Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная национально-культурная мифология. Образ России





НЕ ХВАТАЕТ!!!!!!!!!!

Современное общественное сознание, его структура и характерные черты. Феномен восстания масс.

Современная национально-культурная мифология. Образ России.

1.Общее понятие мифа и мифологического. Миф – архаическая ступень человеческого познания, которой свойственна иррациональность. Миф – донаучный, иррациональный, из него прорастают основные философские концепты. Мифологическая стадия познания дает произведение словесного искусства. Слово «миф» греческое, означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Главными предпосылками мифологической «логики» являлось, во-первых, то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды, и, во-вторых, то, что мышление сохраняло черты диффузности и нерасчленённости, было почти неотделимо от эмоциональной эффектной, моторной сферы. Следствием этого явилось очеловечивание всей природы, всеобщая персонификация. Различные духи, боги (а тем самым и представленные ими стихии и природные объекты) и герои связаны семейно-родовыми отношениями. 
В мифе форма тождественна содержанию и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Мифологическое мышление выражается в неотчётливом разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и её атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, начала и принципа, то есть происхождения и сущности. Нынешнее состояние мира — рельеф, небесные светила, породы животных и виды растений, образ жизни, социальные группировки, религиозные установления, орудия труда, приёмы охоты и приготовление пищи и т. д. - это оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифологических героев, предков, богов. Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния. Мифическое время есть время «начальное», «раннее», «первое», это «правремя», время до времени, то есть до начала исторического отсчёта текущего времени. Важнейшая функция мифического времени и самого мифа — создание модели, примера, образца. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифическое время и мифические герои одновременно источают магические духовные силы, которые продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе; поддержание такого порядка также является важной функцией мифа. Эта функция осуществляется с помощью ритуалов, которые часто прямо инсценируют события мифического времени и даже включают иногда рецитирование мифов. В ритуалах мифическое время и его герои возрождаются с их магической силой, события повторяются и реактуализируются. Ритуалы обеспечивают их «вечное возвращение» и магическое влияние, гарантирующее непрерывность природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка. Миф и ритуал составляют две стороны — как бы теоретическую и практическую — того же феномена. Однако наряду с мифами, имеющими ритуальный эквивалент, есть мифы, не имеющие такого эквивалента, равно как и ритуалы, лишённые своего мифологического двойника. Категория мифического времени особенно характерна для архаических мифологий, но трансформированные представления об особой начальной эпохе встречаются и в высших мифологиях, иногда как идеальный «золотой век» или, наоборот, как время хаоса, подлежащее последующей космизации. Миф нацелен на изображение превращения хаоса в космос. Наряду с временем начальным в мифы проникает и представление о конечном времени, о конце мира (эсхатологические мифы). В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлявшаяся музыкально-хореографическими, «предтеатральными» и словесными средствами, имела свою скрытую, не осознанную эстетику. Искусство, даже полностью эмансипировавшись от мифа и ритуала, сохранило специфическое соединение обобщений с конкретными образами. Миф и особенно ритуал имели прямое отношение к магии и религии. Философия развивалась, постепенно преодолевая мифологическое наследие. Но и после обособления различных идеологий и даже после значительного прогресса науки и техники, мифология не остаётся исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических форм повествования, а сохраняется в массовом сознании наряду с научной логикой.

2.Специфика мифологического сознания. Мифологией сознания можно считать источник некоторых анахронизмов в мифе. Например, друид Мирддин Эмрис может жить раньше легендарного короля Артура, одновременно с ним и быть учителем этого героя, и жить через сотню лет после смерти Артура. То же происходит и с другими историческими личностями — бардом Талиесином. Мифологическое сознание связано со священнодействием. Древний человек осознавал реальность своих действий в той степени, в какой они соответствовали сценарию священнодействия. В данном тексте постулируется зависимость человека от ритуала. Например, человек наблюдает цикличные заходы и восходы, имитирует их в ритуале и в своей жизни старается соответствовать полученным таким образом нормам (например, ложится спать на закате). Такая оценка категорически не имеет права на существование, особенно при рассмотрении раннего этапа мифологизма человеческого сознания, когда магическое действие, обряд, ещё не вполне трансформировалось в исключительно религиозный акт, в ритуал.В данном тексте постулируется зависимость человека от ритуала. Например, человек наблюдает цикличные заходы и восходы, имитирует их в ритуале и в своей жизни старается соответствовать полученным таким образом нормам (например, ложится спать на закате). Такая оценка категорически не имеет права на существование, особенно при рассмотрении раннего этапа мифологизма человеческого сознания, когда магическое действие, обряд, ещё не вполне трансформировалось в исключительно религиозный акт, в ритуал. В современном мире же мире человек обособляет себя от действительности и в результате теряет над ней контроль.

3.Функции мифа в древней и современной культуре. В первобытной культуре миф выполняет важнейшую функцию: он выражает и обобщает верования, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и культов, содержит практические правила человеческого поведения. Поэтому миф - не праздный продукт полудетского воображения, а активная социальная сила. Ни в коем случае нельзя считать миф поэтическими упражнениями слабого интеллекта. Миф является прагматическим законом, определяющим религиозную веру и моральную мудрость, подобно священным книгам - Библии, Корану и т.д. Миф для первобытного человека - это подтверждение некоей предполагаемой исконной действительности, он как бы прецедент, оправдывающий действие коллектива, идеальный образец традиционных моральных ценностей, традиционного образа жизни и магической веры, мифы - это попытка людей осмыслить свое бытие и как бы вжиться в них, сознательно слиться с ними с помощью эмоциональных и логических ассоциаций, особенности мифологического мышления связаны с нехваткой общих абстрактных понятий - отсюда потребность выражать общее, универсальное через конкретное, миф отражает интуитивно распознаваемую сознанием первобытного человека закономерность и упорядоченность явлений природы в форме ритмичности, цикличности движения своих образов; структура мифов отражает, выражает определенные особенности психики человека; миф связан с коллективным опытом, который для индивида был объектом веры (как мудрость предков миф отражал закономерности природы, ввиду слабости абстрактного мышления персонифицировал их, связывал их с сознательно действующей волей, отсюда основное действующее лицо мифологии — божество.

Социально-культурная среда ХХ века является той почвой, на которой мифологическая традиция смогла не просто сохраниться, а развиться в новых формах. В работах М. Элиаде, Р. Барта, А.Ф Лосева понятие «миф» употребляется в таких значениях:-миф – древнее предание, вымысел, рассказ;-миф – объяснение мира посредством некоей версии, которую нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть;-миф- синоним понятия «мифологическое сознание», то есть сознание, порожденное мифом и порождающее миф. В ХХ веке главным стало третье значение понятия «миф» - особое состояние сознания. Это связано с появлением феномена массового сознания. Массовое сознание – сознание глубоко мифологизированное. Функции мифа в современной культуре: 1.Миф объясняет человеку непонятные явления окружающего мира. Те объяснения, которые предлагают точные и естественные науки, доступны далеко не всем, поэтому мифы служат моделью реальности для большинства. Миф дает человеку критерии, с помощью которых можно измерить все. Любые окружающие явления становятся познаваемыми. Картина мира в мифе проста и доступна любому человеку. 2.Миф играет роль инстанции, которая регулирует поведение индивидов. Он претендует на достоверность, на то, чтобы быть единственно верной картиной мира. Основной источник мифов – средства массовой информации – выполняет воспитательную и образовательную функции. Мифы воспитывают и обучают молодежь. Реальные и воображаемые герои играют важную роль в формировании мировоззрения молодого человека. Мифы в политике регулируют поведение людей, стремятся сплотить их для достижения глобальной цели. 3. Миф позволяет человеку «справиться с временем», например, с помощью чтения художественного произведения. Чтение занимает место пересказа мифов в архаических обществах. Для современного человека оно является хорошим "отвлечением", дающим иллюзию господства над временем. Той же цели служат мифы в рекламе. Они тоже призывают «преодолеть время» посредством обновления. Потребители благодаря приобретению вещей могут бороться с процессом разрушения мира. Реклама намекает на возможность возрождения, возможность отменить неумолимый ход времени, и, следовательно, старения. Покупка новых вещей дает потребителю надежду на его собственное омоложение. 4. Миф создает собственную реальность посредством устойчивого повторения одних и тех же образов. Устойчивость мифологических образов внушает человеку уверенность в том, что в современном мире есть что-то постоянное, на что можно полагаться. То же происходит и в политике. Главное для политика или партии – уметь создать мифологическую реальность, которая привлекла бы многочисленных сторонников. 5. Миф делает возможным воздействие средств массовой коммуникации на массовое сознание. Средства массовой коммуникации влияют на сознание людей посредством мифов, которые часто создаются намеренно. Большая часть информации передается посредством мифа. С помощью мифа средства массовой информации формируют сознание людей.

4.Виды мифов. Миф в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире. Разновидности мифов: Космогонические мифы — о происхождении мира, солярные мифы, лунарные мифы, астральные мифы; Эсхатологические мифы — о конце мира; Антропогонические мифы — о происхождении человека,культурный герой. Календарные мифы- мифы об умирающем и воскресающем звере, Умирающий и воскресающий бог. Мифы о животных. Культовые мифы.

Космогонические мифы — мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Начинаются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Основные мотивы космогонических мифов — структурирование космического пространства и времени, разделение богами слитых в брачных объятиях земли и неба, установление космической оси — мирового древа, светил (разделение дня и ночи, света и тьмы), создание растений и животных; творение завершается, как правило, созданием человека (антропогонические мифы) и социальных норм культурными героями. Творение происходит по воле (слову) демиурга или путем порождения божеств и стихий мироздания богиней-матерью, первой божественной парой (небом и землей), богом-андрогином и т. п. Солярные мифы — мифологизация Солнца и его воздействия на земную жизнь; обычно тесно связаны с лунарными мифами. В научной литературе, особенно в трудах В. Манхардта и других представителей мифологической школы 19 в., солярными называются также мифы, в которых у героя или героини обнаруживаются солярные черты, то есть черты, сходные с признаками солнца как мифологического героя. В расширительном смысле Солярные мифы относят к астральным мифам. Лунарные мифы — мифы о Луне (обычно состоящей в неких отношениях с Солнцем), встречающиеся практически у всех народов. Наиболее распространённый сюжет, встречающийся у индоевропейских, сибирских, индейских народов - мотив "небесной свадьбы": Солнце и Месяц вступают в брак, но затем Месяц покидает Солнце, и в наказание рассекается пополам. У народов Сибири этот сюжет усложняется: Месяц спускается на землю (вариант - в подземный мир), и его ловит колдунья, хозяйка подземного мира (Хоседэм у кетов, Ылэнтой-котой у селькупов). Солнце, жена Месяца, приходит ему на помощь и пытается вырвать его из рук колдуньи, но та держит его крепко, и Месяц разрывается на две части. Так объясняется явление смены лунных фаз. Сюжеты, в которых Луна выступает как женское божество, обычно относятся к гораздо более поздним временам, чем мифы о Месяце - воплощении мужского начала. Астральные мифы, мифы о созвездиях, звёздах, планетах. В типологически ранней группе астральные мифы, звёзды или созвездия часто представляются в виде животных, нередко в таких мифах речь идёт об охоте на животных. У эвенков небо — это тайга верхнего мира, в котором живёт космический лось Хэглун, каждый вечер похищающий и уносящий в чащу солнце. Четыре звезды ковша Большой Медведицы понимаются как ноги Хэглуна, а три звезды ковша этого созвездия — как охотник (или три охотника), иногда как мифологический медведь Манги, охотящийся за лосем. Малая Медведица в одном из вариантов эвенкийского астрального мифа предстаёт как телёнок лося, Млечный путь — как след лыж охотника-медведя, объевшегося мясом лося. Характерная черта астральных мифов — наличие нескольких космических персонажей, воплощаемых расположенными рядом созвездиями. Эсхатологические Мифы, мифы о предстоящем конце мира. В противоположность большей части мифов, повествующих о важнейших событиях прошлого - времени мифологического, Э. м. содержат пророчества о будущем конце света. Антропогонические мифы — мифы о происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п., составная часть космогонических мифов. Наиболее архаичны тотемические мифы о превращении и людей животных-тотемов или о «доделывании» людей культурными героями из зародышей с нерасчлененными частями тела. Распространены мифы о сотворении людей (или антропоморфных существ) демиургами из дерева (ср. скандинавских Аска и Эмблу, буквально — «ясень» и «ива» и т. п.) или из глины. В мифологической модели мира человечество связано с землей, «срединным» миром. По другим мифам богиня-мать (мать-земля) порождает богов и первопредков людей. Особый антропогонический акт — оживление людей или наделение их душой, особенно в дуалистических мифах: противник демиурга не в состоянии создать человека нормального облика и оживить его, демиург придает творению антропоморфный облик и вдыхает в человека душу; противник демиурга стремится испортить сотворенного человека, вселяет в него болезни и т. п. Как правило, сотворение человека завершает космогонический цикл; первочеловек становится и первым смертным, что знаменует конец золотого века. В другом распространенном варианте антропогонических мифов весь мир создается из тела первого антропоморфного существа (скандинавский Имир).

5.Важнейшие мифологемы и мотивы. Мифологема термин, используемый для обозначения мифологических сюжетов, сцен, образов, характеризующихся глобальностью, универсальностью и имеющих широкое распространение в культурах народов мира. Примеры: мифологема первочеловека, мифологема Мирового дерева, мифологема Потопа. Понятие было введено в научный оборот К. Г. Юнгом. Термин «мифологема» имеет амбивалентную природу: это и мифологический материал, и почва для образования нового материала. В современной литературе слово «мифологема» часто используется для обозначения сознательно заимствованных мифологических мотивов и перенесения их в мир современной художественной культуры. Важнейшие мифологемы: Первочеловек — прародитель человеческого рода. Понятие, одинаково близкое различным областям знаний, но имеющее разный смысл и значение в зависимости от выбранного подхода. Богиня-мать — главное женское божество в большинстве мифологий. Часто Богиня-мать соотносится с землей, она является полнейшим воплощением женского творческого начала. Как и богини более поздних религий, чей образ восходит к доисторическому образу Богини-матери, она в разных культурах ассоциируется также с пещерами (которые воспринимаются как лоно богини), водной стихией, растительностью, астральными объектами, что указывает на универсальный характер культа этого божества. Мать дарует жизнь, поэтому самый важнейший её атрибут — плодовитость. Но в древнейшей мифологии Богиня-мать не только даровала жизнь, но и отбирала. Отсюда зачастую она и богиня подземного царства. Мировое Дерево — олицетворяет в себе единство всего мира. Ось мира — в мифологии и религии ось, связывающая небо и землю. В культурах практически всех народов Земли существуют мифологемы и образы, соответствующие религиоведческому понятию «оси мира». Это может быть столб, лестница, гора, дерево, лиана и др. Образ оси мира различается у разных народов в зависимости от мировоззрения, присущего конкретной культуре. Одно из наиболее частых представлений об оси мира — это священная гора, мифическая или реальная, которая считается высшей точкой Земли и центром мира. Иногда также считается, что на этой горе произошло творение мира. Известными примерами горы, как оси мира, являются Олимп в Греции, «Меру в Индии, Хараберецаити в Иране, мифическая „Гора Стран“ в Месопотамии, Геризим в Палестине, которая впоследствии была названа „Пупом Земли“. Потому что Священная Гора это Axis mundi, связывающая Землю и Небо; она касается Неба и обозначает наивысшую точку Мира. Из этого следует, что прилегающая к горе территория, составляющая „наш мир“, расценивается как местность, расположенная ближе всего к небу. Острова блаженных — мифическая область, сакральная заморская страна где-то на краю света или даже в ином мире. Один из символов рая в мифологии различных народов. Из мифов этот образ проник в литературу и философию, оказав большое влияние на развитие европейской утопической мысли. Миф о блаженных островах на краю земли — один из примеров утопического представления об «окраинных» народах, которое характерно для многих культур древности. Несмотря на явную легендарность этого образа, с ним пытались ассоциировать вполне реальные географические объекты Средиземного моря и Атлантического океана. Рай — в религиозном представлении: состояние вечной (бесконечной, необратимой во времени) блаженной (полностью удовлетворённой или счастливой) жизни (существования, бытия) в гармонии с Богом или Высшей Силой, и соответственно абсолютно не доступное для зла, болезней, страданий, конфликтов и смерти. Включает в себя две основные категории: 1) Рай-Эдем — состояние до познания добра и зла, прародина человечества — неосознанный рай (например, «Рай в Ветхом Завете»); 2) Рай-Небеса — состояние после познания добра и зла, прохождения через смерть и конец мира — осознанный рай (например, «Царство Небесное»). Часто противопоставляется аду. В переносном смысле — состояние абсолютного совершенства и блаженства. Представление о рае существует как в языческих традициях, так и в христианстве, исламе, многих школах буддизма, а также в трансгуманизме как концепция "paradise engineering". Ад — в понимании некоторых религиозных деноминаций (традиционные христианские конфессии, зороастризм, ислам) — посмертное место наказания грешников. Как правило, противопоставляется раю и ассоциируется с состоянием мучительного страдания. Золотой век — представление, присутствующее в мифологии практически всех народов, блаженное состояние первобытного человечества, жившего в гармонии с природой. Основные мифологические мотивы: БИТВА, война мифологический сюжет, связанный с творением космоса из хаоса и защитой творения (космоса, земли, людей) от разрушительных и враждебных сил (злых духов, чудовищ и т. п.). ЧУДОВИЩА тератологические существа, тератоморфные существа, в мифологии — воплощения хаоса и преисподней. ЦАРЬ мифологизированный образ правителя, вождя, главы государства, первопредка династии; в пантеоне — царь богов (злых духов и т. п.). ПРАЗДНИК главное мифологизированное действо, ритуал (ср. Обряды и мифы), наделяемое особой сакральностью (ср. рус. святки — от «святой» и т. п.) в противоположность обыденному, профанному времени. ВОЛШЕБСТВО магия, колдовство, чародейство, сверхъестественная способность при посредстве ритуала воздействовать на мир и человека.

6. Миф и сказка. Виды сказок и их композиция. Волшебная сказка.

Миф - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождеии всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире. Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искуство, литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве. Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние.

СКАЗКА – один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на жанры. Поскольку единой научной классификации до сих пор не существует, жанры или группы сказок исследователи выделяют по-разному. Так Э.В.Померанцева подразделяет их на сказки 1) о животных, 2) волшебные, 3) авантюрно-новеллистические и 4) бытовые, в то время как В.Я.Пропп делит сказки на 1) волшебные, 2) кумулятивные, 3) о животных, растениях, неживой природе и предметах, 4) бытовые или новеллистические, 5) небылицы, 6) докучные сказки.

Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел, что определяет и поэтику сказки. К главным признакам сказки, по В.Я.Проппу, относятся «несоответствие окружающей действительности» и «необычайность… событий, о которых повествуется» (в этом отличие сказки от литературного повествования).

Date: 2015-11-13; view: 1067; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию