Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 2. Ранние концепции мифотворчества. Ние Аристотеля явилось одновременно и универсальным синтезом всех достижений древнегреческой полисной культуры
ние Аристотеля явилось одновременно и универсальным синтезом всех достижений древнегреческой полисной культуры, и исходной платформой философии и науки эпохи эллинизма. Аристотель строил свое учение, отталкиваясь от критики идей Платона. Главное возражение Аристотеля направлено против платоновского отрыва идеи вещи от самой вещи. Аристотель пишет: «Следует, по-видимому, считать невозможным, чтобы отдельно друг от друга существовали сущность и то, сущность чего она есть»1. И далее продолжает: «Как могут поэтому идеи, если они сущности вещей, существовать отдельно от них?»2. Аристотель категорически не согласен с представлением о самостоятельном существовании мира идей, о его независимости, пространственной отделенное™ от чувственного мира. Идеи и чувственные вещи не могут существовать отдельно, в разных мирах. Мир един, он не распадается на два мира — чувственный и идеальный. Идея вещи существует не где-то в космических далях, а в самих чувственно воспринимаемых вещах. На этой основе Аристотель разрабатывает свое дуалистическое учение о двух исходных субстанциях бытия — материи и форме. Материя сама по себе есть бесформенное, аморфное, хаотическое, пассивное начало, она материал, субстрат вещи. Для того чтобы стать конкретной вещью, материя должна принять форму, т.е. соединиться с неким идеальным, конструирующим, моделирующим началом, которое и придает материи определенность и конкретность. Как материя, так и форма вечны. Новая дуалистическая онтология с необходимостью влечет за собой и новую гносеологию. В отличие от Платона, который считал, что объектом достоверного познания может быть только мир идей, Аристотель полагал, что не только мир идей, но и мир изменчивых, индивидуализированных, природных вещей вполне может быть предметом научного познания. Все достойно быть предметом познания: и движение светил, и строение всех животных и растительных организмов (от червя до человека), и устройство полиса, и свойства высшего Перводвигателя и т.д. Каким же образом человек познает иерархически организованный Космос, материю и субординированное многообразие форм вещей? Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 1. М., 1976. С. 88. 2 Там же.
|