Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть первая. Античные учения о мифе. Это были обычно активные, бойкие, самонадеянные и часто, по-видимому, нагловатые, с оттенком нигилизмаЭто были обычно активные, бойкие, самонадеянные и часто, по-видимому, нагловатые, с оттенком нигилизма, но талантливые люди, смело разрывавшие со старыми традициями жизни и мысли. Не случайно среди своих современников софисты пользовались далеко не самой лучшей репутацией. Нередко в них видели утонченных шарлатанов или дилетантов. Для этого были свои основания: софистике был свойствен сильный утилитарно-прагматический акцент. Софисты учили побеждать в споре не только во имя истины, но часто и вопреки ей. Так, например, софист Горгий заявлял, что он берется любую вещь и восхвалять и ниспровергать независимо от ее объективных качеств, используя двусмысленность, многозначность словесных выражений, неправильность логических связей мысли и т.п. Поэтому под софистикой и сейчас понимают умение использовать полемику, силу слова, логики для доказательства всего что угодно — умения представить истину ложью, а ложь истиной, белое черным, а черное белым. Важнейшей для софистов была проблема истины. В состоянии ли человек иметь о мире истинное знание? Софисты допускали возможность отрицательного ответа на этот вопрос. Они не видели в достижении объективной истины смысла и общественной полезности. Их агностицизм опирался на релятивизм, т.е. на тезис, что все в мире относительно, в том числе относительны и наши знания о нем. Единой объективной истины не существует, у каждого человека своя собственная истина; истина имеет субъективный характер. Только чувственные восприятия субъекта могут быть опорой знания. Справедливости ради следует отметить, что софисты редко последовательно проводили идеи агностицизма, а чаще колебались между объективизмом и субъективизмом. Историческая заслуга софистов — Протагора, Горгия, Гиппия, Продика, Антифонта и других — состояла и в том, что они выделили субъективный внутренний мир человека, его сознание как некоторую специфическую реальность. Софистика перевела главные ориентиры философской мысли с рассмотрения общих законов природы, Космоса на сознание человека, его внутренний мир, обратилась к проблемам человека, общества, сознания и его элементов — знаниям, ценностям, языку, восприятиям, понятиям и т.д. Что касается мифотворчества, то в большинстве своем софисты разделяли аллегорическую концепцию мифа; некоторые пытались ее развивать. Так, Критий распространил на мифотворчество софистическую мысль, что обман, отход от истины имеет и свои положительные стороны, например может нести в себе воспитатель-
|