Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 9. Романтические концепции мифотворчества кц





Миф — это целостная и тотальная форма духа, в которой на­род выражает свои чувства и мысли. Как и национальный язык, миф — продукт длительного исторического коллективного бессоз­нательного творчества. Миф, язык, обычаи, народная поэзия тес­нейшим образом связаны и между собой, и с историей народа. Только из анализа истории народной жизни можно восстановить мифологию народа, историю его языка, древние обычаи. Миф со­ответствует глубинной сути народа. Каков народ, таковы и его мифы. Это значит, что из анализа древней мифологии народа мож­но вывести представление о его своеобразии, неповторимых осо­бенностях его истории.

В таком подходе была заложена высокая оценка языческой культуры как культуры народной, выражающей внутреннюю жизнь народа, его нравственные и религиозные качества. Это дало романтикам основания для воссоздания народной поэтической культуры средневековья. Отказавшись от просветительских оце­нок, они представили яркую, величественную и своеобразную кар­тину средневековой народной культуры, противопоставив ее хри­стианству, которое, по словам Я. Гримма, «не было народным. Оно пришло из чуждого далека и хотело вытеснить старых домашних богов, которых земля уважала и любила»1.

Ключ к пониманию древней мифологии романтики усматри­вали в языке. Филология, историческая грамматика позволяют рас­крыть не только глубины языка, но и глубины национальной ми­фологии. Связь между языком и мифологией состоит в том, что первоначально слова возникли не как непосредственное обозна­чение предмета, а как средство выражения некоторого изобрази­тельного впечатления от предмета в сознании субъекта. И только впоследствии эти же слова стали использоваться как знаки для обо­значения отвлеченного понятия. Поэтому значение слова (которое было неотделимо и от того, что оно выражало, и от повседневных жизненных обстоятельств, образов, обрядов, верований и др.) при­обрело мифологическую образность. Миф здесь выступает след­ствием развития способности языка отражать абстрактные отно­шения. Таким образом, история языка есть одновременно история мышления, история мифологии, история национальной психологии. История слова позволяет выразить тончайшие нюансы в истории Духовной жизни народа. Так закладывались романтиками методо­логические основы сравнительно-исторической мифологии.

1 Grimm J.L.K. Deutsche Mythologie. Warshawa; Leipzig. 1844, S. VII.


ШВвЭЛ ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗУЧЕНИЕ МИРОТВОРЧЕСТВА В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА

Уже Я. Гримм исследовал немецкую мифологию не философ­скими, абстрактно-схематическими, умозрительными, а конкрет­но-научными методами, прежде всего сравнительно-историческим методом. Он многое сделал для обоснования применения этого метода в изучении народного творчества. В его трудах определе­ние родства мифологий (а не только языков) по степени их близо­сти становилось необходимой предпосылкой построения схемы исторического развития мифологии. Из трех ступеней развития германских языков (древней, средней, новой) он выводит и ступе­ни развития немецкой этномифологии.

Разумеется, его пионерские методологические разработки были еще незрелыми, содержали немало ошибок. Так, он не сумел отделить немецкую мифологию от мифологий других европейских народов, в частности преувеличивал сходство немецкой мифоло­гии со скандинавскими сагами. В результате в его «немецкую ми­фологию» «затесались» и не немецкие боги. Кроме того, не всегда Я. Гримму удавалось отделять языческую мифологию от христи­анства, евангельской мифологии. И наконец, он нередко отожде­ствлял поэтические произведения средневековых поэтов с продук­тами народного мифологического творчества.

И тем не менее именно в творчестве немецких романтиков, и прежде всего Я. Гримма, были заложены основы сравнительно-исторической мифологии, которая нацелена на основе сравнения мифов (образов, сюжетов и смыслов) различных исторических эпох (одного или разных народов) раскрывать объективные за­кономерности формирования и развития мифологического со­знания.

Date: 2015-11-13; view: 339; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию