Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция национальной безопасности РБ





15 лет тому назад распался Советский Союз. Это, безусловно, трагичный, но свершившийся факт. Последствия его известны. Наиболее оптимальным путем не оказаться в бездне для народов бывшего СССР явилось максимально быстрое создание собственных государственных институтов, способных регулировать общественные отношения и защищать своих граждан от различного рода угроз. Чем сильнее и самостоятельнее государство, тем безопаснее жизнь его граждан, тем больше появляется перспектив для его дальнейшего эффективного развития.

Наш народ строит сильную и процветающую Беларусь. Но чтобы быть сильными и процветать, необходимо обеспечить главное условие – мирное небо над головой наших граждан.

Очевидно, что мирное созидание невозможно без защиты государства и общества от реальных и потенциальных внешних и внутренних угроз эпохи глобализации.

Методологическая и правовая основа обеспечения национальной безопасности определены Конституцией Республики Беларусь, а также законами и указами Президента Республики Беларусь в 90-е годы прошедшего столетия.

В тот период наибольшую опасность для еще неокрепшего государства представляли отсутствие стройной политической системы, способной управлять страной и отстаивать ее интересы за рубежом, а также кризис в экономике, как результат распавшихся производственных связей, сопутствующие этому безудержный рост коррупции, организованной преступности.

В таких условиях в 1995 г. была разработана Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, явившаяся основополагающим документом, регламентирующим вопросы обеспечения безопасности нашего государства, и утвержденная в новой редакции решением Совета Безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390).

В Концепции определены жизненно важные интересы нашей страны в политической, экономической, военной, экологической, информационной, гуманитарной сферах, а также приоритетные направления их реализации. Названы основные факторы, создающие угрозу безопасности государства в наиболее важных сферах его деятельности.

В результате кропотливой работы, проделанной руководством страны, в XXI в. Беларусь вошла с полностью сформированной, эффективной и комплексной системой обеспечения национальной безопасности. Сегодня порядок деятельности, функции и пределы компетенции субъектов обеспечения национальной безопасности законодательно закреплены. Правовая база постоянно совершенствуется в соответствии с требованиями времени: за последние годы скорректированы законы о милиции, пограничных войсках, Вооруженных Силах и органах государственной безопасности. Принят Таможенный кодекс, направленный на защиту экономических интересов страны. На рассмотрении Парламента находится новый Закон о прокуратуре.

Сегодня национальная безопасность во всех ее сферах поддерживается на стабильно высоком уровне.

Много сделано для совершенствования оборонного потенциала. В последние годы осуществлены фундаментальные преобразования военной организации государства. Созданы необходимые условия для ее устойчивого функционирования. Заметно укрепилась обороноспособность Беларуси, повысилась боевая готовность соединений и частей Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск. Более надежными стали охрана Государственной границы, общественная безопасность, защита населения от чрезвычайных ситуаций.

Авторитет защитника Отечества в обществе растет год от года. Военная служба вновь стала престижной и почетной. Являясь ключевым элементом стратегического сдерживания, армия служит не орудием ведения войны, а инструментом ее недопущения.

Укрепились правопорядок и законность. Мы не допустили существенного роста криминала, его проникновения в политику и экономику, во власть. Постоянно совершенствуется созданная система противодействия коррупции. Любые ее проявления пресекаются жестко и бескомпромиссно.

Поставлена надежная преграда политическому и религиозному экстремизму, проявлениям терроризма. Объявлена бескомпромиссная война современному рабству - торговле людьми, особенно женщинами и детьми, наркотрафику, другим наиболее опасным видам международной организованной преступности.

Вместе с тем нельзя самоуспокаиваться и останавливаться на достигнутом. Чтобы выжить в неспокойном современном мире, обеспечить необходимые условия для дальнейшего развития общества и государства, требуется постоянный анализ возникающих угроз и вызовов. Нужно проявлять политическую волю и здоровый прагматизм в их устранении.

Сегодня можно ответственно утверждать, что выстроенная в Беларуси система обеспечения национальной безопасности является гибкой и адекватной изменениям складывающейся обстановки.

В условиях нарастающей глобализации мировых процессов, противоречивой международной обстановки наиболее актуальная задача - укрепление независимости и суверенитета Беларуси как главного условия дальнейшего стабильного и поступательного развития общества и государства.

В сфере обеспечения политической безопасности нельзя не отметить наличие благоприятного для Республики Беларусь фактора - возрастающего стремления все большего числа стран к многополярному мироустройству.

Именно Беларусь выступила с идеей разноуровневой интеграции на постсоветском пространстве, в частности в таких объединениях, как Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

В Организации Договора о коллективной безопасности Беларусь в настоящее время исполняет функции председателя. В утвержденной Главой государства Директиве о политике Республики Беларусь в отношении ОДКБ четко определены основные задачи на ближайшую и среднесрочную перспективу.

ОДКБ призвана стать главным гарантом и механизмом обеспечения безопасности государств-участников, на равных взаимодействовать с НАТО в Европе. Наша линия в Организации направлена на всемерное развитие многостороннего и двустороннего сотрудничества, укрепление ОДКБ и ее организационных механизмов, повышение роли и статуса Организации на международной арене.

В рамках ОДКБ укрепляется военное и военно-техническое сотрудничество, осуществляется активное противодействие терроризму, наркотрафику, незаконной миграции, создается действенная система реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, ликвидацию последствий акций терроризма, в том числе ядерного.

В 2007 г. в Беларуси запланированы учения по проблематике ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в результате террористического акта.

Республика Беларусь играет свою позитивную роль в формировании современной структуры системы безопасности на европейском континенте. Мы исходим из того, что без Беларуси не может быть обеспечена стабильность и безопасность в центре Европы. Наша страна является полноправным членом международной антитеррористической коалиции, вносит значительный вклад в борьбу с наркотрафиком, незаконной миграцией, торговлей людьми.

Время подтвердило правильность принятых решений о развитии отношений Беларуси с НАТО, наращивании практического участия наших представителей в мероприятиях программы «Партнерство ради мира»: прежде всего, в отдельных областях международных военных связей, по линии гражданского чрезвычайного планирования и научно-технологического сотрудничества, а также в направлении развития миротворческой деятельности.

Главной целью взаимодействия Беларуси с НАТО является поддержание мира и безопасности в Европе, повышение профессионального уровня и подготовки наших Вооруженных Сил. Дальнейшие взаимоотношения с НАТО Беларусь намерена выстраивать не через конфронтацию, а через поступательный, конструктивный диалог на взаимовыгодной основе.

Вблизи своих границ Республика Беларусь продолжает курс на формирование и укрепление пояса добрососедства.

На двусторонней основе мы развиваем сотрудничество по вопросам обеспечения региональной безопасности и стабильности с сопредельными государствами. На основе Венского документа 1999 г. наша страна заключила договоренности о дополнительных мерах доверия и безопасности в военно-политической области с Украиной и Литвой (в 2001 г.), Латвией и Польшей (в 2004 г.).

На фоне политических и экономических проблем обеспечение военной безопасности Родины постоянно находится в центре внимания руководства государства. Как уже отмечалось, военно-политическая ситуация вокруг Республики Беларусь по объективным причинам осложнилась. В этой связи Главой государства, Правительством принимаются комплексные меры для повышения военной безопасности страны. Это приоритетная составляющая нашей политики, направленная на предотвращение и нейтрализацию реальной военной опасности и потенциальных военных угроз.

При этом военные проблемы решаются, в первую очередь, за счет перспективного планирования, рационального использования бюджетных средств, дальнейшего совершенствования структуры военной организации.

На заседании Совета Безопасности Республики Беларусь в сентябре 2005 г. утверждены новые программные документы, направленные на развитие военной организации государства: План строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь на 2006-2010 годы, Государственная программа вооружения Республики Беларусь на 2006-2015 годы.

Наша армия признается одной из наиболее боеспособных. По выполнении запланированных мер уровень ее боеготовности существенно повысится. Это даст нашему народу дополнительную уверенность, что его мирное и благополучное будущее надежно защищено.

С учетом тенденций развития военно-политической обстановки, анализа опыта локальных конфликтов и войн в конце XX - начале XXI вв. основными направлениями укрепления Вооруженных Сил определены: совершенствование противовоздушной обороны, авиации, сил и средств радиоэлектронной борьбы, разведки и связи.

Свое развитие получила система территориальной обороны. Впитав лучший мировой опыт, она позволяет в разы увеличить боевой потенциал наших Вооруженных Сил в случае возникновения военной угрозы. При этом найден механизм минимизации затрат на содержание территориальных войск в мирное время.

Развитие вооружения и техники стало одним из приоритетов укрепления Вооруженных Сил.

В боевом строю белорусской армии находятся модернизированные отечественными предприятиями самолеты-истребители Су-27 и МиГ-29, принципиально новые комплексы средств автоматизированного управления ВВС и войсками ПВО, комплексы АСУ «Бор», «Поляна РБ», «Спрут», «Риф».

Благодаря военно-техническому сотрудничеству с Российской Федерацией, мы смогли укрепить систему ПВО современными зенитно-ракетными комплексами, которые стоят на защите воздушного пространства как Союзного государства, так и СНГ. В конце текущего года планируется нормативно закрепить созданную единую региональную систему ПВО Беларуси и России.

Значимым фактором обеспечения безопасности является региональная группировка войск Беларуси и России. На командно-штабных учениях «Щит Союза - 2006» впервые на практике был отработан широкий спектр вопросов ее функционирования. Решались наиболее сложные задачи взаимодействия - от тактического до оперативного и стратегического уровней. Высокую боевую выучку и мастерство показали воины белорусской и российской армий. В очередной раз подтвердилось, что Беларусь обладает достаточными возможностями для организации вооруженной защиты.

В 2007 г. Беларусь и Россия планируют отработать новую форму взаимодействия в военной сфере через проведение совместной командно-штабной военной игры. Намечается отработка системы принятия межгосударственных решений по реальному запуску механизмов снижения уровня военных угроз, в том числе по вводу в действие Плана применения региональной группировки войск вооруженных сил двух стран.

Основным фактором обеспечения безопасности Республики Беларусь является моральный дух ее народа.

Национальная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности развития личности, общества и государства.

Под угрозой национальной безопасности понимаются действия, явления и процессы (или их совокупность), препятствующие реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Под обеспечением национальной безопасности понимается деятельность государственных органов, организаций, в том числе общественных объединений, а также отдельных граждан по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Обеспечение национальной безопасности включает:
определение жизненно важных интересов личности, общества и государства; выявление факторов, создающих угрозу национальной безопасности; формирование системы противодействия негативным факторам и возникающим угрозам.

Обеспечение национальной безопасности основывается на принципах:

законности, предполагающей соблюдение норм международного права и национального законодательства;

«всеобщей безопасности», предполагающей взаимный учет и соблюдение интересов всех субъектов отношений в сфере безопасности как внутри страны, так и на международном уровне;

соблюдения баланса жизненно важных интересов и взаимной ответственности личности, общества и государства в вопросах обеспечения национальной безопасности постоянного информирования граждан республики по вопросам состояния национальной безопасности.

В настоящее время очень актуальной для Республики Беларусь является энергетическая безопасность. Возможность поступательного развития Беларуси, повышения эффективности ее экономики и обеспечения требуемой динамики развития во многом определяется потенциалом энергообеспечения республики. Способность топливно-энергетического комплекса обеспечивать достаточное и надежное энергоснабжение страны в нормальных условиях и минимизацию ущерба в чрезвычайных ситуациях составляет основу энергетической безопасности.

В республике разработана и постоянно совершенствуется развитая нормативная база в сфере энергосбережения. Ведутся поиски альтернативных источников энергообеспечения, в том числе, и местных. Примером решения этих вопросов является ввод в действие Солигорской гидроэлектростанции, годовая выработка электроэнерии которой предусматривает в границах 1 млн. кв/тч.

Составной частью национальной безопасности является организация работы на региональном уровне. В Минской области перспективным является строительство почти 15 таких небольших ГЭС. В текущем году планируется строительство мини-ГЭС в Логойском и Воложинском районах.

Date: 2015-11-13; view: 1284; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию