Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 23. Пути и принципы развития современной науки о мифе hjjjl





♦ В мифе воплощались первобытные классификации, ре­зультаты логической рубрикации мира. Миф своими клас­сификациями вносит порядок в мир восприятия.

♦ Кроме классификаций миф способен осуществлять дру­гие логические операции — переходы от видов к катего­риям (к системе качеств), от конкретных классификаций (животные, растения и др.) к абстрактным (числа, сторо­ны света и др.), от некоторых простейших генерализаций к фиксации характеристик индивидуальных представите­лей (элементов) класса.

♦ Особенности логических операций в мифе:

 

1) они опираются не на универсальные категориальные структуры, а на наглядные представления об участии предметов в практической ситуации, предполагающие наличие наглядного личного опыта;

2) преобладание умозаключений по аналогии;

3) обобщение на основе подражания;

4) неполнота обратимости логических операций и нечув­ствительность к логическим противоречиям;

5) недецентрированность (или эгоизм) отражения;

6) гипертрофирование детерминизма (всякое соприкос­новение в пространстве и во времени непосредствен­но воспринимается как причинно-следственная связь); миф не знает случайности;

7) определение предмета по одной его несущественной характеристике;

8) преобладание трансдуктивной (а не индуктивной, либо

дедуктивной) связи абстракций; и др.

♦ В основании мифотворчества — формы активности, про­межуточные между игрой и деятельностью.

♦ В мифотворчестве значительную роль (возможно, боль­шую, чем в современном сознании) играют бессознатель­ные процессы. Их содержание насыщает эмоционально-аффективную составляющую мифа. Это придает мифам некоторые черты сходства со снами, видениями, продук­тами спонтанной фантазии.

♦ Миф базируется на бинарных оппозициях — бессозна­тельных ограничителях ментальной деятельности. Оппо­зиции разрешаются путем нахождения медиаторов. Развертывание мифологического сюжета предполагает двойную перестановку функций: исходные противопос-


■ЗИЛ ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ. НАУКА О МИФЕ В НАЧАЛЕ XXI В.

тавления по крайней мере два раза должны изменить свою функциональную определенность, чтобы придать мифу свойства завершенности и целостности.

♦ Миф формируется в первобытном обществе, где опреде­ляющими являются кровно-родственные отношения; в ми­фе мир мыслится как живое, одушевленное существо, живущее по законам родовой общины; мир представляет­ся некоторой общинно-родовой организацией. Для мифа высший авторитет — род; миф изначально возникает как этномиф.

♦ Мифология — духовная основа социальных институтов первобытного общества, средство их обоснования. Благо­даря мифам кодифицируются традиции, нормы морали, верования, воссоздаются традиции, охраняется мораль и право, эффективно действуют и получают свой смысл ритуалы, а также практические руководства. Миф есть средство оживления и поддержки социального родового чувства сопричастности и солидарности.

♦ Миф, сопровождая «обряды перехода», выступает спосо­бом психологического сглаживания критических, пере­ломных состояний человеческой жизни.

Мифотворчество, по-видимому, связано с деятельностью со­знания как целого, является важным и неизбежным моментом (условием и следствием) целостного функционирования созна­ния. Это значит, что миф не остался в далеком прошлом, в пре­образованных формах он может воспроизводиться во всех ис­торических формах сознания. И поэтому нужно различать первобытную мифологию и производные от нее мифоподобные формы.

При переходе к цивилизации с развитием мышления, его по­нятийно-категориального аппарата, языка формируется способ­ность дифференциации меры реальности, ступеней объективации, реальность не отождествляется с содержанием сознания. Так пре­одолевается главная особенность мифа — идентификация реаль­ности с содержанием сознания, неразличение объекта и его обра­за в сознании. Но эти изменения не влекут за собой немедленные изменения всех остальных характеристик мифотворческой спо­собности сознания, которые трансформируются в течение эпох, тысячелетий, порождая формы сознания свойства которых напо­минают первобытный миф.


ГЛАВА 23. ПУТИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ О МИФЕ ЩЩЖ

Date: 2015-11-13; view: 439; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию