Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон партиципации (сопричастия)





Ключевую роль в концепции Леви-Брюля играет положение о том, что первобытные «коллективные представления» не только структурно отличаются от «коллективных представлений» совре­менного типа, но и сочетаются одни с другими иначе, чем совре­менные (которые связываются между собой по законам логики). По его мнению, первобытные «коллективные представления» со­четаются по законам партиципации (сопричастия). Сопричастие — это способность сознания стирать, сглаживать всякую двойствен­ность, наделять предмет одновременно противоположными свой­ствами. Сопричастие предполагает единство, тождественность, не-разделенность вещей, субъектов, предметов, когда субъект может быть одновременно и самим собой, и неким другим существом, к которому он сопричастен.


ГЛАВА 21. «МИФОСОЦИОЛОГИЯ» ИсКИ

В основе сопричастия лежит ассоциативность сознания, при­чем ассоциации здесь строятся на основе комбинирования не объективных свойств чувственно воспринимаемых предметов, а их мистических, «потусторонних» свойств. Предшествующие и по­следующие состояния вещей связываются не объективными, а ми­стическими характеристиками этих вещей. В результате порож­даются необычные для нас образы: в одних нераздельно то, что на самом деле существует независимо друг от друга; в других — субъект может быть одновременно и самим собой, и неким дру­гим существом, к которому он сопричастен и т.д.

Важной особенностью первобытного сознания является и то, что «связи представлений обычно даны здесь вместе с самими пред­ставлениями»1. Это значит, что первобытное мышление еще не умеет отделять отношения вещей от самих вещей, не умеет аб­страгировать связи, отношения вещей от их чувственно воспри­нимаемых свойств и потому подменяет абстрагирование соприча-стием. Поэтому даже, казалось бы, самые простые и очевидные, почти наглядные, детерминистические связи (чередование дня и ночи, зачатие ребенка и его рождение и пр.) не осознаются пер­вобытным человеком в качестве причинно-следственных.

Принцип сопричастия позволяет Леви-Брюлю объяснить мно­гие явления первобытной культуры — своеобразие первобытных языков (неразвитость форм глагола; множественность форм лич­ных местоимений; отсутствие слов для обозначения общих поня­тий; преимущественное внимание выражению пространственных, а не временных отношений; образность первобытного языка, от­сутствие категориальной связки «быть», «существовать»; сосуще­ствование языка жестов с вербальным языком и др.). Он также объяснил становление представлений о числе, умение счета, фор­мирование религиозно-магических институтов (магические эле­менты охоты, рыбной ловли, военных действий, магия при лече­нии заболеваний, в трактовке рождения и смерти, процессы гадания и др.).

Проведенный Леви-Брюлем анализ первобытного сознания позволил сделать ряд важных выводов. Во-первых, первобытное со­знание уже разделяет феноменальную и сущностную стороны бы­тия, но не в мышлении, а на уровне чувственно-эмоционального переживания мира. Ощущение глубинности бытия здесь уже есть.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. С. 72.


Date: 2015-11-13; view: 1494; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию