Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание эпохи архаики





Начало культурного взлета античной цивилизации обычно ве­дут от эпохи архаики (VIII—VI вв. до н.э.). Время глубокого циви-лизационного перелома было одновременно и периодом высочай­шего взлета духовности, самосознания, возникновения новых идеалов и ценностей. Переломный характер эпохи отразился в ис­кусстве этого времени — в контрастности сопоставлений, сравне­ний, эпической массивности и тяжеловесности изобразительных форм, их пластичности и монументальности, в представлениях о сосуществовании мифологически-божественного и жизненно-земного аспектов сущности человека. В то же время архаическое сознание еще непритязательно, исполнено поэтических грез, све­жести, часто наивности и восторженности, оно постоянно нахо­дится в ожидании и предчувствии некоторой особой будущности, знамений и намеков на величественность грядущего.

Мир предстал, с одной стороны, как некий объект, обладающий своими собственными, не зависящими от человека закономерно­стями, а с другой — как некая универсальная целостность (макро­косм), находящаяся в определенных связях со своей неотъемлемой частью — человеком (микрокосмом). Индивидуальность личности уже приобретает некоторую автономность и не подавляется абсо­лютным величием, многомерием, надчеловечностью безгранично­го Космоса. Но, ставшая относительно автономной, личность все еще живет в обстановке постоянной тревоги и напряжения. От нее всегда и во всем требуется особая собранность, предельная внима­тельность. Расслабиться нельзя ни на минуту: опасности подстере­гают на каждом шагу. Вместе с тем активность личности возрастает. Растёт осознание не только своих прав, но и своей ответственно­сти за совершаемые поступки. А ответственность — и тем более в обществе, не имевшем значительного исторического опыта, — это всегда тяжкая ноша, которую волей-неволей, хотя бы частично, хочется переложить на широкие плечи богов. Могущество богов определяется их сверхъестественностью: они легко властвуют над человеком, напоминая о его смертности и бессилии перед ними.

В эпоху архаики разрыв с мифологией начался, но до его за­вершения еще далеко. Мифологические боги остаются незримой


ГЛАВА 1. АНТИЧНАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИФА: НАЧАЛО ПУТИ

реальностью. На каждом шагу они сопереживают человеку, а че­ловек сопереживает богам. Это ярко отразилось в изобразитель­ном искусстве, где независимо от сюжета боги изображаются так, что взор их нацелен не друг на друга, а на человека. Зритель не­посредственно встречается с каждым из них глазами и как бы «втя­гивается» в мифологическую реальность, переживает в себе худо­жественную образность мифа. Его сознание еще в значительной степени амбивалентно, чувственный мир земной повседневности видится ему через волшебную мифическую дымку. Поэтому арха­ическое мировосприятие на каждом шагу требует условности, иносказания, аллегоричности, ассоциативности, намеков, озаре­ний и догадок, порождающих те или иные эмоции и оценки.

Вместе с тем в эпоху архиаки уже закладываются определен­ные предпосылки научно-философского самосознания, формиру­ются важнейшие мировоззренческие установки теоретического отношения к миру:

♦ выявление естественных, а не сверхъестественных при­чин различных явлений;

♦ понимание знания как некоторой самостоятельной цен­ности;

♦ получение нового знания — это социально значимая дея­тельность;

♦ системность знания, последовательность его накопления;

♦ обоснованность, доказательность истинного знания и др.

Именно эти установки позволили заложить основания рацио­налистического, научно-философского способа мышления, одним из первых объектов которого стал сам миф. У истоков этого исто­рического процесса — гомеровский эпос.

Date: 2015-11-13; view: 531; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию