Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Победитель Наполеона





 

Александра I восприняли как продолжателя дела Екатерины II. Молодой император рьяно взялся за искоренение последствий правления своего отца. Он сразу же объявил амнистию и возвратил опальным прежние права и должности. В полном объеме были восстановлены все положения Жалованной грамоты дворянству, в частности, отмена телесных наказаний и выборы дворянских представителей. Еорода вернулись к самоуправлению. Наконец, Александр ликвидировал политическую полицию – Тайную экспедицию, введенную Екатериной II взамен Тайной канцелярии Елизаветы, а вместе с ней и верную спутницу сыска – пытку. Вновь открылись частные типографии. Была отменена мелочная регламентация частной жизни, больше всего досаждавшая жителям столиц. Русская армия вновь надела овеянные славой мундиры.

Но в одном Александр был сходен с отцом – как и Павел, он не признавал власти, проистекающей не от закона, и полагал, что закон должен быть для всех один. Поэтому многие начинания предыдущего царствования получили продолжение, хотя и в иной форме.

 

Александр I. Художник Дж. Уокер (по оригиналу Ж. Кюгельхена). 1801 г.

 

В юности Александр с интересом относился к Французской революции, не разделяя, конечно, ее крайностей. Оказавшись на троне, он перестал быть республиканцем, но все же идеалом считал конституционную монархию. Взгляды императора разделяли его друзья – граф Павел Строганов, князь Виктор Кочубей, дипломат Николай Новосильцев и князь Адам Чарторыйский. Вместе с Александром они составили в 1801 году Комитет общественного спасения, на заседаниях которого обсуждались пределы императорской власти, возможность ограничения ее конституцией и готовились проекты будущих реформ. Комитет проработал недолго – уже через год его заседания стали нерегулярными, а 9 ноября 1803 года состоялось последнее заседание. Тем не менее несколько реформ были претворены в жизнь.

Александр расширил права Сената, над которым теперь был только государь, и ввел вместо петровских коллегий восемь министерств, а для руководства ими учредил кабинет министров. Хуже было с отменой крепостного рабства, которое позорило Россию в глазах всего просвещенного мира. Даже в самых робких попытках хоть как‑то улучшить положение крепостных помещики видели революционную заразу и угрозу самому существованию государства. Дворяне не так давно достигли исключительного положения и понимали, что оно полностью держится на сохранении крепостного права. Все нововведения, способные поколебать привилегии дворян, пугали и признавались вредными: покупка земли не дворянами, запрет продавать крепостных без земли, разрешение государственным крестьянам приобретать незаселенные земли.

Александр все же прекратил раздачу крепостных в награду. Был еще указ о вольных хлебопашцах, позволявший помещикам освобождать своих крепостных и наделять их землей по взаимному согласию. Но этим указом воспользовались лишь те, кто считал бесчеловечным торговать людьми как скотом.

Пожалуй, наиболее эффективными оказались меры по развитию народного просвещения. За короткий срок в России было основано несколько университетов и других высших учебных заведений, повсеместно открывались гимназии, школы и училища. Правительство материально поддерживало ученых и литераторов, финансировало научные экспедиции и эксперименты. В 1811 году был основан знаменитый Царскосельский лицей, в котором учился А. С. Пушкин. Все это привело к тому, что через десять лет в России появилась прекрасно образованная молодежь, готовая к дальнейшим преобразованиям и торопившая их. Именно реформы Александра I в области образования привели к расцвету русской культуры в первой трети XIX века.

Но прежде России пришлось испытать вражеское нашествие. Последний раз подобное случилось в Смутное время. Карл XII, конечно, тоже нарушал границы России, но война с ним шла на далеких окраинах. Теперь в Россию вторглась армия Наполеона – тирана, перед которым преклонялась в то время значительная часть прогрессивного человечества. Нацелился он в самое сердце страны. Но произошло это не вдруг.

Александр и его дипломаты понимали, что война с наполеоновской Францией неизбежна. Наполеона поддерживали все республиканцы Европы, которые надеялись приблизить новый золотой век, век свободы, равенства, братства и разума. Часто Наполеону даже не приходилось применять военную силу: крепости сами открывали ему ворота, а население встречало французов как освободителей. Самодержавной России это не сулило ничего хорошего. Но Павел I заключил союз с Наполеоном, и какое‑то время Александр следовал политике своего отца. 10 сентября 1801 года он подписал с Францией Парижский мирный договор. Франция в тот момент нуждалась в мирной передышке и подписала с главным своим противником, Англией, Амьенский мирный договор. Павел был бы доволен: договор этот учитывал российские интересы в Восточном Средиземноморье, а Мальта была возвращена рыцарям‑иоаннитам.

Мир оказался недолгим. Англия видела, что амбиции Наполеона растут день ото дня, и нарушила условия договора просто из страха перед будущими возможностями его агрессивного государства. Русская дипломатия всеми силами противостояла натиску Франции на уже традиционную сферу интересов России – Восточное Средиземноморье и Балканы. Наполеон недвусмысленно поддерживал Турцию, видя в ней союзницу в борьбе против Австрии, а потом – и против России.

Опасность стала очевидной, когда 18 мая 1804 года Наполеон принял титул императора. Титул был не пустым звуком – Наполеон видел в своей державе наследницу великих империй прошлого, а в перспективе – и мировую империю. Он бросал вызов мировым державам, присоединяя все новые и новые территории. Война возобновилась. В 1805 году Россия вступила в союз с Англией и Австрией против Франции. Пока Наполеон готовился к высадке в Англии, австрийцы развернули наступление в Баварии. Англичане не позволили Наполеону осуществить его план: 21 октября 1805 года адмирал Нельсон разгромил французский флот в Трафальгарской битве и спас свою страну от завоевания. Но на суше противостоять Наполеону было невозможно. Он разбил австрийцев в Баварии и устремился в Австрию, где находилась большая русская армия. Там французы впервые узнали, что такое мужество русских солдат: даже ранеными и безоружными они продолжали сражаться и сдавались только под ударами штыка или ружейного приклада. Но ничто не могло остановить Наполеона, жаждавшего отомстить за Трафальгар. 2 декабря 1805 года французы разгромили соединенную австрийско‑русскую армию под Аустерлицем. После этого они согласились на перемирие, позволив остаткам русских войск беспрепятственно удалиться. Священная Римская империя, центром которой была Австрия, перестала существовать, а собственно австрийские владения съежились до предела.

 

Date: 2015-11-13; view: 320; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию