Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Открытость процедуры децентрацииКак мы отмечали, мифотворчество не сводится только к первобытной мифологии. Мифоподобные структуры творятся и высшими, исторически более продвинутыми формами сознания. В чем коренится всеобщность мифотворчества? Ответ на этот вопрос кроется в закономерностях децентрации мышления. Как мы выяснили, способность оперировать отношением субъекта к объекту является условием интеллектуальной децентрации. Вместе с тем такая децентрация, по-видимому, охватывает далеко не все отношения субъекта к объекту. Отношения субъекта к объекту многообразны. Это целый многообразный мир устойчивых пространственно-временных, социокультурных и духовных связей человека и бытия. Среди них базовое место занимают отношения, формирующиеся в перцептивной активности субъекта. При реализации когнитивной связи субъекта со средой ключевую роль играет перцептивное отражение. Оно всегда эмоционально насыщенно и выражает зависимость организма от окружающей среды, культурно-исторический и личный опыт субъекта. Оно вплетено в акты повседневной жизнедеятельности субъекта и несет на себе их смысловой отпечаток. Перцептивный процесс всегда имеет личностный план, смысловую сторону. Это касается как первичной, так и вторичной образности (представления)1. Как бы операционально-знаковая активность ни трансформировала перцептивный уровень, личностный (смысловой) план перцептивного отражения не может быть полностью исчерпан. Перцептивный образ невозможно интерпретировать до конца. Именно потому иллюзию, галлюцинацию невозможно отличить от действительного образа, оставаясь только в рамках чувственного отражения. В этой фундаментальной закономерности психики заключена причина «вечности» мифотворчества. В широком понимании миф — это образ (первичный или вторичный) в единстве с его неотъемлемым личностным смыслом. В ходе любых культурно-исторических трансформаций психики ее перцептивный уровень неизбежно личностно модален, т.е. он включает в себя и продуцирование наглядно-чувственной об- 1 Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб., 2002. С. 463—464. ГЛАВА 24. МИФ КАК ФАЗА ПЕРЕХОДА «ОБРАЗ-МЫСЛЬ» ЩЩЛ разности, и неразрывную ее связь с личностным смыслом. Всеобщность мифотворчества определяется его личностной модальностью. Мифотворчество протекает не в абстрактном пространстве психологических форм, а в реальных условиях жизни, являясь способом разрешения постоянно возникающих противоречий в отношениях мира и конкретного индивида, обладающего определенным набором потребностей, интересов, средств их удовлетворения. Миф — это и форма духа, и некоторое событие в неповторимой жизни личности. Миф обладает личностной модальностью. Он индивидуально порождается и индивидуально переживается. Миф всегда есть единство знания и переживания действительности. Структура личности изначально участвует в жизни мифа и неповторимо испытывает на себе его влияние. Миф — событие лично-стно-бытийное, неповторимое явление жизни личности. И в этом своем качестве он должен быть включен в контекст реальной жизнедеятельности человека. Особенность первобытного мифотворчества состоит в том, что личностный смысл образности в нем был представлен лишь эмоционально-аффективно насыщенной потребностью в перцептивном отражении мира. Это и зафиксировал в своей теории Л. Леви-Брюль. Существует важная закономерность исторического развития психики, согласно которой «в ходе филогенеза предметное содержание перцептивных потребностей дифференцируется и обогащается: чем полнее и многообразнее индивид включен в жизнь, тем тоньше и разнообразнее он должен отражать свое бытие. Развитие перцептивной потребности означает расширение сферы контроля индивидом... условий жизнедеятельности»1. На наш взгляд, данная закономерность не ограничивается собственно биологической эволюцией, но может быть отнесена и к социально-культурной эволюции. Это значит, что личностная, смысловая составляющая перцептивного уровня постоянно диверсифицируется, становится тоньше и многообразнее, из чего следует, что мифотворческая активность сознания не только не исчерпала себя, но эволюционирует, исторически разнообразится. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. С. 82. ЩЦШ ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ. НАУКА О МИФЕ В НАЧАЛЕ XXI В.
|