Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советская мифология. Мифы о Ленине





Создание культа Ленина с чертами обожествления и массовым поклонением «вождю» начинается сразу после его смерти. Начало было положено переименованием Петрограда в Ленинград и созданием Мавзолея Ленина на Красной площади. Сохранение забальзамированных останков человека и установление ритуала поклонения этим останкам – уникальный случай в новой истории, создавший прецедент для последующих мумификаций «вождей» в социалистических странах. Сооружение Мавзолея Ленина положило начало превращению Красной площади с близлежащим Александровским садом в главный культовый комплекс Советского Союза.

В 1930-е по стране прокатываются волны переименований и новоименований населенных пунктов, учреждений и пр. в честь Ленина; изготовление памятников вождю – от монументальных до вездесущих гипсовых бюстиков – становится важной отраслью советского художественного производства.

В изображениях сталинского времени Ленин предстает величавым и грозным, дабы соответствовать официальному образу своего «продолжателя» и вообще эпическому духу «большого стиля». Отчасти в противовес этой иконографической традиции в эпоху Хрущева официальное искусство создает образ «дедушки Ленина», человечного и доступного, с лукаво-ласковой улыбкой и добрым прищуром. Такая трансформация была связана с лирическим настроением оттепели и общим смягчением советской системы. После XX съезда «добрый» Ленин был противопоставлен «злому» Сталину.

Утрированное «очеловечивание» Ленина делает его государственно формируемый образ просветленно-расплывчатым и удаленным от исторических реалий. Именно сентиментально окрашенный образ «дедушки» подвергается в народном сознании эпохи оттепели и застоя карикатурному снижению и становится поводом для бесчисленных анекдотов и др. разножанровых фольклорных произведений: Я сижу на вишенке,/не могу накушаться./Дядя Ленин говорил:/надо старших слушаться! и т.п.

Вместе с тем было бы неверно говорить об однозначном всеобще-ироническом отношении и к официальному образу Ленина, и к нему как лицу историческому. Самый популярный и тиражируемый, в определенном смысле осевой персонаж советской культуры не мог восприниматься народом исключительно негативно. Тотально негативное отношение было бы знаком радикального разрыва с политической системой и отказа от пассивной даже лояльности. Образ «самого человечного человека» сопровождал несколько поколений советских граждан буквально с раннего детства, с детского сада. Все дети младшего школьного возраста носили обязательный октябрятский значок с портретом маленького Володи Ульянова и, как правило, относились к своему «духовному патрону» вполне серьезно-уважительно. И часто отрицательные взрослые впечатления от советской социальной реальности и пропаганды не могли преодолеть инерции воспитания. Поэтому можно говорить о своеобразном двоемыслии, при котором разные ипостаси ленинского мифа уживались в общественном сознании, не обязательно вступая в конфликт.

В 90-е советские мифы подверглись оглушительной критике и развенчанию.

28.Политический анекдот как способ осмысления реальности. Анекдот в современном значении этого слова является одним из характерных явлений культуры ХХ в., и, видимо, унаследован от нее нынешним столетием. Миросозерцание интеллигенции порождает и широкую жанровую структуру анекдота, и историческую динамику соотношения его основных жанров. Если в традиционном крестьянском фольклоре основными предметами изображения были в его бытовых жанрах повседневная жизнь народа, а в сказках — мифологические фантазии об идеальной жизни, если в «смеховой культуре» таким предметом были религиозные мифы, то мир анекдота охватывает как будто три жанровые сферы, представляющие основные интересы интеллигенции — политическую, этическую и эротическую.Анекдот является плодом творческого синтеза словесного и исполнительского видов искусства, ибо рассказчик анекдота является не только соавтором его словесного текста, но своего рода «самодеятельным актером», представляющим ту его форму, которую называют «искусством чтеца» или «художественного слова», в той его разновидности, которая функционирует на эстраде в выступлениях юмористов, сатириков, пародистов и стала в последние годы особенно популярной благодаря телевидению.

Неудивительно, что в советское время в СССР и прежде всего в России (основной источник анекдотов — Одесса — был тогда российским городом) наиболее широкое распространение получил политический анекдот — только в такой анонимной и устной форме могло выражаться и широко распространяться критическое отношение к советскому строю и его «вождям». При Сталине рассказывание анекдотов, поскольку их сочинение оставалось неуловимым даже для всепроникающих карательных органов, было ограничено страхом ареста и многолетнего лагерного заключения (напомню пару уже рассказанных мной анекдотов более либерального, послесталинского времени), но анекдоты все же сочинялись и рассказывались на ушко и самым верным друзьям, но их героем не был обожествленный массовым сознанием «величайший вождь всех времен и народов» — это сознание было несравненно более фанатичным, чем католическое сознание носителей «смеховой культуры»; но уже наследники Сталина — и Н.С. Хрущев, и Л.И. Брежнев, и его еще более тупое окружение становились героями беспощадно саркастических анекдотов, ибо в этой фольклорной форме можно было выражать к ним отношение, которая в подцензурной печати, на сцене, в кино и телевидении, не могло быть воплощено. Вот несколько типичных примеров анекдотов этого жанра

Характерно, что в последние десять — пятнадцать лет в России почти совсем исчез политический анекдот, и понятно, почему: сегодня можно свободно и с любой степенью иронии и сарказма, шаржа и карикатуры изображать в прессе и на телевидении любых политических деятелей, включая Президента страны, не говоря уже о действиях парламента, правительства и местных властей, и, значит, нет социальных условий, порождающих политический анекдот как фольклорную форму общественного сознания. Но на авансцену вышел другой его жанр —эротический.

29. Мифология очереди. Очередь неотъемлемая часть общества. Очередь становится законом жизни, стихийное равенство.

Без всякого преувеличения можно сказать, что в советской очереди стояла почти вся страна. Очереди были видимые - унылые и возбужденные, многочасовые и многодневные, молчаливые и шумные, где в финале счастье приобретения густо перемешивалось с трагедией потерянного времени и неудовлетворенного желания; и невидимые, как многолетние стояния в очереди на машину и квартиру - многие ведь так и не достоялись, советская эпоха оказалась короче созданных ею очередей.

Тысячные очереди требовали изобретательности не только от покупателя, но и от продавца. При таком наплыве и «всеядности» покупателя торговля превращалась в механическое распределение по установленным нормам отпуска. В документах описана, например, практика очередности в продаже товаров: пока не кончался сахар, масло не начинали продавать. Или нарезали ткань лишь из одного рулона и только после того, как рулон заканчивался, начинали продавать ткань из рулона другой расцветки. Продавцы экономили время, покупатель же терял право выбора товара и вынужден был покупать то, что продавалось в тот момент, когда подошла его очередь. Так очередь становилась рычагом своеобразной «рационализации» торговли.

30. Мифы современной детской (подростковой) субкультуры. Субкультура-надстройка над культурой. Отрицает положения культуры. Культура объединяет все сообщество, субкультура стремится выделиться из общей массы. Многие из них – это протест против… всего: против родителей, общества, политики, обычаев (хиппи, панки, готы, фрики). Это выражается в подчеркнуто вызывающем внешем виде (лохмотья, или черная одежда, «клоунская», с точки зрения взрослых, косметика или аксессуары (пирсинг).

Подростки всегда стремятся выделиться из общей массы. Этим и объясняется наличие подростковых субкультур. Ведь именно субкультуры настолько динамичны, что позволяют с одной стороны иметь четкие внешние проявления, а с другой стороны подстраивать под их течение внутренние условия своего существования. Подростковых субкультур множество, есть безобидные течения, такие как эмо, есть и агрессивные, например, движение скинхедов. Наиболее популярные и часто встречающиеся сегодня направления - это готы и эмо.

Готов характеризует специфический внешний вид и доминирующий черный цвет одежды, волос и макияжа.Изначальной основой данной субкультуры была готическая культура и все, что с нею связано, но впоследствии движение начало трансформироваться с уклоном в тематику вампиризма, культа и восхваления смерти. Эмо движение характеризуется повышенной чувствительностью. Эмо киды склонны к частым переменам в настроении от детской непосредственности до чувствительной слезливости. Внешний вид также имеет свои отличительные признаки. Это рваные длинные челки, яркие пятна среди основного черного цвета в одежде, множество мелких аксессуаров типа мягких игрушек или значков. От готов отличаются любовью к жизни во всех ее проявлениях.

 

Date: 2015-11-13; view: 306; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию