Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерные тесты

Методические указания по выполнению контрольной работы

Цель выполнения контрольной работы – поверка полученных студентами теоретических знаний и практических навыков по экономическому анализу.

Контрольная работа представляется в письменной форме на рецензирование с последующим собеседованием, на котором проверяется усвоение студентом аналитических расчетных процедур, умение составлять многофакторные модели при проведении факторного анализа и делать по ним необходимые выводы.

В контрольной работе указан вариант и фамилия студента, которому она предназначается. Переписывать задание не обязательно.

Контрольная работа студента состоит из трех заданий: одного теоретического и двух практических.

Если в задании сказано, чтобы студент использовал экономическую информацию своего предприятия, то необходимо предоставить преподавателю вместе с контрольной работой информационные источники, содержащие данную информацию.

По итогам выполнения заданий необходимо сделать необходимые выводы.

 

Извините, если я написала фамилии с ошибками, у меня список фамилий студентов в рукописном варианте.

 

Вариант № 1 – для Гайдук Юлии

Задание 1 (теоретическое)

Системный подход к экономическому анализу

 

Задание 2 (практическое)

Используя метод абсолютный разниц, оцените влияние на среднегодовую выработку работающего:

а) удельного веса рабочих в общей численности работающих;

б) среднегодовой выработки рабочего.

Показатели Отчетный период Предыдущий период
Среднесписочная численность работающих, чел.    
Среднесписочная численность рабочих, чел    
Объем продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб.    
Средняя продолжительность рабочего дня, час. 7,05 7,5

 

По результатам расчетов сделайте аргументированные выводы

Задание 3 (практическое)

Используя экономическую информацию своего предприятия, проведите анализ оборачиваемости капитала предприятия и его составляющих. Сделайте выводы.

 

Вариант № 2 – для Куктиновой Алеси

Задание 1 (теоретическое)

Понятие методики экономического анализа. Общие и частные методики.

Задание 2 (практическое)

Имеется следующая информация

Показатель Изделие А Изделие Б
План Факт План Факт
Выпуск продукции, штук        
Цена за единицу продукции, руб        
Себестоимость единицы продукции, руб        

Определите, как повлияли следующие факторы на изменение фактической рентабельности изделия А по сравнению с плановой:

– себестоимость изделия;

– цена за единицу продукции.

Сделайте выводы.

Задание 3 (практическое)

Используя экономическую информацию своего предприятия, проведите анализ его финансовой устойчивости с определением типа финансовой устойчивости. Сделайте выводы.

 

 

Вариант № 3 – для Остапенко Виктории

Задание 1 (теоретическое)

Система взаимосвязанных аналитических показателей - важная составляющая метода экономического анализа

Задание 2 (практическое)

Известно, что за отчётный период среднее списочное число рабочих возросло со 100 до 120 человек; среднее число отработанных часов в день одним рабочим возросло с 7,4 до 7,5 часа; среднее число дней, отработанных одним рабочим за год уменьшилось с 290 до 280 дней; средняя часовая выработка одного рабочего сократилась с 40 до 35 рублей. С помощью метода абсолютных разниц оцените влияние факторов на изменение объёма товарной продукции.

По результатам расчётов сделайте аргументированные выводы

Задание 3 (практическое)

Используя экономическую информацию своего предприятия, поведите анализ его доходности.

 

Вариант № 4 – для Сидорец Юлии

Задание 1 (теоретическое)

Чистые активы предприятия: понятие, методика расчета, значение при оценке финансовой устойчивости предприятия.

Задание 2 (практическое)

Имеются следующие данные по предприятию:

Показатели 2008 год 2009 год
Товарная продукция в сопоставимых ценах, тыс.руб.    
Фонд заработной платы промышленно-производственного персонала, тыс.руб.    
Средняя списочная численность промышленно-производственного персонала, чел.    

Используя метод цепных подстановок, определите влияние изменения численности персонала и его средней оплаты труда на изменение фонда заработной платы.

Сделайте аргументированные выводы

Задание 3 (практическое)

Используя экономическую информацию своего предприятия, проведите анализ обеспеченности запасов предприятия основными источниками их финансирования

Вариант № 5 – для Меретуковой Заремы

Задание 1 (теоретическое)

Охарактеризуйте факторы, влияющие на деловую активность предприятия

Задание 2 (практическое)

Используя балансовый метод, оцените влияние факторов на изменение объема реализованной продукции (тыс. руб.)

Показатели Фактически Планировали
Остаток нереализованной продукции на начало анализируемого периода    
Остаток нереализованной продукции на конец анализируемого периода    
Выпуск товарной продукции    

 

По результатам расчетов сделайте аргументированные выводы

Задание 3 (практическое)

Используя экономическую информацию своего предприятия, поведите факторный анализ затрат на 1 рубль продукции (на 1 рубль продаж)

Вариант № 6 – для Губского Антона

Задание 1 (теоретическое)

Охарактеризуйте экзогенные и эндогенные факторы, обуславливающие кризисное финансовое состояние предприятия

Задание 2 (практическое)

Имеются следующие данные по предприятию:

Показатели Предыдущий период Индивидуальный индекс роста показателя
Среднечасовая выработка рабочего, руб. 26,8 1,194
Число дней отработанных рабочим за год, дней   1,013
Средняя продолжительность рабочего дня, часов 7,8 0,974
Среднегодовая выработка рабочего, руб. 48497,28 ?

Используя метод относительных разниц, проведите оценку влияния факторов на изменение среднегодовой выработки рабочего

Задание 3 (практическое)

Используя экономическую информацию своего предприятия, проведите анализ его имущества

 

Вариант № 7 – для Накцок Дины

Задание 1 (теоретическое)

Способ элиминирования: сущность, применение в экономическом анализе, достоинства, недостатки

Задание 2 (практическое)

Показатели Фактически
За предыдущий год За отчётный год
Среднегодовая стоимость основных промышленно-производственных фондов, тыс.руб    
Товарная продукция, тыс.руб.    
Стоимость активной части основных промышленно-производственных фондов, тыс.руб.    
Численность работающих, чел    

 

По приведённой выше информации оцените (любым из известных Вам методов (укажите выбранный метод) влияние следующих факторов на изменение объёма продукции:

— среднегодовая стоимость основных промышленно-производственных фондов (ОППФ);

— удельный вес активной части ОППФ в стоимости ОППФ;

— фондоотдача активной части ОППФ.

Сделайте выводы

 

Задание 3 (практическое)

Используя экономическую информацию своего предприятия, проведите факторный анализ рентабельности капитала предприятия.

 

Вариант № 8 – для Тлихас Дианы

Задание 1 (теоретическое)

Моделирование экономических показателей как база проведения многофакторного анализа.

Задание 2 (практическое)

Имеются следующие данные по одному из цехов предприятия:

Показатели Предыдущий период (до реконструкции) Отчётный период (после реконструкции)
Объём готовой продукции цеха, тыс.руб.    
Производственная площадь цеха, кв.м.    
Число установленных в цехе станков, шт.    
Общее число отработанных станко-часов    

 

С помощью метода абсолютных разниц оцените влияние на изменение объема готовой продукции цеха следующих факторов:

1) производительности станко-часа;

2) среднего числа часов работы одного станка;

3) числа станков, приходящихся на 1 кв. метр производственной площади;

4) размера производственной площади цеха

 

Задание 3 (практическое)

Используя экономическую информацию своего предприятия проведите анализ состава и структуры источников формирования имущества предприятия.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Войтоловский Н.В. Экономический анализ основы теории комплексный анализ хозяйственной деятельности организации. Учебник для вузов. "Юрайт" Издательство: 978-5-9916-0193-1 ISBN: 2010 Год: 3-е издание Издание: 507 стр. http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1796

2. Казакова Н. А. Управленческий анализ и диагностика предпринимательской деятельности. Рекомендовано УМО по образованию в области финансов в качестве учебного пособия для студентов. Москва: Финансы и статистика, 2009. - 497 с. ISBN: 978-5-279-03363-8 http://www.biblioclub.ru/book/63506/

3. Ефимова О. В. Финансовый анализ. Учебник для Вузов. Рекомендовано Учебно-методическим объединением в качестве учебника для студентов высших учебных заведений. 3-е изд. - Москва: Омега-Л, 2010. - 352 с. ISBN: 978-5-370-01781-0 http://www.biblioclub.ru/book/54714/)

Дополнительная литература

 

1. Анущенкова, К. А., Анущенкова, В. Ю. Финансово-экономический анализ:../К. А. Анущенкова, В. Ю. Анущенкова..М.,2009

2. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности, М.: ИНФРА-М, 2009

3. Шеремет, Анатолий Данилович Комплексный анализ хозяйственной деятельности../А. Д. Шеремет.Изд. доп. и испр.М.,2008

4. Головнина, Л. А. Экономический анализ: учебник для студентов / Л. А. Головнина, О. А. Жигунова. - М.: КНОРУС, 2010.

3. Любушин Н.П., Бабичева Н.Э. Экономический анализ. Контрольно-тестирующий комплекс. – М.: ЮНИТИ, 2007

4. Кирокосян М.А. Анализ финансовой отчетности. Тестовые задания. – Краснодар.: Кубанский гос. ун-т, 2009

5. Лапина О.Г. Годовой отчет 2011. М.: Консультант Плюс, 2012

6. Вакуленко Т.Г., Фомина Л.Ф. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений. СПб.: Издательский дом «Герда», 2011.

7. Новодворский В.Д., Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации. М.: Бухгалтерский учет, 2010

8. Ендовицкий Д.А., Щербаков М.Д. Диагностический анализ финансовой несостоятельности организаций. – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2007

9. Чая В.Т. Управленческий анализ / В.Т. Чая, Н.И. Чупахина. − М.: Рид Групп, 2011. 448 с.

Краткий конспект лекции по теме 1 (Сущность, предмет, задачи экономического анализа)

 

 

Единого, универсального определения понятия «экономический анализ» не существует.

Й. Шумпетер обозначил этим термином владение техникой анализа в четырех областях: истории, статистике, «теории» и экономической социологии. По его мнению, результаты и выводы в ходе любого экономического исследования должны формироваться с обязательным совместным использованием техники исторического, статистического, теоретического и социологического анализов.

Анализ в буквальном смысле означает познавательную процедуру мысленного, а также часто и реального разделения объекта или явления на части; процедурой обратной анализу является синтез, с которым анализ часто сочетается в практической или познавательной деятельности. В зависимости от характера исследуемого объекта, сложности его структуры, уровня абстракции, используемых в процессе познания подходов и практических способов их реализации, анализ выступает в различных формах, являясь часто синонимом исследования вообще как в естественных, так и в общественных науках. То есть, под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Диалектический процесс дифференциации и интеграции знаний способствовал выделению таких специальных наук как бухгалтерский учет, экономика организации, управление, маркетинг, планирование, статистика и др. Сюда же относится и экономический анализ, который тесно связан с перечисленными науками, но имеет свои методы и предмет изучения.

Экономический анализ как одна из разновидностей анализа вообще представляет собой систематизированную совокупность аналитических процедур, имеющих целью получение заключений, выводов и рекомендаций экономического характера в отношении некоторого объекта. При этом в качестве объектов анализа могут быть: страна, рынок, предприятие, инвестиционный проект, технологическая линия, себестоимость и т.п. Этот термин в широком смысле дает обобщенную характеристику аналитических процедур вообще, заключающихся в использовании некоторых моделей и методов, применяемых для осмысления, объяснения, оценки, обоснования и предсказания явлений или действий в экономике.

Совокупности аналитических процедур в системе макроэкономики и микроэкономики называются соответственно макроэкономическим и микроэкономическим анализом. С определенной условностью можно говорить о том, что ядром микроэкономики является оценка поведения фирмы как основной экономической ячейки любой национальной экономики. Поэтому под анализом экономики фирмы (микроанализом) понимаем анализ в системе управления деятельностью фирмы. Как практическая деятельность любая экономика представляет собой сложный организм, состоящий из множества надлежащим образом организованных и взаимодействующих между собой элементов. Ключевой элемент экономики – предприятие (фирма) как некая форма организации и взаимодействия ресурсов, имеющая целью создание определенного вида товаров и (или) услуг.

Анализ хозяйственной деятельности предприятия может быть разделен на два тесно взаимосвязанных раздела: финансовый анализ (внешний и внутренний) и производственный управленческий анализ. Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделение системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Особенностями управленческого анализа являются:

· ориентация результатов анализа для своего руководства;

· использование всех источников информации для анализа;

· отсутствие регламентации анализа со стороны;

· комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;

· интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;

· максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческих тайн.

Экономический анализ (на микроуровне) как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную с:

а) исследованием экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;

б) научным обоснованием бизнес-планов и объективной оценкой их выполнения;

в) выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия на результаты хозяйствования;

г) раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития и определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;

д) обобщением опыта отраслевых лидеров и умением выбрать эффективное управленческое решение в условиях хозяйственной неопределенности.

Экономический анализ в отличие от химии, физики относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений.

В настоящее время не достигнуто единой точки зрения в формулировке предмета экономического анализа. Однако, многие из определений имеют общие признаки, что позволяет выделить среди них несколько групп, где в качестве предмета указывается:

а) хозяйственная деятельность объекта;

б) хозяйственные процессы;

в) причинно-следственные связи экономических процессов;

г) изменения хозяйственных процессов и др.

В качестве предмета экономического анализа (на уровне хозяйствующего субъекта) следует рассматривать причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, происходящих в результате осуществления хозяйственной деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и получающие свое отражение через систему экономической информации. Правила аналитической деятельности и ее принципы сводятся к следующему. Экономический анализ должен:

· иметь научный характер, т.е. основываться на положениях диалектической теории познания, использовать новейшие достижения в теории и методологии экономических исследований;

· быть конкретным, объективным, точным, т.е. а) основанным на реальных данных, результаты его должны получать конкретное количественное выражение; б) содержать критическое и беспристрастное изучение экономических явлений с выработкой обоснованных выводов;

· быть действенным, что подразумевает пригодность результатов анализа для использования в практических целях, для повышения результативности хозяйственной деятельности;

· проводиться регулярно, систематически, а не от случая к случаю, что позволит снизить неопределенность функционирования объекта;

· быть экономичным или эффективным, т.е. затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше того экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения;

· быть комплексным, всесторонне изучать причинные взаимосвязи;

· исследовать объекты в системе их внутренних и внешних взаимосвязей с другими элементами и объектами (а не изолированно), т.е. быть системным;

· быть демократичным, т.е предполагает при необходимости участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, компетентных в том или ином вопросе и т.п.

Экономический анализ изучает причинно-следственные связи экономических явлений и процессов на всех уровнях экономики. Рассматривая хозяйственную деятельность как объект изучения, аналитик должен быть в состоянии ответить на вопрос, как изменяется (изменится) тот или иной ее показатель в результате i-го хозяйственного решения (i= 1,..., n), принятого j-м руководителем (j = 1,...,m) k-го подразделения (k = 1,...,K) в t-й момент времени (t= 1,..., T) и осуществленного одновременно с множеством других хозяйственных решений I-х руководителей K–х подразделений.

По характеру воздействия на результаты деятельности объекта управления все функции можно разделить на две группы: предписывающие, целеполагающие, обязывающие (планирование, организация, стимулирование, регулирование); отражающие, оценивающие, обосновывающие направления и характер последующих действий (учёт, контроль, анализ). Первые воздействуют на объект непосредственно и активно (через управленческие решения), вторые - косвенно (через информационное обеспечение и разработку вариантов управленческих решений). Особенности содержания и назначения функций управления обуславливают необходимость взаимодействия между собой на основе конкретизации информационного отображения каждого процесса деятельности.

В процессе управления экономический анализ как функция научного обоснования принимаемых решений занимает промежуточное место между функциями, связанными с принятием решений и функциями подбора и обработки информации об управляемом объекте. Поэтому повышение научного уровня управления, повышение степени обоснованности принимаемых решений объективно предполагает постоянный рост степени информированности органа управления за счёт более полного и глубокого выполнения его аналитических функций. Это приводит к повышению роли экономического анализа в управлении, расширению его возможностей непосредственного регулирующего воздействия на позитивный ход хозяйственных процессов.

Экономический анализ является многоцелевой функцией управления, которая одновременно участвует в выполнении других функций. Его значение и место в управлении производством определяется ведущей ролью в информационном обеспечении процессов управления для улучшения тактического и стратегического руководства, повышения качества принимаемых решений, выявления резервов, оценки экономической эффективности хозяйствования.

Экономический анализ тесно связан с рядом таких экономических и неэкономических дисциплин как:

· экономическая теория, изучая экономические законы, механизм их действия, создает теоретическую основу для развития экономического анализа; при проведении аналитических исследований необходимо учитывать действие экономических законов; экономический анализ содействует развитию экономических законов; многочисленные аналитические исследования накапливают сведения о проявлениях тех или иных экономических законов;

· бухгалтерский учет;

· финансирование и кредитование;

· отраслевые экономики;

· планирование и управление;

· статистика;

· математика и технологические науки.

Краткий конспект лекции по теме 2 (Виды экономического анализа, их классификация)

В основе классификации видов экономического анализа лежит классификация функций управления так как экономический анализ является необходимым элементом выполнения каждой функции управления предприятием. Виды прикладного экономического анализа классифицируются по:

1) времени проведения (или по содержанию процесса управления) выделяют анализ:

а) перспективный (или предварительный (иногда стратегический).

Перспективным называют анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем. В перспективном анализе главное внимание уделяется выяснению возможных причин, которые в будущем будут обуславливать формирование результативных показателей, т.е. анализ ведется до совершения хозяйственных процессов. При нем изучается устойчивость факторов, изменение показателей в предыдущих периодах с целью выявления тех из них, которые будут играть существенную роль в будущем периоде. Основные причины отклонений фактических значений экономических показателей от планируемых: невозможность полного учета всех факторов, определяющих результативный показатель; непрерывное образование новых производственно-хозяйственных резервов, являющихся следствием технического прогресса, инициативы работников и др. факторов. В практических методиках исследования задачи перспективного анализа конкретизируются по:

-- объектам анализа (бригада, участок, цех, предприятие);

-- показателям деятельности (прибыль, производительность труда, рентабельность продаж);

-- горизонтам перспективы.

б) оперативный (или ситуационный).

Оперативный анализ представляет систему повседневного изучения выполнения намеченных заданий с целью быстрого вмешательства в необходимых случаях в процесс производства для непрерывного и эффективного функционирования хозяйствующего субъекта. Оперативный анализ максимально приближен во времени к моменту совершения хозяйственных операций. Он основывается на данных первичного учета, непосредственного наблюдения за процессом производства, беседах с работниками. Данный вид анализа базируется на широком использовании натуральных показателей. При нем обеспечивается своевременность получения результатов, т.е. отрезок времени, в течение которого принятое по результатам анализа решение может воздействовать на краткосрочные причины, вызывающие отклонения от намеченной программы. Практически, оперативный анализ позволяет принимать управленческие решения «на ходу», отслеживать назревающие затруднения и предотвращать их. Как правило, оперативный анализ не является комплексным, т.е. не охватывает все стороны деятельности коммерческий организации.

в) ретроспективный (или последующий, текущий, исторический).

Ретроспективный анализ – это анализ осуществленной хозяйственной деятельности, проводимый, как правило, по важнейшим отчетным периодам. Его главные задачи: объективная оценка результатов хозяйственной деятельности, комплексное выявление резервов и их мобилизация для будущего, а также выявление недочетов в работе и их виновников. Его существенный недостаток в том, что выявленные резервы означают навсегда потерянные возможности роста эффективности деятельности для анализируемого периода.

2) объектам анализа:

а) функциональный, предметом которого являются потребительские свойства конкретных изделий;

б) технический (или инженерный) – анализируются натурально-вещественные процессы деятельности по созданию потребительных стоимостей с определенными функциями. Предметом этого анализа являются причинно-следственные связи технических процессов и их влияние на хозяйственную деятельность.

в) экономический, объектом которого являются экономические процессы, протекающие на предприятии в ходе осуществлении хозяйственной деятельности.

г) социальный, позволяющий на основе изучения социальных процессов, происходящих на предприятии, выявлять позитивные и негативные тенденции и разрабатывать предложения по развитию социальной инфраструктуры и включать их в контракты (договоры по найму).

д) экологический – изучает причинно-следственные связи природы и общества, изменяющие их в лучшую или худшую сторону относительно жизни человека. Его целью является исследование причин, ухудшающих экологическую обстановку, и разработка на их основе соответствующих управленческих решений, направленных на сохранение и улучшение баланса между природой и обществом.

е) правовой, связанный, прежде всего, с исследованием выполнения предприятием своих обязательств и нахождения в рамках правового поля.

ж) маркетинговый, направленный главным образом на изучение внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, её конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики и др.

3) уровню и масштабам управления (или по пространственному признаку)

а) внутрихозяйственный, изучающий деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений;

б) межхозяйственный – сравнивает результаты работы нескольких предприятий;

в) народохозяйственный или анализ, проводимый на уровне национальной экономики;

г) в рамках данного классификационного признака можно говорить еще об

-- отраслевом анализе;

-- межотраслевом анализе (или региональном), исследующем функционирование комплекса отраслей, находящихся в одном регионе.

4) взаимосвязанным объектам управления:

а) функционально-экономический (или функционально-стоимостной (ФСА); ФСА – это метод системного исследования функций отдельного объекта, направленный на оптимизацию соотношения между потребительскими свойствами объекта и затратами на его разработку, производство и применение. В качестве объекта ФСА может быть выбрано изделие, которое: а) имеет повышенный удельный вес в объеме выпускаемой продукции; б) находится на стадии освоения; в) по каким-либо причинам утратило свою былую конкурентоспособность (а ранее стабильно обеспечивало доходы предприятию). Суть ФСА в том, что изделие расчленяется на отдельные составные элементы и каждые элементы анализируются с позиции выполнения какой-либо функции. В ФСА объеденены два вида анализа: функциональный и экономический. Объектом анализа здесь выступают функции (потребительские свойства) изделий и обусловленные ими стоимости. Предметом – причинно-следственные связи между потребительской стоимостью и стоимостью конкретных видов изделий. Функциональный подход позволяет исследовать состав функций изделия: главную, основные, вспомогательные и ненужные (в том числе вредные); их структуру по значимости обеспечения главной функции, возможности ликвидации ненужных функций. Экономический подход дает возможность находить источники экономии живого и овеществленного труда на создании потребительных стоимостей посредством изучения формирования затрат по отдельным функциям. Объединение этих двух подходов приводит к решению взаимоисключающих задач: повышение качества продукции и снижение затрат на ее выпуск.

Этапы ФСА:

1) подготовительный;

2) информационный;

3) аналитический;

4) творческий;

5) исследовательский;

6) рекомендательный;

7) этап внедрения;

8) коммерческо-сбытовой.

 

б) технико-экономический;

в) социально-экономический;

г) эколого-экономический;

д) экономико-правовой.

5) периодичности:

а) годовой;

б) квартальный;

в) месячный;

г) ежедневный;

д) сменный;

е) разовый;

ж) декадный;

з) каждодневный и др.

6) субъектам проведения или субъектам управления:

а) анализ, проводимый руководством, функциональными службами, собственниками;

б) анализ, проводимый поставщиками, покупателями;

в) анализ, проводимый кредитными организациями, страховыми, аудиторскими фирмами;

г) анализ, проводимый судебно-правовыми органами и др.

7) содержанию и полноте охватываемых анализом вопросов:

а) полный, сплошной анализ хозяйственной деятельности;

б) локальный анализ деятельности отдельных подразделений предприятия;

в) тематический анализ отдельных направлений работы предприятия.

8) методам изучения объекта:

а) сравнительный или сопоставительный. В настоящее время сопоставительный анализ имеет особое развивающееся направление – бенчмаркинг, в основе которого лежит сравнение деятельности не только предприятий-конкурентов, но и передовых фирм других отраслей. Особенность этого вида анализа состоит в том, что стратегическое планирование базируется не на заданиях, определяемых от достигнутого, а на исследованиях наиболее успешных параметров как в собственной отрасли, так и в других отраслях. Целью сопоставительного анализа является оптимизация экономической стратегии и разработка мероприятий по ликвидации разрыва в показателях собственного бизнеса и лидеров, направленные на получение наивысшего эффекта от новаций в хозяйственной деятельности.

б) системный;

в) комплексный;

г) стохастический (корреляционный);

д) маржинальный и др.

9) пользователям (потребителям) анализа:

а) внешний;

б) внутренний.

 

Основные особенности внутреннего и внешнего анализа

Классификационный признак Вид анализа
Внешний Внутренний
Назначение Общая оценка финансово-экономического состояния Поиск резервов увеличения прибыли и эффективности деятельности
Исполнители и пользователи Собственники, участники рынка ценных бумаг, налоговые службы, кредиторы, инвесторы и др. Управленческий персонал предприятия (руководители и специалисты)
Базовое информационное обеспечение Бухгалтерская отчетность Регламентированные и нерегламентированные источники информации
Характер предоставляемой информации Общедоступная аналитическая информация Детализированная аналитическая информация конфиденциального характера
Степень унификации методики анализа Достаточно высокая возможность унификации процедур и алгоритмов Индивидуализированные разработки
Доминирующий временной аспект анализа Ретроспективный и перспективный Оперативный

 

Краткий конспект лекции по теме 3 (Метод и методические приемы экономического анализа)

 

Метод – от греческого слова «methodos» означает путь исследования. Под методом в широком смысле понимают пути, способы и средства познания действительности, совокупность органически взаимосвязанных принципов и приемов исследования процессов и явлений в природе и обществе. Если предмет любой науки отвечает на вопрос «что мы изучаем», то метод – «как изучаем». Всеобщим по своему характеру, вскрывающим общие законы развития является диалектический метод. При нем:

-- каждое отдельно взятое явление следует рассматривать и изучать во взаимосвязи и единстве с другими, участвующими в едином процессе;

-- все явления должны рассматриваться в движении, развитии.

Таким образом, можно говорить, что диалектический подход к изучаемым объектам означает рассмотрение их в качестве сложных систем, требующих в процессе познания как детализации причин и факторов развития, так и обобщения результатов анализа. Достигается это с помощью разработки системы показателей для комплексного исследования причинно-следственных связей явлений и процессов.

Метод экономического анализа представляет собой системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия (или какого-либо другого объекта) путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и др. источников информации с целью повышения эффективности деятельности. Можно выделить несколько значимых отличительных особенностей диалектического метода познания в экономическом анализе.

1) Использование системы показателей для характеристики разных сторон хозяйственной деятельности;

2) Проводя анализ важно не только выявить, но и измерить причинно-следственные связи между показателями.

Метод исследования тесно связан с методикой, через которую он реализуется. Под методикой понимается совокупность способов и правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Она зависит от цели, задач анализа, объектов исследования, от содержания программы изучения, вида экономического анализа, последовательности и сроков его проведения. Существуют общие и частные методики. Под общей методикой понимается система исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях. Частные методики конкретизируют общую относительно к определенным отраслям экономики, к определенному типу производства или объекту исследования. Любая методика содержит такие моменты как:

· формулировку цели и задач исследования, объекты анализа;

· систему показателей, с помощью которых будет исследоваться объект анализа;

· советы по последовательности и периодичности анализа;

· описание способов аналитического исследования;

· источники данных и др.

Все методы и приемы экономического анализа могут быть классифицированы на:

1. Логико-экономические – сравнение, группировка, абсолютные, относительные и средние величины, балансовый метод, метод долевого участия, цепных подстановок (и его разновидностей), интегральный, табличный, графический.

2. Экономико-математические – корреляционный. дисперсионный анализ, трендовый анализ, математическая экстраполяция, теория массового обслуживания, приемы финансовой математики.

3. Эвристические (психологические) приемы анализа: контрольные вопросы, аналогии, инверсии, «мозговой атаки», экспертных оценок и др.

 

Рассмотрим более подробно некоторые из названных методов.

Метод сравнения представляет собой оценку и анализ анализируемого объекта через аналогичные объекты. В качестве базы сравнения могут использоваться: а) плановые данные; б) нормативные показатели; в) показатели прошлого периода; г) показатели деятельности конкурентов; д) среднеотраслевые показатели; е) показатели наиболее успешного периода работы предприятия. Важным условием сравнения показателей является их сопоставимость. Выделяются следующие основные признаки сопоставимости:

-- тождество методик определения сравниваемых показателей;

-- использование цен одного уровня;

-- идентичность изучаемых периодов.

Метод группировки. Группировка -- неотъемлемая часть почти любого аналитического исследования. Она представляет собой расчленение массы изучаемой совокупности на качественно однородные группы по определенным признакам. В анализе используются такие виды группировок как: типологические, структурные, аналитические.

Использование в анализе абсолютных, относительных и средних величин. Количественная определенность показателей, в том числе и тех, которые сравниваются, выражается в абсолютных и относительных величинах. В бухгалтерском учете абсолютные величины являются, как правило, основными измерителями. В анализе же они используются в бόльшей мере в качестве базы для исчисления средних и относительных величин. Относительные величины выражают числовые соотношения, присущие экономическим явлениям. Они выражаются в долях единицы, в коэффициентах (если за базу берется 1), в процентах (если за базу берется 100), в промилле (если за базу берется 1000), в продецимилле (если за базу берется 10000). Средние показатели рассчитываются на основе массовых, качественно однородных, но количественно отличных друг от друга данных. Их «аналитическая сила» состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений, процессов. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного к закономерному. С помощью средних можно определить общие тенденции и закономерности в развитии экономических процессов. Исходные данные и содержание исчисляемого показателя предопределяют вид используемой средней: арифметическая, хронологическая моментного ряда, геометрическая, квадратическая, каждая в форме простой и взвешенной, мода, медиана.

Индексный метод – один из методов количественного факторного анализа, основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню в предыдущем периоде или к уровню аналогичного явления, принятого за базу. В случае разложения абсолютного прироста (отклонения) обобщающего (результативного) показателя по факторам индексный метод пригоден в случае, когда:

а) число факторов, влияющих на результативный показатель равно двум;

б) взаимосвязь результативного показателя и влияющих на него факторов – мультипликативная;

в) один показатель-фактор – количественный, а другой – качественный.

Так как индексный метод является одним из методов количественного факторного анализа, остановимся подробнее на методике проведения факторного анализа. Сущность методов факторного анализа заключается в оценке влияния различных факторов на изменение результативного показателя. При этом соблюдается следующая последовательность:

1) выделяются факторы, определяющие уровень результативного показателя;

2) устанавливается функциональная зависимость между выделенными факторами и результативным показателем (или моделируется взаимосвязь между ними);

3) оценивается влияние изменения каждого фактора на изменение результативного показателя. При этом вначале оценивается влияние количественных факторов, а затем качественных.

Одним из важнейших этапов факторного анализа является моделирование взаимосвязи между результативными показателями и факторами, определяющими их значение. Моделирование – один из методов научного познания, с помощью которого создается модель (условный образ) объекта исследования. А.Д Шеремет говорит, что «моделирование есть отражение действительности с помощью математических формул»

Существуют следующие типы моделей:

· аддитивные (или модели сложения, разности);

· мультипликативные (или модели умножения);

· кратные (или модели деления);

· комбинированные, смешанные (представляющие собой различные сочетания предыдущих типов моделей).

В аналитической практике используются следующие методы (приёмы) моделирования:

– метод расчленения, применяющийся для аддитивных и мультипликативных моделей и заключающийся в расчленении одного или нескольких факторных показателей, образующих факторную систему, на составные элементы;

– метод удлинения, применяющийся для кратных моделей. Предусматривает удлинение числителя факторной системы и удлинение ее знаменателя по отдельности;

– метод расширения факторной системы, применяющийся для кратных моделей и предусматривающий умножение числителя и знаменателя дроби на один и тот же (или на одни и те же) показатели. В ходе его применения происходит переход от кратной модели к мультипликативной модели.

– метод сокращения, применяющийся для кратной модели и предусматривающий деление числителя и знаменателя дроби на один и тот же(или на одни и те же) показатели.

Метод цепных подстановок – наиболее распространенный, традиционный метод количественного факторного анализа. В его основе – способ элиминирования. Элиминирование процесс устранения, отклонения, исключения воздействия всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного фактора, т.е. это логический прием, при котором последовательно выделяется влияние одного фактора и исключается действие остальных. Метод цепных подстановок заключается в том, что влияние факторов на изменение результативного показателя определяется путем изучения влияния каждого из них как переменного фактора при неизменном (постоянном) действии остальных факторов. Последующее сопоставление результативных показателей до и после замены дает возможность рассчитать его влияние на изменение результативного показателя.

Метод цепных подстановок состоит в последовательной замене базисной величины одного из сомножителей, образующих систему, его фактической величиной. Все остальные показатели при этом принимаются неизменными. Каждая подстановка связана с отдельным расчетом (называемым промежуточным). Число промежуточных расчетов на единицу меньше, чем число факторов, влияющих на изменение результативного показателя.

Используя метод цепных подстановок следует соблюдать последовательность подстановок: вначале рассматривается влияние количественных факторов, а затем – качественных. Недостатком применения метода цепных подстановок является зависимость определения размера влияния факторов на изменение результативного показателя от очередности подстановки.

Разновидностью метода цепных подстановок является прием абсолютных разниц. Д анный метод используется для мультипликативных моделей и не предусматривает проведения промежуточных расчетов. В ходе его применения рассчитываются оценочные показатели как произведение разницы фактического и базисного значения рассматриваемого фактора на неизменные значения остальных факторов, образующих систему.

Также разновидностью метода цепных подстановок является прием относительных разниц. Как и метод абсолютных разниц он применяется для мультипликативных моделей. Абсолютный прирост (снижение) за счет первого фактора определяется как произведение базисного значения результативного показателя на темп прироста второго фактора. Абсолютный прирост (снижение) за счет второго фактора определяется как произведение базисного значения результативного показателя с учетом влияния первого фактора на темп прироста второго фактора. Абсолютный прирост (снижение) за счет третьего фактора определяется как произведение базисного значения результативного показателя с учетом влияния первого и второго факторов на темп прироста третьего фактора и т.п.

Интегральный метод применяется в детерминированном факторном анализе в мультипликативных, кратных и комбинированных моделях. В интегральном методе последовательность вычислений влияний факторов, в отличие от метода цепных подстановок, не оказывает влияния на конечные результаты расчетов. Данный метод позволяет разложить дополнительный прирост результативного показателя в связи с взаимодействием факторов между ними. Практическое использование интегрального метода базируется на специально созданных рабочих алгоритмах для соответствующих факторных моделей. Например, для двухфакторной мультипликативной модели у = а × в алгоритм будет таким:

 

∆у(а) = ∆а × вº + ½ ∆а∆в; или ∆у(а) = ½ ∆а × (вº + в¹);

∆у(в) = ∆в × аº + ½ ∆а∆в; или ∆у(в) = ½ ∆в × (аº + а¹)

 

Балансовый метод. Применяется в АХД в случае наличия строго функциональной зависимости, которая может быть представлена в виде балансового уравнения. Например, формула товарного баланса имеет вид:

 

Нн + ТВ = РП + Нк, где

Нн – остатки нереализованной продукции на начало анализируемого периода;

ТВ – товарный выпуск за период;

РП – объем реализованной продукции за период;

Нк – остатки нереализованной продукции на конец анализируемого периода.

На основе товарного баланса можно выявить влияние каждого элемента на изменение (отклонение) обобщающего показателя. При этом может быть использован метод цепных подстановок.

Метод долевого участия, когда влияние каждого фактора на результативный показатель определяется пропорционально его доле в отклонении от задания (или в динамике) по этому показателю, т.е. изменение результативного показателя распределяется между факторами по правилам пропорционального деления. Рассчитывается доля каждого фактора в общей сумме изменений, а затем эта доля умножается на общее отклонение результативного показателя. Алгоритм расчета такой:

∆а

∆у(а) = ————— × ∆у;

∆а + ∆в + ∆с

∆в

∆у(в) = ————— × ∆у;

∆а + ∆в + ∆с

∆с

∆у(с) = ————— × ∆у.

∆а + ∆в + ∆с

Методы сравнительной комплексной оценки. Данные методы применяются для проведения многомерного сравнительного анализа, как правило, в случаях, когда:

а) требуется сравнить деятельность нескольких хозяйственных единиц по имеющейся информации на основе единой системы показателей, т.е. рассчитать для каждой хозяйственной единицы интегральный показатель оценки, с помощью которого определяется степень успешности работы каждого объекта;

б) требуется сопоставить результаты работы какого-либо хозяйственного объекта во времени, для чего также рассчитывается показатель интегральной оценки, с помощью которого характеризуется количественная и качественная сторона динамики развития объекта во времени.

Среди методов сравнительной комплексной оценки остановимся на методе суммы мест и методе расстояний.

Метод суммы мест. При его применении необходимо все показатели, используемые в ходе анализа, разделить на две группы: показатели-стимуляторы и показатели-дестимуляторы. Показатели-стимуляторы – это показатели, рост которых свидетельствует об улучшении работы хозяйственного объекта (например, прибыль, фондоотдача, производительность труда). Показатели-дестимуляторы – это показатели, снижение которых свидетельствует об улучшении работы хозяйственного объекта (например, себестоимость продукции, текучесть кадров).

Методика использования метода суммы мест предполагает построение вспомогательной матрицы, предусматривающей тот факт, что,

– если показатель-стимулятор, то элементы вспомогательной матрицы располагаются по убыванию и каждому элементу матрицы исходной информации присваивается значение, соответствующее по столбцу убывания;

– если показатель-дестимулятор, то элементы столбца вспомогательной матрицы располагаются по возрастанию и каждому элементу матрицы исходной информации присваивается значение, соответствующее по столбцу возрастания.

Оценка каждой хозяйственной единицы производится по сумме значений местонахождения каждого показателя, это и будет интегральных показатель оценки для каждого объекта. Наилучшая хозяйственная единица должна обладать наименьшим значением интегрального показателя. Этот метод не учитывает абсолютные значения показателей, поэтому оценки могут значительно искажать реальную картину, если вариации показателей несущественны.

Метод расстояний. Для его применения необходима информация о значениях показателей для объекта-эталона. Объект-эталон – некоторый идеальный объект с идеальными В ходе применения данного метода рассчитываются суммы квадратов отклонений от объекта-эталона по каждому хозяйственному объекту. значениями по каждому показателю. Считается, что лучше всего работает тот хозяйственный объект, у которого наименьшая сумма квадратов отклонений от объекта-эталона.

Эвристические (психологические) приёмы анализа. Эвристика наука о творческом мышлении. Поэтому эвристические методы анализа называют психологическими приемами анализа, связанными с творческим поиском решения экономических задач. Это во многом интуитивные методы анализа, основанные на прошлом опыте, на экспертных оценках, когда во внимание принимается индивидуальное мнение специалиста или коллективная экспертная оценка. Среди них такие методы как.

Прием мозговой атаки – метод интенсивного генерирования новых идей. Для этого необходимо творческое содружество групп специалистов разного профиля. На первой стадии его реализации выдвигается серия идей, и чем их больше, тем лучше, как правило, будет ожидаемый результат. По мнению специалистов, для решения сложных задач требуется 400 – 500 первоначальных идей, которые накапливаются за несколько сессий по 40 – 50 минут. Затем они обсуждаются с целью выявления самых оптимальных для реализации.

Прием аналогии – использование подобного известного решения для ответа на конкретный аналитический вопрос. Для его реализации аналитик должен обладать наблюдательностью, способностью к переносу опыта.

Прием инверсии или система «наоборот» позволяет преодолеть психологическую инерцию. Умение перевернуть объект «вверх ногами», вывернуть «наизнанку», поменять местами его составляющие дают возможность отказаться от традиционных решений.

Прием коллективного блокнота предусматривает за определенный период (например, за месяц) самостоятельное накопление идей каждым участником. По окончании периода, руководитель творческой группы систематизирует материал и передает его на совместное обсуждение для выработки окончательного варианта решения проблемы.

Прием синектики ставит задачу найти нужное решение за счет преодоления психологической инерции, состоящей в стремлении идти традиционным путем. Решение проблемы ищет группа специалистов разных профессий.

Прием контрольных вопросов имеет цель с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. В зарубежной практике нашел распространение вопросник А. Осборна, включающий девять групп вопросов: что можно в объекте преобразовать; что надо сделать наоборот; на какой объект похож данный объект; что можно скопировать; какие новые комбинации объекта возможны и др.

К эвристическим приёмам относятся также интуитивные приемы, основанные на прошлом опыте, на экспертных оценках, когда во внимание принимается индивидуальное мнение специалиста или коллективная экспертная оценка.

Неформализованные методы решения экономических задач находят применение, прежде всего в условиях, когда нет возможности формально, с помощью математических моделей описать существенные связи экономических переменных и объектов. Такая ситуация складывается при прогнозировании. решении выбора. необходимости осуществить творческий поиск оптимальных решений, отсутствии условий для формализации взаимосвязей экономических явлений и процессов и возможности их количественного измерения.

 

 

Примерные тесты

1. Выберите верное утверждение. По отдельным объектам управления анализ подразделяется на:

а) функциональный, технический, экономический, социальный и экологический;

б) оперативный, текущий и перспективный;

в) народохозяйственный, региональный, отраслевой и внутрипроизводственный.

2. В ходе проведенных расчетов получено значение показателя материалоемкости продукции, равное 0,67. Поясните экономический смысл полученного расчета.

3. Найдите неверное утверждение. Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную с:

а) научным обоснованием бизнес-планов и объективной оценкой их выполнения;

б) раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития;

в) минимизацией области безрискового хозяйствования в условиях неопределенности.

4. Имеются следующие данные:

Показатели Обозначения Базисный период Анализируемый период
Объём продукции, тыс.руб. П   3008,9
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб.   ОПФ     2027,5
Среднегодовая численность ППП, чел Т    
Фондоотдача основных производственных фондов, руб.      

Определите изменение фондоотдачи основных производственных фондов в анализируемом периоде по сравнению с базисным:

а) снизилась на 0,11 руб;

б) возросла на 0, 25 руб;

в) не изменилась.

5. Определите, какой из предложенных ниже этапов аналитического исследования может быть Вами назван вторым этапом.

а) формирование системы показателей, характеризующей анализируемое явление;

б) формулировка цели и задач исследования;

в) определение информационной базы исследования;

г) определение всех взаимосвязей, дающих количественные оценки.

6. Дополните предложение необходимым словом. Если темпы роста фондовооруженности превышают темпы роста фондоотдачи, на предприятии преобладает............. путь развития?

а) экстенсивный

б) интенсивный

в) смешанный

г) комбинированный

7. Найдите неверное утверждение. В ходе проведения факторного анализа мультипликативные экономико-математические модели используются в применении таких методов анализа как:

а) метод цепных постановок;

б) метод относительных разниц;

в) индексный метод;

г) метод суммы мест.

8. Дополните предложение необходимым словом. Причинно-следственные связи экономических явлений и процессов являются …………….. экономического анализа:

а) объектом;

б) предметом;

в) субъектом.

9. Найдите верное определение.

а) показатели, отражающие числовые соотношения, присущие экономическим явлениям называются относительными величинами;

б) показатели, отражающие числовые соотношения, присущие экономическим явлениям называются средними величинами;

в) показатели, отражающие числовые соотношения, присущие экономическим явлениям называются абсолютными величинами.

10. При применении метода суммы мест…………..

а) чем больше сумма мест, тем более высокий ранг присваивается объекту;

б) чем меньше сумма мест, тем более высокий ранг присваивается объекту;

в) сумма мест не влияет на ранг объекта;

г) число мест должно быть на единицу больше количества анализируемых организаций.

11. Определите, какой из перечисленных факторов развития производства не является экстенсивным.

а) увеличение времени использования ресурсов;

б) ускорение оборачиваемости оборотных средств;

в) устранение непроизводительного использования средств труда.

12. Найдите верное утверждение. Экономический анализ в первую очередь способствует:

а) определению результатов деятельности организации;

б) обоснованию плановых заданий и принятию управленческих решений;

в) выявлению резервов повышения производительности труда.

13. Темпы прироста ресурсов на 1% прироста продукции показывают:

а) план по выпуску продукции перевыполнен

б) эффективность использования ресурсов

в) относительную экономию ресурсов

14. Среди предложенных показателей выделите структурный:

а) удельный вес активной части основных средств в составе всех основных средств;

б) средняя продолжительность рабочего дня;

в) общая стоимость основных средств;

г) среднечасовая выработка рабочего.

15. Метод инверсии является одним из методов:

а) сравнительной комплексной оценки;

б) статистических;

в) эвристических;

г) экономико-математических.

16. Какие из перечисленных методов экономического анализа не являются методами количественной оценки влияния факторов:

а) метод цепных подстановок;

б) метод группировки;

в) метод сравнения;

г) индексный метод;

д) метод относительных разниц.

17. Максимально-возможный выпуск продукции по качеству и количеству в условиях эффективного использования всех средств и предметов труда называется:

а) производственной программой предприятия

б) производственными резервами предприятия

в) производственным потенциалом предприятия

18. Дополните предложение необходимым словосочетанием. В системе управления организацией экономический анализ относится к…..

а) управляемой системе;

б) управляющей системе;

в) функциям планирования.

19. Сравнение отчетных показателей с аналогичными показателями предшествующих периодов позволяет определить:

а) динамику и тенденции развития предприятия;

б) причины невыполнения намеченного плана;

в) место данного предприятия в отрасли.

20. Дополните предложение необходимым словом. Содержание такого принципа экономического анализа как ………. характеризует пригодность результатов анализа для использования в практических целях, для повышения результативности операционной деятельности.

а) действенность;

б) объективность;

в) научность;

г) системность.

21. Эвристические методы анализа также называются:

а) эмоциональными;

б) психологическими;

в) лингвинистическими

22. Под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на ……….

а) расчленении (разложении);

б) умножении (произведении);

в) объединении (соединении)

23. Найдите верное утверждение:

а) Горизонтальный анализ бухгалтерской отчётности- анализ структуры отчётной формы с целью выявления относительной значимости тех или иных её статей;

б) Горизонтальный анализ бухгалтерской отчётности - сравнительный анализ каждой позиции отчетности с предыдущими периодами с целью выявления и прогнозирования присущих им тенденций;

в) Верного утверждения нет.

24. Найдите верное утверждение.

а) имущественный потенциал предприятия характеризуется величиной, составом и состоянием долгосрочных активов, которыми владеет и распоряжается коммерческая организация для достижения своих целей;

б) имущественный потенциал предприятия характеризуется динамикой и состоянием текущих активов, которыми владеет и распоряжается коммерческая организация в течение длительности своего производственно-коммерческого цикла;

в) имущественный потенциал предприятия характеризуется величиной, составом и состоянием долгосрочных источников финансирования, которыми распоряжается коммерческая организация для достижения своих целей;

г) имущественный потенциал предприятия характеризуется величиной, составом и состоянием долгосрочных и текущих активов, которыми владеет и распоряжается коммерческая организация для достижения своих целей.

25. Дополните предложение необходимым словосочетанием. Субъектом анализа финансового состояния является………………………………

а) финансовое состояние организации и ее финансовые результаты;

б) ключевые, наиболее информативные параметры, дающие объективную и наиболее точную картину финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия;

в) человек, занимающийся аналитической работой и подготавливающий аналитические отчеты для руководства.

26. Найдите верное утверждение. Статьи пассива баланса структурированы по:

а) принадлежности капитала;

б) продолжительности использования капитала;

в) степени ликвидности.

27. В состав текущих активов предприятия по балансу не включаются:

а) доходы будущих периодов;

б) сырьё и материалы;

в) расходы будущих периодов;

г) краткосрочные финансовые вложения.

28. Найдите неверное утверждение.

а) Политика формирования структуры совокупного капитала предприят


<== предыдущая | следующая ==>
по выполнению домашней контрольной работы | Uml;11.06 – 14.06.2015 * ¨15.10 – 18.10.2015

Date: 2015-11-13; view: 868; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию