборе форм сказуемого? Ответьте на вопрос, используя учебные пособия: Н. С. Валгина. Синтаксис современного русского языка. – М., 1973. – С. 100 – 105; Л. П. Демиденко. Речевые ошибки. – Мн., 1986. – С. 299 – 303.

 

Задание 11.Объясните употребление форм сказуемого в следующих предложениях. Обратите внимание на способ выражения подлежащего, его семантику, наличие при нём зависимых слов, порядок следования слов предложения.

 

1. На свет наскакивали 5 всадников (А. Т.). 2. Автобус накручивал серпантин, кто-то из экскурсантов пытался читать, большинство же погрузилось в отчужденное молчание (Газ.). 3. А перед входом в эту комнату висят на стене девять больших фотографий (Газ.). 4. В Бомбее живёт 8 миллионов 100 тысяч человек; 3 миллиона из них обитают в трущобах (Газ.). 5. В нашем доме жило пятьдесят восемь семейств. 6. Прошло около двух недель. 7. С Филфеем пришло двое его братьев (Тург.). 8. Полгруппы едет на экскурсию. 9. Тысяча студентов поехала на Урал. 10. По грунтовой дороге сбоку полотна шли шесть человек. Пятеро тащили пулемёты (А. Т.). 11. По дороге мчалось множество мотоциклов.

 

Задание 12.В чём особенности координации именного сказуемого с подлежащим? Что такое обратное согласование? (См. Л. П. Демиденко. Речевые ошибки. – Мн., 1986. – С. 305).

Объясните форму связки в следующих предложениях.

1) Это была Наташа (Л. Т.). 2) Три делегата были студенты. 3) Знакомство у Ростовых была вся Москва (Л. Т.). 4) Первое лицо, встретившее Анну, был сын (Л. Т.).

 

Задание 13.Объясните, какова причина ошибок при употреблении дополнения в следующих предложениях и словосочетаниях.

I. 1. Тот, кто созерцает за этой историей, знает, чем она может кончиться (Из телев. речи). 2. Про себячестно признаюсь, что была в Париже (Газ.). 3. Да о таком подаркеможно только позавидовать (Газ.). 4. Осень диктует свои законы: птицы улетают в жаркие страны, а зрители, наоборот, возвращаютсяпо своим рабочим местам (Газ.).

II. Уверенность в свои силы; подарить исключительным вниманием; не хочется за этим отслеживать; удивляюсь нашим народом; поинтересоваться о ваших преподавателях.

 

Задание 14.Прочитайте определение приложения из энциклопедии (См.: Русский язык / Под ред. Ф. П. Филина. – М., 1979. – С. 232).

«Приложение – определение, выраженное именем существительным (одним или вместе с поясняющими его словами), совмещающее в себе атрибутивный (определительный) и предикативный признаки».

Объясните, почему приложение объединяет в себе атрибутивный и предикативный признаки.

 

Задание 15.Прочитайте положение: «В грамматической литературе последних лет много внимания уделяется второстепенным членам предложения со значением обстоятельств и дополнений, которые характеризуются ослабленной синтаксической связью с другими членами предложения. Такие члены предложения получили название детерминантов или распространителей предложения, а их связь с другими членами предложения стала называться «свободным присоединением» (термин Н. Ю. Шведовой).

Детерминанты можно рассматривать как члены предложения (обстоятельства и дополнения) с ослабленной синтаксической связью, а ослабление связи детерминанта со сказуемым объяснить актуальным членением

… детерминанты – это не особые члены предложения, а обстоятельства и дополнения, лишь отделенные от подчиняющих членов предложения границей актуального членения» (См.: Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 453).

Объясните, почему выделенные второстепенные члены являются детерминантами.

По вечерамдоктор оставался один (В. Пан.). 2. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шубы (Л. Т.). 3. На бесконечном, на вольном простореблеск и движение, грохот и гром (Тютч.). 4. Через неделю временипройдёт вода и поставим тут паром (Ч.). 5. Туристу без палатки не поход (Фед.). 6. Для большого писателя мало знать родной язык (Пауст.).

 








Date: 2015-11-13; view: 343; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.009 sec.) - Пожаловаться на публикацию