Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Открытость процедуры децентрации





Как мы отмечали, мифотворчество не сводится только к пер­вобытной мифологии. Мифоподобные структуры творятся и выс­шими, исторически более продвинутыми формами сознания. В чем коренится всеобщность мифотворчества? Ответ на этот вопрос кроется в закономерностях децентрации мышления.

Как мы выяснили, способность оперировать отношением субъекта к объекту является условием интеллектуальной децент­рации. Вместе с тем такая децентрация, по-видимому, охватывает далеко не все отношения субъекта к объекту. Отношения субъек­та к объекту многообразны. Это целый многообразный мир устой­чивых пространственно-временных, социокультурных и духовных связей человека и бытия. Среди них базовое место занимают от­ношения, формирующиеся в перцептивной активности субъекта.

При реализации когнитивной связи субъекта со средой клю­чевую роль играет перцептивное отражение. Оно всегда эмоцио­нально насыщенно и выражает зависимость организма от окру­жающей среды, культурно-исторический и личный опыт субъекта. Оно вплетено в акты повседневной жизнедеятельности субъекта и несет на себе их смысловой отпечаток. Перцептивный процесс всегда имеет личностный план, смысловую сторону. Это касается как первичной, так и вторичной образности (представления)1.

Как бы операционально-знаковая активность ни трансформи­ровала перцептивный уровень, личностный (смысловой) план пер­цептивного отражения не может быть полностью исчерпан. Пер­цептивный образ невозможно интерпретировать до конца. Именно потому иллюзию, галлюцинацию невозможно отличить от действи­тельного образа, оставаясь только в рамках чувственного отраже­ния. В этой фундаментальной закономерности психики заключе­на причина «вечности» мифотворчества. В широком понимании мифэто образ (первичный или вторичный) в единстве с его неотъемлемым личностным смыслом.

В ходе любых культурно-исторических трансформаций пси­хики ее перцептивный уровень неизбежно личностно модален, т.е. он включает в себя и продуцирование наглядно-чувственной об-

1 Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб., 2002. С. 463—464.


ГЛАВА 24. МИФ КАК ФАЗА ПЕРЕХОДА «ОБРАЗ-МЫСЛЬ» ЩЩЛ

разности, и неразрывную ее связь с личностным смыслом. Всеоб­щность мифотворчества определяется его личностной модальнос­тью.

Мифотворчество протекает не в абстрактном пространстве пси­хологических форм, а в реальных условиях жизни, являясь спосо­бом разрешения постоянно возникающих противоречий в отноше­ниях мира и конкретного индивида, обладающего определенным набором потребностей, интересов, средств их удовлетворения. Миф — это и форма духа, и некоторое событие в неповторимой жизни личности. Миф обладает личностной модальностью. Он ин­дивидуально порождается и индивидуально переживается. Миф всегда есть единство знания и переживания действительности. Структура личности изначально участвует в жизни мифа и непов­торимо испытывает на себе его влияние. Миф — событие лично-стно-бытийное, неповторимое явление жизни личности. И в этом своем качестве он должен быть включен в контекст реальной жиз­недеятельности человека.

Особенность первобытного мифотворчества состоит в том, что личностный смысл образности в нем был представлен лишь эмоцио­нально-аффективно насыщенной потребностью в перцептивном от­ражении мира. Это и зафиксировал в своей теории Л. Леви-Брюль.

Существует важная закономерность исторического развития психики, согласно которой «в ходе филогенеза предметное со­держание перцептивных потребностей дифференцируется и обо­гащается: чем полнее и многообразнее индивид включен в жизнь, тем тоньше и разнообразнее он должен отражать свое бытие. Раз­витие перцептивной потребности означает расширение сферы контроля индивидом... условий жизнедеятельности»1. На наш взгляд, данная закономерность не ограничивается собственно биологической эволюцией, но может быть отнесена и к социаль­но-культурной эволюции. Это значит, что личностная, смысло­вая составляющая перцептивного уровня постоянно диверсифи­цируется, становится тоньше и многообразнее, из чего следует, что мифотворческая активность сознания не только не исчер­пала себя, но эволюционирует, исторически разнообразится.

Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. С. 82.


ЩЦШ ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ. НАУКА О МИФЕ В НАЧАЛЕ XXI В.

Date: 2015-11-13; view: 309; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию