Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наша эра





 

Ок. 50. Вторжение кушанских племен. В Таксиле возводится зороастрийский храм.

320‑540. Правление династии Гуптов. V в. Сложение пуран.

620‑649. Правление царя Сонгстена Гампо, при котором индийские монахи принесли буддизм в Тибет.

VIII в. Падмасамбхава, «второй Будда», проповедует в Тибете ламаизм.

788. Рождение Шанкары, реформатора индуизма.

937. Зороастрийцы, бежавшие от притеснений арабов, основывают в Гуджарате парсийскую общину.

XI в. Складывается представление об изначальном

Будде – Ади‑будде. Расцвет культа Тары в Тибете.

Ок. 1020–1030. Султан Махмуд Газневи вторгается в Северную Индию.

XII в. Буддизм становится главной религией Тибета.

1206. Завоевание Тибета Чингисханом. В Индии основан

мусульманский султанат со столицей в Дели.

1221. Вторжение в Индию монголов.

1288–1293. Марко Поло посещает Индию.

1396. Войска Темуджина разоряют Индию.

XV в. Фарси становится официальным языком Северной Индии.

1469. Рождение гуру Нанака, основателя сикхизма. 1498. Первое плавание Васко да Гамы. Начало проникновения европейцев в Южную Азию.

1510. Португальцы захватывают Гоа.

1526–1707. Империя Великих Моголов. Первый Могол, Бабур, объявляет себя султаном Агры и Дели.

1556–1605. Правление султана Акбара; власть Моголов распространяется на всю Северную Индию.

1560. В Гоа учреждена инквизиция.

1599. Учреждение Ост‑Индской компании.

1632–1648. Строительство усыпальницы Тадж‑Махал.

1757. Битва при Пласси; Индия становится британской колонией.

1768. Объединение Непала под властью династии Гуркхов. 1922. Начало археологических раскопок в долине Инда. Найдены руины Хараппы и Мохенджо‑Даро. 1947. Индия обрела независимость.

 

ГЛОССАРИЙ

 

 

А

 

АБХАСВАРЫ

Низшие божества, входившие в гану божеств, помощники бога Шивы. Подчинялись они не столько Шиве, сколько Ганеше, который являлся посредником между низшими богами и Шивой.

АБХИРАТИ

В мифологии махаяны рай, находящийся на востоке. В Абхирати нет ни гор, ни долин, ни камней, все деревья имеют одинаковую высоту, все люди одинаково счастливы.

АВАЛОКИТЕШВАРА

Один из главных бодхисатв, олицетворение сострадания. Он может принимать разные формы, для того чтобы спасать страдающих, крики и стоны которых он слышит. Авалокитешвара может выступать как индуистский бог (Брахма, Ганеша, Вишну, Шива), как будда, как любое существо и вступать в любую сферу сансары.

В мифологии ваджраяны Авалокитешвара принимает различные образы и названия. Его изображают то похожим на индийского принца, то держащим цветок лотоса, то четырехруким, то имеющим 11 ликов и 1000 рук.

АВАТАРА (АВАТАР)

Божество, сошедшее в мир людей и воплотившееся в смертное существо, дабы защитить тех, кто ему поклоняется, и восстановить мир и справедливость.

Самые известные в древнеиндийской мифологической системе – десять аватар бога Вишну: рыба (Матсья), черепаха (Курма), вепрь (Вараха), человек‑лев (Нарасинха), карлик (Вамана), Рама с топором (Парашурама), Рама, Кришна (или Баларама), Будда и белый конь (Калки). Воплотившись в рыбу, Вишну спас от потопа многих мудрецов‑риши, а также семена всех растений; в образе черепахи он участвовал в пахтанье мирового океана; в образе вепря бог сразил демона Хираньякшу – поединок продолжался тысячу лет, после чего вепрь поднял на клыках землю, утопленную демоном в океане. В обличье человека‑льва Вишну победил демона Хираньякашипу, в образе карлика отобрал у царя дайтьев небо и землю, а воплотившись в Парашураму, истребил множество кшатриев. Рама и Кришна – главные аватары Вишну; каждая из них впоследствии стала центром собственного культа (когда Кришна выступает как самостоятельное божество, восьмая аватара Вишну зовется Баларамой). В образе Будды Вишну соблазняет нестойких отречься от веры, а в последней аватаре, сидя на белом коне, истребляет зло, дабы мир воспринял грядущее возрождение.

АГАСТЬЯ

Божественный мудрец (риши), сводный брат Васиштхи, сын Митры и Варуны и апсары Урваши; он родился в кувшине, в который излилось при виде Урваши семя обоих богов. Силой своей аскезы Агастья сотворил себе жену Лопамудру, по просьбе которой он отнял сокровища у дайтьи Илвалы, а самого Илвалу испепелил своим словом. Проклятием он превратил в змея царя Нахушу, захватившего власть над тремя мирами, и возвратил Индре престол царя богов. Он выпил океан, на дне которого укрывались асуры, и тем самым помог богам одержать над ними победу.

АГНИ

Бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. По числу упоминаний в «Ригведе» Агни занимает второе место после Индры. Он – посредник между людьми и богами, божественный жрец, локапала (хранитель мира); он един и множествен, родился в трех местах: на небе, среди людей и в водах; у него три жилища, три жизни, три головы, три силы, три языка.

В упанишадах Агни – всеобъемлющее начало мироздания. У него много имен, но высшее из них хранится в тайне; из его эпитетов особенно известны Джатаведас – «знаток всех существ», Танунапат – «сын самого себя». Вайшванара – «принадлежащий всем людям».

Культ обожествленного огня, засвидетельствованный в ведах, восходит к периоду индоиранской общности (ср. «Авесту»).

ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ АДДХАЛОКА

У джайнов нижний мир в трехчленной структуре мироздания. Этот мир состоит из семи «нижних земель», на дне каждой из которых находятся ямы‑преисподние. Эти миры разделены прослойками воздуха, воды и пространства.

АДЖА ЭКАПАД

Ведийское божество, относимое обычно к классу воздушных. Этот бог поддерживает небо и океанские воды. Само имя бога представляет собой эпитет, за которым скрывается подлинное название божества, остающееся неизвестным.

АДИ‑БУДДА

Олицетворение духовного единства безначально существующего бытия, тесно связанное с идеей калачакры.

АДИТИ

Женское божество, мать богов – адитьев. Адити – дочь Дакши, сестра Дити и Дану – родоначальниц асуров.

АДИТЬИ

Группа божеств – сыновей богини Адити. К их числу принадлежат, среди прочих, Варуна, Индра и Митра, а поздняя традиция вводит в сонм адитьев и Вишну, которого признают величайшим из них. Адитьи хранят покой и целостность мироздания; как сказано в «Ригведе», «три светлых небесных пространства охраняют Адитьи». К людям обладающие чудесной силой адитьи относятся благосклонно: помогают в минуту опасности, удерживают от дурных поступков, дают долгую жизнь. Поначалу адитьев насчитывалось семь, в послеведийский период их число возросло до двенадцати, и каждый из них был соотнесен с каким‑либо месяцем года.

АЙРАВАТА

Прародитель слонов. Он вышел из мирового океана во время его пахтанья богами и асурами. Айравата – старший над диггаджи (слонами‑хранителями восьми направлений света), а также ездовое животное (вахана) и боевой слон Индры.

АМРИТА

Божественный напиток бессмертия, родственный греческому нектару и иранской хаоме. Согласно «Махабхарате», боги и асуры добыли амриту при пахтанье мирового океана.

АНАНДА

Кузен и любимый ученик Шакьямуни, в течение многих жизней находившийся рядом с Буддой. Ананде было суждено стать слугой Шакьямуни. Состояния архата он достиг только после смерти Шакьямуни. Считается, что именно Ананда изложил центральную часть буддийского канона «Трипитаки» – «Сутрапитаку».

АНГИРАСЫ

Полубоги, обладавшие чудесными голосами. Ангирасов было семеро, они считались сыновьями неба и богов. В «Ригведе» рассказывается, что ангирасы своим пением освободили коров, спрятанных в пещере демона Валы. В некоторых песнях говорится, что скалу проломил бог Индра, которого иногда называют главнейшим из ангирасов. Кроме того, ангирасы отыскали бога Агни, укрытого в стволе дерева, и сражались на стороне богов с асурами.

АНИЛЫ

Божества ветра. Главный из анилов входит в число васу. Анилы принадлежат к гане божеств, которая подчиняется Ганеше и помогает Шиве.

АПАМ НАПАТ

Ведийское божество, связанное с водой и огнем.

АПАС

Ведийские божества, олицетворение космических вод. В этих водах обитает Варуна, повелитель вод, окружающих вселенную.

АПСАРЫ (АПСАРАС)

Полубогини, обитающие в основном на небе, но также населяющие реки, горы и т. д. Согласно ведам, апсары могут насылать на людей любовное безумие, но покровительствуют людям азартным, особенно – любителям игры в кости. Это оборотни, способные принимать любой облик, однако чаще всего они являются в обличье прекрасных женщин в богатых одеждах, убранных драгоценностями и цветами. Апсары – небесные танцовщицы, позднее – куртизанки: боги нередко подсылают их к демонам‑асурам или к аскетам, которых нужно соблазнить, иначе подвижничество сделает тех равными богам. По «Рамаяне», апсары возникли на заре мироздания, при пахтанье мирового океана. Их насчитывается от нескольких десятков до сотен тысяч. Они – жены или возлюбленные гандхарвов.

АРДЖУНА

Герой, третий среди братьев‑пандавов, сын Кунти от бога Индры, муж Драупади. В годы изгнания пандавов Арджуна несколько лет провел на небесах, помогая богам в сражениях с асурами. Своими подвигами в битве на Курукшетре Арджуна превзошел всех остальных воинов.

АРХАТ

В мифологии хинаяны человек, который достиг наивысшего уровня духовного развития (нирваны). Путь к состоянию архата разделяется на четыре уровня: «вступивший в поток», «возвращающийся один раз», «невозвращающийся» и «архат». Архатами считались главные ученики Шакьямуни – Ананда, Маудгальяяна, Шарипутра и другие. В махаяне состояние архата не считается пределом развития личности, поэтому архаты должны продолжать свой путь как бодхисатвы.

АРЬЯВАРТА

Мифическая страна, где происходит действие индийских мифов и разворачивается сюжет индийского эпоса. Реальная Арьяварта – первоначальная территория расселения ведийских ариев в Индии (Великая Северо‑Индийская равнина).

АРЬЯМАН

Ведийское божество класса адитьев, весьма абстрактное по своим функциям.

АСУРЫ

Божества, обладающие колдовской силой; по этой причине «Ригведа» причисляет к асурам адитьев и даже Индру и Агни. В «Атхарваведе» асурами уже называются только демоны. Асуры возникли из дыхания Брахмы (или же из его брюшной полости). На небесах у асуров было три града – железный, серебряный и золотой; кроме того, у них были города и под землей. Все три небесных града асуров испепелил бог Рудра, а самих асуров он низверг на землю.

В буддийской мифологии асуры – существа, образующие один из шести разделов сансары (мирского бытия). Некогда они обитали на небе, но были изгнаны. Ныне они обитают в пещере священной горы Меру и ведут с богами непрерывные войны, в которых постоянно терпят поражения.

По замечанию А.Н. Афанасьева, «индийским асурам, которых разит и гонит в глубокие подземелья могучий Индра, вполне соответствуют греческие титаны, существа подземные, враждебные Зевсу и олимпийским богам».

АТМАН

В упанишадах индивидуальное бытие, «душа», как в личном, так и в универсальном планах. В философии Атман – всеобщая основа и первопричина, не имеющая каких‑либо конкретных характеристик. Атман неразрывно связан с Брахманом; их почитание и постижение их тождества составляет одну из основных заповедей индуизма.

АТХАРВАВЕДА

Одна из четырех священных книг, собрание заговоров и молитв, датирумое приблизительно началом I тысячелетия до н. э. Название этой веды происходит от имени мифического жреца Атхарвана («жрец огня»).

АХИ БУДХНЬЯ

Ведийское божество змеиной природы, возможно, связанное с Вритрой.

АЧЕРИ

Призраки в обличье маленьких девочек. Они обитают в горах, а по ночам спускаются с гор в человеческие поселения и напускают болезни на детей. Защититься от ачери можно, повязав горло ярко‑красной нитью.

АШВАМЕДХА

Ритуал жертвоприношения коня. Совершившего 100 этих жертвоприношений считали способным низвергнуть Индру и стать царем Вселенной.

АШВАТТХА

Священное фиговое дерево, индийский вариант мирового древа.

АШВИНЫ

Божественные близнецы, принадлежащие к числу небесных богов. За день Ашвины объезжают вселенную и прогоняют тьму. Они исцеляют, возвращают к жизни умерших, излечивают слепых и хромых.

Ашвины – древние, но вечно юные боги, сильные и прекрасные. В «Махабхарате» рассказывается о том, как они помогли богу Индре победить асуру Намучи. Ашвины вообще очень часто выручают из беды как богов, так и смертных.

 

Б

 

БАЛАДЕВА, ВАСУДЕВА ИПРАТИВАСУДЕВА

У джайнов триада героев, принадлежащих к числу шалакапуруша. В каждый свой приход в мир члены этой триады разыгрывают один и тот же «сюжет»: Пративасудева захватывает мир людей, Васудева ведет с ним войну и в конце концов убивает, а Баладева печалится о судьбе своего младшего сводного брата Васудевы и через страдание достигает конечного освобождения (мокша).

БАЛАРАМА

Старший брат Кришны, аватара Вишну (или змея Шеши, на котором возлежит Вишну). После гибели ядавов, племени Кришны, Баларама умер, сидя на берегу моря. Из его рта выполз белый змей Шеша.

БОДХИ

Высшее состояние сознания; духовное просветление. Существуют несколько уровней бодхи: например, «наивысшее истинное пробуждение» и пробуждение архатов и пратьекабудд. У бодхи семь основных качеств – раздумчивость, изучение дхармы, мужественность, восторженность, спокойствие, сосредоточенность и невозмутимость. Слово «бодхи» является также составной частью сложных слов, обозначающих объекты, вблизи которых Шакьямуни, по буддийским мифологическим представлениям, достиг духовного просветления: «дерево бодхи» (bodhivrksa), «сиденье бодхи» (bodhimanda), «почва бодхи» (bodhitala) и др.

БОДХИСАТВА

Человек (или какое‑нибудь другое существо), который принял решение стать буддой. По хинаяне, путь бодхисатвы прошли только бывшие будды и будда современной эпохи Шакьямуни, а также пройдет будда будущего мирового порядка – Майтрея, все остальные люди могут достичь лишь состояния архата. По махаяне же, путь бодхисатвы доступен для всех.

Путь бодхисатвы начинается с «поднятия духа просветления», после чего даются обеты спасти все живые существа от оков сансары. Длительность пути бодхисатвы равняется примерно трем «неисчислимым кальпам», причем в течение первой достигается только первый уровень, в течение второй – седьмой, а в течение третьей – десятый. На своем пути бодхисатва перерождается много раз в облике не только человека, но и любого другого существа, находящегося в сансаре.

БРАХМА

Высшее божество, творец мира, глава триады верховных богов индуизма: Брахма – создатель вселенной, Вишну – хранитель, Шива – разрушитель. Брахма – наиболее абстрактное божество триады.

Согласно пуранам и «Махабхарате», Брахма родился в золотом зародыше, плававшем в первобытных водах. Жизнь Брахмы, превышающая жизнь всех других богов, определяет хронологические рамки вселенной. Брахма живет сто «собственных» лет, равных 311 040 000 000 000 человеческих лет. День Брахмы равен всему сроку существования данного мира, а ночь Брахмы равна времени, когда он отдыхает от предыдущего акта творения.

Сыновья Брахмы, рожденные силой духа, – Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Дакша и Бхригу.

БРАХМАЛОКА

Обитель Брахмы на вершине горы Меру или же высоко над нею. В Брахмалоку попадают те смертные, которые при жизни отличались исключительной праведностью и за это избавились от бесконечной цепи рождений (сансары). Брахмалока состоит из нескольких областей: махарлоки, джанарлоки, тапарлоки и сатьялоки. Все области Брахмалоки разрушаются во время великого уничтожения космоса – махапралаи – в конце жизни Брахмы.

В буддийской мифологии Брахмалока – высшие девалоки, которые образуют две сферы в сансаре – «сферу, имеющую формы» (рупадхату), и «сферу, не имеющую формы» (арупадхату). К первой относятся шестнадцать небес, вторая сфера состоит из четырех небес и считается выше первой.

БРАХМАН

Высшая объективная реальность, абсолют, творческое начало, в котором все возникает, существует и прекращает существование. Тождество Брахмана и Атмана – кардинальное положение индуизма. Кроме того, Брахман – верховный бог, творец, эпитет Брахмы.

Также брахман – жрец, ученый, учитель, принадлежащий к варне (не касте!) брахманов, «дваждырожденный», то есть прошедший ритуал посвящения, своего рода второе рождение. Брахманы имели право обучать других, совершать жертвоприношения, принимать жертвы, дарить земельные наделы и т. д.

БРАХМАНЫ

Род древнеиндийской литературы, содержащий комментарии к ведам. Время составления брахман приблизительно датируется X–VII вв. до н. э.

БРИХАСПАТИ (БРАХМАНАСПАТИ)

Божество молитвы и жертвоприношения. Этот бог дарует богатство и сыновей, щедр к жертвователям и певцам, непримирим к лжи и врагам. Брихаспати – божественный жрец (пурохита или брахман). Его нередко называют Вачаспати – «господин речи». Во многих сюжетах Брихаспати выступает как наставник богов.

БУДДА

Человек, достигший наивысшего предела духовного развития. Первоначально словом «будда» обозначали, по‑видимому, лишь Шакьямуни, но уже на самом раннем этапе развития буддизма возникла идея о других буддах. По представлениям хинаяны, будда всегда должен начинать свою духовную карьеру как бодхисатва; после достижения нирваны он может остаться жить в человеческом облике до конца кальпы. Будда проповедует дхарму (учения, при помощи которого можно достичь нирваны). В махаяне число будд возрастает до бесконечности. Каждый из «неисчислимого числа миров» имеет свое «неисчислимое число будд прошлого, настоящего и будущего». По махаяне, будды могут жить до бесконечности (разрушение мира в конце кальп их не затрагивает).

БХАВАНАВАСИНЫ

У джайнов род божеств, обитающий в Кхарабхаге – одном из «нижних миров». В этом роду десять колен. Первое колено – Асуракумара («демоническая молодежь»), у них черные тела и красные одежды; второе – Нагакумара («драконья молодежь»), у них светлая кожа и темные одежды; третье – Видьюткумара («молниевая молодежь»), у них красные тела и черные одежды, четвертое колено – Супарнакумара («орлиная молодежь»), с золотой кожей и в белых одеждах; пятое – Агникумара («огненная молодежь»), красные, в черных одеждах; шестое – Ваюкумара («ветряная молодежь»), темные, в багровых одеждах; седьмое – Станитакумара («громовая молодежь»), у них золотая кожа и белые одежды; восьмое колено – Удадхикумара («океанская молодежь»), светлые, в темных одеждах; девятое – Двипакумара («островная молодежь»), красные, в темных одеждах; десятое – Диккумара («молодежь направлений горизонта») – золотого цвета, в белых одеждах.

Асуракумара надзирают за войнами и эпидемиями; нагакумара, удадхикумара и станитакумара следят за наводнениями, видьюткумара, агникумара и ваюкумара наблюдают за движением звезд и пожарами; супарнакумара, двипакумара и диккумара отвечают за металлы и драгоценные камни. Битвы между супарнакумара и нагакумара вызывают землетрясения. Индрам (верховным правителям) бхаванавасинов подчиняются локапалы – хранители мира.

БХАГА

Ведийское божество класса адитьев, довольно абстрактное по своим функциям. Нередко имя Бхага употребляется как эпитет других богов, прежде всего Савитара. Любопытно, что от имени этого божества произошло славянское слово «бог».

БХАГАВАД‑ГИТА

«Небесная песнь», поведанная Кришной герою Арджуне; составная часть «Махабхараты», идеал чистой духовности и философская основа индуизма.

БХАГАВАТ

Эпитет высших божеств.

БХИМА (БХИМАСЕНА)

Герой, один из братьев‑пандавов, сын Кунти от бога ветра Ваю. Среди подвигов Бхимы – убийство множества ракшасов, а также (в битве на Курукшетре) – Дурьодханы и Дух‑шасаны.

БХИШМА

Герой, двоюродный дед пандавов и кауравов, сын царя Шантану и богини Ганги. Сочуствуя пандавам, Бхишма сражался на стороне кауравов. В битве на Курукшетре Бхишма был убит Арджуной.

БХРИГУ

Мудрец, один из семи великих риши. В «Ригведе» имя Бхригу употребляется во множественном числе и означает группу божественных существ, передавших небесный огонь людям и бывших его хранителями. Что касается Бхригу‑мудреца, он родился из семени Праджапати и был воспитан Варуной; его слово обладало непререкаемым авторитетом.

БХУЛИНГА

Чудесная птица, известная тем, что выбирает куски мяса между зубами льва, забираясь к нему в пасть, хотя сама наставляет людей не быть опрометчивыми. Как сказано в «Сабхапарве» (вторая книга «Махабхараты»), живые существа следуют своей природе, подобно птице бхулинга.

БХУТЫ

Демонические существа, составляющие свиту бога Шивы, который носит титул Бхутешвары – «владыки бхутов». Бхуты обитают на кладбищах, питаются человеческим мясом. Это враждебные людям оборотни, способные перекидываться в различных животных. Порой они становятся хранителями той деревни или дома, где поселились. Абу Рейхан Бируни в

своем труде «Индия» относил бхутов к существам, наделенным третьей из трех первичных сил: «Если человек действует, то он действует для видов бхута и пишача, то есть дьяволов Последствие этой силы – наказание и нисхождение от человеческой ступени до ступени животных и растений». Также Бируни определял бхутов как «человеческие существа, тесно связанные с духовными существами и стоящие посередине (между последними и людьми)».

 

В

 

ВАДЖРА

Палица грома, оружие Индры, у нее четыре или сто углов и тысяча зубцов; иногда она в виде диска, позже – крестообразна. В «Махабхарате» сообщается, что ваджра сделана из скелета мудреца‑отшельника Дадхичи.

В буддийской мифологии ваджра – символ прочности и неуничтожимости. Она занимает центральное место в символике ваджраяны (течения в буддизме, получившего свое название от ваджры), ее изображают как особым образом оформленный скипетр. В ваджраяне ваджра символизирует мужское начало, путь и сострадание.

ВАДЖРАЯНА

Буквально «алмазная колесница». Направление в буддизме, декларирующее возможность достичь состояния будды уже при жизни, а не после смерти.

ВАЙМАНИКА

У джайнов род божеств, обитающий в Урдхвалоке – верхнем мире, нижний предел которого лишь на волос выше вершины священной горы Меру. Вайманика, которые обитают в калпе (восемь нижних небес Урдхвалоки), делятся на двенад

цать колен. Те, которые находятся выше, именуются ахаминдра – «сам себе правитель». Ахаминдра не носят ни одежд, ни украшений, не ведают чувственных наслаждений. Чем выше вайманика поднимаются по небесной лестнице, тем чище становится цвет их ауры и острее восприимчивость. С другой стороны, уменьшается привязанность к вещам и гордыня. Все вайманика имеют царственный облик, не отбрасывают тени и не мигают; у них не растут ни ногти, ни волосы.

ВАЙШЬЯ

Одна из четырех варн, к которой принадлежали земледельцы, скотоводы, торговцы и ремесленники.

ВАЛА

Демон, скрывавший в своей пещере коров, похищенных Пани; также название самой пещеры. Индра и Брихаспати во главе семи мудрецов ангирасов разрушили пещеру и освободили коров. Это миф известен в литературе как «миф Вала».

ВАЛАКХИЛЬИ

Мудрые карлики, принадлежащие к разряду низших божеств. Они живут на солнце, питаются солнечным светом и сторожат колесницу светила.

ВАЛЬМИКИ

Легендарный автор эпической поэмы «Рамаяна», «первый поэт» (адикави), ему приписывается изобретение эпического стихотворного размера – шлоки.

ВАРНА

Одно из основных сословий древнеиндийского общества. Варн насчитывалось четыре – брахманы, кшатрии, вайшья и шудры; с каждой варной соотносился определенный цвет: белый – с брахманами, красный – с кшатриямим, желтый – с вайшья; шудры же своего цвета не имели. На основе варн позднее возникла система каст (джати).

ВАРУНА

Божество космических вод, охранитель истины и справедливости, главный из адитьев; наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона. Нередко гимны «Ригведы» обращаются к паре Митра–Варуна как к единому божеству. Варуна обладает чудесной колдовской силой (майя), его часто именуют асуром. По Ж. Дюмезилю, Варуна вместе с Митрой моделирует космос в целом, особенно в его магико‑правовом аспекте. Он – хранитель высшего закона и гарантия сообразности в мире. В поздней традиции Варуна – один из локапал, хранителей мира.

ВАСИШТХА

Один из семи божественных мудрецов (риши), сын Брахмы, повторно рожденный из семени богов Митры и Варуны, воспылавших страстью к апсаре Урваши. В индийской традиции Васиштха – идеал брахмана; он и его потомки, составлявшие могущественный род васиштхов, считались домашними жрецами (пурохитами) царей Солнечной династии.

ВАСУ

Группа божеств, связанных с землей. Васу насчитывается восемь. Вместе с рудрами, которых одиннадцать, двенадцатью адитьями, а также двумя верховными божествами, они образуют, по «Атхарваведе», древнеиндийский пантеон. Повелевает васу Индра (или Агни). Как сказано в «Махабхарате», васу, «вследствие проклятия Васиштхи и повеления Индры, родились от Ганги… Младший из них был Бхишма… рассудительный и красноречивый, знаток вед, сокрушитель полчищ врагов». По легенде, из‑за проклятия Васиштхи васу родились на земле как сыновья царя Шантану от богини Ганги.

ВАСУДЕВА

Отец Кришны и брат Кунти, матери пандавов; также имя Кришны и Вишну. По‑видимому, в древности Васудева считался отдельным божеством, но постепенно слился с образом Вишну–Кришны, причем два варианта его имени были закреплены за двумя персонажами мифа о Кришне.

ВАСУКИ

Чудовищный змей. Когда боги и асуры вместе пахтали мировой океан, чтобы добыть из него напиток бессмертия – амриту, они использовали в качестве мутовки гору Мандару, которую поставили на спину гигантской черепахи, опустившейся на дно океана. Вместо веревки Мандару обвязали змеем Васуки.

ВАЧ

Богиня речи и сама речь. Вач – владычица и собирательница богатств, покровительница брахманов и риши. В «Атхарваведе» она отождествляется с Вирадж и считается дочерью бога любви Камы. В брахманах Вач называют «матерью вед» и женой Индры. В эпосе Вач – богиня мудрости и красноречия.

ВАЮ

Бог ветра, отец марутов, «жизненное дыхание» (ргапа), возникший из дыхания Пуруши. В «Рамаяне» Ваю – отец Ханумана; в «Махабхарате» – отец Бхимы. Как локапала (хранитель мира) Ваю правит северо‑западом, его ездовое животное (вахана) – олень.

ВЕДЫ

Буквально «священное знание». Важнейшие литературные памятники индийской традиции, древнейшие собрания текстов религиозно‑мифологического и ритуального содержания. К этим памятникам принадлежат «Ригведа» (древнейшая среди вед), «Самаведа», «Яджурведа» и «Атхарваведа»; иногда «пятой ведой» называют эпическую поэму «Махабхарата».

ВЕТАЛЫ

Злобные существа, вампиры, которые обитают на кладбищах и обладают способностью вселяться в трупы. Вместе с бхутами и праматхами они составляют свиту бога Шивы.

ВИВАСВАТ

Ведийское солярное божество из адитьев, родоначальник людей, отец Ямы и Ями. Вивасват первым совершил жертвоприношение и даровал людям огонь.

ВИДЬЯДЕВИ

У джайнов богини магический познаний.

ВИДЬЯДХАРЫ

Полубоги, живущие между землей и небом. Они сопровождают бога грома и молний Индру во время его походов; либо их вместе с якшами и киннарами относят к свите Куберы – бога богатства. Видьядхары – оборотни, способные по желанию менять облик. Они часто вступают в браки со смертными. Абу Рейхан Бируни, пересказывая древнюю легенду о горе, которая решила преградить дорогу солнцу, говорит: «Гора поднялась так высоко, что приблизилась к раю и местопребыванию духовных созданий видьядхаров. Эти последние поспешили к горе, потому что там было приятно, а в ее садах и лугах усладительно; они поселились на ней и пребывали в радости; их жены прогуливались по ней, а их дети играли там друг с другом; и когда ветер дул на белые одежды их дочерей, они трепетали, как развевающиеся знамена». Правда, в другой главе своего труда «Индия» Бируни называет видьядхаров злыми духами‑колдунами, колдовство которых «не действует непрерывно».

У джайнов видьядхары – боги и люди, обладающие магическими познаниями.

ВИРАДЖ

Олицетворение женского творческого начала. Вирадж родилась от Пуруши, а Пуруша – от Вирадж. В упанишадах Вирадж – творческий принцип.

ВИРИКА

Крошечные существа ростом не более восемнадцати дюймов. Кожа у них огненно‑красная, а зубы – острые и окровавленные. Вирики крутятся вокруг тех домов, в которых кто‑то должен вот‑вот умереть. Прогнать вирику может только колдун; впрочем, существует и еще один способ – возвести небольшой алтарь и каждый день сжигать на нем свежие цветы и благовония. Тогда вирики могут уйти.

ВИШВАКАРМАН

Божественный творец вселенной, поэт, мудрец, жрец, «единственный установитель имен богов». В пуранах и эпосе Вишвакарман – ваятель, плотник, кузнец, строитель, он построил для ракшасов город Ланку, дворец бога богатства Куберы, изготовил летающую колесницу Пушпака и т. п.

ВИШВЕДЕВА (ВИШВА)

Особый вид объединения божеств (гана). К вишведева обычно обращаются при жертвоприношениях. Иногда этим словом обозначаются более малочисленные группы божеств – к примеру, маруты.

В пятой мандале «Ригведы» один из гимнов, обращенных ко всем богам (вишведева), начинается так:

Пусть эти Митра, Варуна, Арьяман, Аю, Индра, Рибхукшан, Маруты наслаждаются у нас Или у тех, которые под поклонения создают Хвалу Рудре щедрому, единодушные!

Как следует из текста, вишведева на самом деле представляла собой объединение самых разных богов, практически полностью покрывающее пантеон.

ВИШНУ

Один из высших богов, составляющий вместе с Брахмой и Шивой божественную триаду. Вишну – хранитель мира. В гимнах «Ригведы» прославляются три шага Вишну, которыми он измерил земные сферы. Из 18 главных пуран 6 посвящены Вишну. Деяния Вишну описываются в мифах об аватарах (воплощениях) этого божества. Обычно Вишну изображается возлежащим на змее Шеше; в одной из его рук – чакра, в другой руке – раковина, в третьей – булава, в четвертой – лотос или лук. Пребывает Вишну на вершине горы Меру. Его ездовое животное – царь птиц Гаруда.

ВЙАНТАРА

У джайнов божества подземного мира, обитающие между верхним слоем нижнего мира (Ратнапрабха) и срединным миром. Кроме того, их можно встретить в рощах срединного мира и на островах Антарадвипа (эти острова находятся в океане Лаванода, который окружает Джамбудвипу – континент в центре срединного мира). Вйантара делятся на десять колен; по некоторым источникам, к ним относятся пишачи, бхуты, якши, ракшасы, киннары и гандхарвы. Живут вйантара во дворцах, самый большой из которых равен размерами Джамбудвипе.

ВРИТРА

Демонический змей, противник Индры, преградивший течение рек, олицетворение хаоса. У Вритры было 99 крепостей, и все они разрушены Индрой. Победа Индры над Вритрой – это победа организованного космоса над хаосом.

 

Г

 

ГАНА

Замкнутая группа божеств – адитьи, вишвы, васу, тушиты, абхасвары, анилы, махараджики, сакхьи, рудры. Правит ганами Ганеша, сын Шивы и Парвати, бог мудрости со слоновьей головой.

ГАНГА

Небесная река, дочь царя гор Химавата и сестра Парвати, излившаяся на землю, олицетворение индийской реки Ганг. В индуизме река Ганг считается священной, ее воды очищают от грехов, избавляют от болезней и даруют небесное блаженство тем, кто избирает их местом своего погребения.

ГАНДХАРВЫ

Полубоги, мужья небесных танцовщиц апсар. В «Атхарваведе» говорится, что гандхарвов – несколько тысяч, что это злобные духи воздуха, лесов и вод. Человеку, который увидит в воздухе призрачный «город гандхарвов», грозит гибель. Вместе с тем гандхарвы – певцы и музыканты, услаждающие слух богов на праздниках и пиршествах. В индийском праве существует «брак по способу гандхарвов» – один из восьми видов брака. Это свободный брак, основанный на взаимной любви, но заключенный без ведома родных и без соблюдения обрядов.

ГАНЕША

Божество со слоновьей головой, сын Шивы и Парвати. Ганеша возглавляет свиту Шивы, он – бог мудрости и устранитель препятствий. Ездовое животное Ганеши – крыса.

ГАРУДЫ

Огромные птицы, заклятые враги демонических змей‑нагов. Некий подвижник научил гаруд тайной мантре, благодаря которой они находили нагов всегда и везде. Название этих птиц происходит от имени царя птиц Гаруды, который также непрерывно сражается с нагами. Выглядят гаруды как птицы с человеческим туловищем, орлиной головой и когтями.

В буддизме гаруды – огромные птицы, вечные враги нагов. Считается, что гаруды могут принимать человеческий облик и что в одном из своих прошлых рождений Шакьямуни был их царем.

ГРАХИ

Ведьмы. Они нападают на людей, насылают на них болезни и убивают.

В «Атхарваведе» присутствует несколько заклинаний против грахи. Одно из них звучит так:

 

На Триту боги стерли этот грех.

Трита стер его на людей.

Если от этого в тебя вцепилась Грахи,

Пусть боги заклинанием заставят ее исчезнуть у тебя!

В двенадцати местах положено то, что стерто

Тритой, – грехи человеческие.

Если от этого в тебя вцепилась Грахи,

Пусть боги заклинаниями заставят ее исчезнуть у тебя!

 

ГУНА

Три состояния, или свойства, природы (пракрити) как источника всех проявленных и непроявленных объектов. Первая гуна – сатва (уравновешенность, гармония): вторая – раджас (страсть, деятельность); третья – тамас (косность, мрак). В «Бхагавад‑гите» говорится, что воздействие гун определяет добродетели, пороки и посмертные судьбы людей.

ГУХЬЯКИ

Полубоги, вместе с якшами и киннарами составляющие свиту Куберы, бога богатства. Гухьяки живут в горах, охраняя скрытые там сокровища.

 

Д

 

ДАЙТЬИ

Демоны‑асуры, дети Дити и Кашьяпы, великаны, враждующие с богамиадитьями. Среди дайтьев наиболее известны Хираньякша и Хираньякашипу.

ДАКИНИ

Жестокие демоницы, составляющие свиту злой богини Кали. В ваджраяне – грозное женское начало. Дакини посвящают человека в тайны дхармы, но яростно выступают против всего, что связано с продлением существования сансары.

ДАКША

Божество класса адитьев, «отец богов»; его старшая дочь Дити стала матерью дайтьев, вторая дочь Дану – матерью данавов, а третья Адити – матерью адитьев и, следовательно, самого Дакши. Наиболее известный из мифов, связанных с Дакшей, – миф о первом жертвоприношении и гневе Рудры (позднее – Шивы).

Демоны‑асуры, дети Дану и Кашьяпы, великаны, противники адитьев. «Ригведа» упоминает семерых дайтьев, среди которых – Вритра и Намучи.

 

 

Дакини. Резьба на человеческой кости (XVIII в.).

 

ДАСЬЮ

Демоны, враждебные богам, и племена, не почитавшие богов, т. е. не арии. Среди дасью – Намучи, Пипру, Илибиша, возможно, Вритра.

ДВИПА

Каждый из континентов в мировом океане, расположенных вокруг горы Меру. К самой Меру примыкает Джамбудвипа.

ДЕВА

Божества индийского пантеона; их насчитывается тридцать три (впрочем, в различных текстах упоминаются и 333 бога, и 3306, и 3339). Дева делятся на три группы божеств – небесных (Варуна, Вишну, адитьи), воздушных (Индра, Рудра, маруты) и земных (Агни, Сома). Боги враждуют с демонами‑асурами, наделен ными колдовской силой – майя (поскольку богов еще называют «сурами», слово «асуры» можно толковать как «небоги»).

ДЕВАДАТТА

Кузен и ученик будды Шакьямуни. За восемь лет до смерти Шакьямуни Девадатта потребовал, чтобы тот, будучи в преклонном возрасте, удалился и оставил ему руководство сангхой (буддийской общиной). Шакьямуни отказался; тогда Девадатта решил убить его. Благодаря своим магическим силам, Шакьямуни избегнул опасности. Из‑за греховности Девадатты под его ногами разверзлась земля, и он очутился в преисподней, где ему суждено пробыть 100 000 кальп.

ДЕВАЛОКА

Один из разделов сансары, в котором живут боги. Девалока находится на вершине горы Меру. Она не освобождает от оков сансары (после жизни в качестве бога возможно переродиться в более низких разделах сансары), поэтому она, в отличие от нирваны, не считается высшим идеалом стремлений буддиста. Девалока состоит из 26 отдельных небесных девалок, расположенных в иерархическом порядке.

ДЕВАПУТРА

Группа второстепенных божеств, подчиняющихся главным богам общебуддийского пантеона. Впоследствии слово «девапутра» стало обозначать также правителей и великих учителей.

 

Шакьямуни и убийцы, подосланные Девадаттой.

 

ДЕВИ

Богиня, супруга Шивы, проявление и олицетворение женской «составляющей» божественной энергии (шакти). Подобно Шиве, Деви грозна – и кротка. Грозные ипостаси Деви (Дурга, Кали, Чанди и др.) стали объектом ряда мистических культов.

ДЕВЫ И АСУРЫ

У джайнов две группы божеств – равноправных, а не противопоставленных друг другу, как в индоиранской традиции. Более того, асуры считаются одним из разрядов девов. Всего божественных классов насчитывается пять – асуры, бхаванавасины, вайманика, вйантара и джйотишка. Каждый класс делится на роды, в которых имеются правители (индры), аристократы (саманика), высшие чиновники (трайястримша), придворные (паришадйя), охрана (атмаракша), торговцы и ремесленники (пракирнака), слуги (абхийогйя) и чернь (килбишика).

ДЖАМБУДВИПА

Континент, примыкающий к священной горе Меру; в ряде текстов либо континент целиком, либо его южная часть (Бхарата) отождествляются с Индией.

В буддизме Джамбудвипа – один из четырех материков мироздания, на котором находится царство Магадхи – обитель будд прошлого, настоящего и будущего.

ДЖИВЫ

У джайнов вечные души, противопоставленные адживам – неодушевленному началу. Число джив бесконечно. Сливаясь с кармической материей, дживы обретают тело и рождаются как живые существа. Дживами наделены не только люди, животные и растения, но даже элементарные крупицы материи. Поскольку все живые существа наделены дживами, причинение малейшего вреда любому из этих существ строжайше запрещается (учение ахимсы).

Дживы обладают телами (шарира) и аурами (лешья).

ДЖИНА

У джайнов титул вероучителей, от которого произошло и название самой религии.

ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ ДЖЙОТИШКА

У джайнов божества светил, обитающие между землей и верхним миром – Урдхвалока. В род джйотишка входят боги солнца, луны, планет, созвездий – «лунных домов» – и звезд. Все небесные тела движутся вокруг горы Меру на драгоценных колесницах, влекомых тысячами божеств. На востоке эти божества имеют облик львов, на западе выглядят как быки, на севере становятся лошадьми, а на юге превращаются в слонов.

ДИГАМБАРЫ

Буквально «одетые сторонами света». Направление в джайнизме, противопоставляющее себя шветамбарам и почитающее собственный канон религиозно‑философских сочинений. Дигамбары полагают первоначальный священный канон джайнских текстов утраченным и признают поэтому в качестве канона группу относительно поздних трактатов.

ДИГГАДЖИ (ДИГНАГИ, ДИННАГИ)

Космические слоны, которые вместе с локапалами охраняют стороны света. Главный среди них – слон бога Индры, хранителя востока. Слон Агни охраняет юго‑запад, слон Ямы – юг, слон Сурьи – юго‑восток, слон Варуны – запад, слон Ваю – северо‑запад, слон Куберы – север и слон Сомы – северо‑восток.

ДИТИ

Старшая дочь Дакши, жена Кашьяпы, мать дайтьев и, вместе со своей сестрой Дану, – родоначальница рода асуров.

ДРАУПАДИ

Героиня, дочь царя племени панчалов Друпады и жена братьев‑пандавов, земное воплощение богини Шри (Лакшми), супруги Вишну. Одной из причин войны пандавов с кауравами было унижение, которому подвергли Драупади кауравы Дурьодхана и Духшасана.

ДРОНА

Герой, родившийся из семени риши Бхарадваджи, которое выпало у мудреца при виде апсары Гхритачи. Брахман по рождению, Дрона стал знатоком военного искусства и обучал ему юных пандавов и кауравов. В битве на Курукшетре он сражался на стороне кауравов, после гибели Бхишмы возглавил их войско – и погиб от руки Дхриштадьюмны – сын убитого Дроной царя Друпады.

ДУРГА

Ипостась Деви, супруги Шивы, богиня‑воительница, защитница богов и мирового порядка. Дургу обычно изображают десятирукой, восседающей на льве или тигре, с оружием и атрибутами различных богов: трезубцем Шивы, диском Вишну, луком Ваю, копьем Агни, ваджрой Индры, петлей Варуны.

ДУРЬОРДХАНА

Сын царя Дхритараштры, старший среди кауравов, воплощение демона зла Кали. В битве на Курукшетре Дурьодхана пал от руки Бхимы.

ДХАРМА

Бог справедливости, олицетворение закона и добродетели («дхармы»), сын Брахмы и один из праджапати. Жены Дхармы – десять дочерей Дакши, имена которых означают круг понятий, принадлежащих дхарме (слава, счастье, вера и т. п.). В эпосе и пуранах Дхарму отождествляют с Ямой как судьей людей и царем справедливости.

В буддизме дхарма – учение будды (в особенности будды Шакьямуни) и текст, в котором это учение изложено.

ДХАРМАПАЛА

Божества, защищающие буддийское учение и каждого отдельного буддиста.

ДЬЯУС

Ведийское божество неба и само небо. В «Ригведе» шесть гимнов посвящены Дьяусу и его супруге Притхиви (земле). По мифу, Индра некогда разъединил слитые воедино небо и землю и укрепил их по закону Варуны. Дети Дьяуса – Ушас, Ашвины, Агни, Сурья, адитьи, маруты, ангирасы. Имя Дьяуса‑отца (Dyaus‑pitar) повторяется в древнегреческом Zeus pater и латинском Jup(p)iter, Diespiter.

 

И

 

ИНДРА

Бог грома и молнии, глава богов, самый популярный мифологический персонаж вед. В «Ригведе» ему посвящено около 250 гимнов. Индра – бог битвы, победитель асуров и других демонов. К ариям Индра дружелюбен, щедр и благ и всегда готов прийти на помощь. В послеведийский период Индра – вождь военной дружины, локапала – хранитель мира: он правит востоком, восседая на слоне Айравате. Центральный сюжет, связанный с Индрой, – его поединок с демоном Вритрой и освобождение вод.

ИТИХАСА

Буквально «то, что было». Жанр древнеиндийской литературы, повествование о событиях, имевших место в действительности. Часто итихасой называют «Махабхарату».

ЙОНИ

Символ божественной производящей силы, скульптурное изображение женских половых органов. В шиваизме йони почитается в соединении с соответствующим мужским символом – лингамом как природная энергия, содействующая его проявлению; указанная пара символизирует Шиву и его супругу Парвати, а объектом поклонения чаще всего является каменное изображение, где йони служит основанием поднимающегося из нее фаллоса (йонилинга).

 

 

Дж. Хиггинботам. Кали (1864 г.).

 

 

К

 

КАЙЛАСА

Гора в Гималаях, обитель Шивы и Куберы. КАЛАЧАКРА

В буддизме целостное мироздание, синтез макрокосма и микрокосма, вселенной и человека. Согласно «Калачакратант‑ре», изменяя себя, человек изменяет мир. По легенде, учение калачакры было изложено буддой Шакьямуни по просьбе царя мифической страны Шамбхалы Сучандры. В Индии калачакру проповедовал мудрец Питопа, который попал чудесным образом в Шамбхалу и был посвящен царем Калки в учение калачакры.

У джайнов калачакра – «мировая история», состоящая из 12 веков‑спиц мирового колеса; шесть спиц принадлежат к восходящему полукругу, другие шесть – к нисходящему. Вращение мирового колеса подразумевает бесконечное движение от состояния «хороший – хороший» к состоянию «плохой – плохой» и последующее «улучшение» с неизбежным «падением».

КАЛИ

Одна из ипостасей богини Деви, супруги Шивы, грозная и смертоносная богиня с черным телом и ожерельем из черепов на шее. Считается, что в конце каждой кальпы Кали окутывает мир тьмой, содействуя его уничтожению.

Культ Кали занимает центральное место в верованиях тантристских и шактистских сект. В Бенгалии находится главный храм богини Калигхата.

 

КАЛЬПА

«Деньи‑ночь» Брахмы, или 24 000 «божественных» лет, соответствующих 8 640 000 000 «человеческих» (тысяча лет жизни людей равняется одному дню богов). Первую половину кальпы – 4 320 000 000 «человеческих» лет, разделенных на 1000 махаюг, или манвантар, – составляет один «день» Брахмы. В конце этой половины происходит уничтожение материального мира и сонма богов (пралая), а затем наступает «ночь» Брахмы, по завершении которой следует новое творение и начинается новая кальпа. Когда истекают 100 лет жизни Брахмы, происходит великое уничтожение (махапралая): гибнут космос и главные боги, торжествует хаос. Спустя 100 лет рождается новый Брахма и начинается новый цикл кальп.

КАРМА

Совокупность всех добрых и дурных дел, совершенных живым существом в предыдущих существованиях и определяющих его судьбу в последующих. Согласно упанишадам, тот, кто действует без заинтересованности и стремится к постижению высшей реальности (Атман), способен преодолеть цепь рождений и закон кармы.

КАУРАВЫ

Сто сыновей царя Дхритараштры, земные воплощения демонов‑асуров, двоюродные братья и противники главных героев эпоса «Махабхарата» – пандавов. Все кауравы во главе с Дурьодханой погибли в битве на Курукшетре.

КАШЬЯПА

Божественный мудрец, участник миротворения (по брахманам). Также Кашьяпа – один из семи великих риши, сын Брахмы, супруг дочерей Дакши. От Дити у него сыновья дайтьи, от Дану – данавы, от Адити – адитьи, васу, рудры. Остальные жены Кашьяпы произвели на свет гандхарвов, ап‑сар, нагов, ракшасов, животных и другие существа. Внук Кашьяпы Ману стал прародителем людей.

В буддизме Кашьяпа – первый ученик Шакьямуни и один из самых выдающихся архатов. После смерти Шакьямуни Кашьяпа председательствовал на первом буддийском соборе, где были установлены канонические тексты буддизма.

КИМИДИНЫ

Демоны, которые время от времени сбиваются в стаи и принимаются вредить людям. Поодиночке кимидины против человека бессильны.

КИМПУРУША

Чудесные существа, полулюди‑полузвери (львы, обезьяны, кони). Иногда их отождествляют с киннарами. Нет горы, которая не имела бы своих кимпурушей.

КИННАРЫ

Полубоги, люди с конскими головами, либо птицы с головами людей. Согласно преданию, киннары появились на свет из стопы Брахмы. Они принадлежат к свите бога Куберы и являются, подобно гандхарвам, небесными певцами и музыкантами. Иногда киннаров отождествляют с кимпу‑рушами.

КРИШНА

Аватара Вишну, воин и политик, союзник пандавов, колесничий Арджуны. В канун битвы на Курукшетре Кришна открылся Арджуне как божество и поведал ему «небесную песнь» – «Бхагавад‑гиту», религиозно‑философскую доктрину индуизма. После битвы на Курукшетре, которая завершила круг его земных дел, Вишну‑Кришна вернулся в божественные сферы.

 

Дж. Хиггинботам. Бог любви Кама (1864 г.).

 

КРОДХАВАШИ

Разновидность ракшасов, имя которых переводится как «одержимые гневом». Кродхавашей победил герой Бхима, сын бога ветра Ваю. В «Махабхарате» сказано: «Вот этот, который зовется Баллавой и служит у тебя поваром, о владыка людей, есть Бхима могучерукий, страшный в своей стремительности и силе. Это он, убив на горе Гандхамадана свирепых ракшасов, именуемых Кродхаваша, принес для Кришны небесные благоухающие лотосы».

КУБЕРА (КУВЕРА)

Бог богатства, владыка якшей, киннаров и гухьяков, внук великого риши Пуластьи, сын мудреца Вишраваса (отсюда его второе имя Вайшравана). В награду за благочестие Брахма приравнял Куберу к остальным богам, сделал его стражем скрытых в земле сокровищ и локапалой севера. Сводный брат Куберы – царь ракшасов Равана.

КУМБХАНДА (КУМБХИКА)

Мелкие демоны, уродливые духи, которые обычно упоминаются в текстах вместе с асурами и гандхарвами или с ракшасами и пишачами. Как правило, кумбханда враждебны людям, однако подчиняются буддам и бодхисатвам.

КУНТИ

Дочь правителя ядавов, сестра Васудевы и супруга Панду. Обладая мантрой, с помощью которой она могла иметь сына

от любого бога, Кунти родила от Сурьи Карну, от Дхармы – Юдхиштхиру, от Ваю – Бхиму и от Индры – Арджуну. По просьбе своего мужа Панду она передала мантру второй его жене – Мадри, и та родила от Ашвинов близнецов Накулу и Сахадеву.

КУРУКШЕТРА

Равнина, на которой приносят жертвы боги. По преданию, на Курукшетре произошла длившаяся 18 дней великая битва потомков Бхараты (пандавов и кауравов) – Махабхарата.

КШАТРИИ

Одна из четырех варн, сословие воинов, правителей и знати. Главные обязанности кшатриев – ратные и государственные дела; в отличие от брахманов, они не имели права учить и не могли совершать некоторых ритуалов.

 

Л

 

ЛАКШМАНА

Герой, сын царя Дашаратхи, сводный брат и преданный друг Рамы. В Лакшмане воплотилась восьмая часть божественности Вишну.

ЛАКШМИ (ШРИ)

Богиня счастья, богатства и красоты, супруга Вишну. Когда боги и асуры пахтали океан, Лакшми появилась из него с лотосом в руках. Считается, что она сопровождает Вишну во всех его аватарах, воплощаясь в Ситу, супругу Рамы, в Рукмини, супругу Кришны (или в Радху, его возлюбленную) и т. д. В «Махабхарате» воплощение Лакшми – Драупади.

ЛАНКА

Остров, примыкающий к Джамбудвипе, и город на нем, столица царства ракшасов. В буддийской хронике «Дипавамса» остров Ланка был отождествлен с Цейлоном.

ЛЕШЬЯ

У джайнов аура всякого живого существа, замечаемая лишь теми, кто достиг определенной ступени духовного развития.

У лешьи имеются вкус, цвет и запах; цвет указывает на нравственные качества владельца лешьи. Существует шесть основных цветов: черный, синий, серый, оранжевый, розовый и белый. Чем выше поднялся человек по лестнице духовного развития (чем совершеннее джива), тем светлее его лешья.

ЛИНГА (ЛИНГАМ)

Символ божественной производящей и творческой силы, стилизованное изображение эрегированного мужского члена. Атрибут Шивы; в честь этого божества воздвигаются многочисленные линги, самая высокая из которых, в храме Матан‑гешвара, достигает двух с половиной метров. Согласно легенде, пять пророков, явившихся из пяти шивалинг – пяти лингамов Шивы, расположенных в различных местностях Индии, – открыли «жаждавшим услышать» основы Лингайята, тантрического учения.

ЛОКА

Мир как часть вселенной. Наиболее распространено представление о трех мирах (трилока) – небесах, земле и подземном мире. В брахманах, упанишадах и пуранах встречаются и более сложные иерархии, в которых небеса делятся на несколько сфер, а ниже подземного мира помещается преисподняя, которая членится на чрезвычайно многочисленное множество уровней (до 8 400 000 у джайнов).

ЛОКАНТИКИ

У джайнов божества Брахмалоки (седьмого неба, или верхнего рая). Их имя переводится как «[стоящие] на рубеже мира» и означает, что в следующем воплощении локантики станут людьми и достигнут освобождения. Локантики делятся на восемь колен: Сарасвата, Адитья, Вахни, Аруна, Гардатойя, Тушита, Авйябадха и Аришта. Эти божества не ведают чувственных наслаждений и непрерывно медитируют.

ЛОКАПАЛЫ

Божества – стражи стран света. Первоначально считалось, что локапал четверо, впоследствии их число увеличилось до восьми. У каждого локапалы свой слон; эти слоны также именуются локапалами и поддерживают с восьми сторон землю. Локапалы были поставлены Брахмой после низвержения царя Нахуши. Индра охраняет восток, Яма – юг, Варуна – запад, Кубера – север, Сома – северо‑восток, Сурья – юго‑восток, Агни – юго‑запад, Ваю – северо‑запад.

В буддизме локапалы – подгруппа дхармапал, «четыре великих царя»: Дхритараштра – на востоке, Вирудхака – на юге, Вирупакша – на западе и Вайшравана – на севере. Также локапалы – местные божества, хранители гор, рек, племен и т. д.

ЛУННАЯ ДИНАСТИЯ

Один из двух главных царских родов, к которым принадлежало большинство легендарных героев эпических и пуранических сказаний. Прародителем Лунной династии считался бог луны Сома, первым царем был Пуруравас, внук Сомы. Пуруравас женился на апсаре Урваши; внук их старшего сына

Аюса Нахуша захватил власть над тремя мирами, а дети сына Нахуши Яяти считались родоначальниками многих племен и царских фамилий. Наибольшей славы достигло потомство младшего сына Яяти – Пуру, которому отец завещал свое царство: в числе потомков Пуру (пауравов) индийские сказания называют племена бхаратов и панчалов, Бхарату, Куру, Шантану – мужа богини Ганги, Панду и Дхритараштру, чьи сыновья – пандавы и кауравы.

 

М

 

МАДХЬЯЛОКА

У джайнов «срединный мир», имеющий форму диска, в центре которого находится континент Джамбудвипа, «нанизанный» на священную гору Меру. У подножия горы раскинулись райские рощи, в каждой из них стоят по четырем сторонам света храмы. В Джамбудвипе известны «кармические земли», где люди кормятся не только дарами природы, но и плодами своих трудов. Джамбудвипу окружает океан Лаванода. Кроме того, в Мадхьялоке много других материков, как бы вложенных друг в друга, и каждый из них окружен собственным океаном.

МАЙТРЕЯ

Бодхисатва и будда грядущего мирового порядка, появление которого было предсказано Шакьямуни. Он обитает в небе тушита, где ждет срока своего вступления в качестве будды в мир людей. Он родится, когда длительность жизни людей достигнет 84 000 лет и весь мир будет находиться под управлением одного справедливого буддийского правителя.

МАЙЯ

Свойственная сверхъестественным существам способность к перевоплощению; шире – иллюзия. У богов майя – чудесное превращение, добрая магическая сила. У демонов же это некая хитрость, коварная подмена, обман. Нередко майя персонифицируется и тогда выступает как женщина небесного происхождения, жена сначала демона Шамбары, а затем – своего воспитанника Прадьюмны, сына Кришны. В вишнуизме майя – иллюзорность бытия; реальность понимается как греза Вишну, а мир – как божественная игра. Как сказано в комментариях к «Вишну‑пуране», майя – «мировая иллюзия, окутывающая разум живых существ и препятствующая постижению ими истинной сущности мира».

МАКАРА

Чудесное морское животное, сочетание крокодила, слона, рыбы или водного чудовища. У макары тело рептилии, хвост в виде рыбьего плавника и две или четыре лапы. В буддизме макара – олицетворение жизни и природы во всех ее состояниях‑стихиях.

МАНДАЛА

Комбинация геометрических элементов, символически представляющая образ мироздания. Считается, что зрительное восприятие мандалы может привести к откровению, осознанию сакральных истин. Чаще всего имеет форму круга, круга в квадрате или квадрата в круге, причем квадрат иногда делится на четыре треугольника.

Как графический образ (графема), мандала представляет собой движение к некоему внепространственному и вневременному центру, который никогда не визуализируется, но всегда подразумевается.

Мандала есть модель мироздания, аналогичная мировому древу, горе, храму. Что касается сопоставления с последним, известны многочисленные храмы, выстроенные в форме мандалы – круглые, квадратные, восьмиугольные.

В буддийской мандале квадрат, вписанный в круг, ориентирован по сторонам света и вместе с центром сопоставлен с пятью элементами человеческого естетства. Как правило, в квадрат вписывается восьмилепестковый лотос, а в центре лотоса изображается божество или его атрибут. Внешний круг мандалы олицетворяет «стену огня» – метафизическое знание, уничтожающее неведение. Следующий круг – «бриллиантовый»: просветление, обретение истинного знания. Третий круг – «лепестки лотоса»: духовное возрождение. Последний круг – центр.

Вариант мандалы – тантрическая янтра, представляющая собой сложную композицию геометрических фигур (точка, треугольник, квадрат, стилизованный лотос) и предназначенная для медитации. Точка в янтре означает центр; треугольник олицетворяет три мира; круг, который встречается редко, символизирует целостность и полноту. Главная из янтр – Шриянтра, выражение сексуальной энергии мироздания, символ непрерывного творения. В центре Шриянтры находится точка бинду, вокруг которой расположены девять пересекающихся треугольников: пять обращены вершинами вниз (йони), четыре направлены вершинами вверх (линга). «Мужские» треугольники дробятся на 43 малых треугольника – 14 синих («приносящие удачу»), 10 красных («достигающие цели»), 10 синих («защищающие от беды») и 8 красных («исцеляющие от болезней»). Треугольники вписаны в три окружности, внутри которых также находятся два круга лепестков лотоса – 14 голубых и 8 красных («исполнение желаний»). Вся композиция заключена в квадрат с четырьмя «воротами» – символ материального мира; область между углами квадрата и окружностями называется «царством иллюзий».

В индуизме и родственных ему учениях известно около тысячи янтр.

МАНДАРА

Священная гора, место обитания различных божеств и полубожественных существ (якшей, гандхарвов, киннаров). Боги использовали Мандару как мутовку для пахтанья мирового океана.

МАНУ

Прародитель людей, сын бога солнца Вивасвата и брат Ямы. В пуранах и эпосе Ману уже четырнадцать: семь бывших и семь будущих. От каждого из них ведет свое начало человечество в соответствующий мировой период – манвантару. Первым из четырнадцати считается Ману Сваямбхува, сын Брахмы и автор «Законов Ману».

МАРА

Божество смерти и зла. Мара препятствует бодхисатвам, стремящимся к просветлению. Ему подчинено огромное количество злых божеств, олицетворяющих отрицательные качества людей (желание, ненависть, сомнение и т. д.). Во многих буддийских легендах рассказывается об искушении Марой Шакьямуни.

МАРУТЫ

Божества ветра, бури, грома и молнии, братья, ведущие свой род от бога Рудры. Точное число марутов неизвестно: их то трижды семь, то трижды шестьдесят или всего лишь семеро. Обычно маруты сопровождают бога Индру, но порой вступают с ним во вражду.

МАТРИ

Божественные матери. Они олицетворяют одновременно как творческие, так и губительные силы природы. Число матри колеблется от семи до шестнадцати; все они – женские ипостаси великих богов: у Брахмы – Брахмани, у Вишну – Вай‑шнави, у Шивы – Махешвари, у Индры – Индрани и т. д.

МАУДГАЛЬЯЯНА (МОГАЛЛАНА)

Главный ученик Шакьямуни, наделенный магическими способностями. Он мог создавать разнообразные формы живых существ и сам принимать по желанию любой облик; видеть претов и других духов, посещать небесные миры и т. д. Он изгнал Мару, который однажды, желая досадить ему, проник к нему в живот. Самый известный подвиг Маудгальяяны – укрощение царя нагов Нандопананды, который, разгневавшись, что ему помешали принимать пищу, обвился вокруг горы Сумеру и преградил путь на небо Будде с 500 учениками.

 

Мара искушает Шакьямуни. Тибетская миниатюра (XVIII в.).

 

ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ МАХАБХАРАТА

Эпическая поэма, «пятая веда», эциклопедическое сочинение, которое сравнивают по обширности с Индийским океаном. Главная сюжетная линия поэмы – история вражды пандавов и кауравов, но, как говорят в Индии, «нет такой вещи под солнцем, о которой не поведал бы многомудрый Вьяса» (легендарный автор поэмы). Составная часть «Махабхараты» – религиозно‑философское сочинение «Бхагавад‑гита».

 

МАХАВИРА (ВАРДХАМАНА, ГЙАТАПУТРА, НАТАПУТТА)

У джайнов главный вероучитель джайнизма, каждое событие в жизни которого – от рождения до конечного освобождения – сопровождалось празднествами божеств. Махавира – последний из тиртханкаров (учителей) нашего нисходящего полуоборота мирового колеса, живший в период «плохой – хороший».

 

МАХАСИДДХИ

Люди, которые достигли совершенства путем йогической практики.

 

МАХАЯНА

Буквально «большая колесница». Направление в буддизме, северная школа буддийского учения. Доктрине махаяны, в отличие от хинаяны, присущ универсальный характер.

 

МЕРУ

Огромная золотая гора, центр земли и вселенной; вокруг Меру вращаются солнце, луна, планеты и звезды, на ней живут высшие боги, река Ганга с небес стекает сначала на Меру, а потом – вниз, на землю.

В буддизме Меру – мировая гора, над которой живут боги, а в пещерах под ней обитают асуры. На вершине Меру находится сфера траястринса.

 

МОКША

У джайнов религиозный идеал, предел развития, освобождение дживы от кармических уз (ср. буддийское представление о нирване). Мокши можно достигнуть, став обладателем «трех сокровищ» – праведного воззрения, праведного поведения и праведного познания.

 

Н

 

НАГИ

Чудесные существа, полубоги со змеиными телами и человеческими головами. Нагам принадлежит подземный мир – Патала; там находится их столица, там они хранят несметные сокровища. Они – великие чародеи, способные оживлять мертвецов и менять по желанию свой облик. Наги часто принимают человеческий образ и селятся среди людей; нагини нередко становятся женами царей и героев, ибо отличаются несказанной красотой. Среди правителей нагов особое место занимают тысячеглавый змей Шеша; Васуки, принимавший участие в пахтании мирового океана; Такшака, из‑за которого совершилось великое жертвоприношение змей.

В буддизме наги делятся на две группы – земных и водяных. Дыхание нагов ядовито, а взгляд убивает на месте. Они часто сходятся с людьми; потомство от таких союзов отличается изяществом и физической слабостью по причине «водяной природы», унаследованной от нагов.

 

НАЙРРИТЫ

Разновидность ракшасов, свирепые демоны. Прозвище найрритов означает «происходящие от Ниррити» (божество бедствия).

 

НАНДИН

Слуга, привратник и друг Шивы, сопровождающий музыкой космический танец бога. Обычно изображается в виде белого быка и считается ездовым животным Шивы.

 

НАРАКА

Преисподняя, разделенная на семь (или на 21, 28 и даже на 50) кругов, расположенных друг над другом под подземным миром – паталой. На верхней границе Нараки находится столица царства Ямы, где определяется участь умершего. Первый круг Нараки отведен для бездетных; второй – для душ, ожидающих нового воплощения; в третьем и четвертом карают за незначительные проступки; последние три круга, погруженные в вечную тьму, предназначены для злостных преступников. Обитатели седьмого круга должны страдать до конца кальпы.

В буддизме Нарака – одна из шести сфер бытия, самое неблагоприятное место для перерождения. Живые существа попадают в Нараку за тяжкие преступления: убийства, обман, самоубийства, клевету на будд и бодхисатв ит.д.

У джайнов Нарака – преисподняя, яма на дне каждой из семи земель «нижнего мира». Джайнская традиция насчитывает 8 400 000 преисподних, причем в первых трех мирах они горячие, в двух следующих – горячие и холодные одновременно, а в двух последних – холодные. Пребывание в преисподних для грешни

Date: 2015-11-13; view: 289; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию