Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 17. Психология и мифология. Ряду и в связи с мифом, как язык чувств (мелодия) в связи с языком образа (мифом)






ШЛАМ


ряду и в связи с мифом, как язык чувств (мелодия) в связи с языком образа (мифом).

Вагнеровские идеи о связи мифа и музыки нашли свое разви­тие в творчестве Ф. Ницше.

Миф как основание культуры: Ф. Ницше

Ф. Ницше (1844—1900) — «возмутитель умов» европейской интеллигенции конца XIX — начала XX в., сложный и противоре­чивый мыслитель, философствующий публицист, эссеист, обладав­ший парадоксальным способом мышления, вносящим сумятицу в умы. В Ницше как человеке и мыслителе поражает — а некото­рых восхищает — не столько его философская доктрина, сколько умение идти до конца в реализации своих философских положе­ний, выводить из них все возможные, и даже совершенно непри­вычные, следствия; идти до конца, не страшась разрывов с науч­ными традициями, философскими школами, моралью, правом, религией.

Общей идейной предпосылкой философии Ницше является немецкий романтизм. Ницше впитал в себя дух романтизма с юно­сти, и его — с определенной долей условности — можно назвать по­следним немецким романтиком. Непосредственные истоки филосо­фии Ницше: учение Шопенгауэра о воле как первооснове всего сущего и учение Вагнера о единстве мифа и музыки, роли творчес­кого гения в реформировании культуры. Вслед за Шопенгауэром Ницше обращает внимание на то, что европейский человек стал несоразмерен разросшемуся социокультурному миру: от него тре­буется такая многосторонность, сложность, к который он не го­тов, и это порождает его опустошенность, нечестность, фальшь, бесцельность, безмерность, условность, маскарадность. Существу­ющий культурный мир своим эгоизмом, корпоративными интере­сами, государством, церковью способен предписывать человеку лишь внешние и чуждые ему цели и мотивы.

Согласно Ницше, мир есть становление как чистое движение. Бесцельность становления конкретизируется им в идее «вечного возвращения». В основе мира лежит «воля», понимаемая им как движущая сила становления, как «воля к власти», к расширению своего Я, к экспансии. Человек есть биологический организм, вы­рабатывающий свои формы приспособления к окружающему миру. Человеческий интеллект — это некий слой психики, нуж­ный для сохранения жизненно необходимых инстинктов. Интел­лект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это надо


Щ| ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ И НАУКА О СУЩНОСТИ МИФА

для практических потребностей. Человеческое мышление неиз­бежно носит образный и метафорический характер. Образность — это то, что соединяет человека с действительностью. А научные абстракции, понятия, категории лишены этой связи. Ницше счи­тал, что все основные научные абстракции (причина, число, отно­сительность, закон, свобода, цель и др.) — это чисто субъектив­ные фикции, и отнесение их к миру есть не что иное, как мифология.

Всегда и во всем, где человек творит в сфере духа, он творит в конечном счете мифологию. Даже наука, которую принято счи­тать принципиально отличной от мифа формой сознания, в кон­це концов тоже есть мифология, утверждал Ницше. Человек глу­боко ошибается, когда думает, что он познает истину. На самом деле он не может судить об истине, он может творить только миф об ис­тине, а значит, судить только о ценности истины1. По мнению Ниц­ше, миф следует признать за «необходимый результат и даже за конечную цель науки»2.

Миф для Ницшеоснова любого типа культуры. Вместе с раз­рушением «чутья к мифу» отмирают и исторические основы куль­туры: «Без мифа всякая культура теряет свой здоровый творческий характер природной силы: лишь обставленный мифами горизонт замыкает целое культурное движение в законченное целое»3. И миф, и музыка являются непосредственным языком, зеркалом мировой Воли. Музыка способна порождать миф. Миф же вещает о всемогуществе вечного волевого начала, об ужасах индивидуаль­ного существования. Любая культура уничтожается в своем осно­вании, когда теряет способность к мифотворчеству.

Утрата мифагибель культуры. Уничтожающим культуру фактором выступает дух науки, сократическое, теоретическое отношение к миру, считает Ницше. Возрождение культуры воз­можно только благодаря мифотворческой силе музыки. Современ­ная европейская культура находится в глубочайшем кризисе, по­стоянно подчеркивает Ф. Ницше, поскольку «миф... давно уже повсюду лежит в параличе и... везде достиг господства... оптими­стический дух... как зародыш гибели нашего общества»4.

Ницше Ф. О предрассудках философов // Дарвинизм и теория по­знания. СПб., 1899. С. 40.

2 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ф. Ницше. Соч.:
В 2 т. М., 1990. Т. 1.С. 114.

3 Там же. С. 149.

4 Там же. С. 128.


Date: 2015-11-13; view: 355; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию