Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сложное и двойное сказуемое в двусоставном и односоставном предложении





§ 109. СЛОЖНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Напомним, что сказуемое как в двусоставном, так и в одно­составном предложении может быть глагольным и именным. Каж­дый из этих типов сказуемого может быть, в свою очередь, простым и сложным. Простым глагольным сказуемым является сказуемое, выраженное глаголом в опре­деленных формах времени и наклонения, а в инфинитивных пред­ложениях соответственно глаголом в форме инфинитива: Я читаю книгу; Мне что-то сегодня не читается; Читать внятно.'

Простое именное сказуемое — это сказуемое, сос­тоящее из связки быть (в соответствующих формах) и присвя­зочного компонента: Утро было пасмурным; Было пасмурно. Как теперь нетрудно понять, в предшествующих частях структура односоставных и двусоставных предложений рассматривалась на материале предложений с простым сказуемым.

Сложным является сказуемое с фазисным или (и) модальным компонентом: Я начал читать книгу; Утро завтра может быть пасмурным.

Следует хорошо понять, что различие простого и сложного сказуемого в значении, а не в ко­личестве составляющих его компонентов. Простое сказуемое по значению всегда проще соответствующего сложного. Можно сказать, что сложное сказуемое — это простое + модальный или (и) фазисный компонент.

Фазисный или (и) модальный компонент может занимать:

— особое место в составе предложения, тогда полнозначный глагол или глагол-связка простого сказуемо­го ставится при данном компоненте в форму инфинитива: Я читаю (простое сказуемое).— Я начинаю читать; Я хочу читать

(сложное сказуемое); Я был инженером (простое сказуемое).— Я хочу быть инженером (сложное сказуемое);

— место связки (в именном сказуемом) или бытийного глагола: Я был инженером (простое сказуемое).—Я стал ин­женером (сложное сказуемое); Пасмурно (простое сказуемое).— Становится пасмурно (сложное сказуемое); В лесу есть грибы.— В лесу появились грибы.

Рассмотрим фазисные и модальные компоненты в сложном сказуемом.

Различаются два ряда фазисных глаголов:

1) глаголы ряда начать(ся), продолжать(ся), кончать(ся) и близкие к ним по значению;

2) глаголы ряда появляться (стать, становиться), исчезать (пропадать) и близкие к ним по значению.

Глаголы первого ряда показывают фазы действия, поэтому они в первую очередь включаются в состав глагольного сказуемого: Он учил уроки.— Он начал учить уроки.— Он продолжает учить уроки.— Он кончил учить уроки; Холодает.— Продолжает холо­дать; Темнеет.— Начало темнеть.

Глаголы второго ряда показывают фазы свойств предметов, поэтому они характерны прежде всего для именного сказуемого: Он седой.— Он становится седой; Он хороший мастер.— Он стано­вится хорошим мастером; Было темно.—Становится темно. Также регулярны глаголы второго ряда в предложениях с бытийным глаголом: В реке была рыба.— В реке появилась рыба. — В реке исчезла рыба.

Модальные слова — это такие глаголы и краткие при­лагательные, которые показывают необходимость, возможность, желательность чего-то: мочь, хотеть, желать, намереваться, дол­жен, необходимо и под.: Я прочитал эту книгу. — Я хотел прочитать эту книгу. — Я должен прочитать эту книгу. — Я мог про­читать эту книгу; Я инженер.— Я намерен быть инженером.— Я хотел быть инженером; Он седой.— Он не хотел быть седым; Темнеет.— Скоро уже должно темнеть; Завтра не будет душно.— Завтра не должно быть душно.

Фазисные глаголы могут употребляться вместе с модальными. Тогда в форме определенного времени и наклонения употребляется модальный глагол, а все другие глаголы должны быть постав­лены в форму инфинитива: Я учился.—Я хотел учиться; Я на­чал учиться. — Я хотел начать учиться.

Связка быть в именном сказуемом называется отвлечен­ной. Слова с фазисным и модальным значением в именном сказуемом называются полузнаменательными связ­ками.

§110 ДВОЙНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Двойным называется такое сказуемое, которое можно разложить на два простых: глагольное и именное,

ср.: Он пришел вечером усталым = Он пришел вечером -f Он был усталым. В двойном сказуемом чаще всего употребля­ются глаголы со значением движения (прийти, вернуться и т. п.) или пребывания в определенном состоянии (жить и под.): Она вернулась с заседания взволнованной; Как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный (П.); Ре­бенок рос здоровым.

Во многих пособиях по современному русскому языку глагол из двойного сказуемого изучается как особая — знаменатель­ная — связка, которая рассматривается в системе с отвлеченной и полузнаменательной связками. Однако если считать, что связ­кой может быть знаменательный глагол, то дать непротиво­речивое определение связки едва ли возможно.

Методическое примечание. В школьный учебник введены понятия подлежащего и сказуемого. Как и все другие синтак­сические понятия в школьном учебнике, подлежащее и сказуемое опре­деляются на смысловой основе, по вопросам: подлежащее отве­чает на вопрос кто? или ч т о?, а сказуемое на вопрос что делает? Следует заметить, что определение подлежащего по вопросам полезно и достаточно надежно, поскольку кто? и что? вопрос И. падежа и учащиеся этими вопросами готовятся к тому, чтобы определить подлежащее на формальной основе — имя в И. падеже. Опре­деление же сказуемого по вопросу не вполне надежно. По вопросу что делает? может определяться только глагольное сказуемое, к именному сказуемому этот вопрос поставить невозможно (Он инженер), очень неудобен этот вопрос для безличных предложений типа Его знобило, не вполне уместен этот вопрос к двусоставным глаголь­ным предложениям типа Он болеет. Поэтому при использовании воп­роса что делает? следует очень тщательно отбирать материал.

Date: 2015-11-13; view: 359; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию