Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники. Аполлодор. Мифологическая библиотека





 

Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 1994. Аполлоний Родосский. Арогонавтика. – Александрийская поэзия. М., 1972.

Аппиан. Римские войны. СПб., 1994.

Аристофан. Облака. – Аристофан. Комедии. М., 1954.

Вергилий. Энеида. – Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1979.

Геродот. История. М., 1993.

Гесиод. Теогония. – Эллинские поэты в переводах В. Вересаева. М., 1963.

Гесиод. Труды и дни. – Эллинские поэты в переводах В. Вересаева. М., 1963.

Гомер. Илиада. М., 1980. Гомер. Одиссея. М., 1981.

Гомеровские гимны. – Эллинские поэты в переводах В. Вересаева. М., 1963.

Еврипид. Трагедии. М., 2001. Содержание: Алкеста. Вакханки. Гекуба. Геракл. Гераклиды. Ион. Ипполит. Ифигения в Авлиде. Ифигения в Тавриде. Киклоп. Медея. Мелеагр. Орест. Рес. Троянки. Электра.

Ливий Тит. История Рима от основания города. М., 1993.

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. СПб., 1999.

Овидий. Метаморфозы. – Овидий. Сочинения. СПб., 1994.

Овидий. Фасты. – Овидий. Сочинения. СПб., 1994.

Павсаний. Описание Эллады. М., 1994.

Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980.

Платон. Собрание сочинений. М., 1983.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1994.

Проперций. Элегии. – Катулл. Тибулл. Проперций. М., 1963.

Софокл. Трагедии. М., 1988. Содержание: Царь Эдип. Эдип в Колоне. Антигона. Трахинянки. Аякс. Филоктет. Электра.

Страбон. География. 1994.

Цицерон. О природе богов. – Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.

Эллинские поэты. М., 1999. Содержание: Гесиод. Киклические поэмы. Эпические поэты VIII–V вв. Гомеровские гимны. Парменид. Эмпедокл. Поздний эпос. Архилох. Тиртей. Семонид. Мимнерм. Солон. Феогнид. Ксенофан. Каллимах. Алкман. Стесихор. Сапфо. Алкей. Ивик. Анакреонт. Гимны богам.

Эллинские поэты в переводах В.В. Вересаева. М. 1963. Содержание: Гомеровские гимны. Гесиод. Архилох. Сапфо. Семонид. Алкей. Феогнид. Ивик. Анакреон.

Эсхил. Трагедии. М., 1971. Содержание: Просительницы. Персы. Семеро против Фив. Прометей прикованный. Агамемнон. Жертва у гроба. Эвмениды.

 

Использованная литература

 

Вернан Ж.‑П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1987.

Гаспаров М. Занимательная Греция. М., 1995.

Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб., 1995.

Голосовкер Я. Сказания о титанах. М., 1957.

Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992.

Дуров В. История римской литературы. СПб., 2000.

Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986.

Зелинский Ф. Из жизни идей. СПб., 1998.

Зелинский Ф. Древнегреческая религия. Киев, 1993.

Зелинский Ф. Религия эллинизма. Томск, 1996.

Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб., 1996.

История Древней Греции. М., СПб., 1999.

История Древнего Рима. М., СПб., 1998.

Киплинг Р. Стихотворения. СПб., 1994.

Кнабе Г. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993.

Королев К. Македонский гамбит. М., СПб., 2002.

Королев К. Энциклопедия символов. М., СПб., 2003.

Королев К. Энциклопедия сверхъестественных существ. М., СПб., 2002.

Коростовцев М. Религия древнего Египта. М., 1976.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. М., 1990.

Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1975. Латышев В. Очерк греческих древностей. СПб., 1899. Лосев А. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. Лосев А. Античная философия истории. М., 1977. Лосев А. Источники античного символизма и мифологии. М., 1930. Лосев А. Олимпийская мифология в ее социально‑историческом развитии. М., 1953.

Луна, упавшая с неба. М., 1977.

Матье М. Древнеегипетские мифы. [Исследование и перевод текстов с комментариями]. М., 1956.

Мелетинский Е. Поэтика мифа. М., 1976.

Мифологический словарь. М., 1990.

Мифологии древнего мира. М., 1977.

Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1982.

Моммзен Т. История Рима. СПб., 1997.

Нейхардт А. Легенды и сказания Древнего Рима. М., 1987.

Нильссон М. Греческая народная религия. СПб., 1999.

Ницше Ф. Избранные сочинения в 2 тт. М., 1990.

Словарь античности. М., 1994.

Топоров В. Эней – человек судьбы. М., 1993.

Тронский И. История античной литературы. Л., 1946.

Успенский Б. Отзвуки концепции «Москва – третий Рим» в идеологии Петра Первого. – Успенский Б. Избранные труды. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994.

Ферреро Г. Величие и падение Рима. СПб., 1998.

Циркин Ю. Мифы Финикии и Угарита. М., 2000.

Шифман И. Цезарь Август. Л., 1990.

Штоль Г. В. Мифы классической древности. М., 1899–1904.

 

 


[1]Здесь и далее цитаты из Гомеровских гимнов приводятся в переводе В. Вересаева.

 

[2]Известный английский писатель и исследователь Р. Грейвс, перу которого принадлежат, в том числе, книги «Белая богиня» и «Мифы Древней Греции», выдвинул теорию о том, что в своем «исконном» варианте античная – и, шире, европейская – мифология строилась вокруг сюжета о Великой Богине и ее возлюбленном. В предисловии к «Мифам Древней Греции» Грейвс писал: «Я разработал следующую, в чем‑то неортодоксальную и допускающую дальнейшие уточнения историческую гипотезу, которая, тем не менее, не противоречит современным археологическим и антропологическим сведениям и, надеюсь, хорошо объясняет вариации мифического образа.

В древней Европе не было богов. Великая Богиня считалась бессмертной, неизменной и всемогущей. Религиозное мировоззрение пока еще обходилось без идеи отцовства. У богини были супруги‑соправители, однако брала она их для удовольствия, а не для того, чтобы дать отца своим детям. Мужчины боялись своего матриарха, поклонялись и подчинялись ей; очаг, за которым она следила в пещере или хижине, являлся самым древним социальным центром, а материнство считалось главным таинством. Вот почему греческое публичное жертвоприношение предусматривало принесение первой жертвы Гестии – покровительнице очага… Небесным символом богини была луна. Три фазы луны – молодая, полная и убывающая – напоминали три фазы матриарха: девственница, нимфа (женщина в брачном возрасте) и старуха. Далее, поскольку ежегодный бег солнца напоминал рост и упадок физических сил богини (весна была девственницей, лето – нимфой, а зима – старухой), ее стали идентифицировать с сезонными изменениями в растительной и животной жизни, а следовательно, и с матерью‑землей, которая в начале вегетативного года производит только листья и бутоны, затем – цветы и плоды и, наконец, перестает плодоносить. Ее можно представить и в виде еще одной триады: девушка верхнего мира, нимфа земли или моря и старуха подземного мира, персонифицированные соответственно в Селене, Афродите и Гекате…

По мере того как соитие становилось общепризнанной причиной деторождения, религиозный статус мужчины постепенно повышался, а ответственность за беременность женщин больше не возлагалась на ветры и реки. Нимфа, или царица племени, выбирала себе на год возлюбленного из числа юношей, состоявших в ее свите, и в середине зимы, когда кончался год, он приносился в жертву. Возлюбленный был скорее символом плодородия, чем объектом ее эротических наслаждений. Его кровь разбрызгивали, чтобы плодоносили деревья, росли хлеба и давали приплод стада, а тело, вероятно, поедалось в сыром виде женским окружением царицы… Затем эта практика изменилась, и царь стал умирать, когда сила солнца, с которым его идентифицировали, летом шла на убыль, а другой юноша, его близнец или мнимый близнец, становился новым возлюбленным царицы, чтобы в положенное время посреди зимы быть принесенным в жертву. Такие консорты обретали исполнительную власть только тогда, когда им разрешалось подменять царицу, нося ее магическое одеяние. Так возникли цари‑жрецы, и, несмотря на то, что солнце стало символом мужской плодовитости, как только возникла связь между жизнью царя и годичным циклом, луна не теряла своего главенства над солнцем, а царица – над царем, по крайней мере внешне, даже тогда, когда матриархат уже полностью выродился…

Знакомая олимпийская система возникла как компромисс между эллинскими и доэллинскими представлениями: появилось божественное семейство из шести богов и шести богинь, возглавляемых Зевсом и Герой… Установление патриархата завершает период собственно мифа. За ним следует период исторической легенды, которая рассматривается в свете исторической практики».

Универсальность мифа о Великой Богине, на которой настаивал Грейвс, представляется достаточно спорной; недаром английский мифолог Дж. Керк отозвался о Грейвсе как о человеке «блистательном, но полностью введенном в заблуждение своей теорией».

 

[3]Синойкизм – объединение ряда мелких поселений в одно крупное. Наиболее известный пример синойкизма из истории античности – объединение Тесеем нескольких поселений и образование Афин.

 

[4]Здесь и далее цитаты из поэм Гесиода «Теогония» и «Труды и дни» приводятся в переводе В. Вересаева.

 

[5]Перевод М. Грабарь‑Пассек.

 

[6]Здесь и далее цитаты из поэмы «Метаморфозы» Овидия приводятся в переводе С. Шервинского.

 

[7]Здесь и далее цитаты из «Аргонавтики» Аполлония Родосского приводятся в переводе Г. Церетели.

 

[8]Здесь и далее цитаты из «Фастов» Овидия приводятся в переводе Ф. Петровского.

 

[9]«Ригведа», X, 90. Перевод Т. Елизаренковой.

 

[10]«Речи Вафтруднира». Перевод В. Тихомирова.

 

[11]Фрагменты ранних греческих философов. Перевод А. Лебедева. В славянской (точнее – северорусской) «Голубиной книге» также повествуется о жертвоприношении первосущества, повлекшем за собой сотворение мира (правда, под влиянием христианства опущен момент расчленения тела первосущества и привнесены христианские мотивы):

 

У нас белый вольный свет зачался от суда Божия;

Солнце красное от лица Божьего

Самого Христа Царя небесного;

Млад светел месяц от грудей его;

Звезды частые от риз Божьих;

Ночи темные от дум Господних;

Зори утрени от очей Господних;

Ветры буйные от Свята Духа;

У нас ум‑разум самого Христа,

Самого Христа Царя небесного;

Наши помыслы от облак небесных;

Кости крепки от камени;

Телеса наши от сырой земли;

Кровь‑руда наша от черна моря…

 

Русский религиозный философ Г.П. Федотов в связи с этим фрагментом «Голубиной книги» замечал: «Стих не дерзает говорить о теле, о костях Божиих и отказывается ставить вопросы о происхождении земли, моря и гор (камней). Ответы на эти вопросы легко угадываются; они становятся ясны по аналогии с происхождением тела Адамова. Но певец умалчивает о них, думается, по требованию религиозного целомудрия, подавляя в себе естественный интерес к космологии матери‑земли».

 

[12]Р. Грейвс видел в мифе об оскоплении Урана хеттское влияние: «У хеттов Кумарби (Крон) откусывает гениталии бога неба Ану (Уран), проглатывает часть семени, а остальное выплевывает на гору Канзуру, где из оставшегося семени вырастает богиня. Зачатый им таким образом бог любви был вырезан из бока Кумарби братом Ану Эа. Эти два рождения греки объединили в один рассказ о том, как Афродита возникла из моря, оплодотворенного отрезанными гениталиями Урана. Кумарби впоследствии производит на свет из своего бедра еще одного ребенка – таким же способом Дионис повторно рождается из Зевса. Рожденный из бедра сын Кумарби правит колесницей бурь, в которую запряжен бык, и приходит на помощь Ану. В этом же повествовании „резак, которым в минувшие времена земля была отделена от неба“, становится оружием, от которого погибает сын Кумарби – рожденный из земли гигант Улликумми».

 

[13]Согласно Гомеровским гимнам, Тифона родила Гера – в отместку Зевсу, самостоятельно произведшему на свет Афину: она ударила рукой о землю – и появился Тифон. Воспитывал Тифона змей Пифон, впоследствии убитый Аполлоном.

 

[14]При подготовке этого раздела использованы фрагменты исследований Ф.Ф. Зелинского «Древнегреческая религия» и «Эллинистическая религия».

 

[15]Здесь и далее перевод Н. Гнедича.

 

[16]Сравнительно‑исторические исследования в области индоевропейских языков позволили установить, что греческое Ζευσ, Διοσ (Зевс, Дий) означает «светлое небо» и может быть сопоставлено с такими однокоренными словами, как древнеиндийское deva «бог», Dyaus (Дьяус, небо), латинскими deus (бог) и Diespater (Диспатер, отец богов), древнеиндийским Dyauspitar (Дьяуспитар, то же значение).

 

[17]Т. е. писанные красками образцы, по которым ткали.

 

[18]Знаменитая гетера, жившая в конце V в.

 

[19]Перевод Л. Остроумова.

 

[20]Например, в мисийском городе Гамбрии по закону мужчины должны были снимать траур на 4‑м месяце, а женщины – на пятом.

 

[21]В виде примера укажем на завещание философа Эпикура у Диогена Лаэртского: преемники Эпикура должны приносить жертвы его родителям, братьям и ему самому в день его рождения 10‑го числа месяца Гамелиона, кроме того, соблюдать и по смерти Эпикура его обычай собираться с учениками 20‑го числа каждого месяца. На исполнение этого завещания философ оставил особую сумму; нам известно, что эпикурейцы действительно праздновали и день рождения своего учителя, и 20‑е число каждого месяца. Интересно также сохранившееся на камне завещание Эпиктеты, дочери Грина, богатой гражданки о. Фера, жившей в конце III или начале II в. до Р. X. По соглашению со своей дочерью и ее мужем, своим опекуном, Эпиктета завещала проценты с 3000 драхм на празднование памяти по себе, своем муже и двум сыновьям. Завещанием установлено особое общество, в котором могли участвовать родственники Эпиктеты обоего пола. Оно должно было выбирать особых распорядителей праздника, а для увеличения назначенной на празднование суммы установить сбор со своих членов. Еще при жизни Эпиктета начала строить особое здание, посвященное музам, в котором члены общества должны были почитать муз, а также завещательницу, ее мужа и сыновей как героев.

 

[22]Афродита – богиня хтоническая, древнее божество плодородия; лишь в классический период ее образ был переосмыслен как образ богини любви и красоты, дочери Зевса и нимфы Дионы. По Гесиоду, Афродита родилась из крови оскопленного Урана, вместе с Эринниями и гигантами; то есть она старше Зевса. Известно также, что Афродита считалась покровительницей гетер.

 

[23]Настоящий раздел составлен на основе исследования В.В. Латышева «Очерк греческих древностей».

 

[24]Перевод М. Гаспарова.

 

[25]Как жилище богов Олимп описывается следующим образом:

 

… светлоокая Зевсова дочь полетела

Вновь на Олимп, где обитель свою, говорят, основали

Боги, где ветры не дуют, где дождь не шумит хладоносный,

Где не подъемлет метелей зима, где безоблачный воздух

Легкой лазурью разлит и сладчайшим сияньем проникнут;

Там для богов в несказанных утехах все дни пробегают.

 

Date: 2015-11-13; view: 332; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию