Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иудейская и христианская апокалиптика





Апокрифические Апокалипсисы

--------------------------------------------------------------- ББК 86.37 А 76 ISBN 5-89329-223-5 Пер., сост., вступ. статья: М. Г. Витковская, В. Е. Витковский. СПб.: Алетейя, 2000. OCR Бычков М.Н. bmn@lib.ru---------------------------------------------------------------------------- В предлагаемой книге собраны памятники апокрифической литературы,объединяемые жанром откровения, или апокалипсиса. "Откровение Св. ИоаннаБогослова", завершающее собой христианскую Библию, уже два тысячелетияпривлекает к себе повышенное и вполне объяснимое внимание - тем болееинтересно будет читателю познакомиться с древними текстами, созданными врусле той же традиции. Часть публикуемых апокрифов возникла раньшеканонического "Апокалипсиса", в иудейской среде, часть - позже, вплоть доIX-X вв. по Р. X., их авторы - уже христиане. Во вступительной статье прослеживается история жанра откровения, причемрассмотрение не ограничивается текстами, вошедшими в сборник; особоевнимание уделено этому жанру в Книгах Ветхого и Нового Завета. Комментарийпозволит читателю оценить соотношение между каноническими и апокрифическимитрактовками библейских событий, составить более ясное представление отематике апокалипсической литературы.

ИУДЕЙСКАЯ И ХРИСТИАНСКАЯ АПОКАЛИПТИКА

Имя "Откровения" или "Апокалипсиса" мы привыкли относить к одномупроизведению - письму, в котором апостол Иоанн рассказывает единоверцам опотрясающем видении, явившемся ему однажды на острове Патмос. Сменяющие другдруга картины этого видения - Господь Бог в окружении двадцати четырехстарцев, снятие семи печатей, семь ангелов с семью трубами, битва архангелаМихаила с драконом, семь чаш гнева, небесный Иерусалим - остаются в памятивсякого, кто читает Откровение Иоанна, и среди всех книг Священного Писанияименно эта выделяется напряженностью повествования, необычностью изагадочностью, и в первую очередь через нее всегда хотелось людям проникнутьв будущее, понять, что ждет наш мир. Недаром само греческое слово"апокалипсис" вошло во многие языки как синоним мировой катастрофы, гибеливсего творения. Но первоначально "апокалипсис" означало просто "раскрытие", а вуточненном смысле - "раскрытие будущего, сокрытого от людей": "ОткровениеИисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чемунадлежит быть вскоре" (Откр. 1:1). Однако не забудем и вот о чем. В канон Нового Завета входит 27 писаний.Это Евангелия, Деяния, Послания - и Апокалипсис Иоанна. Четыре Евангелия и21 Послание с первого же взгляда выдают жанровое своеобразие; Деяния в НовомЗавете одни, и Апокалипсис один, но они также легко отличимы от Евангелий иПосланий. {Несмотря на то, что Откровение Иоанна есть одновременно письмо кпредстоятелям поместных Церквей.} Итак, перед нами четыре жанрапервохристианской литературы. Если мы проследим дальнейшее развитие этойлитературы, то найдем множество произведений, которые носят имя "евангелий","деяний" и "посланий", но не вошли в канон и были большей частью нерекомендованы Церковью к чтению во время богослужения, а часто и прямозапрещены. Не исключение тут и апокалипсисы, их мы тоже найдем средиапокрифической литературы, {Апокриф (греч.) - нечто потайное, скрытое.} но уэтого жанра есть существенное отличие. Евангелия и Деяния сложились какжанры в среде первых христиан, и все апокрифические тексты такого рода берутза основу канонические образцы. Апостольские послания толке обладаютспецифическими чертами, от которых не отказывались и авторы апокрифов. Нопрактически ни один из позднейших апокалипсисов не подражает ОткровениюИоанна - мы находим лишь некоторые общие черты. Объясняется это тем, чтоапокалиптика сложилась как жанр до появления христианской литературы. Иболее того: возникнув еще в эпоху Ветхого Завета и сформировавшись в еепоследние века, апокалиптика оказала очень значительное влияние на техлюдей, которые жили в Иудее в одно время с Иисусом Христом и многие изкоторых стали первыми христианами. В литературе раннехристианской жанроткровения лишь продолжил свою жизнь. И до Апокалипсиса Иоанна, и после неговозникали такие писания, которые были похожи в чем-то существенном; одни изних были более яркими и оригинальными, другие - менее, и среди всех этихписаний Иоанново Откровение предстает, можно сказать, одной из высочайшихвершин горного хребта. Неповторимость Апокалипсиса Иоанна не означает, что должны быть преданызабвению другие памятники иудейской и христианской апокалиптики - напротив,благодаря столь выдающемуся творению вся эта литература приобретает для насособый интерес. * * * Первые апокалиптические тексты иудаизма нужно искать в книгахветхозаветных пророков, ведь пророчество имеет более всего сходства сапокалипсисом. Впрочем, следует сразу оговориться: пророчество, пусть даже оченьмрачное, каких множество у Исайи, Иеремии, Иезекииля, у малых пророков, самопо себе еще не апокалипсис. Пророк предвидит и предрекает будущее,апокалиптик же - "последние времена" и конец света. И если пророк дажеговорит о вмешательстве Самого Господа Бога, которое приводит к торжествуправедного еврейского народа над нечестивыми язычниками, то все-таки здесьеще не хватает важнейшего элемента апокалиптики - не хватает эсхатологии.{Отгреч. eschatos - последний, крайний.} И вот, при чтении книг пророков мыпостоянно встречаемся с футурологией (то оптимистической, топессимистической), но очень редко - с настоящей эсхатологией. Не вдаваясь в обсуждение спорных вопросов библейской хронологии, мы темне менее можем уверенно сказать, что один из первых текстов, где ВетхийЗавет говорит языком апокалипсиса, - это главы 24-27 в Книге пророка Исайи.{Ученые иногда прямо называют эти главы "Апокалипсис Исайи".} Пророк рисует страшную картину: "Господь опустошает землю и делает еебесплодною; изменяет вид ее и рассеивает живущих на ней... Земля опустошенавконец и совершенно разграблена... Сожжены обитатели земли, и немногоосталось людей... Плачет сок грозда; болит виноградная лоза... Прекратилосьвеселие с тимпанами, умолк шум веселящихся; затихли звуки гуслей... В городеосталось запустение и ворота развалились... Земля сокрушается, земляраспадается, земля сильно потрясена; шатается земля, как пьяный, и качается,как колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней; она упадет, и уже не встанет"(Ис. 24:1-20). Это уже не пророчество о судьбах Египта, Тира или Вавилона - разрушениеи запустение суждены всей земле! Но мучения этих дней предвещают наступлениетого дня, которого ожидали праведники, страдавшие от засилья грешников - ДняСуда: "На пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и квоспоминанию о Тебе стремилась душа наша" (Ис. 26:8). Господь Сам низойдет на Сион, и тогда не только "цари будут наказаны",но "покраснеет луна, и устыдится солнце" (Ис. 24:21-23). Суд совершится вИерусалиме, но Бог явится сюда не только для иудеев, но и для язычников. Он"сделает на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу изчистых вин, из тука костей" (Ис. 25:6). Люди будут судимы по делам их - караждет нечестивцев, награда - праведников. Но что это за кара, и что занаграда? Ведь большая часть людей, живших на земле со времен Адама, ужеумерли - все равно, были они добрыми или злыми. Очевидно, множествоправедников должно погибнуть и в последние дни, которые описывает пророк. ИКнига Исайи дает ответ на этот вопрос: тот, кто был предан Господу, кто жилправедной жизнью, - они воскреснут для новой жизни: "Оживут мертвецы Твои,восстанут мертвые тела... и земля извергнет мертвецов" (Ис. 26:19). Но силамзла уже не подняться - они останутся в преисподней, в мрачном Шеоле:"Мертвые не оживут, потому что Ты посетил и истребил их, и уничтожил всякуюпамять о них" (Ис. 26:14). Апокалипсис Исайи - очевидно, первое место в Библии, где ясно сказано овоскресении мертвых. Во всем Пятикнижии об этом нет ни слова; псалмы,говорящие об этом, позднего происхождения, и только в 1 Книге Царствпророчица Анна, мать Самуила, произносит в молитве: "Господь умерщвляет иоживляет, низводит в преисподнюю и возводит" (1 Цар. 2:6). Но вера Анны вто, что Бог может воскресить умершего, - это еще не обетование всеобщеговоскресения праведников, которое мы находим у Исайи. Вообще, о Шеоле, месте обитания мертвых, в Ветхом Завете говоритсячрезвычайно скупо. Это место скорее напоминает греческий Аид, как онизображен, например, в гомеровской "Одиссее" - тени людей пребывают здесь,не претерпевая мучений, но и не зная радостей; эту загробную жизнь и нельзя,собственно, назвать жизнью. О преисподней не говорится и в Книге Исайи;однако весть о грядущем воскресении должна была вызвать в душах людейжелание узнать, что ждет человека сразу после его смерти. Таким образом, пророчествуя о гибели мира, Божием суде и воздаянии,состоящем в воскрешении праведников для новой счастливой жизни, АпокалипсисИсайи обозначает основные темы будущей апокалиптики, и в том числеОткровения Иоанна. Другой древнейший апокалипсис - небольшая Книга пророка Иоиля, которуюсчитают одним из самых художественно совершенных писаний Ветхого Завета.{Опять-таки отвлекаемся от хронологических вопросов. Нельзя исключить, чтоКнига Иоиля была создана несколько раньше "Апокалипсиса Исайи".} Пророк описывает ужасное нашествие саранчи, знаменующее скороенаступление Дня Господня - Страшного суда: "Пришел на землю Мою народсильный и бесчисленный; зубы у него - зубы львиные, и челюсти у него - как ульвицы... Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высохвиноградный сок, завяла маслина... Потому и веселье у сынов человеческихисчезло" (Иоил. 1:6-12). "Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей, датрепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок -день тьмы и мрака, день облачный и туманный: как утренняя заряраспространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывалоот века и после, не будет в роды родов" (Иоил. 2:1-2). В апокалиптическом видении пророка стаи саранчи обращаются в полчищанарода, идущего войной на Иудею и сметающего, сжигающего, уничтожающего всена своем пути. {В Откровении Иоанна (9:3-11) описание саранчи взятонепосредственно из Книги Иоиля.} Это войско ведет Сам Господь, грядущийсудить народы. Пророк призывает иудейский народ и священников принестипокаяние прежде, нежели настанет День Господень. Пусть этот день "велик истрашен", но в конечном счете все зависит от самих людей, от их сердец:"Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши... Кто знает, не сжалится ли Он ине оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богувашему?" (Иоил. 2:13-14). За Страшным судом в долине Иосафата, когда "солнце и луна померкнут извезды потеряют блеск свой" (Иоил. 4:15), Иоиль видит пришествие ЦарствияБожия. Противники избранного народа будут повержены, а "Иуда будет житьвечно, и Иерусалим - в роды родов" (Иоил. 4:20). Но спасутся не толькоиудеи: "Всякий, кто призовет имя Господне, спасется" (Иоил. 2:32). Важнейшее пророчество этого древнего апокалипсиса - о ниспослании наземлю Святого Духа. Оно сбудется в день Пятидесятницы, о нем вспомнит тогдаапостол Петр: {Деян. 2:17.} "Излию от Духа Моего на всякую плоть" (Иоил.2:28). В "Апокалипсисе Исайи" и в Книге пророка Иоиля мы видим началоиудейской апокалиптики. Но в этих ветхозаветных текстах еще нет ясноговзгляда на историю человечества как на путь к "последним временам" иСтрашному суду. Такой взгляд впервые встречаем мы в Книге пророка Даниила.Во второй части этой книги апокалиптический жанр не только впервые обрелзавершенную форму, но и нашел наряду с Откровением Иоанна самоезамечательное свое выражение. В начале книги повествуется о том, как иудей Даниил, находящийся вВавилонском плену, разгадал, какой сон видел царь Вавилона Навуходоносор иистолковал этот сон. Царю явился огромный истукан с золотой головой,серебряной грудью и руками, медным животом и бедрами и с ногами отчасти изжелеза, отчасти из глины. Тут с горы сорвался сам собою камень, ударил вистукана, и тот рассыпался вдребезги. Основной смысл подробного истолкованиясна таков. Царство Навуходоносора - сильнее всех царств, но вслед за нимпридут другие, более слабые. И когда-нибудь "Бог небесный воздвигнетцарство, которое вовеки не разрушится и не будет передано другому народу;оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно" (Дан. 2:44).Это первое место в Ветхом Завете, где говорится впрямую о пришествииЦарствия Божия, и именно здесь показано, что человеческие империи, великиедержавы преходящи - они сначала возвышаются и процветают, а потом неизбежноклонятся к упадку и гибнут; но и сама эта смена будет продолжаться не вечно- настанет время, и Бог положит всем этим державам предел, установив наземле Свое Царствие, ему же не будет конца. Вполне вероятно, что это апокалиптическое пророчество былодействительно известно в VI в. до Р. X., а много позже, когда оно взначительной части уже сбылось, к Книге Даниила было присоединено несколько"видений", явившихся будто бы самому пророку. Эта часть книги могла бытьсоздана в годы жестоких гонений на иудеев со стороны селевкидского царяАнтиоха Епифана - несчастный народ особенно нуждался тогда в благой вести оконечности, преходящести земных государств и о торжестве праведников надгрешниками. Мировые державы и их владыки предстают Даниилу в виде разнообразныхзверей, их голов, крыльев, рогов и зубов. Появляются и исчезают лев(Вавилон), медведь (Персия), барс с четырьмя головами (держава АлександраМакедонского и эллинистические государства), затем - неизвестный зверь сжелезными зубами и множеством рогов, которые вырастают и исторгаются - это,очевидно, Рим. В другом видении ведут борьбу друг с другом козел (Македония) и овен(Персия); козел побеждает, потом у него вырастают четыре рога (как раньшебыло с головами у барса), а от одного из рогов появляется потом "небольшойрог", означающий Антиоха Епифана - "царя наглого и искусного в коварстве"(Дан. 8:23). Это видение толкует Даниилу архангел Гавриил. Он же объясняетзначение пророчества Иеремии о 70-летнем запустении Иерусалима (Иер. 25:11слл.): речь шла не о 70 годах, но о 70 "седминах", то есть должно пройти 490лет - и тогда придет Мессия, или, по Даниилу, "Сын человеческий" - имя,которым чаще всего будет называть Себя Иисус Христос. "Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сынчеловеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему данавласть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему;владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, а царство Его неразрушится" (Дан. 7:13-14). В конце времен грядет борьба "Михаила, князя великого, стоящего засынов народа своего" (Дан. 12:1) с врагами Господними. Эта апокалиптическаябитва закончится воскресением мертвых и спасением праведников. Гибель Антиоха Епифана как бы не отделена у Даниила от этой последнейбитвы и гибели богоборцев, но такая "туманная перспектива" - общая чертавсех пророческих книг и особенно апокалиптических писаний. Да и в самомделе, до пришествия Иисуса Христа оставалось менее двух веков - для историиэто не так много. Пророчества Книги Даниила хронологически завершают Ветхий Завет. Тесамые неполные два века, которые остались до земной жизни Иисуса Христа, изСвященного Писания выпали. И пусть для мировой истории это небольшой отрезоквремени, но для истории иудейского народа II-I вв. до Р. X. - время,чрезвычайно насыщенное событиями. Иудея освободилась из-под властиСелевкидов и стала, наконец, независимой, но мир не пришел на землю -усилились гражданские распри, а враги по-прежнему грозили со всех сторон.Окрепнувшая Римская держава - прежде союзница Иудеи в борьбе противсирийских Селевкидов - подчинила себе маленькую страну, и недавно обретеннаянезависимость вновь отошла в прошлое. Затем более тридцати лет правит впринадлежащей Риму Иудее царь Ирод, прозванный Великим, но снискавшийненависть своего народа. Только конец царствования Ирода захватывает ужеНовый Завет. Творения этой эпохи не вошли в Библию, однако литература не умерла, итем более продолжали жить и даже обострились мессианские чаяния иудеев.Всякое крупное политическое событие вызывает у народа чувство - ЦарствоБожие при дверях! И именно теперь расцветает иудейская апокалиптика,черпающая материал и вдохновение из пророческих книг Писания и особенно,конечно, из Книги Даниила. Пожалуй, самый известный апокалипсис того времени - Книга Еноха,которая была даже признана канонической в эфиопской Церкви, благодаря чему исохранилась до наших дней в целостном виде. {Первоначально написаннаяпо-еврейски, Книга Еноха была затем переведена на греческий (сохранилисьфрагменты на обоих языках), а еще позднее - на другие языки, в том числе ина эфиопский.} Впрочем, вполне вероятно предположение, что первоначальноотдельные части Книги Еноха были самостоятельными произведениями (возможно,их было пять или шесть). Но во всяком случае их объединение не могло бытьслучайным, ибо вся книга в целом есть типичное произведение иудейскойапокалиптики, где гармонично сочетаются темы мировой истории, кончины этогомира, Страшного суда, пришествия Мессианского царства и загробноговоздаяния. Дополнением служат другие эзотерические темы - ангелология иастрология. Почему знание сокрытого от простых смертных приписывалось именно Еноху?В Книге Бытия об этом патриархе (седьмом от Адама) говорится коротко, номногозначительно: "Ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Богвзял его". Кроме того, сказано, что прожил Енох 365 лет (Быт. 5:2324). ВКниге Иисуса, сына Сирахова, написанной незадолго до появления апокрифаЕноха, говорится: "Енох угодил Господу и был взят на небо, - образ покаяниядля всех родов" (Сир. 44:15). {Впрочем, более точный перевод с еврейского -"образ познания", и это тоже существенная деталь.} В апокрифе описано путешествие Еноха по загробному миру, где праведникивкушают блаженство, а грешники терпят муки. Здесь мы впервые сталкиваемся сидеей загробного воздаяния еще до Страшного суда, сразу после смертичеловека. Причем речь идет не о кратком упоминании - Книга Еноха дает такиеяркие картины рая и ада, которые вывели тему "того света" на первый план вомножестве апокрифов, в раннехристианской и средневековой литературе,наконец, в "Божественной Комедии" Данте. {В позднейших апокалипсисах Енохвместе с Илией является на землю, предваряя второе пришествие Христа (см.например, Откр. Петра, II; ср. Откр. 11:3; 7-8, где говорится о "двухсвидетелях" Бога без упоминания имен).} Затем Еноху является Мессия: "Видели мы глаза Избранника справедливостии веры, а справедливость будет в его дни, и праведные, и избранные будутпред Его лицом без числа во веки веков" (Книга Еноха 39:6). Мессия - непросто потомок Давида, хотя называется Сыном человеческим (как у Даниила).Он есть, несомненно, некое высшее существо: "Прежде чем звезды небесные былисотворены, Его имя было названо пред Господом духов... Он был избран исокрыт пред Ним прежде, чем создан мир, и Он будет пред Ним до вечности"(Книга Еноха 48:3-6). Конечно, это не Богочеловек Нового Завета, а скорееангел и, может быть, высший из ангелов, подобный архистратигу Михаилу,предводителю небесного воинства (ср. Книга Еноха 10:1112). Помазанник "идетс мириадами святых, чтобы совершить суд над ними (людьми), и Он уничтожитнечестивых, и будет судиться со всякою плотью" (Книга Еноха 2:9). Грядущий Суд принесет славу "святым и избранным", но и некоторыегрешники могут надеяться на спасение, если "обратятся и оставят дела руксвоих" (Книга Еноха 50). Суд Господень будет означать конец этого мира.Тогда воскреснут мертвые, обновятся небо и земля, наступит эпоха земногоблагоденствия. Люди облекутся "в вечную одежду жизни", уподобятся ангелам,приблизятся к Богу и Его Помазаннику и получат доступ к самому Древу Жизни. Таков апокалипсис Еноха. Автор книги верит в то, что историячеловечества {У Еноха фигурируют, между прочим, и "десять седмин" - ср.Книгу Даниила.} и конец этой истории предопределены Богом, что закоренелымгрешникам нет прощения, что явление Мессии будет победоносным шествиеммогучего воителя. Эти верования характерны для эпохи, предшествующей явлениюИисуса Христа, они предопределяют глубину противоречия между нарождающимсяхристианством и представлениями большинства иудеев, живших в то время. И все же чаяния Страшного суда и воскресения мертвых делают Книгу Енохапосредницей между Ветхим и Новым Заветом - об этом не следует забывать. Так называемая "енохическая" литература должна была получить широчайшеераспространение. Нам известны, кроме эфиопской версии, фрагменты еврейскихтекстов Еноха, найденных в Кумране, и славянский апокриф "Книга ЕнохаПраведного". Все это разные тексты. Автор "Завещаний двенадцати Патриархов"постоянно ссылается на писания Еноха, но источник невозможно найти ни водной из дошедших книг. Видимо, было время, когда вся апокалиптикаассоциировалась с именем патриарха, взятого Богом на небо. Книга Еноха возникла в ту пору, когда иудеи вели войны за независимостьот державы Селевкидов. Эти войны завершились изгнанием сирийских войск изПалестины и учреждением независимого Иудейского государства. Евреипочувствовали, что наступают новые времена и - как знать? - может быть, ужеи "последние времена". Если так, то народ, верующий в Единого Бога, долженпризвать к покаянию все прочие народы, должен дать им шанс на спасение, окотором говорили книги пророков. И вот, в Александрии, крупнейшем центре еврейской диаспоры, получаютраспространение пророчества, приписываемые греческой предсказательницебудущего Сивилле. Но истинный их автор - явно не язычник, а иудей.{Пророчества, о которых здесь идет речь, составляют в дошедшем корпусе "КнигСивилл" основную часть III песни и фрагменты.} У Даниила и Еноха общая концепция истории - понимание ее как регресса(от "золотого века" к общему упадку нравов и ожесточению) - была, возможно,заимствована у Гесиода. Впрочем, сам Гесиод мог находиться под каким-товосточным влиянием. Но автор "Книг Сивилл" прямо обращается к Гесиоду,пересказывая греческие мифы, и одновременно - к Евгемеру, рационально этимифы истолковывая. Вслед за всемирным Потопом совершается падениеВавилонской башни, затем в мире воцаряются Кронос, Титан и Япет (они же -сыновья Ноя: Сим, Хам и Иафет), после гибели титанов появляются одно задругим великие царства - вплоть до Римской державы. Но близится развязкамировой истории - множество пророчеств посвящены отдельным странам инародам, их ожидают всевозможные кары - голод, чума, землетрясения, войны.Такая судьба не минует и Рим. У язычников - один выход: обратиться, покаяться. Но к кому обратиться иперед кем покаяться? Псевдо-Сивилла рассказывает о всемогущем Едином Боге ио том, как поклоняются Ему евреи - избранный народ, ведущий святую жизньвокруг Иерусалимского храма. И евреев ждет еще немало бедствий, но еслиязычники вновь ополчатся на них и придут разрушить Иерусалим, то у стенгорода их ждет Страшный суд Господень: "В этот-то час и раздастся с небес голос Бога могучий К диким и глупым народам, и суд начнется над ними, Суд великого Бога, Который бессмертной рукою Их умертвит. С высоты мечи огневые на землю Он обрушит тогда; и огромные факелы будут Всех людей освещать, внезапно средь них появившись. И от Господней руки земля, что все порождает, Тут сотрясется, и все затрепещут - рыбы морские, Звери земные и птиц несчетные стаи и воды, Также и души людей содрогнутся, как только увидят Лик бессмертного Бога, - и ужас будет великий. Гор высоких вершины, холмы и крутые обрывы Он сокрушит, и черный всем взорам явится Тартар. Полными трупов предстанут ущелья туманные в скалах, Брызнет кровь из камней и вниз потоками хлынет......Будет судить Господь вас всех мечом и войною, Пламенем и дождем, затопляющим землю, и серой, С неба летящей, камнями огромными, градом ужасным И умерщвленьем повсюду животных четвероногих. Ясно люди поймут, что суд бессмертного Бога К ним пришел, и тогда умирающих стоны и вопли Землю всю огласят, и, лишаясь речи от страха, Кровью умывшись своей, погибнут. И почва впитает Кровь, а тела мертвецов разорвут ненасытные звери". (Книги Сивилл III, 669-697) Царство Божие, которое придет после суда, рисуется в образах пророкаИсайи (ср., например, Ис. 65:25) и Книги Еноха (Книга Еноха 10:18-19) какрай земной. Тогда упразднятся язычество, и "тогда к жилищу великого Бога / Сцелого света дары принесут и ладан воскурят" (Книги Сивилл III, 772-773). Эти пророчества неизвестного александрийского иудея положат, как иКнига Еноха, начало целому направлению апокалиптической литературы, причемот иудеев "примут эстафету" христиане - от имени Сивиллы будутпророчествовать вплоть до средних веков. Впрочем, этих текстов мы ещекоснемся ниже. Еще один апокриф, относящийся ко времени независимости Иудеи (вероятно,к началу I в. до Р. X.) - "Завещания двенадцати Патриархов". Это произведение - по своему жанру не совсем апокалипсис. Каждый издвенадцати сыновей Иакова перед смертью дает наставления своим детям иблизким о том, как они должны жить, какие добродетели воспитывать в себе,каких грехов избегать. Каждое "завещание" посвящено какой-то однойдобродетели или какому-то одному прегрешению в особенности. Но взоры стоящихна пороге смерти старцев постоянно устремляются в будущее, им открываетсямессианская и эсхатологическая перспектива. Кроме того, в Завещания Левия,Неффалима и Иосифа включены видения этих патриархов, носящие ярко выраженныйапокалиптический характер. Таким образом, "Патриархи" теснейшим образомсвязаны с иудейской апокалиптикой. Во всех "завещаниях" говорится о грядущем спасении, которое должнопроизойти от колен Левия и Иуды, причем колено Левия - то есть священники -ставится выше: "Мне (Иуде) дал Бог царство, ему же (Левию) - священство, иподчинил царство священству. Мне дал он то, что на земле, ему - то, что нанебесах" (Завещ. Иуды 21:2З). {Очевидно, "Патриархи" вышли из священническойсреды. Во всяком случае, такое толкование ветхозаветных обетованиипредставляется весьма вольным.} История человечества вновь предстает в виде седмин. В последнюю седминуиудейское священство погрязнет в грехах и будет уничтожено Богом: "Тогдавосставит Господь священника нового, коему все слова Господа откроются, исам будет вершить он суд правды на земле множество дней. И взойдет нанебесах звезда его... Озарит она землю, словно солнце, и истребит всякиймрак из поднебесной, и настанет мир на всей земле... И отверзнет он вратаРая и отвратит меч, угрожающий Адаму. И даст он святым вкусить от ДреваЖизни... И Велиара он свяжет и даст власть детям своим попрать злых духов"(Завещ. Левия 18). В те дни должны воскреснуть Авраам, Исаак, Иаков и все сыновьяИаковлевы, а за ними и другие праведники: "В скорби скончавшиеся восстанут врадости... И в веселии побегут олени Иакова, и орлы Израиля полетят врадости... и все народы прославят Господа навеки" (Завещ. Иуды 25:4-5). В видениях патриархов мы встречаем и типично апокалиптические картины:"Сотворит Господь суд над сынами человеческими. Когда скалы рухнут, и солнцепогаснет, и воды высохнут, и огонь затаится, и всякое творение смутится, инезримые духи истощатся, и ад лишится защиты своей... - тогда люди утратятверу и будут упорствовать в неправедности своей, и за то будут судимы ипримут кару" (Завещ. Левия 4:1). Рогатые и крылатые "звери", предстающие Неффалиму и Иосифу, напоминаютвидения Даниила. Автор "Патриархов" неоднократно дает отсылки на то, что он будто быпрочел в "Книге Еноха Праведного", явно желая показать, что именноэсхатология занимает его больше всего. В свою очередь "Патриархи" послужилиматериалом для ранних христиан, которые исправили ряд мест в тексте,приписав иудейскому Помазаннику черты Иисуса Христа. В результате апокрифдошел до нас в виде "комбинированного" иудейско-христианского откровения,являя собой лучшее доказательство преемственности в древней апокалиптике. Еще один интересный иудейский апокриф был создан в Палестине послетого, как римский полководец Гней Помпей явился с войском на Восток иположил конец независимости Иудеи. {В 63 г. до Р. X.} Речь идет о "ПсалмахСоломона" - сборнике песнопений, приписанных сыну древнего псалмопевца царяДавида - царю Соломону. В этом памятнике нет апокалиптической картины будущих бедствий, ихзаменяют бедствия настоящего - братоубийственная война под стенамиИерусалима и римское нашествие. Автор псалмов просит Господа наказатьгрешников, к которым относит не только языческих завоевателей, но инечестивых властителей Иудеи. Правление Хасмонеев вообще воспринималось каквременное - Писание говорило, что истинный Царь-Помазанник должен быть изрода Давидова. Самый известный псалом - 17-й - рисует картину пришествия этогоПомазанника, который изгонит из Иерусалима всех язычников и нечестивцев "ибудет судить колена народа, освященного Господом Богом его" (Пс. Сол.17:26). Мессия будет владыкой не только еврейского народа, но и всех прочих,которые придут, дабы видеть "славу Господню, коею прославил его Бог" (Пс.Сол. 17:31). Мессия - могущественный царь, но его сила - только от Бога: "ибо он невозлагает надежды на коня, всадника или лук, и не копит себе золота исеребра для войны, и не надеется на множество людей в день битвы" (Пс. Сол.17:33). Через весь сборник псалмов проходит мысль, что Суд Господень ждет всехлюдей, но праведные (пусть и заблуждавшиеся порой) будут наказаны("вразумлены") милостиво и воскреснут для вечной жизни, грешники же осужденына вечную погибель. В Псалмах Соломона мы можем наиболее непосредственно наблюдать темессианские чаяния еврейского народа, на почве которых родится вскоре вера вГоспода Иисуса Христа. Сохранился также один иудейский апокриф, который датируется вполнеопределенно годами земной жизни Христа. {Между 7 и 30 гг. по Р. X.} Дошелон, правда, с большими лакунами и только в поздней латинской версии.Называется этот текст "Вознесение Моисея". Моисей накануне смерти сообщает своему преемнику Иисусу Навину о том,что ждет еврейский народ в будущем. История движется по направлению к"временам обличения", о приближении которых свидетельствует усиление зла наземле. Подобно Псевдо-Соломону автор апокрифа также обличает современных емуиудейских правителей и призывает к сопротивлению им, используя историюмучеников времен Антиоха Епифана. Эта борьба должна приблизить явлениеЦарства Божия: {Точка зрения, что вооруженная борьба приближает приходМессии, была свойственна иудейской секте зелотов ("ревнителей"). Возможно,что автором апокрифа был именно зелот.} "И тогда явится царствие Его вовсяком творении Его. И тогда диавол обретет конец, и печаль с ним отойдет.Тогда наполнится рука ангела, утвержденного на небесах, и тотчас избавит оних от врагов их. Ибо поднимется Небесный с престола царствия Своего и выйдетиз святого жилища Своего с негодованием и гневом на сынов Своих. И задрожитземля и до пределов своих сотрясется, и высокие горы понизятся и сотрясутся,и долины падут, солнце не даст света, и во мрак обратятся рога луны исокрушатся, и все обратится в кровь, и круг звезд смешается, и море отступитдо бездны, и источники вод иссякнут, и реки высохнут. Ибо восстанет великийБог, единый и вечный, и явится всем и отомстит народам и уничтожит всехидолов их. Тогда блажен будешь ты, Израиль, и поднимешься ты на головы и накрылья орлиные, и наполнятся они воздухом, и возвысит тебя Бог и утвердиттебя в небе звездном в месте пребывания звезд" (Возн. Моис. 10). Когда записывались эти пророчества, на земле жил уже Иисус Христос. Ветхозаветные пророки предвидели, что явление Мессии не может бытьвполне сходным с приходом какого-то земного завоевателя. Особеннопоказательна в этом отношении Книга Пророка Захарии: "Ликуй от радости,дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе,праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле" (Зах.9:9) - именно так въедет в Иерусалим Иисус Христос. "На дом Давида и нажителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него,Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, искорбеть, как скорбят о первенце" (Зах. 12:10) - не о крестной ли мукеИисуса Христа это сказано и не о том ли, как уверует в Него множествоиудеев? Но многие пророчества, особенно апокалиптические, определенно связываютпришествие Мессии со Страшным судом и концом света. В пришествие ИисусаХриста Страшный суд и конец света не наступили. И однако, эсхатологическоеучение Самого Христа не расходится в существенных чертах с иудейскойэсхатологией. Об этом свидетельствует первый христианский апокалипсис -слово Христа к Его ученикам в 24-25-й главах Евангелия от Матфея. "Восстанетнарод на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения"(Мф. 24:7). "И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна недаст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются...Тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущегона облаках небесных с силою и славою великою" (Мф. 24:29-30). "Когда жеприидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогдасядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделитодних от других, как пастырь отделяет овец от козлов" (Мф. 25:31-32). "Ипойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Мф.25:46). Как один из признаков близости последних времен Иисус называет"мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святомместе" (Мф. 24:15, ср. Дан. 9:27). Когда Христос был распят и вознесся на небеса, уверовавшие в Него сталиожидать Его второго пришествия и Его суда (Деян. 1:11; 1 Фес. 1:10). Но и вдушах тех иудеев, которые не стали христианами, продолжали житьэсхатологические тревоги и чаяния, достигшие апогея в 60-е гг. I в. по Р. X.В эти годы Иудея поднимается на борьбу против римского владычества, и многиевосприняли эту войну как несомненный признак приближения "последних времен". Но в те же самые годы было создано и Откровение Иоанна - великийАпокалипсис христианства. Подробно останавливаться на содержании и толковании этого выдающегосяпамятника мы здесь не можем, но следует отметить основные черты егоапокалиптики. Откровение дается Самим Господом Богом Иисусу Христу, а Он передает этооткровение апостолу Иоанну, дабы тот открыл его, в свою очередь, людям. Весьтекст есть последовательность видений Иоанна. Кончина мира предстает в виде казней, насылаемых одна за другою начеловечество, подобно казням египетским. Вслед за этими казнями земной мирперестает существовать как таковой и превращается в Царство Божие. Накануне прихода Царства Божия в мир является Антихрист, которыйвоцаряется в мире, жестоко преследует христиан и убивает двух свидетелейБога - по обычному толкованию, Еноха и Илию, - после чего терпит поражение вбитве с воинством Христовым. Святые праведники воскресают и царствуют со Христом тысячу лет. Поокончании этого тысячелетия сатана, вверженный живым в огненное озеро,восстает оттуда и приходит с огромным войском к стенам Иерусалима. Здесьсатану поражает огонь Господень и теперь он уже никогда не может восстать изогненного озера. За сим следует воскресение всех мертвых и суд Божий надовсеми. Последнее, что видит Иоанн, - это вечный небесный Иерусалим, город,озаренный славою Божией, а потому не имеющий необходимости ни в солнце илуне, ни в храме. Этот новый Иерусалим исполнен всяческой святости, и к немусобираются народы со всей земли. Антихрист у Иоанна - персонаж, "венчающий" собой исторический регресс,подобно "презренному царю" у пророка Даниила, то есть Антиоху Епифану (Дан.11:21 слл.). Он предстает в виде "зверя", совмещающего черты барса, медведяи льва. В то же время его символ - "число человеческое" (666), котороедолжно расшифровываться через числовое значение букв (еврейских илигреческих), но для непосвященных остается загадкой. По-видимому, Иоаннподразумевал некоего гонителя христиан, сходного с Антиохом Епифаном, -наиболее вероятно, римского императора Нерона. {После смерти Нерона быливесьма распространены легенды о том, что он на самом деле остался жив и ещевернется править Римом (ср. в особенности Книги Сивилл IV, 119-124, 137-139и др. места; о Лже-Неронах см. также Светоний, Нерон 57; Тацит, История II,8).} Рим вообще должен вызывать праведный гнев - эта держава предстаетапостолу в виде женщины с надписью на челе: "Тайна, Вавилон, мать блудницами мерзостям земным" (Откр. 17:5). Царство Антихриста есть логическоепродолжение греховного и безбожного Рима. Гонения на христиан почти совпали по времени с войной в Иудее.Одновременно шла гражданская война в самом Риме, где в течение полутора летсменилось четыре императора. Эти события должны были порождать в сознаниивсех чаявших Царства Божия сходные мысли. Иудейская апокалиптика переживает в эту эпоху новый свой расцвет. Черезнекоторое время после разрушения Иерусалима в 70 г. по Р. X. появилосьпроизведение, определенно имеющее общие черты с Откровением Иоанна. Это такназываемая "Третья Книга Ездры". {На Западе известна как "Четвертая КнигаЕздры"; иногда ее называют прямо "Апокалипсис Ездры". Мы будем говоритьтолько о главах 3-14, начало и конец книги явно позднейшего происхождения.} Учитель еврейского народа Ездра (Эзра), восстановивший Закон Моисеевпосле возвращения иудеев из Вавилонского плена, не имеет, конечно, отношенияк этому произведению. Но его имя присвоено книге неслучайно: новоеразрушение Иерусалима впрямую ассоциировалось с событиями VI в. до Р. X. Содержание книги вкратце таково. Находящегося в Вавилоне Ездру смущаетнесоответствие униженного положения евреев - избранного народа - ипроцветания жителей Вавилона - города, наполненного грехом. Он обращается кБогу, прося объяснения такой несправедливости. Ездре является ангел Уриил,который дает понять усомнившемуся, что человек вообще не в состоянииуразуметь пути Господня. В этой части Псевдо-Ездра близок Книге Иова, где намятеж униженного праведника следует тот же самый ответ Бога. Но Иов, услышавголос Самого Господа, умолк, Ездру же такой ответ не удовлетворяет - онполагает, что задал не такой сложный вопрос. Ангел объясняет, что "этотвек", то есть мир, уже не может вместить милость Божию; он сократился дотакой степени, что воздаяние праведникам и грешникам может произойти лишьпосле кончины мира. Ездра этим также не удовлетворяется. Тогда Господьявляет ему ряд видений, которые и составляют основное содержание книги.Ездре тяжело смириться с тем, что ему открывается, и это служит поводом дляновых видений, поэтому апокалипсис Псевдо-Ездры дает очень подробнуюэсхатологическую картину и в каком-то смысле может быть назван вершинойиудейской апокалиптики. Сначала являются предзнаменования грядущего конца света: "После третьейтрубы внезапно воссияет среди ночи солнце и луна трижды в день; и с деревабудет капать кровь, камень даст голос свой, и народы поколеблются... МореСодомское извергнет рыб... Часто будет посылаем с неба огонь... Сладкие водысделаются солеными... Умножится на земле неправда и невоздержание. Однаобласть будет спрашивать другую соседнюю: "не проходила ли по тебеправда...?" И та скажет: "нет"" (3 Езд. 5:4-11) "Однолетние младенцызаговорят своими голосами, и беременные женщины будут рождать недозрелыхмладенцев через три и четыре месяца, и они останутся живыми и укрепятся" (3Езд. 6:21). После всех знамений придет Мессия, Сын Божий, и будет править четыресталет, причем, очевидно, в эти годы никто из людей не умрет, а по истечении ихумрут все, в том числе и Мессия. Затем на семь дней на земле наступит"древнее молчание", после чего начнется воскресение мертвых и Страшный суд.Судить людей будет Сам Всевышний (а не Мессия), Который воздаст всем поделам их. Тут не будет прощения грешникам и никакие молитвы за них непомогут. Ездра в отчаянии, ведь он понимает, что праведников мало, а значит, испасутся немногие. Он молит Бога судить народ Израиля по делам праведников,а не грешников. Господь отвечает на это, что люди сами виноваты в своемнечестии, ибо им была дана свобода, они же ею злоупотребили. Такая молитва иотказ в ответ на нее будет чрезвычайно распространена как мотив вхристианской апокалиптике. Особое видение Третьей Книги Ездры относится к мировой истории ипродолжает традицию Книги Даниила. Отличие в том, что все головы и крыльяэтого видения символизируют персонажей истории Римской державы. Последнийправитель, о котором здесь говорится в такой прикровенной форме, - это,вероятно, Нерва. Конец династии Флавиев для автора книги служит признакомблизкой кончины мира. Явившийся из леса лев (Мессия) избавляет людей отвладычества жестокого орла (Рима). После всех видений Ездра просит у Бога позволения наставить иудеев напуть истинный. Он желает записать "все, что было соделано в мире от начала,что было написано в законе Твоем, дабы люди могли найти стезю и дабы те,которые захотят жить в последние времена, могли жить" (3 Езд. 14:22). Богдает Ездре в помощь пятерых мужей и за сорок дней они записывают 94 книги,семьдесят из которых должны быть сохранены в тайне. Псевдо-Ездра вкладывает в уста Господа Бога такие слова: "Ты нелюбопытствуй, как нечестивые будут мучиться, но исследуй, как спасутсяправедные" (3 Езд. 9:13). Однако у других апокалиптиков этого временипреобладает интерес именно к тому, что происходит в ином мире - и справедниками, и, в особенности, с грешниками. Близко по времени к Третьей Книге Ездры возникли апокрифы, известныекак "Откровение Варуха" {Мы имеем в виду апокриф, дошедший на греческомязыке (так называемый "Третий Варух").} и "Книга Еноха Праведного". {Втораяиз этих книг сохранилась в славянском переводе, почему и называется часто"Славянский Енох".} Это наиболее ранние памятники "енохического" типа,ведущие свое начало от путешествия по загробному миру, описанного вэфиопской Книге Еноха. При этом Псевдо-Варух имеет много общих деталей сПсевдо-Ездрой. Енох и Варух совершают путешествие по ряду "небес", где видят терпящихнаказания грешников, блаженствующих праведников и ангелов. Сопровождающиеангелы отвечают на вопросы взятых на небо. Читая эти писания, обращаешь внимание на одну их особенность. С однойстороны, это апокалиптика - людям открывается то, что недоступно обычномупознанию. С другой стороны, нравоучительность в этих книгах частопревращается в развлекательность, поскольку многие частности носят явнофантастический характер. Особенно хорошо это видно в "Откровении Варуха". Размеры ада,подробности строительства Вавилонской башни и даже физиологическиеособенности птицы Феникс - все это может вызвать читательский интерес, апотому интересует и автора. У Псевдо-Варуха нет и следа того трагизма,которым отмечены все сцены откровения Ездры. Иудейская апокалиптикапревращается из пророческого жанра в нарративный. Еще лучше мы видим это в апокрифе II в. по Р. X. "Завещание Авраама".Это произведение - часть своего рода трилогии, состоящей из "завещаний"Авраама, Исаака и Иакова, {Завещания Исаака и Иакова дошли в коптскихверсиях.} где каждая часть посвящена какой-то основной добродетели каждогоиз патриархов {Так это и в "Патриархах".} (у Авраама это гостеприимство). Содержание апокрифа вкратце таково. Праведный Авраам прожил почтитысячу лет, и Бог желает взять его к Себе. С этой целью Он посылает на землюархангела Михаила. Однако Авраам не хочет умирать и отказывается идти сархангелом. Михаил возвращается на небо ни с чем, но Бог вновь посылает егос тем же приказом. Авраам старается оттянуть время и требует, чтобы архангелпоказал ему "всю вселенную". В центральной, собственно апокалиптическойчасти книги Авраам с Михаилом и другими ангелами путешествуют на колесниценад землей, а потом по небесам. По возвращении на землю праведный старецвновь отказывается умирать. Тогда Бог вынужден послать к Аврааму уже самуСмерть, которая хитростью умерщвляет его. Ангелы возносят умершего на небо,к престолу Господню. Из этого пересказа уже видно, что апокалиптика Завещания Авраама носит,так сказать, не вполне серьезный характер. Истинно эсхатологические чаянияуступили место познавательному интересу. Впрочем, надо отметить, что начинаяс эфиопской Книги Еноха этот интерес присутствовал в целом рядеапокалиптических писаний. В "Завещании Авраама" примечательна картина Страшного суда, которыйвершит первый земной мученик - Авель. Это суд первый, он совершается,очевидно, сразу после смерти каждого человека. Но предстоят еще два суда -двенадцати колен Израилевых и Самого Господа Бога. Грехи и добродетеликаждого человека записаны в книгу, ангелы переписывают их и сравнивают, чегобыло больше. Ангел Пируил (от греч. pyr - огонь) испытывает дела людейогнем: дела праведных остаются целы, дела грешников сгорают. Апокалиптическая традиция продолжает жить и в иудейском сивиллизме. Вконце I - начале II вв. по Р. X. созданы IV и V песни из корпуса КнигСивилл. IV песнь - вполне цельный апокалипсис. Б_о_льшую часть его занимаетизложение мировой истории, которая представляет собой череду царств, войн ивсяческих бедствий. Знамения последних времен - Иудейская война сразрушением Иерусалимского храма, гражданская война 60-х гг. в Риме,извержение Везувия и, наконец, явление "воскресшего" Нерона, который долженпокорить Рим. Гневаясь на людей за их нечестие, Господь уничтожает весь мирв огромном пожаре. Затем следует воскресение мертвых, Страшный суд и явлениеМессианского царства для праведников. В V песни интересен новый способ иносказательного наименования римскихимператоров. Теперь это уже не головы, рога и крылья, а числовое обозначениепо первой букве имени. {См. Книги Сивилл V, 19-51 и приложение I в издании"Книги Сивилл". М., 1996.} Но самое замечательное место здесь, да, пожалуй,и во всех Книгах Сивилл, - это война созвездий, которая заканчивается ихвсеобщей гибелью: "Звезды родили войну - Господь повелел им сражаться. Вместо Солнца вовсю бушевало огромное пламя, Лунный двурогий изгиб потерял свою прежнюю форму. В битву вступила Венера, ко Льву на спину взобравшись; Прямо в загривок Тельца Козерог молодого ударил, Тот же за это лишил Козерог надежд на спасенье; Дольше на небе сиять Орион Весам не позволил; Дева судьбу Близнецов в созвездье Овна изменила; Звезды Плеяд не взошли - их пояс Дракон уничтожил; В панцирь созвездия Льва наносить стали Рыбы удары; Рак не сумел устоять, боясь больше всех Ориона; Встал на свой хвост Скорпион, перед Львом робея ужасным; Пес помчался стремглав от огня палящего Солнца; Гнев большого Светила заставил пылать Водолея. Начал трястись Небосвод, пока не стряхнул воевавших. Сильно разгневавшись, он с высоты на землю их бросил, Так что, стремительно вниз в Океанские воды сорвавшись, Землю спалили огнем, а небо лишилось созвездий". (Книги Сивилл V, 514-531) История апокрифической литературы показывает, насколько близки быливоззрения и чаяния евреев и первых христиан, живших в I - начале II вв. поР. X. Такой вывод представляется вполне естественным, ведь христианство ивышло из среды палестинского еврейства, однако между каноническими текстамиВетхого Завета и писаниями Завета Нового различия весьма существенны. Онибросаются в глаза тем более, что евангелисты и апостолы (особенно, конечно,апостол Павел) постоянно это различие подчеркивают и на нем настаивают.Сразу же видны и чисто литературные, жанровые несходства. Но в апокрифах разница часто сводится к локальным выпадам христианскихавторов против иудеев. Совпадения при этом принципиальны - это относится и кпредставлениям о будущем мира, и к жанру, и к подробностям самого разногорода, которые привлекали как иудейских, так и христианских читателей. Особенно характерное явление - использование иудейских текстов какхристианского назидательного чтения. С одной стороны, христиане использоваливетхозаветные писания, не вошедшие в иудейский канон, {Впрочем, сам этотканон был официально утвержден лишь около 100 г. по Р. X.} такие как двеКниги Премудрости, Книгу Товит и т.д. С другой стороны, иудейские апокрифычасто исправлялись и дополнялись христианскими переписчиками и получализатем распространение уже в новой среде, далеко за пределами Палестины. Ярким примером тут служат "Завещания двенадцати Патриархов". Еще вначале XX века велись дискуссии относительно того, был ли автор этой книгииудеем или христианином. На самом деле памятник этот, конечно, ранний (какуже было сказано, начало I в. до Р. X.), но он буквально испещрен вставками,которые касаются преимущественно личности Мессии - то есть добавлено имя"Иисус", подчеркнуто, что Мессия будет из колена Иуды (а не Левия),упомянуто, что из колена Дана выйдет Антихрист, а к перечню грехов падшихиудеев обязательно добавляется главный грех - распятие Христа. Благодарятакой переработке книга обрела новую жизнь и сохранилась во множествесписков на языках средневековья. Христианские вставки мы встречаем и в других известных текстахиудейского происхождения - Третьей Книге Ездры, {Следует отметить, что этотапокриф почти не подвергся переработке, но в то же время был включен вхристианские каноны. Он и сейчас завершает собой Ветхий Завет в русскойБиблии.} Откровении Варуха, Завещании Авраама. Чем меньше было в старых текстах специфически иудейских черт, тембольший успех должны были иметь они у христиан. Именно это объясняет широкоераспространение христианского сивиллизма - дополнений к тем апокалиптическимпророчествам иудеев, о которых мы говорили выше. Призыв к язычникамобратиться к Единому Богу и эсхатологические ожидания позволяли христианскимсивиллистам использовать все основные темы и даже отдельные фрагменты болееранних пророчеств. Из христианских писаний Сивиллы особенно значительна VIII песнь.{Общепринятая датировка этой песни - 2-я половина II в. по Р. X.} Как и уПсевдо-Ездры, основной исторический интерес автора этой поэмы - судьбаРимской державы. За свои бесчисленные грехи Рим претерпит в конце временжестокую кару, связанную с явлением воскресшего Мессии. Затем Господь нашлетвсяческие бедствия на весь мир; завершатся они гибелью творения, включая извезды. Все это очень близко иудейским текстам Сивиллы. Новизна поэмы в том,что явление Мессии описывается по Евангелию, то есть как первое пришествиеИисуса Христа. К сожалению, в тексте много пропусков и последовательностьизложения нарушена, поэтому не вполне ясно, придет ли Христос вторично, {Како втором пришествии говорится о воскресении Христа, о Его возвращении наземлю после сошествия во ад.} и как Его второе пришествие будет связано сгибелью мира. Яркие обличения грешников поэт вкладывает в уста Самого Господа Бога.Интересно также место, где Бог и Слово (Христос) решают вместе, как имсотворить мир и человека - до сих пор в апокалиптике не встречалось подобныхтекстов. К началу II в. по Р. X. относится "Откровение Петра" - апокалипсис,который до установления в IV в. канона Нового Завета считался многимихристианами подлинным и богодухновенным писанием наряду с ОткровениемИоанна. Среди рассмотренных нами апокалиптических книг Откровение Петрасмотрится гораздо более естественно, нежели Откровение Иоанна. Первая частьапокрифа {Она дошла только по-эфиопски.} более всего напоминает слова опоследних временах Самого Иисуса Христа (Мф. 24-25), да и вообще в этойчасти Откровение Петра очень близко евангельскому тексту. День Страшногосуда описан, однако, гораздо ярче и с характерными для литературы этоговремени подробностями. Вторая часть {Она, в основном, сохранилась и по-гречески.} выдержана в"енохическом" духе - Христос показывает Петру муки ада. Все грешники терпятмуки по делам своим. Хотя прямой связи между грехом и карой может не быть,но каждый грех карается каким-то одним определенным образом. Казнями ведаютангелы - Эсраил, Тартарух и другие. Описанию ада противостоит картина, рисующая жизнь праведников в раю, нооб этом апокриф говорит скупо. Итогом видений становится евангельскоеПреображение на горе Фавор, когда Христос предстает во славе вместе справедными Моисеем и Илией. Так заканчивается Апокалипсис Петра. Подводя итог рассмотрению апокалиптики III вв. по Р. X., мы можемсказать, что писания ранних христиан остаются, в основном, в традициииудейской эсхатологии, но при этом сама иудейская эсхатология претерпеваетсущественные изменения, превращаясь постепенно в нравоучительную,познавательную, а порой и развлекательную литературу. Такой сплав подлиннойапокалиптики, дидактики и развлекательности являют и более поздниехристианские откровения, о которых нам предстоит сказать теперь. Большинство дошедших до нас христианских апокрифов трудно датироватьсколько-нибудь определенно. Достаточно уверенно можно утверждать, что"Откровение Павла" было написано в конце IV в., а другие сохранившиесяапокалипсисы принадлежат византийскому времени (между V и X вв.). Откровение Павла ближе всего к Апокалипсису Петра. Основой для созданияэтого апокрифа послужили слова апостола Павла: "Знаю человека во Христе,который... (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищенбыл до третьего неба. И знаю о таком человеке..., что он был восхищен в райи слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Такимчеловеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь... Впрочем, если захочухвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь,чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит отменя" (2 Кор. 12:2-6). Как сообщает автор апокрифа, откровение было найденов основании дома в Тарсе, где некогда жил апостол, три с лишним века спустяпосле его смерти. Очевидно, имеется в виду, что Павел пожелал оставить нечтоиз открытого ему Богом в тайне до будущих времен. Вознесенный на небо Павел видит усопших грешников и праведников.Описание ада и рая еще более развернутое, чем в Откровении Петра. Особенноинтересно изображается то, как души после смерти покидают свои тела. За душуумирающего борются добрые и злые ангелы - победа зависит от числа добрых излых дел человека, завершающего свой земной путь. Отлетающая душа должназапомнить тело, в котором находилась, чтобы вернуться туда в деньвоскресения мертвых. Души предстают на суд Господа немедленно. Грешники встречаются здесь стеми, кого они обижали при жизни, и вынуждены сознаваться в своихпреступлениях. Если обиженные еще живы, душа обидчика содержится подстражей, пока те не умрут и не явятся обличить ее. Увидевший многообразие адских мук Павел горько плачет. Являетсяархангел Гавриил, который "делает смотр всем мукам". Гавриил и Павел вместеумоляют Бога пожалеть грешников, и Господь позволяет несчастным отдыхать отмучений "ночь и день святого Воскресения". Описание рая значительно обстоятельнее, чем в Откровении Петра. Павелвстречает здесь Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Моисея и других праотцев ипророков еврейского народа. Обращает на себя внимание то, что изображаемыйрай и есть тот сад Едемский, где жили некогда Адам и Ева. С Откровением Павла сходен по сюжету апокриф "Откровение ПресвятойБогородицы", перевод которого получил широкое распространение на Руси подназванием "Хождение Богородицы по мукам". Пречистая, повествуется в апокрифе, пожелала узнать, какие мучениятерпят грешники после смерти. Явившийся Ей архангел Михаил проводитБогородицу "по мукам", показывает Ей все виды казней в разных частях ада. Матерь Божия поражена тем, какие страшные муки терпят христиане - люди,уверовавшие в Ее Сына. Она просит Бога даровать грешникам-христианампрощение или хотя бы послабление, но Господь отказывается сделать это.Только по общей молитве архангела Михаила, Богородицы и всех святых Богсоглашается даровать грешникам "отдохновение в день Пятидесятницы", чтобыони "славили Отца и Сына и Святого Духа". Продолжение традиции Третьей Книги Ездры мы находим в откровениях,носящих имена Ездры и Седраха. {Седрах - имя одного из святых отроков вКниге Даниила. Впрочем, возможно, что здесь это просто искаженное имя"Ездра".} Пафос обоих апокрифов в стремлении праведного, но смертногочеловека познать пути бессмертного Бога - эта идея возвращает нас кветхозаветной Книге Иова. Особенно ярко она выражена в Откровении Седраха,который желает не просто говорить с Самим Господом, но и обвинить Его встраданиях людей. Конечно, по-настоящему судиться с Богом Седрах не может,но он пытается доказать, что грешники заслужили прощение - хотя бы потому,что "жалок человек". Господь хочет поместить праведного Седраха в рай, нотот отказывается: если не помилованы грешники, он хочет страдать вместе сними в аду. Подобно герою Завещания Авраама Седрах не желает отдавать свою душуангелам, пока Бог не соглашается уступить: грешникам достаточно теперькаяться в течение двадцати дней земной жизни, чтобы заслужить прощение.Любопытно и добавление: "Если же кто перепишет слово сие дивное, да невспомянется тому грех его во веки веков" (Откр. Седраха 16). Добившисьуступки, Седрах соглашается поселиться в раю. Очень сходные сцены есть и в христианском Откровении Ездры. Но авторэтого апокрифа привлекает апокалиптическую традицию более широко. В книгеописан ад, причем Ездра спускается по ступеням вниз, в глубь преисподней -этой черты в других откровениях мы не находим. Упоминаются семьдесят седмин, говорится об уничтожении мира.Замечателен "портрет" Антихриста: "Лицо его видом походит на пашню, правыйглаз - словно звезда утренняя, другой - неподвижен. Рот его шириной влокоть, зубы его размером в пядь. Пальцы его словно серпы, след ноги егоравен двум пядям. На лбу же его - надпись: "антихрист"" (Откр. Ездры 7). Сохранился также апокалипсис, приписанный Иоанну Богослову. В этомапокрифе больше общего с каноническим Откровением, чем во всех прочих, нокомпозиция здесь совершенно иная. Иоанн беседует с Богом, будучи взят нанебо с горы Фавор. Весь апокриф состоит из вопросов апостола и ответов Бога.Видения, столь характерные для новозаветного Апокалипсиса, почтиотсутствуют. В беседе подробно обсуждается все, что должно произойти при кончинемира и после нее. Все это записано в книге за семью печатями. Таким образом,"новому" Иоанну божественные тайны раскрываются как бы полнее, чем"старому". Все ответы Господь сопровождает ссылками на Священное Писание, восновном на Псалмы Давида. Вообще этот апокалипсис - несмотря на вполнетипичные картины светопреставления - самый спокойный, обстоятельный,"информирующий", а не "поражающий" читателя. Быть может, его автор хотел нетолько дополнить каноническое Откровение, но и сделать его содержание болеедоступным - отсюда такая "катехизисная" форма апокрифа. * * * В этой статье мы дали беглый очерк иудейской и христианскойапокалиптики от книг Ветхого Завета до византийской эпохи. Но то время, накотором мы остановились, - это еще не конец апокалиптической литературы. Впереводах на множество языков она продолжала жить до Нового времени, акое-где живет и поныне, став органичной частью, фольклора. Вместе с другими библейскими апокрифами откровения стали важнойсоставляющей мировой литературы, родившейся из проповеди Евангелия. Вслед заНовым и Ветхим Заветом апокрифы вошли в литературы самых разных народов - отПерсии до Западной Европы и от Эфиопии до России. Их никто непропагандировал и не насаждал - просто, воспринимая христианское учение,люди всего мира желали узнать и понять больше, чем было сказано вканонических текстах. Для этого им были нужны апокрифы. И апокалиптика - уженеважно, иудейская или собственно христианская - стала одним из самыхлюбимых жанров этой литературы. Утратилась напряженность эсхатологическихожиданий, но о том, что будет "в конце времен" было интересно узнать многим,а о том, что станет после смерти лично с ним, - любому из людей. И неприходится удивляться, что из этих "сокровенных книг" вышло одно извеличайших творений человеческого духа - "Божественная Комедия" Данте.

Date: 2015-11-13; view: 317; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию