Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпирические закономерности мифотворчества





Усилиями специалистов в области лингвистики, этнографии (этнологии), фольклористики, истории первобытного общества, истории и теории культуры, психологии, гносеологии, социологии и других наук за почти 200-летнее развитие конкретно-научных исследований мифотворчества был накоплен грандиозный массив мифов народов мира, выделены закономерности мифотворчества (как первобытного, так и производных от него форм), построено немало частных концепций, объясняющих те или иные стороны мифотворчества, создан ряд фундаментальных теорий мифа.

Можно выделить следующие основные закономерности ми­фологического сознания.

♦ Мифология порождается в процессе исторического раз­вития языка и сознания первобытного человека.

♦ Миф — это не все первобытное сознание, а его высший слой, некий дотеоретический способ обобщения, система­тизации стихийно-эмпирических знаний.

♦ Миф — это обобщение в форме наглядно-чувственных об­разов, представлений; миф (в отличие от науки) не может


ГЛАВА 23. ПУТИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ О МИФЕ Ис1:Д

освободиться от чувственного характера своих представ­лений.

♦ Мифология должна быть понята как иерархически орга­низованная система наглядных обобщенных образов.

♦ В мифе не различаются объект и его образ в сознании субъекта, объект и мысль о нем; любые образы трактуют­ся им «как сама объективность». Это в свою очередь вле­чет за собой отсутствие четкой грани между «реально­стью» и сновидением, жизнью и смертью, материальным и идеальным, вещью и словом, вымыслом и действитель­ностью, правдой и «поэзией», истинным и кажущимся, ве­щью и ее свойствами; «представляемым» и «реальным», желанием и его исполнением.

♦ Миф не дифференцирует меру реальности, ступени объективации, которые различаются научно-теоретичес­ким мышлением. Миф не знает фиксированных границ, твердо определенных порядков, предметов, подчиняющих­ся неизменным законам. Он не способен к нюансировке оценок и значений понятий об объектах, к различению за­кономерных и незакономерных частей объектов.

♦ В мифе человек, с одной стороны, антропоморфизирует при­роду, а с другой — не выделяет себя из природы, рассматри­вает себя как природное существо. Человек рассматривает природу как собственное продолжение; ему присуще смут­ное чувство родства с отдельными видами животных, рас­тений и даже предметами неодушевленной природы (то­темизм).

♦ Образ вещи в мифе не представляет данную вещь, а явля­ется ею, следовательно, он не только ее замещает, но и дей­ствует так же, как и она: он способен непосредственно заменять ее во всех ее проявлениях. Из этого вырастает магия. Магия — это попытка воздействия на вещь через предметные операции с ее образом (словом, именем, ко­пией и др.).

♦ Миф внутренне синкретичен, гомогенен и недифферен-цирован. Для мифа характерно сращение, сплавление, совпадение связей, отношений элементов образов; нераз­личимость вещей и их отношений.

♦ Свойства, отношения, связи, процессы в мифе овещест­вляются. Из этого следует и та важная особенность мифа, согласно которой реальные отношения вещей в нем не


mi-tM ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ. НАУКА О МИФЕ В НАЧАЛЕ XXI В.

выделяются, а заменяются материальными субстанциями или силами, духами, демонами, богами.

♦ Миф не разграничивает часть и целое (части представля­ются как целое и отождествляются с ним; на этой основе появились некоторые формы магии: то, что после разъе­динения целого происходит с его частью, одновременно происходит и с целым). Воздействие понимается как пе­реход, «перелив» вещных, субстратных свойств одного объекта в другой.

♦ Миф не нацелен на поиск в природе закономерных свя­зей. Закономерности природы, выявленные стихийно-эм­пирически, в мифе воспроизводятся в виде устойчивых связей наглядных образов.

♦ Миф живет всецело настоящим объекта, он не разграни­чивает прошлое, настоящее и будущее.

♦ Миф не ищет в природе нового.

♦ Миф несет в себе не только определенное обобщение, но и переживание мира. Миф всегда сопровождался пережи­ваниями, открытыми эмоционально-аффективными со­стояниями. Миф не дифференцирует объективные момен­ты восприятия и субъективно-эмоциональное содержание сознания. В мифе не различаются когнитивное и ценно­стное, смысловые и аксиологические аспекты; миф абсо­лютно некритичен.

♦ Миф не способен осознавать свою субъективность, пере­живание выносится вовне, в мир, в природу. Миф — это образная объективация эмоций. Объективные отношения вещей в мифе заменяются объективацией эмоциональных состояний субъекта.

♦ Миф связан с ритуалом, обрядовыми действиями. Миф в значительной степени выступает как способ объяснения этих ритуальных действий.

♦ *Миф закономерно (возможно, генетически) соотносится

с метафорой; метафоричность возникает в силу того, что обозначение отвлеченных, абстрактных отношений, свя­зей может осуществляться в мифе лишь через соотноше­ние двух (и более) наглядных образов.

♦ Миф закономерно соотносится с языком, который, с од­
ной стороны, выступает средством сознания единства
и общности чувственного образа, а с другой — средством
разложения чувственного образа на абстракции.


Date: 2015-11-13; view: 334; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию