Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коллективное бессознательное и его символизм





Юнг значительно расширил фрейдовское толкование бессоз­нательного. Он считал принципиально неверным подход к челове­ческой психике как к сугубо личностному процессу. Он полагал, что не человек формирует себя и свою психику, а бессознатель­ные слои психического определяют и личность человека, и его по­ведение, и даже его судьбу. Это привело Юнга к выводу, что в бес­сознательном надо выделять два качественно различных уровня: индивидуально-личностное и коллективное, трансперсональное бессознательное. (Фрейд признавал существование только перво­го из них.) Индивидуально-личностное бессознательное образует лишь поверхностный слой бессознательного, является вытеснен­ным или забытым и в любой момент может быть легко осознано. Но в мире бессознательного есть надындивидуальный, транспер­сональный уровень, не выводимый из личностного опыта — кол­лективное бессознательное.

Коллективное бессознательное лежит в глубинах психики, унаследовано в структуре мозга и в нормальных, обычных услови­ях не поддается осознанию. Такое осознание предполагает слож­ную историко-культурную, интерпретирующую, десимволизиру-ющую процедуру. Люди обычно не знают о существовании коллективного бессознательного, не подозревают о наличии таких глубинных бессознательных факторов, которые направляют их поступки, ими движут, предшествуя человеческому сознанию. Образы коллективного бессознательного спонтанны, поэтому они воспринимаются сознанием как нечто второстепенное и побочное. Человек жаждет абсолютной свободы и не приемлет бессознатель­ных (и часто парализующих его волю) глубинных основ его психи­ки. Идея бессознательного человеку неприятна, потому он так на­стороженно относится и к его исследованию. Не случайно мифологический символ бессознательного — «страна мертвых», или «земля предков».

Коллективное бессознательное есть некая «возможность» пси­хической деятельности, которая передается по наследству с древ­нейших времен и заложена в структурах мозга. Коллективное бес­сознательное — это и квинтэссенция сложившегося за миллионы


■ЕШ1 ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА О СУЩНОСТИ МИФА

жей. Это как бы невидимое глубинное течение, которое направля­ет плавание «корабля души», это «формы проявления инстинк­тов»1; это «не врожденные представления, а врожденные возмож­ности представления»2. Юнг неоднократно подчеркивал, что архетипы не являются содержательными структурами, а выступа­ют как чисто формальное условие функционирования образов бессознательного, как регуляторные принципы оформления мате­риала, установки психической деятельности. Архетипы имманент­ны и лишь потенциальны. По мысли Юнга, архетипы являются врож­денными и унаследованными феноменами; они обнаруживаются повсюду и во все времена человеческой истории.

Существует множество явлений психической жизни, которые указывают на существование архетипов. Кроме сна к ним следует отнести беспричинные настроения, которые часто охватывают лю­дей, универсальные жесты, религиозные догмы, универсальные ми­фологические и сказочные сюжеты, стереотипы поведения, установ­ки деятельности, саму способность человека к рефлексии, иллюзии, видениям и др.

Архетип всегда эмоционально нагружен, что придает ему ди­намизм, энергичность. Если архетип в силу каких-либо причин (распад личности, невроз и т.п.) вырывается из-под контроля со­знания, тогда эмоциональная энергетика архетипа «врывается» в поведение индивида и порождает состояния одержимости, уте­ри сознания, нарушения самоконтроля и др.

Архетип наиболее контрастно проявляет себя там, где скла­дываются условия для свободной творческой фантазии. Архетип задает границы самой такой творческой фантазии. Причастность к архетипу, по Юнгу, пробуждает в душе повышенный энергети­ческий накал, особое чувство духовной свободы: человек приоб­щается к коллективному опыту миллионов людей и сотен поколе­ний, поднимается из однократности и временности в сферу вечности. Юнг видел в архетипах своеобразные отзвуки аккордов вселенской, космической симфонии.

Архетипы как носители собственно побудительной психоло­гической энергии и исторического опыта человечества довольно

Юнг К.Г. Структура души // Юнг К.Г. Проблема души нашего време­ни. М., 1994. С. 131.

Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-худо-жественному творчеству // Юнг К.Г. Архетип и символ. С. 282.


Date: 2015-11-13; view: 382; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию