Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Програма практических занятий





 

Тема 1. Литературная сказка Пушкина

Народная сказка и сказка А.С. Пушкина. Сказка о Бове Королевиче. Способы заимствования. Интерпретация фольклорных сюжетов и образов в стихотворных сказках. Особенности стихотворной речи. Образ сказителя-рассказчика (и пересмешника) в сказках и поэме “Руслан и Людмила”.

Красота божественная и красота искушения. В. Жуковский и А. Пушкин. Сказки А. Пушкина и сказка П. Ершова “Конек-Горбунок”. Основной конфликт. Волшебный помощник в разрешении конфликта. Посрамление “грешников”: искусителей, гордецов и т.д. Дурак и “умники”. Традиции “Конька-Горбунка” в литературной сказке.

Эволюция романтической сказки. Н. Карамзин и В. Жуковский. Сказки Н.П. Вагнера. Традиции Г.-Х. Андерсена. Н. Вагнер и В. Гаршин. Н. Вагнер и М. Горький. Н. Вагнер (“Великое”) и А. Гайдар. Стиль “Сказок голубой феи” Л. Чарской.

Тема 2. Исторические жанры в детском чтении

Былины в книге для чтения Л.Н. Толстого. Былины А.К. Толстого. Поэтика.

Тема 3. С. Алексеев. Жанры исторической прозы. Композиция. Функция диалога. Художественная правда и вымысел. Сказ в историческом повествовании.

Тема 4. Мир глазами героя

Автобиографический жанр. Анализ художественного произведения по выбору студентов. А.Н. Толстой. “Детство Никиты”.

М. Горький. “Детство”. И. Шмелев. “Лето Господне”. Сюжет. Деталь. Мир глазами ребенка.

Тема 5. Мир глазами ребенка в рассказах современных писателей: Ю. Нагибин, В. Белов, В. Астафьев, А. Алексин, В. Распутин и др.

Тема 6. Приключенческий жанр. Интрига. Характер препятствий. Герой и мир. Типы конфликта. К. Станюкович — Б. Житков. Особенности индивидуального стили в “морских историях” писателей.

Тема 7. Приключенческий жанр. “Дети капитана Гранта” Жюля Верна и “Два капитана” В.Каверина. Традиции и “свой голос”.

Тема 8. Приключенческая литература, фантастика и фэнтези.

«Хроники Нарнии» (1950—1956) К.С. Льюиса. Образы, хронотоп. Пересечения границ миров и сравнение его со сказочным переходом. Цель действия героя в волшебной сказке. И цель действия героя в «Хрониках Нарнии»

Тема 7 Трансформация зарубежной классики в русской литературе. Карло Коллоди и его «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» (итал. Le avventure di Pinocchio. Storia d'un burattino). Развитие главного образа. Литературное пародирование (Апулей) или развитие поговорки («Ну, ты и осёл»)? Приключения через которые проходит деревянный человечек, чтобы стать живым мальчиком.

Тема 8. Трансформация зарубежной классики в русской литературе. А.Н. Толстой и его «Приключения Буратино». Заголовок, парафраз итальянского названия. Какие сюжетные линии принимает Толстой, а от каких отказывается. В чем причина пересказа вместо перевода.

Тема 9. Традиции жанра “нонсенса” в поэзии и прозе. Кэрролл и «Алиса в стране чудес». Каким образом строится образ. Что означает нонсенс и как он строится автором. В чем отличие переводов А. Демуровой, Б. Заходера и В. Набокова.

Тема 10. Традиции жанра “нонсенса” в поэзии и прозе. Обэриуты: “нонсенс” и портретирование фольклорных и литературных тем, идей, мотивов, ритмических рисунков. Творчество Даниила Ивановича Хармса. Почему его творчество приняли за предназначенное для детей?

Тема 11 Художественный синтез в литературе для детей

Детская книга, как синкретическое явление. «Чудо-дерево» К.Чуковского и его иллюстрации

Тема 12. Поэзия для детей

Стихи С. Маршака и Б. Заходера в детском чтении. Стихотворная школа Маршака. Разнообразие жанров, сюжетных коллизий, способы обновления “штампованной” педагогической задачи. Стихи обэриутов, их традиции в русской поэзии для детей. Э. Успенский, Г. Остер и др.

Тема 13. Поэтическая классика в детском чтении

Отбор, правила публикации для детей (текст стиха, переданный прозой). Фрагменты из больших произведений. Что отбирается для детского чтения, что оставляется «на вырост»? Духовная доминанта от золотого и серебряного веков до наших дней..

Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Кольцов. Блок в отборе для детей.

С.А. Есенин и его детские произведения

Тема 14 Периодика для детей

Периодика 18 века, золотого и серебряного веков в соотнесении с современной периодикой для детей. Что остаётся неизменно, что изменилось. Что утратилось и почему.

Вопросы к экзамену

1. Детская литература и круг детского чтения.

2. Фольклор в детском чтении и в детской литературе. Малые фольклорные жанры.

3. Детский фольклор.

4. Народная сказка и миф.

5. Детская литература в России в XV–XVII веках.

6. Библия и агиографические жанры в детском чтении.

7. Античный миф в детском чтении.

8. Народная сказка. Обработка. Пересказ. Стилизация (А. Афанасьев, В.И. Даль, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой, А.М. Ремизов, А.Н. Толстой).

9. Жанр литературной сказки. Зарождение прозаической литературной сказки. Сказки Н.М. Карамзина для детей.

10. Стихотворная литературная сказка. В.А. Жуковский — сказочник.

11. Сказки А.С. Пушкина. “Прототипы” и оригинал.

12. Основные тенденции развития детской литературы в конце ХУШ–начале XIX века.

12. “Черная курица, или Подземные жители” А. Погорельского. Проблема жанра.

13. В.Ф. Одоевский — педагог и писатель.

14. Художественное пространство сказки П.П. Ершова “Конек-Горбунок”. Герой. Конфликт. Деталь. Ритмика. Особенности речи.

15. Сказ в “Аленьком цветочке” С.Т. Аксакова.

16. Лирическая поэзия XIX века в детском чтении. Жанры. Образность. Ритмическая организация. Слово как произведение.

17. Учебная книга для детей в представлении и воплощении К.Д. Ушинского и Л. Толстого.

18. Поэзия Н.А. Некрасова для детей. Жанры. Сюжет. Герои. Особенности стиха.

19. Д.Н. Мамин-Сибиряк — детский писатель. Сказка. Цикл сказок. Рассказ. Особенности повествовательной манеры.

20. Символика в сказках В.М. Гаршина.

21. Детская тема в творчестве писателей конца XIX–начала XX века (А.П. Чехов, Л.Н. Андреев, А.И. Куприн).

22. Льюис Кэрролл. “Алиса в Стране Чудес” и школа “нонсенса” в детской литературе XX века.

23. К.И. Чуковский в истории детской литературы.

24. История детской смеховой книги. Стилизация и пародия в юмористических жанрах. Приемы создания комического.

25. Комическое и лирическое в прозе и поэзии Саши Черного.

26. Поэзия серебряного века для детей и в детском чтении.

27. Роль М. Горького, К. Чуковского, С. Маршака в становлении и развитии советской детской литературы, периодики и критики.

28. С.Я. Маршак — поэт, сказочник, драматург, переводчик. Поэтическая речь. Герой.

29. Русская литературная сказка 20–30-х годов. Дискуссия о сказке. Новое поколение сказочников: Л.И. Лагин, В.А. Каверин, В.П. Катаев.

30. Идеи художественного синтеза начала XX века в “Трех толстяках” Ю. Олеши и “Золотом ключике” А. Толстого.

31. Детская поэзия в XX веке: основные тенденции развития.| Сюжет. Ритмика. Особенности образной речи.

32. “Нонсенс”, стилизация и пародия в творчестве обэриутов.

33. Ю. Олеша и Дж. Родари: традиция и “свой голос”.

34. История развития научно-художественной книги для детей: в XX веке.

35. Природоведческая книга в XX веке. Жанр. Повествователь. Сюжет.

36. В. Бианки — лирик и энциклопедист.

37. Лирико-философское начало в книгах М. Пришвина и К. Паустовского.

38. Творчество Е.Л. Шварца для детей. Стилизация и пародия в драмах. Традиционное и новаторское в “Сказке о потерянном времени”.

39. Сказ в творчестве П. Бажова, Б. Шергина, И. Панькина и др.

40. Сюжет, деталь, конфликт в сказках П.П. Бажова. Этнографическое и лирическое.

41. Исторические жанры в детском и юношеском чтении: истоки, эволюция, современность.

42. Своеобразие художественного повествования об истории. Проблематика. Особенности конфликта. Герой. Сюжет. Композиция.

43. “Мир глазами героя” в рассказах о детях и для детей.

44. Фантастика: научно-фантастические жанры и фэнтези. Особенности сюжетосложения. Прошлое, настоящее и будущее в научно-фантастических жанрах и фэнтези.

45. Христианский мир в “Хрониках Нарнии” К. Льюиса. Герои. Стиль. Диалог с прошлым и современностью.

46. Детская периодика и критика в истории детской литературы.

47. Актуальные проблемы современной детской литературы, периодики, критики.

48. Место детской литературы в мировой художественной литературе.

 

Date: 2015-11-13; view: 1562; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию