Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основания неомифологии





В качестве причин, порождающих неомифотворчество, обычно указывают экономические, социальные, политические, институци­ональные и др. К ним относят: общественный кризис, снижение престижа науки и образования, утрату общественных ориентиров, устранение цензуры, государственного контроля, господство рыноч­ных механизмов в практике средств массовой информации, экс­плуатацию безграничного доверия публики к печатному слову, тра­дицию упрощенной популяризации науки, моду на научную фантастику и др. Все эти причины, безусловно, имеют отношение к возникновению неомифологии. Но есть и более глубокие, духов­но-культурные основания. Ведь она — не случайный продукт со­знания и проявляет некоторые глубинные стороны духовной дея­тельности.

Какие? Те, которые выражают личностную модальность ми­фотворчества (см. главу 24). Духовная культура не является чем-


ШЦШ ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ. НАУКА О МИФЕ В НАЧАЛЕ XXI В.

то застывшим и неизменным; она находится в состоянии постоян­ного изменения. Это — направленная в будущее динамическая си­стема. Во взаимодействие человека с миром включаются новые опосредующие звенья (как в сфере деятельности, так и в сфере общения), которые не охватываются когнитивной стороной созна­ния, не рефлексируются, а лишь переживаются субъектом.

В сложной динамической системе духовной культуры посто­янно появляются новые и исчезают старые элементы (образы, представления, понятия и пр.), устанавливаются новые и отми­рают старые связи и отношения между элементами. В этой дина­мике калейдоскопически сменяются ценностные ориентиры и предпочтения, диверсифицируются потребности и интересы, осуществляются многообразные синтезы и отпочкования и др. Причем процессы дифференциации неизбежно дополняются ин-тегративными, синтезирующими тенденциями. Синтезирующие, интегративные процессы осуществляются как по магистральным, так и по девиантным линиям развития в системе культуры.

Магистральные линии культуры — это такие ее направления, которые закономерно и необходимо вырастают из оснований той или иной формы культуры. Магистральные области культуры — те, которые опираются на основания данной формы духовной куль­туры, на ее исторические пласты, подпитываются ими, вырабаты­вают с ними устойчивые структурообразующие связи и отноше­ния. Это гарантирует применение в таких областях культуры высоких творческих профессиональных критериев, эталонов, при­дает им черты элитарности, рациональности и др.

Девиантные линии порождаются в результате взаимодействия вторичных, побочных, часто флуктуационных, в конечном счете случайных факторов. Девиантные линии культуры (в искусстве — разные формы поп-арта; в науке — различные формы квазинауч­ных мифологий, псевдонаучных построений и др.; в религии — раз­личного рода нетрадиционные секты) характеризуются отсутстви­ем глубинной исторической укорененности, утерей связей со своими культуротворческими основаниями, что выражается зани­женными критериями профессионализма, сиюминутными, часто утилитарными, ценностями, «популизмом» и др.

Один из важнейших культурных синтезов — синтез истории культуры и ее новейших форм. Каждый новый существенный шаг культурного творчества осуществляется при условии освоения не только новейших достижений культуры, но и глубинных истори­ческих пластов культуры. История культуры во все больших мае-


ГЛАВА 25. МИФОТВОРЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ЩЗШ

штабах вовлекается в культуротворчество нашего времени, ста­новится его непосредственной предпосылкой. Глубинные пласты культуры не остались в прошлом, а в виде различных идей, смыс-лообразов, процессов и тенденций обогащают современное состо­яние культуры в ее развитии. Мы все больше ощущаем, что исто­рия не осталась в прошлом, она живет в настоящем и вместе с настоящим определяет будущее.

Неомифотворчество — одна из форм в девиантнОй линии син­теза истории культуры и ее новейших форм. Конечно же, наплас­тование исторических типов сознания существенно трансфор­мировало первобытное мифотворчество, но ни в коем случае не «растворило», не устранило самого мифотворчества. Первобытное мифотворчество трансформировалось в универсальную способ­ность сознания продуцировать неинтерпретируемые формы на­глядно-чувственной образности. Неомифотворчество и является современным продуктом такой способности сознания.

Такой подход позволяет прояснить и истоки квазинаучной мифологии.

Date: 2015-11-13; view: 290; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию