Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Придумала!» (право автора на неприкосновенностьпроизведения) Львенок и Черепаха пели песню. Лежащая Черепаха пела «Я на солнышке лежу», а сидящий Львенок — «Я на солнышке сижу». Вправе ли Черепаха требовать от Львенка исполнения песни в её авторском варианте, либо вовсе воздерживаться от её исполнения, или же Львенок по собственному усмотрению может заменять те или иные её слова? В п. 1 ст. 15 Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»[64] установлено, что автору охраноспособного произведения принадлежит, в числе прочих субъективных прав, так называемое право на защиту репутации автора. Сущность этого права заключается именно в возможности автора требовать от любых других лиц воздерживаться от всяких искажений произведения, которые были бы способны нанести ущерб чести или достоинству автора. Ясно, что с этой точки зрения ничего криминального в замене «лежу» на «сижу», конечно же, нет; оттого, что кто-то споет «Я на солнышке сижу» ни честь, ни достоинство автора песни не пострадают. С другой же стороны, в п. 2 ст. 16 Авторского закона в числе имущественных прав автора названа исключительная возможность автора решать вопрос о любой (в том числе и не наносящей никакого ущерба чести или достоинству автора) переработке и переделке своего произведения. Такая возможность реализуется автором самостоятельно, или, пользуясь терминологией вещного права, «исключительно и независимо от лица постороннего». Автор может как сам осуществлять переработку своего произведения, так и запрещать её осуществление другим лицам. Следовательно, с этой точки зрения никаких «сижу» вместо «лежу» без согласия автора быть не может. А такого согласия явно нет; больше того, Черепаха прямо заявляет, что надо петь «лежу», объясняя свои претензии именно тем, что это «она придумала». Какой же норме отдать предпочтение? Видимо, нужно обратить внимание на то, что одна из них — о недопустимости искажений, ущемляющих честь или достоинство автора (ст. 15) — рассматривается законодательством как возможность личного неимущественного свойства; вторая же (ст. 16) — о недопустимости любой переделки произведения — как составляющая имущественных правомочий автора. Зна чит, строго говоря, перед нами две составляющие одного и того же содержания, но разных целей: законодатель запрещает производить любую переработку произведения без со- I гласия автора, если таковая наносит или может нанести ущерб j чести, достоинству, либо имущественным интересам автора. В норме п. 2 ст. 135 Основ гражданского законодательства 1991 г. из двух этих возможностей составлено своеобразное лично-имущественное субъективное право автора — право на неприкосновенность произведения; известно оно и ст. 480 ГК РСФСР 1964 г., кстати, тоже сохранившей силу вплоть до настоящего времени. Поскольку для защиты своих имущественных интересов автор всегда вправе воспользоваться таким средством, как компенсация, применяемым безотносительно к наличию и размеру убытков (п. 2 ст. 49 Авторского закона), следует заключить, что и охрана произведений от искажения должна осуществляться всегда, независимо от того, доказал ли автор причинение ему искажениями каких-либо убытков, или нет.
Игра и пари как институты гражданского права [65] В новый Гражданский кодекс Российской Федерации, по примеру ряда европейских законодательств, включены нормы (ст. 1062 и 1063), регламентирующие общественные отношения, возникающие из проведения игр и пари и участия в них. Законодатель подчеркнул, что такие факты, как проведение игр и пари, а также участие в них, являются юридическими фактами, имеют определённое гражданско-правовое значение, т. е. порождают ряд субъективных гражданских прав и юридических обязанностей. Обращение к этим нормам позволяет констатировать несколько любопытных моментов. Во-первых, в них отсутствует какое-либо определение терминов «игра» и «пари»; между тем, новизна этих норм для отечественного законодательства, а также общий дух ГК, стремящегося не только назвать, но и определить всякий договор, таких определений, несомненно требуют. Во-вторых, в этих нормах констатируется, что юридическое значение, приданное законодателем играм и пари, весьма и весьма специфическое: обязательства из них возникают, но, как правило, не цивильные, а натуральные — не подлежащие судебной защите в случае нарушения. В-третьих, все формулировки упомянутых статей отличаются если и не туманностью, то, по крайней мере, некоторой неубедительностью, что особенно ярко видно при обращении к современным комментариям этих норм Кодек са и новейшей учебной литературе: там почти повсеместно констатируется, что из игр и пари обязательств не возникает[66]. Это не может не оставить ощущения, что предписания ГК об играх и пари российскими учеными-цивилистами понимаются недостаточно точно. Цель настоящей статьи — постараться максимально четко очертить круг тех общественных отношений, которые регламентируются нормами ст. 1062 и 1063 ГК, классифицировать эти отношения по основаниям их возникновения и содержанию, а также максимально точно описать те права и обязанности, которые возникают у лиц — участников таких отношений (игроков и спорщиков).
|