Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть первая. Античные учения о мифе. Это были обычно активные, бойкие, самонадеянные и часто, по-видимому, нагловатые, с оттенком нигилизма






Это были обычно активные, бойкие, самонадеянные и часто, по-видимому, нагловатые, с оттенком нигилизма, но талантливые люди, смело разрывавшие со старыми традициями жизни и мысли. Не слу­чайно среди своих современников софисты пользовались далеко не самой лучшей репутацией. Нередко в них видели утонченных шар­латанов или дилетантов. Для этого были свои основания: софистике был свойствен сильный утилитарно-прагматический акцент.

Софисты учили побеждать в споре не только во имя истины, но часто и вопреки ей. Так, например, софист Горгий заявлял, что он берется любую вещь и восхвалять и ниспровергать независимо от ее объективных качеств, используя двусмысленность, много­значность словесных выражений, неправильность логических свя­зей мысли и т.п. Поэтому под софистикой и сейчас понимают уме­ние использовать полемику, силу слова, логики для доказательства всего что угодно — умения представить истину ложью, а ложь ис­тиной, белое черным, а черное белым.

Важнейшей для софистов была проблема истины. В состоянии ли человек иметь о мире истинное знание? Софисты допускали возможность отрицательного ответа на этот вопрос. Они не виде­ли в достижении объективной истины смысла и общественной полезности. Их агностицизм опирался на релятивизм, т.е. на те­зис, что все в мире относительно, в том числе относительны и наши знания о нем. Единой объективной истины не существует, у каж­дого человека своя собственная истина; истина имеет субъектив­ный характер. Только чувственные восприятия субъекта могут быть опорой знания. Справедливости ради следует отметить, что софисты редко последовательно проводили идеи агностицизма, а чаще колебались между объективизмом и субъективизмом.

Историческая заслуга софистов — Протагора, Горгия, Гиппия, Продика, Антифонта и других — состояла и в том, что они выдели­ли субъективный внутренний мир человека, его сознание как не­которую специфическую реальность. Софистика перевела главные ориентиры философской мысли с рассмотрения общих законов природы, Космоса на сознание человека, его внутренний мир, об­ратилась к проблемам человека, общества, сознания и его элемен­тов — знаниям, ценностям, языку, восприятиям, понятиям и т.д.

Что касается мифотворчества, то в большинстве своем софисты разделяли аллегорическую концепцию мифа; некоторые пытались ее развивать. Так, Критий распространил на мифотворчество со­фистическую мысль, что обман, отход от истины имеет и свои по­ложительные стороны, например может нести в себе воспитатель-


Date: 2015-11-13; view: 305; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию