Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Николай Алексеевич Клюев





Сведения из биографии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта де-ревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

Для чтения и обсуждения. Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья…», «Из подвалов, из темных углов…» (возможен выбор трех других стихот-ворений).

Наизусть. Два-три стихотворения поэтов рубежа веков (по выбору студентов).

Максим Горький (1868—1936)

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

М.Горького как ранний образец социалистического реализма. Правда жизни в рас-сказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.

Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Ге-рои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ. Горький-романист.

Публицистика М. Горького: «Несвоевременные мысли». Поэтика заглавия. Вы-ражение неприятия М.Горьким революционной действительности 1917—1918 го-дов как источник разногласий между М.Горьким и большевиками. Цикл публи-цистических статей М.Горького в связи с художественными произведениями писателя. Проблемы книги «Несвоевременные мысли».

Критики о Горьком. (А.Луначарский, В.Ходасевич, Ю.Анненский).

Для чтения и изучения. Пьеса «На дне» (обзор с чтением фрагментов). «Несвое­ временные мысли». Рассказы «Челкаш», «Коновалов», «Старуха Изергиль».

Для чтения и обсуждения. Рассказ «Макар Чудра». Романы «Мать», «Дело Артамоновых», «Фома Гордеев» (по выбору преподавателя).

Повторение. Особенности русского романтизма (поэмы А.С.Пушкина «Цыганы», «Кавказский пленник», М.Ю.Лермонтова «Демон»).

Теория литературы. Развитие понятия о драме.

Демонстрации. Картина И.К.Айвазовского «Девятый вал». Портреты М.Горького работы И.Е.Репина, В.А.Серова, П.Д.Корина.

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения, реферата): «Гордый человек» в произведениях Ф.М.Достоевского и М.Горького» (произведения по выбору учащихся); «История жизни Актера» (Бубнова, Пепла, Наташи или другого героя пьесы «На дне» — по выбору учащихся)

Наизусть. Монолог Сатина.

Александр Александрович Блок (1880—1921)

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического про-шлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока.

Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера ре-волюции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незна-комка», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…». Поэма «Двенадцать» (обзор с чтением фраг-ментов).

Для чтения и обсуждения. Стихотворения: «Коршун», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Кармен».

Теория литературы. Развитие понятия о художественной образности (образ-символ). Развитие понятия о поэме.

Демонстрации. Картины В.М.Васнецова, М.А.Врубеля, К.А.Сомова (по выбору учителя). Фортепианные концерты С.В.Рахманинова.

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата (доклада, сообщения): «Тема любви в творчестве А.С.Пушкина и А.А.Блока»; «Тема России в творчестве русских поэтов М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.А.Блока»; «Тема революции в творчестве А.Блока».

Наизусть. Два-три стихотворения А.А.Блока (по выбору студентов).

 

Особенности развития литературы 1920-х годов (12 ч.)

Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы.

Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззре-ний (А.Блок, А.Белый, М.Волошин, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, В.Ходасевич, В.Луговской, Н.Тихонов, Э.Багрицкий, М.Светлов и др.).

Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В.Хлебников, А.Крученых, поэты-обериуты).

Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.).

Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и Гражданской войны.

Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930)

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действитель-ности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушай-те!», «Скрипка и немножко нервно…», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущ-ности любви», «Прозаседавшиеся», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Для чтения и обсуждения. Стихотворения: «Юбилейное», «Про это», «Разговор с фининспектором о поэзии». Вступление к поэме «Во весь голос», поэма «Облако в штанах». Пьесы «Клоп», «Баня» (по выбору преподавателя).

Повторение. Тема поэта и поэзии в русской литературе (А.С.Пушкин. «Раз-говор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Пророк»; М.Ю.Лермонтов. «Поэт», Н.А.Некрасов. «Поэт и гражданин»).

Теория литературы. Традиции и новаторство в литературе. Новая система стихо­ сложения. Тоническое стихосложение.

Демонстрации. Абстрактный автопортрет В. Маяковского 1918 года, рисунки В.В.Маяковского, плакаты Д.Моора.

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата (доклада, сообщения): «Музыка революции в творчестве В.В.Маяковского»; «Сатира в произведениях В.В.Маяковского»; подготовка сценария литературного вечера «В.В.Маяковский и поэты золотого века».

Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору студентов).

Сергей Александрович Есенин (1895—1925)

Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного). Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Поэма «Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина до-рогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…».

Для чтения и обсуждения. Стихотворения: «Русь», «Сорокоуст», «Мы теперь уходим понемногу…», «Русь Советская». Поэма «Анна Снегина».

Повторение. Традиции пейзажной лирики в творчестве Ф. И. Тютчева и А.А.Фета.

Теория литературы. Развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.

Демонстрации. Фотографии С.Есенина. Заочная экскурсия по есенинским местам: Константиново — Москва. Песни, романсы на стихи С.Есенина.

 

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада: «Я б навеки пошел за тобой…»; «Тема любви в творчестве С.А.Есенина»; «Тема Родины в творчестве С.А.Есенина и А.А.Блока».

Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору студентов).

Александр Александрович Фадеев (1901—1956)

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психоло-гическая глубина изображения характеров. Революционная романтика. Полемика вокруг романа.

Для чтения и обсуждения. Роман «Разгром».

Теория литературы. Проблема положительного героя в литературе.

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада: «А.А.Фадеев в жизни и творчестве», «Взгляды А.А.Фадеева на литературу», «Революция в творчестве А.А.Фадеева».

 

Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов (28 ч.)

Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писате-лей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.

Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистиче-ского идеала в творчестве Н.Островского, Л.Леонова, В.Катаева, М.Шолохова, Ф.Гладкова, М.Шагинян, Вс.Вишневского, Н.Погодина, Э.Багрицкого, М.Светлова, В.Луговского, Н.Тихонова, П.Васильева и др.

Историческая тема в творчестве А.Толстого, Ю.Тынянова, А.Чапыгина. Сатирическое обличение нового быта (М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров, М.Бул­

гаков).

Развитие драматургии в 1930-е годы.

Марина Ивановна Цветаева (1892—1941)

Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М.И.Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М.И.Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Генералам 12 года», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Имя твое — птица в руке…», «Тоска по родине! Давно…», «Есть счастливцы и есть счастли-

вицы…», «Хвала богатым».

Для чтения и обсуждения. Стихотворения: «Стихи растут как звезды и как розы…», «Я счастлива жить образцово и просто…», «Плач матери по новобранцу», «Стихи к Блоку», «Стихи о Москве», «Лебединый стан», эссе (одно по выбору студентов).

Теория литературы. Развитие понятия о средствах поэтической выразительно-сти.

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата (сообщения, до-клада): «М. И. Цветаева в воспоминаниях современников», «М. Цветаева,

Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев М.И.Цветаевой. Наизусть. Одно-два стихотворения (по выбору студентов).

 

Осип Эмильевич Мандельштам (1891—1938)

Сведения из биографии О.Э. Мандельштама. Идейно-тематические и художе-ственные особенности поэзии О.Э.Мандельштама. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Теория поэтического слова О.Мандельштама.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Selentium», «Notre Dame», «Бессонница.

Гомер. Тугие паруса…», «Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»), «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Квартира тиха, как бумага…», «Золо-

тистого меда струя из бутылки текла…».

Для чтения и обсуждения. Стихотворения: «Мы живем под собою не чуя страны…», «Рим», «Европа», «Адмиралтейство», «Айа-София», «На площадь выбежав, свободен…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Природа — тот же Рим…».

Повторение. Образ Петербурга в русской литературе XIX века (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский). Природа в поэзии XIX века.

Теория литературы. Развитие понятия о средствах поэтической выразительности. Наизусть. Одно-два стихотворения (по выбору студентов).

Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов) (1899—1951)

По выбору преподавателя — творчество А.Н.Толстого или А.П.Платонова. Сведения из биографии.

Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетиче-ского. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А.Платонова, своеобразие художе-ственных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.

Для чтения и изучения. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».

Для чтения и обсуждения. Повесть «Котлован».

Теория литературы. Развитие понятия о стиле писателя.

Повторение. Гротеск в русской литературе XIX века. Творчество М.Е.Салтыкова-

Щедрина.

Демонстрации. Музыка Д.Д.Шостаковича, И.О.Дунаевского. Картины П.Н.Фи­ лонова.

Творческие задания. Исследование и подготовка сообщения: «Герои прозы А.Платонова»; «Традиции и новаторство в творчестве А.Платонова»

Исаак Эммануилович Бабель (1894—1940)

Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия»

Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Ба-беля.

Для чтения и обсуждения. «Конармия» (обзор с чтением фрагментов рассказов). Повторение. Тема революции и Гражданской войны в русской литературе. Теория литературы. Развитие понятия о рассказе.

Творческие задания. Исследование и подготовка сообщения: «Стилистика рас-сказов И.Э.Бабеля», «Изображение революции в “Конармии” И. Бабеля и романе А. Фадеева “Разгром”».

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891—1940)

Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала). Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь — лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа.

Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».

Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Систе-ма образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литерату-ры (творчество Н.В.Гоголя) в творчестве М.Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

Для чтения и изучения. Роман «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита». Повторение. Фантастика и реальность в произведениях Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина. Сатирическое изображение действительности в творчестве М.Е.Салтыкова-

Щедрина.

Теория литературы. Разнообразие типов романа в советской литературе. Демонстрации. Фотографии писателя. Иллюстрации русских художников к произ-

ведениям М.А.Булгакова. Фрагменты кинофильмов «Дни Турбиных» (реж. В.Басов), «Мастер и Маргарита» (реж. В.Бортко).

Творческое задание. Подготовка заочной экскурсии по одному из музеев М.А.Булгакова

Алексей Николаевич Толстой (1883—1945)

Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).

Тема русской истории в творчестве писателя. Роман «Петр Первый» — художе-ственная история России XVIII века. Единство исторического материала и художе-ственного вымысла в романе. Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе страны. Народ в романе. Пафос борьбы за могущество и величие России. Художе-ственное своеобразие романа. Экранизация произведения.

Для чтения и обсуждения. Роман «Петр Первый» (обзор с чтением и анализом фрагментов).

Повторение. Развитие жанра исторического романа (А.С.Пушкин. «Капитанская дочка», Л.Н.Толстой. «Война и мир»).

Теория литературы. Исторический роман.

Михаил Александрович Шолохов (1905—1984)

Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного).

Мир и человек в рассказах М.Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Тра-гический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М.Шолохова.

Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столк­ новение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н.Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

Для чтения и изучения. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзор с чтением фрагмен-тов).

Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя). «Донские рассказы», «Под-нятая целина».

Повторение. Традиции в изображении войны (Л.Н.Толстой «Война и мир»). Тема революции и Гражданской войны в творчестве русских писателей.

Теория литературы. Развитие понятия о стиле писателя.

Демонстрации. Иллюстрации О.Г.Верейского к роману «Тихий Дон». Фрагмен-ты из кинофильма режиссера С.А.Герасимова «Тихий Дон» («Мосфильм», 1957— 1958 годы).

Творческое задание. Исследование и подготовка доклада «Казачьи песни в романе-эпопее “Тихий Дон” и их роль в раскрытии идейно-нравственного и эсте-тического содержания произведения».

 

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет (6 ч.)

 

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А.Дейнеки, А.Пластова. Музыка Д.Шостаковича и песни военных лет (С.Соловьев-Седой, В.Лебедев-Кумач, И.Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О.Берггольц, К.Симонов, А.Твардовский, А.Сурков, М.Исаковский, М.Алигер, Ю.Друнина, М.Джалиль

и др.).

Публицистика военных лет (М.Шолохов, И.Эренбург, А.Толстой). Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Собо-

лева, В.Кожевникова, К.Паустовского, М.Шолохова и др.

Анна Андреевна Ахматова (1889—1966)

Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного).

Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа.

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволю-ционных лет. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу…», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли…», «Родная земля», «Мне голос был», «Победителям», «Муза». Поэма «Реквием».

Для чтения и обсуждения. Два-три стихотворения (по выбору преподавателя). «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Ты письмо мое, милый, не комкай…», «Все расхищено, предано, продано…», «Зачем вы отравили воду…», цикл «Тайны ремесла», «Клятва», «Мужество», «Поэма без героя». Статьи о Пушкине.

Повторение. Образ Петербурга в русской литературе XIX века (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский). Любовная лирика русских поэтов.

Теория литературы. Проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.

Демонстрации. Портреты А.А.Ахматовой кисти К.С.Петрова-Водкина, Ю.П.Ан­ ненкова, А.Модильяни. И.В.Моцарт «Реквием». Иллюстрации М.В.Добужинского к книге «Подорожник».

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Гражданские и патрио-

тические стихи А.Ахматовой и советская литература»; «Трагедия “стомильонного народа” в поэме А. Ахматовой “Реквием”». Подготовка виртуальной экскурсии по одному из музеев А.Ахматовой.

Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору студентов).

 

Борис Леонидович Пастернак (1890—1960)

Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака. Связь человека

и природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б.Л.Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта.

Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и художественные особенности романа. Тема интеллигенции и революции

и ее решение в романе Б.Л.Пастернака. Особенности композиции романа «Доктор Живаго». Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Тема творческой личности, ее судьбы. Тема любви как организующего начала в жизни человека. Образ Лары как носительницы основных жизненных начал. Символика романа, сквозные мотивы и образы. Роль поэтического цикла в структуре романа.

Для чтения и изучения. Стихотворения (два-три — по выбору преподавателя): «Фев-раль. Достать чернил и плакать…», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гам-лет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Поэма «Девятьсот пятый год» или «Лейтенант Шмидт».

Для чтения и обсуждения. Роман «Доктор Живаго» (обзор с чтением фрагмен

тов).

Теория литературы. Стиль. Лирика. Лирический цикл. Роман.

Демонстрации. Видеофильм «Борис Пастернак». А.Скрябин. 1-я и 2-я сонаты; Ф.Шопен. Этюды; И.Стравинский. Музыка к балету «Петрушка». Б.Л.Пастернак. «Прелюдия». М.Врубель. «Демон». Живописно-графические работы Л.О.Пастернака. Диктант по тексту, подготовленному учащимися, на уроке русского языка.

Творческое задание. Исследование и подготовка реферата (сообщения, доклада): «Взгляд на Гражданскую войну из 1920-х и из 1950-х годов — в чем разница?».

Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору учащихся)

 

Особенности развития литературы 1950—1980-х годов (22 ч.)

Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Раз-витие литературы 1950—1980-х годов. в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели». Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник». Реалистическая литература. Воз-рождение модернистской и авангардной тенденций в литературе. Многонациональность советской литературы.

Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя) С.Смирнов. Очерки.

В.Овечкин. Очерки.

И.Эренбург. «Оттепель».

 

Э.Хемингуэй. «Старик и море». П.Нилин. «Жестокость».

 

В.Гроссман. «Жизнь и судьба». В.Дудинцев. «Не хлебом единым».

Ю.Домбровский. «Факультет ненужных вещей».

Литература народов России.

М.Карим. «Помилование».

Г.Айги. Произведения по выбору преподавателя.

Зарубежная литература.

Э.Хемингуэй. Старик и море».

 

Повторение. Реализм в русской литературе XIX века. Литературные направле-ния, течения и школы в русской литературе первой половины ХХ века.

 

Теория литературы. Художественное направление. Художественный метод. Демонстрации. Достижения в академической музыке (балет «Спартак» А.Хача­

туряна (1954), «Поэма памяти Сергея Есенина» (1956) и «Патетическая оратория»

 

(1959) Г. Свиридова­, 10-я и 11-я («1905 год») симфонии (1953, 1957), 3—6-й струн­ ный квартеты (1946—1956) Д.Шостаковича, 1-я симфония С.Прокофьева (1952)). Освоение опыта русского и европейского­ авангарда: творчест­во Э. Денисова, А.Шнитке, С. Губайдулиной и др. Обращение к сюжетам классической литерату-ры в балетном искусстве: Т.Хренников («Любовью за любовь», 1976; «Гусарская баллада», 1979), А.Петров («Сотворение мира», 1971; вокально-хореографические­ симфонии «Пушкин», 1979), В.Гаврилин («Анюта», 1980), А. Шнитке («Лаби-ринты», 1971; «Эскизы», 1985). Развитие бардовской песни, рок-музыки. Фор-мирование новых направлений в изобразительном искусстве. Архитектура 1950— 1980-х годов. Развитие отечественной кинематографии.

 

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры»; «Отражение конфликтов истории в судьбах литературных героев».

 

 

 

Творчество писателей-прозаиков в 1950—1980-е годы

 

Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов. Те-матика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. Худо-жественное своеобразие прозы В.Шаламова, В.Шукшина, В.Быкова, В.Распутина.

 

Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.

 

Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира че-ловека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений.

Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности

 

в истории, взаимоотношениях человека и власти. Автобиографическая литература. Публицистическая направленность художественных произведений 1980-х годов. Об-

 

ращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценно-стях. Журналы этого времени, их позиция («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.).

 

Развитие жанра фантастики. Многонациональность советской литературы. Для чтения и изучения (по выбору преподавателя и студентов)

В.Шаламов. «Сентенция», «Надгробное слово», «Крест».

В.Шукшин. «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Чудик».

В.В.Быков. «Сотников».

В.Распутин. «Прощание с Матерой».

 

Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя и студентов) К.Г.Паустовский. «Корабельная роща».

 

В.Солоухин. «Владимирские проселки». О.Берггольц. «Дневные звезды».

 

А.Гладилин. «Хроника времен Виктора Подгурского». В.Аксенов. «Коллеги», «Звездный билет».

А.Кузнецов «У себя дома».

Ю.Казаков. «Манька», «Поморка».

 

Д. Дудинцев. «Не хлебом единым», «Белые одежды». Д.Гранин. «Иду на грозу». «Картина».

 

Ф.А.Абрамов. «Пелагея», «Алька», «Деревянные кони». В.Белов. «Плотницкие рассказы».

 

Ю.Домбровский. «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей». Е.Гинзбург. «Крутой маршрут».

 

Г.Владимов. «Верный Руслан». Ю.Бондарев. «Горячий снег». В.Богомолов. «Момент истины». В.Кондратьев. «Сашка».

К.Воробьев. «Крик», «Убиты под Москвой».

 

А. и Б. Стругацкие. «Повесть о дружбе и недружбе». В.Шукшин. «Я пришел дать вам волю».

 

Ю.Трифонов. «Обмен», «Другая жизнь». А.Битов. «Пушкинский дом».

В. Ерофеев. «Москва—Петушки».

 

Ч.Айтматов. «Буранный полустанок». А.Ким. «Белка».

Литература народов России

Ю.Рытхэу. «Сон в начале тумана».

 

Зарубежная литература: творчество Р.Шекли, Р.Брэдбери, С.Лема. Повторение. Творчество прозаиков XIX — первой половины ХХ века.

 

Теория литературы. Литературная традиция. Новаторство. Роман. Повесть. Рас-сказ. Новелла. Тематика и проблематика литературного произведения.

 

Демонстрации. Творчество художников-пейзажистов ХХ века. Экранизация про-изведений прозаиков 1950—1980-х годов.

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или ре-

ферата): «Развитие автобиографической прозы в творчестве К.Паустовского,

И.Эренбурга» (автор по выбору); «Развитие жанра фантастики в произведени-ях А.Беляева, И.Ефремова, К.Булычева и др.» (автор по выбору); «Городская

 

 

 

проза: тематика, нравственная проблематика, художественные особенности про-изведений В.Аксенова, Д.Гранина, Ю.Трифонова, В.Дудинцева и др.» (автор по выбору преподавателя); «Отсутствие деклараций, простота, ясность — ху-дожественные принципы В.Шаламова»; «Жанровое своеобразие произведений В.Шукшина “Чудик”, “Выбираю деревню на жительство”, “Срезал”: рассказ или новелла?»; «Художественное своеобразие прозы В.Шукшина (по расска-зам “Чудик”», “Выбираю деревню на жительство”, “Срезал”)»; «Философ-

 

ский смысл повести В.Распутина “Прощание с Матерой” в контексте традиций русской литературы».

 

Творчество поэтов в 1950—1980-е годы

 

Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов.

 

Поэзия Н.Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н.Рубцова.

 

Поэзия Р.Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р.Гамзатова. Соотношение национального и общече-ловеческого в поэзии Р.Гамзатова.

 

Поэзия Б.Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие ли-рического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б.Окуджавы.

 

Поэзия А.Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А.Вознесенского.

Для чтения и изучения (по выбору преподавателя)

Н.Рубцов. Стихотворения: «Березы», «Поэзия», «Оттепель», «Не пришла», «О чем писать?…», «Сергей Есенин», «В гостях», «Грани».

 

Б.Окуджава. Стихотворения: «Арбатский дворик», «Арбатский романс», «Ан-гелы», «Песня кавалергарда», «Мы за ценой не постоим…».

 

А.Вознесенский. Стихотворения: «Гойя», «Дорогие литсобратья», «Автопор-трет», «Гитара», «Смерть Шукшина», «Памятник».

Литература народов России

 

Р.Гамзатов. Стихотворения: «Журавли», «Есть глаза у цветов», «И люблю ма-линовый рассвет я…», «Не торопись».

 

Г.Айги. Произведения по выбору преподавателя. Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя) М.Светлов. Произведения по выбору.

 

Н.Заболоцкий. Произведения по выбору. Ю.Друнина. Произведения по выбору.

 

Р.Рождественский. Произведения по выбору. Е.Евтушенко. Произведения по выбору.

 

Ю.Кузнецов. Произведения по выбору. Б.Ахмадулина. Произведения по выбору. В.Некрасов. Произведения по выбору. В.Высоцкий. Произведения по выбору. Г.Айги. Произведения по выбору.

 

Д.Пригов. Произведения по выбору. А.Еременко. Произведения по выбору. И.Бродский. Произведения по выбору.

 

Зарубежная литература. Творчество зарубежных поэтов 2-й половины ХХ века. (по выбору преподавателя).

 

Повторение. Творчество поэтов XIX — первой половины ХХ века. Теория литературы. Лирика. Авторская песня.

 

Демонстрации. Эстрадная песня, авторская песня, рок-поэзия. Тема родины в живописи 1950—1980-х годов.

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или ре-

ферата): «Авангардные поиски в поэзии второй половины ХХ века»; «Поэзия Н.Заболоцкого, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, А.Вознесенского в контексте рус-ской литературы».

 

Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору учащихся).

 

 

 

Драматургия 1950—1980-х годов

 

Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Социально-психологические пьесы В.Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драма-тургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия. Пьеса А.Салынского «Барабанщица» (1958). Тема любви в драмах А.Володина, Э.Радзинского. Взаимодействие театрального искусства периода «оттепели» с поэзи-ей. Поэтические представления в Театре драмы и комедии на Таганке. Влияние Б.Брехта на режиссуру Ю.Любимова. Тематика и проблематика драматургии 1970— 1980-х годов. Обращение театров к произведениям отечественных прозаиков. Раз-витие жанра производственной (социологической) драмы. Драматургия В.Розова,

 

А.Арбузова, А.Володина в 1970—1980-х годах. Тип «средненравственного» героя в драматургии А.Вампилова. «Поствампиловская драма».

 

Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя) В.Розов. «В добрый час!», «Гнездо глухаря».

 

А.Володин. «Пять вечеров». А.Салынский. «Барабанщица».

 

А.Арбузов. «Иркутская история», «Жестокие игры». А.Галин, Л.Петрушевская. Драмы по выбору.

Литература народов России. Мустай Карим. «Не бросай огонь, Прометей!»

Зарубежная литература. Б.Брехт.

 

Повторение. Творчество драматургов XIX — первой половины ХХ века. Теория литературы. Драма. Жанр. Жанровая разновидность. Демонстрации. Экранизация пьес драматургов 1950—1980-х годов. Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или

 

реферата): о жизни и творчестве одного из драматургов 1950—1980-х годов; «Решение нравственной проблематики в пьесах драматургов 1950—1980-х годов»

(автор по выбору).

 

Александр Трифонович Твардовский (1910—1971)

 

Сведения из биографии А.Т.Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор творчества А.Т.Твардовского. Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзии Твардовского. Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар». Поэма «По праву памяти». Произ-ведение лиро-эпического жанра. Драматизм и исповедальность поэмы. Образ отца как композиционный центр поэмы. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности». А.Т.Твардовский — главный редактор журнала «Новый мир».

 

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Слово о словах», «Моим критикам», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Я убит подо Ржевом». Поэма «По праву памяти».

 

Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя). Поэмы: «За далью — даль», «Теркин на том свете». Стихотворения (по выбору преподавателя).

 

Повторение. Тема поэта и поэзии в поэзии XIX—XX веков. Образы дома и до-роги в русской поэзии. Тема войны в поэзии XX века.

 

Теория литературы. Стиль. Лирика. Лиро-эпика. Лирический цикл. Поэма. Демонстрация. Иллюстрации к произведениям А.Твардовского.

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или ре-

ферата): «Тема поэта и поэзии в русской лирике XIX—XX веков», «Образы дороги и дома в лирике А.Твардовского».

 

Наизусть Два-три стихотворения (по выбору студентов).

 

Александр Исаевич Солженицын (1918—2008)

 

Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына (с обобщением ранее изученного). Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рас-сказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению

 

 

 

прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство А. Солженицына-психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве пи-сателя. Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены. «Лагерная проза» А.Солженицына: «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус». Публицистика А.И.Солженицына.

 

Для чтения и изучения. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказ «Ма-тренин двор».

 

Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя). Романы: «В круге пер-вом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор с чтением фрагментов).

Повторение. Проза В. Шаламова.

 

Теория литературы. Эпос. Роман. Повесть. Рассказ. Литературный герой. Публи-цистика.

 

Демонстрация. Кадры из экранизаций произведений А.И.Солженицына. Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или ре-

ферата): «Своеобразие языка Солженицына-публициста»; «Изобразительно-выразительный язык кинематографа и литературы».

 

Александр Валентинович Вампилов (1937—1972)

 

Обзор жизни и творчества А.Вампилова. Проза А.Вампилова. Нравственная проблематика пьес А.Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын». Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта. Пьеса «Провинци-альные анекдоты». Гоголевские традиции в пьесе А.Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия — главный пафос драматургии А.Вампилова.

Для чтения и изучения. Драма «Утиная охота».

Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя). Драмы «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын».

 

Повторение. Н.В.Гоголь: «Нос», «Ревизор». Драматургия 1950—1980-х годов. Теория литературы. Анекдот. Драма. Герой. Система персонажей. Конфликт. Демонстрация. Кадры из экранизаций пьес А. Вампилова.

 

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Гоголевские традиции в драматургии Вампилова»; «Мотив игры в пьесах А.Вампилова “Утиная охота” и А.Арбузова “Жестокие игры”».

 

Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции) (2 ч.)

 

Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы рус-ского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И.Шмелева, Б.Зайцева, В.Набокова, Г.Газданова, Б.Поплавского. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмыс-ление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б.Ширяева, Д.Кленовского, И.Елагина. Третья волна эмиграции. Возник-новение диссидентского движения в СССР. Творчество И.Бродского, А.Синявского, Г.Владимова.

 

Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя) И.С.Шмелев. «Лето Господне», «Солнце мертвых». Б. К. Зайцев. «Странное путешествие».

Г.Газданов. «Вечер у Клэр».

 

В. Иванов. Произведения по выбору. З. Гиппиус. Произведения по выбору.

 

Б.Ю.Поплавский. Произведения по выбору. Б. Ширяев. «Неугасимая лампада».

И.В. Елагин (Матвеев). Произведения по выбору.

 

Д.И.Кленовский (Крачковский). Произведения по выбору. И.Бродский. Произведения по выбору.

А.Синявский. «Прогулки с Пушкиным».

Для чтения и изучения

В.Набоков. Машенька.

 

Повторение. Поэзия и проза ХХ века.

 

 

 

Теория литературы. Эпос. Лирика.

Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или реферата): «Духовная ценность писателей русского зарубежья старшего поко-ления (первая волна эмиграции)»; «История: три волны русской эмиграции».

 

Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов (10 ч.)

 

Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Сме-шение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитар-ных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А.Солженицына, А.Бека, А.Рыбакова, В.Дудинцева, В.Войновича. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литерату-ре. Основные направления развития современной литературы. Проза А.Солженицына, В.Распутина, Ф.Искандера, Ю.Коваля, В.Маканина, С.Алексиевич, О.Ермакова, В.Астафьева, Г.Владимова, Л.Петрушевской, В.Пьецуха, Т.Толстой и др. Развитие разных традиций в поэзии Б.Ахмадулиной, Т.Бек, Н.Горбаневской, А.Жигулина, В.Соколова, О.Чухонцева, А.Вознесенского, Н.Искренко, Т.Кибирова, М.Сухотина и др. Духовная поэзия С.Аверинцева, И.Ратушинской, Н.Горбаневской и др. Раз-витие рок-поэзии. Драматургия постперестроечного времени.

 

Для чтения и обсуждения (по выбору преподавателя)

С.Довлатов. Рассказы.

 

 

В.Пелевин. «Принц Госплана» Т.Толстая. Рассказы.

Л.Петрушевская. Рассказы.

 

 

В.Соколов, Б.Ахмадулина, В.Корнилов, О.Чухонцев, Ю.Кузнецов, А.Кушнер (по выбору).

 

Л.Улицкая. Рассказы

Для чтения и изучения.

 

Т.Кибиров. Стихотворения: «Умничанье», «Онтологическое» (1997—1998), «В творческой лаборатории», «Nota bene», «С Новым годом!».

Литература народов России. По выбору преподавателя.

 

Зарубежная литература.Э.М. Ремарк «Три товарища», «Жизнь взаймы».

 

Теория литературы. Литературное направление. Художественный метод. Пост-модернизм.

 

Демонстрация. Живопись, музыка, архитектура 1980—2000-х годов. Творческие задания. Исследование и подготовка доклада (сообщения или

 

реферата): «Особенности массовой литературы конца ХХ—ХХI века»; «Фан-тастика в современной литературе».

 

Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору

 

 

№ п/п Раздел/тема Количество часов
Раздел 1 Введение (2 ч.)
1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры  
Раздел 2 Язык и речь. Функциональные стили языка (18 ч.)
2. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Основные требования к речи.  
  Функциональные стили речи и их особенности  
  Научный стиль речи  
  Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение  
  Публицистический стиль речи  
  Художественный стиль речи  
8. Текст как произведение речи  
9. Информационная переработка текста  
  Функционально-смысловые типы речи  
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография (10 ч.)
  Фонетические единицы. Ударение словесное и логическое  
  Орфоэпические нормы. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Благозвучие речи  
  Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь  
  Правописание О-Ё после шипящих  
  Правописание приставок на З_С. Правописание И_Ы после приставок.  
Лексикология и фразеология (10 ч.)
  Слово в лексической системе языка. Основные виды тропов. Лексические омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы.  
  Русская лексика с точки зрения ее происхождения  
  Лексика с точки зрения ее употребления  
  Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Фразеологизмы.  
  Лексические нормы  
Развитие русской литературы и культуры в первой половине 19 века (16 ч.)
  Историко-культурный процесс рубежа 18-19 вв. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки  
  А.С. Пушкин. Личность писателя. Жизненный и творческий путь (основные этапы)  
  В.Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина  
  М.Ю. Лермонтов. Личность и жизненный путь. Темы, мотивы, образы ранней лирики Лермонтова  
  В.Г. Белинский «Стихотворения Лермонтова»  
  Н.В. Гоголь. Личность писателя, жизненный и творческий путь. «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя  
  Гротескное начала петербургских повестей Н.В. Гоголя «Портрет», «Нос»  
  В.Г. Белинский «О русской повести и повестях Гоголя»  
Особенности развития русской литературы во второй половине 19 века (62 ч.)
  Культурно-историческое развитие России в середине 19 века. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии.  
  А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь. Тема «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве драматурга  
  Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы  
  Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры.  
  Катерина в оценке Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева. Позиция автора и его идеал.  
  И.А. Гончаров. Жизненный путь и творческая биография. В.Г. Белинский в жизни Гончарова  
  Роман «Обломов». Штольц и Обломов  
  Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына)  
  Оценка романа «Обломов» в критике (Н. Добролюбова, Д.И. Писарева, И Анненского)  
  И.С. Тургенев. Жизненный и творческий путь. Психологизм в творчестве писателя. Тема любви (повести «Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»)  
  Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа, его проблематика, особенности композиции  
  Взгляды Базарова на искусство, природу, общество. Базаров и Кирсанова  
  Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе.  
  Значение заключительных сцен романа в раскрытии его идейно-эстетического содержания. Авторская позиция в романе. Полемика вокруг романа.  
  Н.Г. Чернышевский. Каткий очерк жизни и и творчества. Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе «Что делать?». Особенности жанра и композиции романа  
  Творчество Н.С. Лескова в 1870 гг. (обзор романа «Соборяне»). Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник»  
  Жизненный и творческий путь М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок писателя  
  Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города»  
  Ф.М. Достоевский. Сведения из жизни писателя. Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Особенности сюжета.  
  Отображение русской действительности в романе «Преступление и наказание». Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Социальные и философские основы бунта Раскольникова  
  Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе  
  Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «Правда» Сони. Петербург Достоевского. Библейские мотивы в произведении  
  Роман «Идиот»(обзор). Жанровое своеобразие романа. Особенности сюжета. Философская глубина.  
  Жизненный путь и творческая биография Л.Н. Толстого. Значение «севастопольских рассказов» в творчестве Л.Н. Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа.  
53 - Символическое значение понятий «война и мир». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал в романе  
  Правдивое изображение войны и русских солдат – художественное открытие Л.Н. Толстого. Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне.  
  Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя  
  Роман «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. Мысль семейная в романе.  
  А.П. Чехов. Сведения их биографии. Юмористические рассказы. Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей  
  Драматургия А.П. Чехова и МХАТ. Театр Чехова- воплощение кризиса современного общества. Роль Чехова в мировой драматургии театра.  
Поэзия второй половины 19 века (18 ч.)
  Обзор русской поэзии второй половины 19 века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы  
  Ф.И. Тютчев. Жизненный и творческий путь. Художественные особенности лирики Тютчева.  
  Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…», «О, как убийственно мы любим», «Нам не дано предугадать…»  
  А.А. Фет. Жизненный и творческий путь. Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирика.  
  А.А. Фет «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом…» и др.  
  А.К. Толстой. Идейно-тематические и художественные особенности лирики. Сатирическое мастерство поэта.  
  Н.А. Некрасов. Жизненный и творческий путь. Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник».  
  Поэма «Кому на Руси жить хорошо?». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика.  
  Сатирические портреты в поэме. Языковое и стилистическое своеобразие произведений Н.А. Некрасова  
Морфемика, словообразование, орфография (12 ч.)
  Понятие морфемы как значимой части слова  
  Способы словообразования. Словообразовательный анализ  
  Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи  
  Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов  
  Правописание чередующихся гласных  
  Правописание приставок ПРИ – ПРЕ. Правописание сложных слов  
Морфология и орфография (34 ч.)
  Грамматические признаки слова  
  Имя существительное  
  Имя прилагательное  
  Имя числительное  
  Местоимение  
  Глагол  
  Причастие как особая форма глагола  
  Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом  
  Деепричастие как особая форма глагола  
  Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом  
  Наречие  
  Слова категории состояния (безлично-предикативные слова)  
  Предлог как часть речи. Правописание предлогов  
  Союз как часть речи  
  Частица как часть речи  
  Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний.  
  Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.  
Синтаксис и пунктуация (32 часа)
  Синтаксис как раздел грамматики. Основные выразительные средства синтаксиса  
  Словосочетание и его основные признаки  
  Простое предложение  
  Грамматическая основа простого двусоставного предложения  
  Второстепенные члены предложения  
  Односоставное неполное предложение  
  Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи  
  Осложненное простое предложение  
  Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Знаки препинания при обращении.  
  Сложносочиненное предложении  
  Сложноподчиненное предложение  
  Использование СПП в разных типах и стилях речи  
  Бессоюзное сложное предложение  
  Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи  
  Синонимика простых и сложных предложений  
  Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога  
Особенности развития литературы и других видов искусства в начале 20 века (18 часов)
  Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии.  
  Серебряный век русской поэзии: символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия  
  И.А. Бунин. Сведения из биографии. Лирика Бунина. Своеобразие поэтического мира  
  Проза И.А. Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема «дворянского гнезда» на рубеже веков в рассказе «Антоновские яблоки»  
  А.И. Куприн. Повести «Гранатовый браслет», «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств  
  Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести  
  М. Горький. Сведения из биографии. Пьеса «На дне». Изображение правды в пьесе. Авторская позиция и способы ее выражения  
  А.А. Блок. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока  
  А.А. Блок. Поэма «Двенадцать». Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. Символика.  
Особенности развития литературы 1920-х годов
  Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х гг.  
  В.В. Маяковский. Сведения из биографии. Поэтическая новизна ранней лирики.  
  Характер и личность В.В. Маяковского в стихах о любви. Сатира Маяковского.  
  С.А. Есенин. Поэтизация русской природы, русской деревни.  
  С.А. Есенин. Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме.  
  А.А. Фадеев. Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа.  
Особенности развития литературы 1930-начала 1940-х гг. (28 часов)
  Становление новой культуры в 1930-е гг. Поворот к патриотизму в середине 1930-х гг.  
  М.И. Цветаева. Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М.И. Цветаевой  
  О.Э. Мандельштам. Сведения из биографии. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О.Э. Мандельштама  
  Андрей Платонов. Поиски положительного героя писателем (обзор произведений)  
  И.Э. Бабель. Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Рассказ «Конармия»  
  М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны.  
  Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы  
  Москва 1930-х гг. в романе. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни  
  Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе.  
  Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы в творчестве М.Булгакова  
  А.Н. Толстой. Обзор романа «Петр Первый»  
  М.А. Шолохов. Жизненный и творческий путь писателя. Мир и человек в рассказах Шолохова  
  Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы гражданской войны  
  Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории. Женские судьбы. Любовь на страницах романа.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Date: 2015-11-13; view: 3390; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию