Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природно-ресурсный и экологический потенциалы





Социально-экономическое развитие страны и благосостояние людей во многом зависит от природных условий и ресурсов.

Природно-ресурсный потенциал – это совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека. Размер природно-ресурсного потенциала – это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов – земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и др. Он зависит от ряда факторов, среди которых: • количество имеющихся в стране природных ресурсов; • их количественные и качественные характеристики (размер запасов, содержание полезного вещества, мощность пластов и т.д.); • возможность комплексного использования.

Экологический потенциал – это возможность сохранения и функционирования природных систем, рационального использования всех компонентов биосферы в интересах человека. Ядро экологического потенциала: заповедники и национальные парки.

Наиболее серьезной экологической проблемой остается ра­диоактивное загрязнение в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Одной из важнейших проблем является защита атмосферы, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах и промышленных центрах Беларуси.

8. Демографический и трудовой потенциалы. Трудовой потенциал (ТП) – это обобщающая характеристика меры и качества совокупных способностей к труду трудоспособного населения, к участию в общественно полезной деятельности. Трудовые ресурсы (ТР) – это та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг. Для характеристики ТП страны важное значение имеет структура занятости населения, его распределение по отраслям национальной экономики и видам деятельности.

Показателями демографическогопотенциала страны являются численность и продолжительность жизни населения, рождаемость и смертность, половозрастная структура, распределение населения на городское и сельское. Численность населения определяется по итогам переписей и текущих оценок. Распределение населения на городское и сельское производится по месту проживания. На формирование численности и половозрастной структуры населения определенное влияние оказывает миграция населения.

Для характеристики демографического и трудового потенциалов страны используются такие понятия, как «индекс развития человеческого потенциала» и «человеческий капитал». ИРЧП – величина показывающая насколько условия жизни в данной стране близки к критериям благополучия отдельного благополучия и всей нации – возможности жить долго, получить образование и иметь достойный уровень материального благосостояния. По ИРЧП Беларусь занимает 68-е место среди 182 стран мира. Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также накопление знаний, умений, опыта, образования, квалификации, информации, физического и психологического здоровья, духовного богатства.

9. Научный, научно-технический и инновационный потенциалы. Научный потенциал – совокупность ресурсов и условий осуществления научных исследований (фундаментальных). Научно-технический потенциал – совокупность ресурсов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок.

Значение качество и продуктивность этих потенциалов характеризуют: количество научных организаций и их структура, объемы и структура исследований и разработок, научные кадры, финансовое обеспечение, материальная база и др.

Инновационный потенциал – совокупность ресурсов и условий практического освоения результатов научных исследований и разработок (освоение новой продукции и технологий).

На период до 2020 г. к национальным приоритетам научно-технической и инновационной деятельности отнесены:

• ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;

• новые материалы и новые источники энергии;

• медицина и фармация;

• информационные и телекоммуникационные технологии;

• технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;

• промышленные биотехнологии;

• экология и рациональное природопользование.

10. Информационно-технологический потенциал. Информационно-технологический потенциал это совокупность всех видов ресурсов и условий, обеспечивающих возможность формирования ключевых институтов информационного общества.

Основные составляющие информационно-технологического потенциала:

• информационные ресурсы;

• информационно-компьютерные и телекоммуникационные технологии;

• автоматизированные информационные системы и механизмы предоставления услуг на их основе;

• информационно-телекоммуникационная инфраструктура (технологическая сетевая среда передачи и обработки данных);

• информационная индустрия, в т.ч. индустрия средств информатизации, телекоммуникации и связи;

• вычислительный комплекс как технический базис информационной система компьютерного образования и подготовки кадров;

• система государственного управления информатизацией и регулирования рынка информационных технологий, продуктов и услуг.

Развитие сети Интернет все в большей мере способствует преобразованию традиционных видов экономической деятель­ности, активному развитию новых, в том числе электронной коммерции, мобильной коммерции, телевизионной коммерции, электронной рекла­мы, электронных платежей, электронного маркетинга, элект­ронного управления и правительства.

Информационно-коммуникационные технологии – это лицо любой высокоразвитой страны, поскольку они являются важнейшей составляющей жизни общества и государства.

Разработана и утверждена Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003–2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь". Ее цель – формирование единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, обеспечивающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики.

11. Производственный и инвестиционный потенциалы. Производственный потенциал это совокупность всех ресур­сов и условий осуществления общественного производства.

Показатели производственного потенциала:

• количество предприятий;

• численность работающих;

• объем производства (ВВП);

• основные производственные фонды (ОПФ);

• качество товаров и услуг;

• технологический уровень производства (соотношение технологий: традиционных – 79 %, новых – 15,8 % и новейших (высоких) – 5,2 %);

• ресурсоемкость (энергоемкость, материалоемкость);

• характеристика систем управления и типохозяйствования (соотношение рыночных механизмов и административных).

Инвестиционный потенциал – это способность страны ос­воить необходимые объемы инвестиций в строительство новых предприятий, расширение и реконструкцию действующих предприятий, в развитие человеческого потенци­ала и создание объектов производственной и социальной инфраструктуры.

Показатели:

• объемы инвестиций в основной капитал;

• технологическая структура инвестиций;

• объем подрядных работ;

• структура затрат на производство подрядных работ;

• ввод в действие основных фондов и их структура;

• квалификация рабочей силы.

12. Внешнеэкономический потенциал. Внешнеэкономический потенциал – это совокупность всех ресурсов и условий осуществления внешнеэкономической деятельности государства. Он определяется наличием природных ресурсов, созданным производственным и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой, социальной сферой, продукция и услуги которых экспортируются за пределы страны. Показатели:

• объем производства ВВП, в т.ч. на душу населения;

• удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП;

• доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров;

• платежный баланс страны.

Для Республики Беларусь внешнеэкономический потенциал имеет особое значение, т.к. по мировым масштабам она является небольшим европейским государством с открытой экономикой, доля экспорта в которой составляет около 2/3 валового внутреннего продукта.

Понятие, факторы и индикаторы экономического роста.Функционирование национальной экономики должно быть непрерывным. Процесс производства, как непрерывный процесс, который возобновляется на определенном уровне – это воспроизводство. Элементы: • воспроизводство материальных благ; • воспроизводство основных факторов производства, включая рабочую силу и капитал; • воспроизводство среды обитания человека; • воспроизводство производственных отношений, связанных с выпуском благ и услуг. Темпы и качество экономического роста зависят от его типа – экстенсивного или интенсивного. Экстенсивный тип основан на вовлечении в производство доп. ресурсов при сохраняющихся уровне технологии и качестве ресурсов. Интенсивный тип – рост производства на базе использования новых технологий, улучшения качества ресурсов, совершенствования организации производства и труда, повышения квалификации работающих. Факторы экономического роста:внутренние и внешние.

Внутренние факторы включают предложение (производство) благ и услуг и спрос на них:

• человеческий капитал (население и трудовые ресурсы);

• природно-ресурсный фактор;

• инновационный и производственный потенциалы;

• инвестиции;

• емкость внутреннего и внешних рынков сбыта продукции;

• институциональная среда – система государственных и негосударственных социальных, финансовых, экономических и экологических институтов, осуществляющих регулирование экономического роста.

Внешние факторы:

• международное разделение труда, процессы глобализации;

• политические факторы: организация политико-экономических союзов, блоков различных стран, введение эмбарго на поставку определенных видов продукции, предоставление или непредоставление режима наибольшего благоприятствования, принятие или непринятие страны в тот или иной торгово-политический союз (ЕС, ВТО), объявление торговой войны и т.д.

14. Моделирование экономического роста. Устойчивое развитие – такое развитие, при котором не истощается природно-ресурсный потенциал, приумножается физический капитал и их достаточно для развития роста нынешнего и будущих поколений.

Индикаторы устойчивого развития – это показатели, которые характеризуют изменение состояние экономики, социальной сферы и окружающей среды во времени. Индикаторы дают количественную и качественную характеристику проблемы и позволяют сделать оценку ситуации, отметить ее изменение.

Система индикаторов включает общесистемные индикаторы и индикаторы, отражающие закономерности и процессы устойчивого развития социальной, экономической и экологической сфер. Общесистемные индикаторы характеризуют процессы устойчивого развития всех сфер в целом: • интегральный показатель устойчивого развития, базирующийся на индексе развития человеческого потенциала (ИРЧП); • производство ВВП на душу населения; • уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду. Экономические: индикаторы, показывающие изменение ВНП, объемы инвестиций, рост производства продукции в отраслях специализации и др. Экологические – отражают размер антропогенной нагрузки на окружающую среду (выбросы, сбросы, образование отходов). Социальные: демографические индикаторы (численность населения, естественный баланс, продолжительность жизни), индикаторы уровня доходов и бедности, индикаторы состояния общественного здоровья. По ИРЧП Беларусь занимает 68-е место среди 182 стран мира; безработица составляет < 1%; среди стран СНГ по уровню з/пл. Беларусь находится на 3 месте; в РБ один из наименьших в СНГ разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения; финансирование сферы образования – около 6% ВВП ежегодно; на каждые 10 тыс. населения приходится 50 врачей и 120 специалистов среднего медицинского звена, что соответствует высоким международным стандартам; за последние 15 лет объемы вводимого в стране жилья выросли в 3 раза; Данные, свидетельствующие об устойчивости экономического роста в РБ и стабильности развития экономики страны в целом.

15. Понятие отрасли и хозяйственного комплекса экономики. Отраслевая структура национальной экономики Беларуси. Отраслевая структура национальной экономики это совокупность отраслей и видов хозяйственной деятельности, которая характеризуется их количественным соотношением и взаимосвязями.

Все отрасли экономики делятся на две группы: производящие товары и оказывающие услуги. Традиционно в национальных экономиках выделяют три сектора: 1) сельскохозяйственный сектор включает добычу ископаемых, растениеводство, животноводство, лесное хозяйство, охоту и рыболовство; 2) промышленный сектор охватывает обрабатывающие отрасли промышленности, строительство и прочие виды деятельности по производству товаров; 3) сектор услуг входят все остальные отрасли экономической деятельности. Национальная экономика Беларуси имеет сложную функциональную и территориально-производственную структуру, включающую межотраслевые и отраслевые звенья, регионы, комплексы, предприятия и организации.

Хозяйственный комплекс – сложная межотраслевая система, которая отличается высоким уровнем интеграции между составляющими ее элементами (предприятиями и организациями) по потокам производимых товаров, энергии и информации.

В составе сферы производства товаров наиболее крупным является промышленный комплекс. Отдельно рассматриваются топливно-энергетический и машиностроительный комплексы, реже – химико-лесной (в составе химической и нефтехимической, а также лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей). Сложную структуру имеют аграрно-промышленный и строительный комплексы, объединяющие разные отрасли национальной экономики. Комплексы производственной инфраструктуры включают транспорт и связь, торговлю, другие отрасли, оказывающие услуги преимущественно сфере производства товаров.

16. Понятие и состав промышленного комплекса Республики Беларусь. Отраслевая структура белорусской промышленности. Промышленный комплекс является важнейшим межотраслевым комплексом национальной экономики. Промышленный комплекс Беларуси сохранил достаточно мощный производственно-технологический потенциал и конкурентные преимущества: здесь сконцентрирована треть основных промышленно-производственных фондов страны; трудится четвертая часть от общей численности работающих; в производстве и обращении задействована почти половина оборотных средств.

В Беларуси функционирует более 20 тыс. промышленных предприятий и производств. Промышленность республики насчитывает в своем составе более 100 отраслей. Ведущие отрасли: машиностроение и металлообработка (22% в общем объеме промышленного производства); топливная промышленность (17%), пищевая (17%), химическая и нефтехимическая промышленность (12%). Промышленность и в первую очередь ее базовые отрасли электроэнергетика, металлургия, химическая промышленность, машиностроения, является материальной основой технического процесса, реконструкции всех отраслей народного хозяйства.

17. Топливно-энергетический комплекс, его структура, предприятия и их продукция. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – межотраслевая система, включающая добычу, переработку разных видов топлива и производство энергии, их транспортировку, распределение и потребление. ТЭК РБ включает системы добычи, транспорта, хранения, производства и распределения основных видов энергоносителей: природного газа, нефти и продуктов ее переработки, твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии. Топливная промышленность представляет собой совокупность отраслей промышленности по добыче и переработке разных видов топлива. Ее развитие в РБ базируется на местных видах топлива и импортируемых ресурсах. Нефтяная пром-сть включает нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность. Газовая пром-сть осуществляет добычу попутного газа, транспортировку, переработку природного и попутного газа, его использование. Торфяная пром-сть производит добычу торфа на топливо, для с/х, химической переработки, занимается производством торфобрикетов.

Современная электроэнергетика РБ – постоянно развивающийся высокоавтоматизированный комплекс, объединенный общим режимом работы и единым централизованным диспетчерским управлением. Основу электроэнергетики РБ составляют тепловые электростанции (ТЭС), связанные между собой линиями электропередач; они вырабатывают 99,9 % всей электроэнергии.

18. Машиностроение и металлообработка: предприятия и их продукция. Машиностроительный комплекс – совокупность машиностроительных и металлообрабатывающих отраслей промышленности, а также смежных и вспомогательных производств, проектных, конструкторских и научно-исследовательских организаций.

Машиностроение – ядро комплекса, имеет сложную и диф­ференцированную структуру; располагает высокотехнологичным производственным и научным потенциалом. Подотрасли: автомобильная, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроительная и инструментальная, приборостроение, радиотехническая, электротехническая, электронная, оптико-механическая, строительно-дорожное машиностроение. Наибольший удельный вес в машиностроительном комплексе республики занимает автомобильная пром-сть. Тракторное и с/х машиностроение является ведущей отраслью машиностроения, позво­ляющей практически в полной мере обеспечивать необходимыми машинами и оборудованием АПК страны.

Металлообрабатывающая промышленность – отрасль обрабатывающей промышленности; включает металлоремонтную (авто-, судо- и т.п.), инструментальную, санитарно-техническую промышленность, производство металлоконструкций, металлофурнитуры, метизов культурно-хозяйственного назначения.

19. Металлургическая промышленность и проблемы ее развития. Металлургическая промышленность включает черную и цветную металлургию – совокупность связанных между собой отраслей и стадий производственного процесса от добычи сырья до выпуска готовой продукции – черных и цветных металлов и их сплавов. Металлургическая промышленность представлена 17 предприятиями черной металлургии и 6 – цветной.

Черная металлургия Беларуси специализируется на выплавке стали, чугунного литья, производстве стальных и чугунных труб, металлического корда, метизных и других металлических изделий. К отрасли относится также добыча и обогащение нерудного сырья (огнеупорных глин и др.), используемого в черной металлургии (РУП «БМЗ», г. Жлобин).

Предприятия цветной металлургии осуществляют перера­ботку лома цветных металлов, производство твердых сплавов, тугоплавких и горячестойких металлов (крупная цветная металлургия в РБ отсутствует). Наибольшая часть в общем объеме цветной металлургии приходится на производство алюминия.

20. Химическая и нефтехимическая промышленность, состав и структура отрасли. Химическая и нефтехимическая промышленность является одной из важнейших отраслей промышленного комплекса Беларуси. Она насчитывает 75 предприятий, которые характеризуются высоким уровнем рентабельности.

Важную роль сыграло и выгодное экономико-географическое положение республики. В отраслевой структуре Беларуси предприятия химического комплекса занимают третье место после машиностроения и металлообработки, пищевой. Основной отраслью химической и нефтехимической промышленности является производство минеральных удобрений. Крупнейшие предприятия отрасли – РУП «ПО «Беларуськалий», ОАО «Гродно Азот», ОАО «Гомельский химический завод». РБ является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров калийных удобрений. Около 70% продукции поставляется на внешний рынок. Имеется развитая лакокрасочная промышленность, которая дает около 6% всей продукции в СНГ, причем производство этих материалов на душу населения почти в 2 раза превышает средний показатель по СНГ. РБ имеет развитую промышленность химических волокон и нитей. По выпуску химических волокон и нитей РБ занимает 2-е место после России и выпускает 25% от их производства в СНГ. Беларусь специализируется на производстве синтетических смол и пластмасс и покрывает до 85% внутреннего спроса. Шинная и резинотехническая промышленность является подотраслью химической и нефтехимической промышленности. Шинная промышленность дает более 70% аналогичной продукции в СНГ. Промышленность бытовой химии производит синтетические моющие средства. Химико-фармацевтическая промышленность занимается производством лекарств.

21. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность: предприятия и их продукция. Лесная, деревообрабатывающая (ДО) и целлюлозно-бумажная промышленность (ЦБП) включает группу отраслей, связанных с заготовкой, механической обработкой и химической переработкой древесины. Эти отрасли, отличаясь друг от друга технологией производства, назначением выпускаемой продукции, используют одинаковое сырье. Продукция отрасли находит применение почти во всех сферах экономики РБ.

Лесной комплекс – это интегрированная совокупность отраслей и производств, выполняющих функции как по воспроизводству, охране, защите лесов, так и по заготовке древесины, механической, химико-механической и химической переработкам древесного сырья. Лесопромышленный комплекс представлен лесозаготовительной, лесопильной, производством деревянных строительных деталей, фанерной, тарной, мебельной, спичечной, целлюлозно-бумажной, картонной, гидролизной и лесохимической отраслями.

ДО промышленность делится на лесопильную, производство стандартных домов и строительных деталей из дерева, фанерную, мебельную, производство спичек. Устойчивость и рост эффективности функционирования отрасли будут базироваться на соблюдение принципов рационального, комплексного и неистощимого использования лесосырьевых ресурсов страны и в интересах нынешнего и будущего поколения.

22. Легкая промышленность: предприятия и их продукция. Легкая промышленность (ЛП) – совокупность отраслей и производств, перерабатывающих с/х и химическое сырье и выпускающих ткани, одежду, обувь и другие предметы потребления. Она объединяет > 10 крупных отраслей и десятки производств, непосредственно участвующих в материальном обеспечении потребностей населения. В ней функционируют около 500 предприятий, которые выпускают > 5000 наименований продукции. Ей принадлежит ведущее место в производстве товаров народного потребления.

Наиболее крупные предприятия отрасли, производящие около 87% отраслевого объема, входят в состав концерна «Беллегпром» – многоотраслевого производственного комплекса страны, включающего текстильную, трикотажную, швейную, кожевенную, обувную, меховую и текстильно-галантерейную подотрасль. В зависимости от особенностей размещения все отрасли ЛП можно разделить на 3 группы: 1) отрасли первичной переработки сырья, которое поставляет сельское хозяйство (шерсть, лен, кожа) – при размещении предприятий ориентируются на сырье; 2) текстильная промышленность (включает шерстяную, льняную) – ориентируется как на сырье, так и на потребителя; 3) швейная и обувная промышленность– ориентируются на потребителя.

Основной задачей развития отрасли является максимально возможное удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественных изделиях широкого ассортимента и увеличение выпуска на экспорт.

23. Агропромышленный комплекс его структура и роль в экономике. Агропромышленный комплекс – совокупность отраслей национальной экономики, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственного сырья, насыщение внутреннего рынка продовольствием и обеспечивающих экспорт продовольствия и сырья. Организационно-функциональная структура АПК отличается наличием многих подразделений экономики, она объединяет > 10 отраслей.

Основным звеном АПК является с/х, оно производит примерно 58% всей продукции. Сельское хозяйство занимается выращиванием сельскохозяйственных культур (растениеводство) и разведением сельскохозяйственных животных (животноводство). Ему принадлежит главная роль в снабжении населения продуктами питания и производстве сырья для пищевой и частично легкой промышленности. Примерно 2/3 розничного товарооборота в РБ составляют продукты с/х и товары, производимые из с/хозяйственного сырья. Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, включают: • пищевую промышленность; • подотрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти; • мукомольно-крупяную и комбикормовую промышленность. Их доля в структуре АПК составляет 21–22 %.

24. Строительный комплекс. Строительный комплекс рассматривается как межотраслевая система, включающая совокупность предприятий и организаций, деятельность которых направлена на создание, освоение реконструкционных объектов промышленного и непромышленного назначения.

Капитальное строительство рассматривается как отрасль национальной экономики по созданию, реконструкции и техническому перевооружению уже действующих основных фондов – промышленных предприятий, электростанций, железных и автомобильных дорог, линий электропередач и связи, жилых, коммунальных, культурно – бытовых и других объектов, которые обеспечивают производственную деятельность людей и их материально – культурные потребности. В соответствии с назначением и особенностями возведения отдельных объектов различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное и др.

РБ развивает экспорт строительных материалов и услуг. В страны ближнего и дальнего зарубежья экспортируется цемент, стеновые, кровельные, облицовочные, нерудные строительные материалы и др. Из всей экспортной продукции почти пятая часть реализуется в странах дальнего зарубежья.

25. Транспорт и связь. Транспорт – сложная система, включающая средства перевозки грузов и людей, дороги, трубопроводы, АЭП и связанные с их формированием оборудование, станции, аэродромы, порты. Управление отраслью осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций. Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуются такими показателями, как доля транспорта в ВВП – 8,4%, в основных фондах страны – 15,4, структуре инвестиций в основной капитал – 11,5%.

Связь – отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь в РБ подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание). Значительное развитие за последние годы получила мобильная связь.

27. Комплекс социально-культурных отраслей. Комплекс социально-культурных отраслей представляет собой совокупность видов деятельности, назначение которых является оказание населению социально-значимых услуг: образование, культура, здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обслуживание.

Образование – отрасль, которая рассматривается как система организаций и учреждений, осуществляющих образовательную деятельность. Образование делится на основное и дополнительное. Основное образование включает: дошкольное образование, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование.

Здравоохранение – система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний.

Физкультура и спорт – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека.

Культура и искусство – совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения.

Социальное обслуживание – деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

26. Социально-потребительский комплекс: состав и структура. Социально-потребительский комплекс – производство материальных благ и услуг для населения, включая торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и ЖКХ. Особенность – через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы и др.) осуществляется доведение до населения товаров и услуг. Торговля – совокупность предприятий, реализующих товары народного потребления путем купли-продажи; позволяет освободить товаропроизводящие отрасли от необходимости самостоятельно реализовывать произведенные товары, неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Управление отраслью осуществляет Министерство торговли РБ. Общественное питание (ОП) – отрасль экономики по производ­ству и реализации готовой пищи населению через сеть специа­лизированных предприятий (столовых, кафе, ресторанов, буфе­тов др.). Управление отраслью осуществляет Министерство торговли РБ. Бытовое обслуживание (БО) населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги.

Подотрасли ЖКХ: • жилищное хозяйство; • гостиничное хозяйство; • коммунальное хозяйство. Управление отраслью осуществляет Министерство ЖКХ РБ. Жилищная сфера – составная часть народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание, ремонт.

28. Региональная структура национальной экономики. Анализ хозяйственного развития областей и г. Минска. Региональный социально-экономический комплекс – сложная динамично развивающаяся система, представляющая собой совокупность множества объектов с набором связей между ними, создающих объективную основу для формирования внутриреспубликанских регионов. Экономический район – территориально целостная часть го­сударства, которая объединяет всю совокупность отраслей и производств на определенной территории, имеет соответствующую производственную специализацию, тесные внутренние со­циально-экономические связи.

Основой внутриреспубликанских экономических районов являются территориально-хозяйственные комплексы (ТХК), формирующиеся в процессе социально-экономического развития – совокупность предприятий и сооружений на определенной территории, экономически связанных между собой использованием общерегиональных природных и экономических условий и ресурсов.

В Республике Беларусь в качестве внутриреспубликанских регионов выступают области и г. Минск, которые существенно различаются как по уровню социально-экономического развития, так и по структуре хозяйства. Сложившееся административно-территориальное деление республики на 6 областей не изменялось с 1961 г.

29. Особенности социальной политики в Беларуси. Наша страна выбрала путь построения будущей системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией. Социальная ориентация рыночной экономики предполагает смягчение таких признаков модели чистого рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация и др.

Белорусская перспективная модель экономики включает следующие принципы и направления государственной политики, определяющей контуры будущего общества:

• общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы;

• построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства;

• формирование развитого гражданского общества и самоуправления;

• приоритетное развитие человеческого потенциала;

• переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;

• повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности;

• интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества;

• следование экологическим стандартам.

30. Социальный императив государственного регулирования экономического развития. Социальный императив – совокупность основных требований, предусматривающих решение проблем социальных отношений и взаимодействий, выполнение которых необходимо для поддержания социальной системы. Он заключается в необходимости развития и эффективного использования человеческого капитала, наиболее полного удовлетворения его потребностей.

Сфера социальной политики – часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Важным фактором, обеспечивающим устойчивое развитие общества, является создание экономических, социальных, культурных, правовых и других условий для гармонического развития и социально позитивного образа жизни личности, реализации общепризнанных мировым сообществом конституционных прав и свобод человека Преодолев пороговый показатель 0,800, Респуб­лика Беларусь перешла из категории стран со средним уровнем развития человеческого потенциала в категорию стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.

31. Предпосылки и этапы формирования ПМЭ. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-20015 гг. Важными политическими предпосылками формирования ПМЭ являются:

• построение социального правового демократического государства;

• эволюция общественных структур в направлении институтов современного гражданского общества. Для успешного построения ПМЭ необходимы предпосылки и преобразования в действующей экономической системе страны:

в реальном секторе — создание эффективной и конкурентоспособной экономики на основе структурной перестройки, модернизации и обновления технологической базы производства, выпуска высокотехнологической наукоемкой продукции, развитие сферы услуг;

финансовом секторе — формирование финансовых структур и механизмов

институционально-правовой сфере — построение системной законодательной основы

внешнеэкономической сфере — ориентация на принципы открытости национальной экономики внешнему миру

области управления и регулирования социально-экономических процессов — гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.

Date: 2015-11-13; view: 1593; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию